Судьба России (по роману Салтыкова-Щедрина “История одного города”)

Салтыков-Щедрин – писатель особенный, имеющий оригинальный взгляд на действительность, взаимоотношения людей, человеческую суть, исторические закономерности развития общества. Он гениальный мастер своего дела. И. С. Тургеневу писатель однажды сказал: “Меня те­перь тревожит одна мучительная мысль: у меня в голове хранится такое обилие тем, образов, выношенных идей, что я боюсь, что умру прежде, нежели успею их передать бумаге…”

В начале романа “История одного города” писатель предупреждает читателей, а следовательно, и

меня: “Сие намерение – есть изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского прави­тельства в разное время поставленных”. Но не хочу верить, что они, бур­ные и кроткие, оставившие о себе благодарную память в сердцах сограж­дан, являются главными героями романа. Нет!

На веки вечные быть рус­скому народу в центре, возвышаться над пропастью лживых обещаний, переплывать реку изобилия и не утонуть в ней, испить до дна чашу тер­пения и победить в себе гнев и гордыню.

Россия – это народ, тот самый, что не умел жить по своей воле, про­гулял ее и пожелал себе кабалы. Щедрин пытается

понять истоки крепо­стной зависимости народа от господ и раболепства прежде свободного люда. По своей воле отдали свободу на бесчестие и поругание, закрыли души свои и сердца.

Каждый новый правитель был в глазах глуповцев лучом света, наде­ждой на процветание страны и прогресс, развитие науки и культуры. Но мечты рассеивались в прах, как только сановник развивал свою деятель­ность. Возьмите любого – всякий хотел утвердиться, вписать свое имя в летопись, “забронировать” место в сердцах глуповцев, с восторгом, а за­тем с опасением и страхом воспринимающих очередные “опусы” градо­начальников.

Но в том-то и дело, что Россия, а с ней и весь народ, находилась в за­висимости от малочисленной верхушки, чье неоспоримое превосходство ощущалось на протяжении веков. Засечь, убить стремление к освобож­дению, перекрыть доступ вольных мыслей, но требовать исполнения глупых приказов и работы с утра до ночи, заставлять терпеть нищету и голод – таковы деяния сановников, чью власть осознавал долгие годы русский народ.

Может быть, в этом и заключена тайна России: жить во что бы то ни стало, жить, несмотря ни на что, жить!

Пережив голод, пожары, стихийные бедствия, недород, оскорбление, унижение, глуповцы выстояли, хотя и на коленях, свое право на жизнь, на счастье, на любовь. Не сломили их войны “за просвещение” и “про­тив просвещения”, которые затеял Бородавкин, прибегнув к помощи оловянных солдатиков. Даже налившись кровью, они все равно не ста­новились людьми. А настоящий народ-творец, воздев руки к небу, падал на колени.

12 стр., 5530 слов

Сочинение ради чего стоит жить или почему погасло сердце данко

... народ не заслуживает ничего лучшего?» Вопрос риторический, и я молчу в ответ. А он как-то погрустнел. …Парень с сердцем Данко ... бы оставлять себе на развитие, минуя федеральный и областной бюджеты. Или еще – почему у нас в ... одна из центральных тем для нашего общества. Уже выросло поколение россиян, живущих в стране без ... такого закона все потуги государства ничего не стоят. И потом, а что делают-то ...

О каких правах и конституции можно было говорить, если считалось, что “прежде всего необходимо было приучить народ к учти­вому обращению и потом уже, смягчив его нравы, давать ему настоящие якобы права”. Очередной миф рассеялся, а опыт человеческий сжал сердца людей болью, а души – тоской.

Болея душой за Россию, за народы, ее населяющие, Салтыков-Щедрин недоумевает: “Попеременно они то трепещут, то торжествуют, и чем сильнее дает себя чувствовать унижение, тем жестче и мстительнее тор­жество”.

“История одного города” – это история многовекового угнетения русского народа, в котором писатель осуждает рабскую психологию, долготерпение, невежество, но и которому сочувствует как самый любя­щий сын своего Отечества.

Пройдя долгий путь к откровению и пониманию истины, многостра­дальный народ вдруг пробудился, обруганный, изнуренный и уничто­женный, но не побежденный. Он еще преодолеет все, что встретит в жиз­ни, посмотрит на себя со стороны, спохватится, искоренит зло и спра­вится с самой трудной задачей – сохранит Россию и приумножит ее бо­гатства.

“История города Глупова прежде всего представляет собой мир чудес, отвергать который можно лишь тогда, когда отвергается существование чудес вообще”, – утверждал Салтыков-Щедрин.

Россия, чью историю сатирически проанализировал писатель, – са­мая чудесная страна, и живет в ней самый замечательный народ, не разу­чившийся за многовековую историю свою верить, любить и надеяться.

Судьба России (по роману Салтыкова-Щедрина “История одного города”) 1Судьба России (по роману Салтыкова-Щедрина “История одного города”) 2Судьба России (по роману Салтыкова-Щедрина “История одного города”) 3Судьба России (по роману Салтыкова-Щедрина “История одного города”) 4Судьба России (по роману Салтыкова-Щедрина “История одного города”) 5 1

26 стр., 12676 слов

Малые народы России

... в верованиях ительменов в форме установки столбов - идолов в местах промысла. Мир ительмены считали вечным, души - бессмертными. Создателем народа, ... современному административному делению, входит в ... России. Очень популярен в ... культуры вызывает инстинктивные опасения и боязнь, а там и недоброжелательность”. Такое положение фактически и сегодня сохраняется в жизни малочисленных народов, проживающих в ...

votes, average:

5.00

out of 5)