Тему роль женских образов в романе капитанская дочка

Женские образы в романе Капитанская дочка

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрываются немного женских образа. Это сама капитанская дочка – Маша Миронова, ее мама Василиса Егоровна и императрица Екатерина II.

Василиса Егоровна

Не смотря на свой внешний вид Василиса Егоровна является очень смелой и отважной женщиной. Во время нападения Пугачева, она не оставляет мужа одного и не смотря на его уговоры остается рядом с ним, чтобы разделить вместе с ним смерть. После Того, как мужа повесили, Василиса Егоровна долго его оплакивала, а потом отправилась за ним.

Маша Миронова, Екатерина II

Подводя итог, хочется сказать, что в своем произведении Пушкин все женские образы сделал положительными, раскрыл в них самые лучшие черты, присущие русской женщине. Показал великую душу и доброе сердце русской женщины.

Вариант 2

В произведении «Капитанская дочка» женских образов немного. Но все они наделены настоящим русским характером и национальными особенностями. Автор с любовью изображает своих героинь, которые оставляют у читателя положительное впечатление.

Василиса Егоровна

Василиса Егоровна занимается хозяйством, следит за порядком в крепости, воспитывает дочь, присматривает за мужем, которого уважает, даже называя его на «Вы». Казалось бы простая хозяйка. Но когда в крепость приходит Пугачев, она в корне меняется и превращается в мужественную женщину, готовую бороться с мятежниками и защищать крепость. Она отказывается уезжать к родственникам и остается вместе с мужем. Глубоким смыслом наполнены ее слова «вместе жить, вместе и умирать». Василиса Егоровна храбро разделяет участь мужа, и они вместе погибают.

Маша Миронова

Маша по натуре боязлива, замкнута. Но когда погибают родители, а сама она попадает в плен, характер девушки меняется. Она мужественно переносит беду, не впадает в отчаяние. В плену она держится стойко и решительно борется за свое счастье. Маша категорически отвергает настойчивое предложение Швабрина стать его женой. Она готова умереть, но не подчиниться замыслам Швабрина. Сам Пугачев растрогался таким поведением Маши.

Смелость и решительность Маша проявляет, борясь за Гринева. Она тайком едет к императрице в Петербург, чтобы добиться милости и доказать невиновность любимого человека. И Маша добивается своего счастья.

5 стр., 2031 слов

Характеристика героя Маша Миронова, Капитанская дочка, Пушкин. ...

... краткое сочинение на тему «Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», раскрывающее черты характера и их истоки в характере героини. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает о судьбах ... за каким-нибудь занятием. Характером Маша пошла не в мать. Василиса Егоровна командовала инвалидами в крепости больше, чем муж. Она всегда была в курсе всех событий, скрыть от ...

Екатерины II

В повести также есть еще женские образы, но мы мало о них узнаем. Так, попадья Акулина Памфиловна приняла Машу в свою семью в трудную минуту, что говорит о ее милосердии.

В произведении мы не встречаем отрицательных женских образов. Видимо Пушкин хотел показать душевную красоту русских женщин, которым не страшны никакие испытания.

По моему представлению, наиболее яркими и значимыми в романе являются три героини: Марья Ивановна Миронова, ее мать Василиса Егоровна и, безусловно, государыня Екатерина II. Также в повествовании присутствуют мать Петра Андреевича Гринева и попадья Акулина Памфиловна, приютившая Машу у себя во время взятия крепости Пугачевым. О матери героя известно не так много, и существенной роли в развитии сюжета она, признаться, не играет.

Что до Акулины Памфиловны, то следует отметить ее милосердие, вполне, впрочем, свойственное ее образу жизни в качестве

матушки.

Марья Ивановна Миронова — избранница Петра Гринева, прошла с ним весь трудный путь во время пугачевского мятежа. При первой встрече герой не был расположен к ней, благодаря усилиям отвергнутого ей Швабрина, однако вскоре отметил ее благоразумие и чувствительность. Юная девушка — дочь капитана Ивана Кузмича и Василисы Егоровны Мироновых, до восстания жила с родителями в Белогорской крепости и жизнь ее, полагаю, мало отличалась от девиц того времени.

Однако война обнажает многие скрытые качества человеческой натуры, и, подобно тому, как проявились подлость и низость Алексея Швабрина — человека,

вхожего в дом Мироновых, — так же открылись самоотверженность и прямодушие главной героини. Марья Ивановна скромна и приветлива. Полюбив Петра Гринева, она остается верна своему чувству и под угрозой смерти не принимает спасительного в настоящий момент для ее жизни предложения Швабрина стать его женой.

Впоследствии, когда все трудности, связанные с выживанием в эпицентре мятежных событий, останутся позади, возникнет новая проблема, даже беда: Петр Гринев арестован, ему грозит в лучшем случае заключение под стражу с последующей ссылкой, в худшем — виселица, как государственному изменнику. Не желая впутывать возлюбленную в судебные стяжательства, связанные с мятежом, герой умалчивает о деталях, которые оправдали бы его имя. Понимая это, Марья Ивановна отправляется в Петербург умолять о спасении любимого саму государыню императрицу.

Решающая встреча происходит неожиданно: в Царском селе, где находился в то время Двор, девушка встречает незнакомую даму, которая с интересом расспрашивает о целях ее визита. Марья Ивановна горячо рассказывает обо всех событиях, из которых явствуют отвага и мужество ее жениха, равно как его преданность Отечеству и отказ переходить на сторону самозванца. Впоследствии выясняется, что случайной дамой оказалась сама Екатерина II, которая полностью оправдывает несправедливо обвиненного Гринева, даруя тем самым ему и Марье Ивановне возможность к полноценному семейному счастью.

Мать Марьи Ивановны Мироновой, Василиса Егоровна — истинный образец верной и самоотверженной жены и матери.

Незадолго до кровавой расправы в Белогорской крепости имел место эпизод прощания Маши с отцом. Василиса Егоровна не могла не понимать, что их ждет впереди, однако внешне была совершенно спокойна, выполняя свой родительский долг: «Иван Кузмич, в животе и смерти бог волен: благослови Машу».

4 стр., 1990 слов

Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва (2)

... верный и старый служитель крепости — Иван Игнатьевич, и даже Василиса Егоровна верно пошла на смерть за мужем. Гринев увидел ... крепость в жизни Гринева: сочинение И вот Петруша уже сидит в санях и едет по заснеженным полям в Белогорскую крепость. Только вот он и ... стремился всеми правдами и неправдами удалить Гринева из крепости, видя зарождающиеся чувства между Машей и Петром Андреевичем. Только ...

Иван Кузмич накануне взятия крепости собирался отправить их с Машей в Оренбург во имя их безопасности, однако Василиса Егоровна наотрез отказалась от такого предложения, решив отправить только Машу:

  • Добро, — сказала комендантша, — так и быть, отправим Машу. А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке.

Вместе жить, вместе и умирать. Собственно, так оно и вышло. Мужественная женщина ненадолго пережила своего супруга. Едва успели повесить несчастного Ивана Кузмича, как местные жители стали присягать самозванцу. Мятежники врывались в дома.

Вытащили бедную Василису Егоровну, которая, взглянув на виселицу, тотчас узнала мужа: «Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! … не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!» Пугачев такого стерпеть не мог, и отважная женщина была убита.

Екатерину II А. С. Пушкин описывает так: «Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».

Далее показана и душевная красота императрицы: ее тронула история Маши, она ласково расспрашивала ее о подробностях событий в Белогорской крепости и вне ее — о том, что было так или иначе связано с ролью Петра Гринева в пугачевском восстании. «Все в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность».

Поначалу государыня обвинила возлюбленного девушки в том, что он безнравственный и вредный негодяй, но, услышав пылкий протест Марьи Ивановны, внимательно ее выслушала. Одно это уже характеризует императрицу как женщину в высшей степени справедливую и лишенную чрезмерных амбиций. Чуть позднее, когда Екатерина II и Маша познакомились уже, скажем так, в официальном порядке (то есть Маша поняла, с кем откровенничала несколько минут назад), государыня проявила себя человеком чести: «Знаю, что вы не богаты, но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем.

Я беру на себя устроить ваше состояние».

Таким образом, можно сказать, что в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» нет отрицательных женских персонажей. Каждая из героинь достойна уважения и восхищения читателя.

В их отношении у меня возникают будто бы три фигуры, три образа: Дочь, Жена и Мать. Матушка-императрица, способная проявить великодушие и милосердие к людям своего государства, позаботиться о несправедливо обиженных с долей материнского участия; верная жена, и у гробовой черты не забывшая венчальной клятвы быть вместе и до и после смерти супруга; дочь, не посрамившая светлую память отца и матери подлым или бесчестным поступком. Все они подлинные героини, и Петру Андреевичу, честному и благородному юноше, несказанно повезло, что в его жизни встретились три эти бесконечно прекрасные женщины.

Сочинение Женщины в произведении Капитанская дочка

Часто, читатели относят Пушкинскую «Капитанскую дочку» к рассказу. Но разве может быть произведение такого объема относиться к этому жанру. Малая проза – это не про «капитанскую дочку». Автор разнообразил свой исторический роман различными персонажами, как положительными, так и отрицательными. Но самыми яркими стали женские образы. Их в повести не много, но они полностью раскрывают характер русской женщины.

20 стр., 9745 слов

Отношение швабрина к семье мироновых. : Сравнительная характеристика ...

... в тюремных коридорах. Еще больше сочинений на тему: «Отношения Гринёва и Швабрина»: Историческая повесть «Капитанская дочка» - А.С.Пушкина, написанное в ... Василисы Егоровны Швабрин – «душегуб», а инвалид Иван Игнатьич признается: «Я и сам до него не охотник». Гринев честен, открыт, прямодушен. Он живет и ... Гринев благороден и готов драться на дуэли со Швабриным, оскорбившим честь Маши Мироновой. Гринев ...

Начать следует с описания молодой девушки – Марьи Мироновой. Именно она и стала прототипом той самой «капитанской дочки». Автор описывает робкую, но очень красивую особу. В начале произведения Александр Сергеевич практически не «дает» Марье слов. Может показаться, что девушка, выросшая в сельской местности, необразованная простушка. Даже внешность ее ничем не примечательна. Из слов автора можно понять, что она имела светлые волосы, круглое румяное лицо. Порой, хочется сравнить Марью Ивановну с другими пушкинскими персонажами, которые выросли в деревне. Например, с Татьяной Лариной или Машей Троекуровой. Ведь все эти девушки, несмотря место жительство, были очень образованы и благородны.

По-настоящему читатель узнает «капитанскую дочку» в тяжелые минуты ее жизни, когда опасность находится в шаге от неё. Поступки Марьи «говорят» сами за себя. Она, несмотря ни на что, отвергает ухаживания Швабрина. Ее преданность Петру Гриневу – это один из символов того, что русская женщина готова всегда подставить свое «хрупкое» плечо любимому мужчине. Нет аналогов добродетели и скромности Марьи. Она смогла «покорить» своей душевностью даже строгих родителей Петра. Марья Миронова преодолела все свои внутренние комплексы и ради любви смогла дойти до самой императрицы. Можно сказать, что она собственными руками отвоевала свое счастье.

Еще одна героиня сего романа, жена капитана Миронова – Василиса Егоровна. Именно ее образ дает осознанность того, что Марья не могла бы вырасти слабой и безнравственной девушкой. Со слов автора, читатель понимает, что Василиса Егоровна очень терпеливая женщина. Она настоящая мать семейства. Помимо того, что она воспитывает дочь, она всегда и во всем поддерживает своего супруга – Ивана Кузьмича. Опят же, о ее характере говорят поступки. Василиса Егоровна гостеприимна, добра к окружающим. Помимо подсобного хозяйства, она успевает заниматься рукоделием и обучает этому Марью. Многие считают, что только благодаря этой женщине крепость процветает. Её трезвый взгляд на вещи и житейская мудрость всегда помогали улаживать любые возникающие в гарнизоне конфликты. Пушкин полностью раскрыл идеал русской жены, описав характер и привычки Василисы Егоровны.

Стоит заметить, что Пушкин написал похожие портреты: Марьи и Василисы Егоровны. Конечно, у добропорядочных родителей не могло быть другой дочери. Автор постарался раскрыть один и тот же образ русской женщины в разных возрастах. Даже если в молодости внутренний стержень девушки был слаб, то с годами «сталь закалялась». Именно это пытался донести Пушкин до читателя, раскрыв в произведении всего два женских образа.

Другие сочинения: ← Тема судьбы в творчестве Пушкина↑ ПушкинКритика о произведении Медный всадник →

Сочинение ** тему роль женских образов в романе капитанская дочка

Сочинения по литературе: Женские образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

7 стр., 3206 слов

Образ Маши Мироновой как воплощение русского национального характера

... данной темы обусловлен стремлением понять русский женский национальный характер в изображении гениального писателя-реалиста ... воплощением в художественном произведении, целенаправленном анализе романа «Капитанская дочка», выявление средств создания художественного образа Маши Мироновой ... началом приступа А.С.Пушкин пишет, что Марья Ивановна пряталась за спиной Василисы Егоровны и «не хотела отстать ...

Среди тех немногих женских образов, которые встречаются в повести, наибольшее впечатление произвели на меня образы Василисы Егоровны Мироновой — жены капитана Миронова и ее дочери Маши Мироновой.

Что касается Василисы Егоровны, то в ее образе автор показал нам простую русскую женщину, хранительницу семейного очага и счастья, не забитую, не слабую, а самоотверженную и благородную, умеющую принять важное решение, и в тоже время по-женски любознательную, проницательную и смекалистую.

С Василисой Егоровной мы знакомимся одновременно с главным героем повести Петром Гриневым. И так же, как и он, оказываемся смущены и удивлены видом жены коменданта: «У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки…». И внешность, и одежда, и занятие Василисы Егоровны не соответствовали ее положению жены коменданта. Этим автор, на мой взгляд, подчеркивал происхождение Василисы Егоровны из народа. На это же указывала и речь ее, насыщенная пословицами, и обращение к Гриневу: «Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка». Мужа своего Василиса Егоровна уважала, называла его и в глаза и за глаза по имени и отчеству. Но, как и всякая сильная женщина, чувствовала над ним превосходство.

До прихода Пугачева Василиса Егоровна казалась мне этакой проворной русской старушенцией, крепко держащей в руках и дочь свою Машу, и слабовольного мужа (таким кажется мне в начале повести капитан Миронов), одинаково интересующейся солением огурцов и всеми делами, что происходили в крепости. Из-за всего этого Василиса Егоровна выглядела в моих глазах немного даже смехотворной. Совсем другой предстала передо мной старушка с приходом в крепость Пугачева. Навязчиво любопытствующая, занятая лишь домашними делами и хлопотами, Василиса Егоровна превратилась в самоотверженную, благородную женщину, готовую в тяжелую минуту разделить, если придется, трагическую участь своего мужа. Узнав, что крепость может оказаться в руках мятежников, Василиса Егоровна отказалась от предложения мужа укрыться у родственников в Оренбурге: «— Добро, — сказала комендантша, — так и быть, отправим Машу. А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать». Разве не достойны уважения эти слова, и разве не достойна уважения жена, сказавшая их мужу?! Сказанное Василиса Егоровна подтвердила на деле: когда, повесив коменданта, казаки вытащили ее из дома «растрепанную и раздетую донага», Василиса Егоровна не стала просить пощады, а громко закричала: «Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу». Так вместе они и погибли.

Марья Ивановна, дочь Мироновых, оказалась достойной своих родителей. Она взяла у них самое лучшее: честность и благородство. Описывая Машу Миронову, невозможно не сравнить ее с другими пушкинскими героинями: Машей Троекуровой и Татьяной Лариной. В них много общего: все они выросли в уединении на лоне природы, всех их питала народная мудрость, однажды полюбив, каждая из них оставалась навсегда верной своему чувству. Только Маша Миронова, на мой взгляд, оказалась сильнее своих предшественниц, она, в отличие от них, не смирилась с тем, что уготовила ей судьба, а стала бороться за свое счастье. Прирожденные самоотверженность и благородство заставили девушку побороть робость и пойти искать заступничества у самой императрицы. Благодаря этому Маша Миронова оказалась счастливее других пушкинских героинь.

2 стр., 622 слов

Характеристика и образ Василисы Премудрой в сказке Царевна лягушка для 5 класс

... всего выше сказанного можно сделать вывод, что Василиса Премудрая является примерным и поучительным героем сказки «Царевна лягушка» не только для детей, но и для взрослых. 5 класс Характеристика и образ Василисы Премудрой в сказке Царевна лягушка