Рассуждение на основе прослушанного и прочитанного текстов

Опираясь на критерии оценки, составим план сочинения-рассуждения по прочитанному и прослушанному текстам:

Вступление. Тезис /формулировка проблемы в виде положения, нуждающегося в доказательстве/.

Основная часть. Доказательства /собственная аргументированная оценка проблемы/:

3.Заключение. Вывод /подтверждение правильности выдвинутого тезиса/.

Определим содержание каждой части плана.

Вступление. С чего можно начать ? Предметом обсуждения в сочинении-рассуждении по двум текста является проблема, заявленная в названии темы и объединяющая прослушанный и прочитанный тексты. Учащийся должен ее выявить и показать в сочинении, как она связана с основной мыслью текстов. Следовательно, во введении необходимо назвать проблему, сформулировав ее в форме тезиса.

Рассмотрим возможные варианты формулировки проблемы и приведём примеры на материале текстов.

Проблема может быть сформулирована:

1/ в виде предложения-тезиса, нуждающегося в доказательстве: В наше время особенно остро стоит нравственная проблема — проблема взаимоотношения людей в обществе. Или: Проблема воспитания является актуальной в наше время. Или: Уважительно отношение к людям — проблема, без сомнения, актуальная в наши дни;

2/ в форме предложения констатирующего характера, содержащего сообщение об актуальной проблеме: Д. Лихачев и Т. Тэсс поднимают в своих произведениях актуальную проблему, связанную с поведением человека в обществе;

3/ с использованием стилистических фигур:

  • именительный темы: Хорошее воспитание. Хорошие манеры. Что стоит за этими понятиями?
  • градации: Нужно ли воспитывать в людях терпимость, внимательность, уважение?;
  • парного соединения однородных членов: Человек и общество, долг и обязанность, нравственность и гуманизм — вечные темы классической

литературы, вечные проблемы общественной жизни;

  • антитезы: Добро и зло, любовь и ненависть — нравственные категории, которые характеризуют человека;
  • умолчания: Два текста…

Такие разные и такие похожие… Они связаны общей мыслью: призывом уважительно относиться к людям;

  • вопроса и ответа на него: Какая из проблем социальной жизни наиболее актуальна в наши дни? Пожалуй, проблема человеческих взаимоотношений;
  • риторического вопроса: Всегда ли мы уважительно относимся друг к другу? Умеем ли мы быть внимательными? Эти вопросы задают себе многие;

4/ путём сообщения сведений об авторе текста и определения места проблемы в его творчестве: Академик Д.С.Лихачев — крупнейший ученый-филолог и выдающийся педагог-просветитель наших дней. Огромное место в его творческом наследии занимают труды, связанные с гуманистическим воспитанием подрастающего поколения;

3 стр., 1352 слов

По тексту лихачева зависть это болезнь

... тексте излагается проблема зависти. 3. Д.Лихачев анализирует проблему о живучести зависти. 4. В тексте поднимается проблема зависти. 5. Проблема о том, что зависть неискоренима, волнует Лихачева. __________________________________________________________________ IV этап – «Комментарий проблемы текста». ... Зависть – свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; нежелание добра другому, ...

5/ с помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д.: Всем известна поговорка «Не желай другому того, чего не пожелаешь себе». В ней

скрывается глубокий смысл: нужно уважать окружающих нас людей. Или: Народная мудрость отражается в пословицах. Как вести себя в обществе? Как относиться к людям? Ответами на эти вопросы могут стать пословицы: «Как аукнется, так и откликнется»; «Не имей сто рублей, имей сто друзей»;

6/ в виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста: Каждый человек хочет, чтобы его ценили, уважали, любили. Но чтобы добиться такого отношения к себе, нужно самому уметь быть внимательным к другим;

7/ путем подбора соответствующих примеров из классической литературы: «Что сделаю я для людей?» — сильнее грома крикнул Данко». Эти слова из известного произведения А.М. Горького знакомы каждому школьнику. Два героя: Данко и Ларра. Две позиции: любовь к людям и любовь к себе. Какая из них правильная? Как жить в обществе? Каким правилам следовать? На эти вопросы пытаются дать ответы многие, в том числе Д.С. Лихачев и Т. Тэсс. Или из личного опыта: Каждый из нас часто бывает в городском парке. Как похорошел он в последнее время! Повсюду чувствуется забота о нас, жителях города. Аккуратно подстриженные кустарники, новые удобные скамейки, ухоженные цветочные клумбы. И вдруг — исписанные стены летнего театра, вытоптанные газоны, разбросанный возле пустых урн мусор… Проблема воспитания, к сожалению, остается актуальной и сегодня;

8/ как описание впечатления, вызванного прочитанным и прослушанным текстами: Большое впечатление произвели на меня очерк Т. Тэсс и письмо Д.С.Лихачева, посвященные одной проблеме — проблеме бережного отношения ко всему, что нас окружает. Или: Тексты о хороших манерах и о голубой ели очень интересны и поучительны. В них поднимается проблема уважительного отношения к миру: людям, животным, птицам, растениям.

Примечание: чтобы сочинение-рассуждение было оригинальным по форме и интересным по содержанию, не следует начинать его словами» Основная мысль, которая объединяет прослушанный и прочитанный тексты,..» или «Оба текста объединены общей мыслью:…»

Основная часть. В основной части нужно прокомментировать сформулированную проблему с опорой на предложенные тексты или имеющийся жизненный опыт, высказать собственную точку зрения и привести аргументы /доказательства, факты, примеры/, убеждающие нас в ее правомерности.

Для этого необходимо этически корректно сформулировать собственное мнение по анализируемой проблеме, согласившись или не согласившись с позицией авторов. Аргументируя собственную позицию, учащийся должен привести не менее двух доказательств /аргументов/, опираясь на жизненный или читательский опыт, и выстроить их в логической последовательности.

9 стр., 4021 слов

Разработка по русскому языку в 11 классе «От анализа текста ...

... то, для чего написан текст, к чему призывает. – Проблема – вопрос, требующий исследования. - Итак, внимательно прочитаем текст. Прочитаем так, как мы всегда его читаем, готовясь к написанию сочинения (С1). - Как ... автор выбрал именно форму писем и к кому они обращены прежде всего? Каждая работа учёного – очередная попытка привлечь внимание общества и отдельного человека к духовным ценностям жизни, к ...

В качестве аргументов могут быть приведены примеры из прочитанного и прослушанного текстов, художественной литературы, жизненного опыта, собственные суждения, изречения великих людей. При этом аргументы должны быть краткими, точными, вескими

Можно построить систему аргументации, выразив свое согласие с авторами текстов, используя предложения с вводными словами, указывающими последовательность доводов, фактов, например: Трудно не согласиться /я согласен/ с авторами. Во-первых, …; во-вторых, …; в-третьих,…

Целесообразно употребление сложноподчиненных предложений с придаточными причины, например: Я разделяю точку зрения авторов /мне близка мысль авторов, позиция авторов убедительна/, потому что…

Заключение В заключении необходимо сделать общий вывод, подвести итог всему сказанному. Этот вывод будет зависеть от того, о чем говорится во введении. Нужно помнить, что вывод в рассуждении — это доказанный тезис. Введение и заключение сочинения должны быть связаны между собой. Кроме того, вывод должен быть связан с темой сочинения и основной мыслью.

В целом сочинение, написанное учеником, должно нести определенную информацию, Информативный план сочинения по прочитанному и прослушанному текстам — сообщение об актуальной проблеме и ее оценке авторами двух текстов и пишущим сочинение в виде системы доказательств. Информативность текста типа рассуждения состоит в обоснованной оценке предмета речи, т.е. обсуждаемой проблемы.