Первая редакция комедии Н.В. Гоголя датируется 1835-1836 гг. Почти сразу комедия была поставлена на сцене.
Многие исследователи отмечают, что первоначально «Ревизор» не был разрешен к постановке на сцене. В.А. Жуковский, на литературном вечере которого впервые была прочитана комедия, князь Вяземский и граф Виельгорский ходатайствовали за постановку, и царь Николай I выдал «высочайшее разрешение». Комедия была принята к постановке в петербургском Александринском театре.
В театрах того времени, где люди любили весело провести время, в основном игрались водевили и фарсы. Зная это, Н.В. Гоголь боялся, что «Ревизор», в котором он поднял важные общественные проблемы, будет воспринят зрителями как «веселый пустячок». Н.В. Гоголь не хотел рассмешить публику или развлечь ее, он хотел сатирически разоблачить пороки современного российского общества.
Желая, чтобы его комедию поняли правильно, Н.В. Гоголь участвовал в подготовке к постановке пьесы. Драматург сам прочитал комедию актерам, он давал им многочисленные советы, касающиеся их образов и манеры игры, заботился о костюмах и декорациях.
Первая постановка комедии «Ревизор» прошла 19 апреля 1836 года в Александринском театре. В театре находились царь Николай I с наследником Александром II, сановники, известные писатели; влиятельных людей того времени было настолько много, зрители несветского толка занимали только галерку.
Опасения Н.В. Гоголя были вполне оправданны. Во время представления смех сменился на напряженное недоумение, которое сменилось на негодование. Зрители называли комедию клеветой и фарсом.
Н.В. Гоголь уехал из театра, не дождавшись завершения первой постановки. Связано это с тем, что актеры, кроме Сосницкого, игравшего городничего, не смогли передать гоголевский замысел, что они посчитали комедию трудной и малопонятной, не смогли увидеть общественное содержание пьесы. «Ревизор» не укладывался в привычные рамки театральных постановок того времени, поэтому актерам было непривычно и тяжело в исполнении своих ролей. Связано это также с тем, что сатирически направленная на российское общество комедия стала превращаться в водевиль, чего так боялся Н.В. Гоголь.
Уездный город и его обитатели в комедии ревизор гоголя
... Гоголем любителей взяток и красивой жизни. Гоголь, Сочинение ActionTeaser.ru — тизерная реклама Драматургия Н.В. Гоголя явилась новым словом в истории русского театра. Новаторство великого русского писателя и драматурга ярче всего проявилось в его знаменитой комедии «Ревизор» (1835). В ...
Российское общество увидело «нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество». После первой постановки Н.В. Гоголь негодовал по поводу того, что все встали против него: «Чиновники, пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня».
На первой постановке царь Николай I смеялся и аплодировал. Возможно, делал он это для того, чтобы подчеркнуть, что «Ревизор» – довольно безобидная комедия, которую не нужно воспринимать всерьез. Вероятно, Николай I понимал, что гнев на комедию станет еще большим подтверждением правдивости сатиры Н.В. Гоголя на современное общество. Существует точка зрения, что истинное отношение Николая I было следующим: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!».
После первой постановки Николай I не стал запрещать гоголевскую комедию. Вероятно, для того чтобы не привлекать к ней внимание и не подтверждать ее злободневный характер. Царь даже приказал министрам посмотреть «Ревизора», желая показать безобидность комедии.
После постановки в Петербурге Н.В. Гоголь послал пьесу актерам московского театра. Автор не поехал в Москву сам, он делился своим мнением с Щепкиным, которого попросил взять всю постановку комедии на себя.
Московская постановка прошла 25 мая 1836 года в Малом театре. Самого Н.В. Гоголя на премьере не было. Комедия прошла с огромным успехом.
В целом в Петербурге и в Москве постановки «Ревизора» нельзя назвать удачными. После постановок в петербургском и московском театрах Н.В. Гоголь тяготился тем, что все восстали против него. Он говорил так: «Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший признак истины –и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия». Н.В. Гоголь признавался: «Я был сердит и на зрителей, меня не понявших, и на себя самого, бывшего виною тому, что меня не поняли». Разочарованный после неудачных постановок Н.В. Гоголь уезжает в Италию.
Сам Н.В. Гоголь утверждал, что его комедия игралась на сцене петербургских и московских театров на протяжении многих лет только благодаря личной цензуре Николая I: «Если бы не высокое заступничество государя, пьеса моя не была бы ни за что на сцене, и уже находились люди, хлопотавшие о запрещении ее».
Следует отметить, что в петербургском Александринском театре до 1870 и в московском Малом театре до 1882 года пьеса ставилась по первой редакции «Ревизора», и уже после – по конечной редакции комедии, датированной 1842 годом.