По роману Л.Н. Толстого «Война и мир» Часть

Роман Л.H. Толстого «Война и мир» — вершинное произ­ведение русской классической литературы. Интересно, что до реформы русской орфографии слово «мир» в названии романа писалось так, что обозначало «общество», а не «перемирие» как альтернативу войне.

В произведении изображены масштабные исторические события: целых две войны (союзническая война 1805 года, ко­гда русские войска помогали Австрии в борьбе с Наполеоном, и Отечественная война 1812 года).

Военные сцены романа пе­ремежаются с описанием жизни светского общества того вре­мени (салонных бесед, дружеских разговоров, любовных ро­манов и семейных праздников).

Важную роль в произведении играют массовые сцены. Они помогают автору развернуть широкую панораму истори­ческих событий.

Роман открывается описанием вечера в салоне Анны Пав­ловны Шерер, фрейлины и приближенной императрицы Марии Федоровны. Примечательно, что переводы с французского пе­ремежаются в романс с основным повествованием, которое ве­дется на русском языке. Парадоксально, но русское дворянство не только говорило, но и думало на французском языке.

Основной принцип поведения в этом светском обществе — манерность. Князь Василий говорит «по привычке, как за­веденные часы, говоря вещи, которым он и не хотел, чтобы верили». На лице Анны Павловны постоянно держится сдер­жанная улыбка. Она берется провозглашать Россию спасительницей Европы, не понимая, на какие жертвы и лишения обрекают страну эти военные действия. С милыми улыбками легко красивыми жестами отправлять людей на смерть. Глав­ное — подчеркнуть самоотверженность и высоту души импе­ратора Александра. Светская беседа становится для дворян самоцельной, ее содержание должно быть интеллектуально наполненным, сопровождаться грациозными жестами и при­нятыми в обществе манерами. О том, как трагично гибнут и жестоко страдают на полях сражений русские солдаты, речь просто не ведется.

Описание вечеринки в салоне Анны Павловны Шерер не только рисует панорамную картину русского дворянства об­щества, но и знакомит читателя с двумя центральными персо­нажами произведения — Пьером Безуховым и Андреем Бол­конским. Акцентируя внимание читателей на этих героях, Л.Н. Толстой дает нам их развернутые портреты. Пьер Безухов — «массивный, толстый молодой человек с стриженою головой. В очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». Л.Н. Толстой — при­знанный мастер психологического портрета. Неловкость, не­уклюжесть Пьера подчеркивает неординарность его натуры. Но не только эта деталь отличает его от светского общества. Главное — это «робкий, наблюдательный и естественный взгляд», с которым он смотрит на все окружающее. Л.Н. Толстой с тонкой иронией подчеркивает отношение свет­ского общества к появлению Пьера как к чему-то чуждому, непривычному и опасному: «Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тетушки о здо­ровье ее величества, отошел от нее».

6 стр., 2641 слов

«Война и мир» — проблемы романа. «Война и мир», Л. Н. Толстой

... проблемы в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого. Материал будет полезен при подготовке к уроку или сочинению по данной тематике. «Война и мир» — проблематика Всем добрый день! Начинаем разбирать проблематику универсальных произведений. Проблематика романа-эпопеи «Война и мир» ...

Натянутым светским улыбкам Л.Н. Толстой противопос­тавляет открытую, доверчивую улыбку Пьера: «Улыбка у него была не такая, как у других людей, сливающаяся с неулыбкой.

У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг мгновен­но исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и явля­лось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы про­сящее прощения».

Неуклюжесть Пьера — повторяющаяся деталь, сопровож­дающая появление этого образа в романе. В этой особенности Л.H. Толстой выражает стремление героя идти своим путем. Рассеянность же Пьера свидетельствует о том, что он еще не нашел этого пути, о том, что ему предстоит долгий путь нрав­ственных исканий.

Второй герой, о котором подробно рассказывает нам Л.H. Толстой, — это Андрей Болконский, небольшого роста, весьма красивый «молодой человек с определенными и сухи­ми чертами». Как и Пьер, Андрей кажется чужим в этой гос­тиной. Его красивое лицо портит гримаса. Л.Н. Толстой ши­роко использует портретную характеристику для раскрытия внутреннего мира героя. При этом ему свойственны так назы­ваемые развернутые портреты. Когда князь Андрей рассказы­вает о том, что несчастлив в браке, его лицо дрожит «нервиче­ским оживлением каждого мускула», глаза блестят.

Таким образом, как бы противопоставив Пьера и Андрея остальному обществу, Л.Н. Толстой подчеркивает, как чужды этим двум благородным, деятельным и по-настоящему интел­лектуальным натурам все эти пустые светские разговоры, при­творные любезности и дежурные фразы. Этот контраст мак­симально ярко раскрывает сцена встречи Андрея и Пьера в гостиной: «Князь Андрей, не оглядываясь, сморщил лицо в гримасу, выражавшую досаду на того, кто трогает его за руку, но, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно доброю и приятною улыбкой».

Андрей и Пьер встречаются как друзья, и на страницах романа их пути будут не раз пересекаться. Им суждено пройти этапы жизненных исканий, мучиться, сомневаться, работать над собой, но, в конце концов, обрести личностную цельность и значительность.

Наряду с вымышленными героями на страницах романа «Война и мир» описываются реальные исторические лица. Наибольшее внимание из них уделено Наполеону, спор о ко­тором ведется уже в салоне Анны Павловны. Со свойственной юности горячностью Пьер Безухов называет Наполеона вели­ким человеком, отстаивает идеалы революции.

Князь Андрей тоже часто думает о Наполеоне. Болконский отправляется на войну, чтобы совершить какое-нибудь значи­тельное событие. Он жаждет подвига, мечтает участвовать в величайших исторических событиях. Перед одним из сраже­ний князь Андрей думает о смерти и чувствует, что вскоре та счастливая минута, тот Тулон (французская крепость, которую Наполеон освободил от английских войск), которого так долго ждал он, наконец, предоставляется ему.

11 стр., 5144 слов

Пьер на бородинском поле анализ. Бородинское сражение в романе ...

... перед лицом врага. Подготовила: Сизенко Валерия ученица 10 "А" класса Луховицкой средней школы №1 Преподаватель: Бурмистрова Людмила Михайловна Пьер Безухов на Бородинском поле в романе «Война и мир» Пьер и ... нужен свой, родной человек». Толстой показывает, что думали и чувствовали люди в разгар войны, когда войска Наполеона неотвратимо приближались к Москве. Князь Андрей понимает, что Барклай не ...


На этой странице искали :

  • сочинение по 1 тому война и мир
  • сочинение по первому тому война и мир
  • сочинение война и мир 1 том
  • война и мир сочинение по 1 тому
  • сочинения по роману толстого война и мир

Сохрани к себе на стену!