Классный час. «Александр Невский – сын земли русской»

НПЛ; Псковские летописи / Изд. Л. Н. Насонов. М.; Л., 1941-1955. Вып. 1-2;

  • Livländische Reimchronik / Hrsg. L. Meyer. Paderborn, 1876;
  • Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы ХIII в. «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965. С. 158-180, 185-194 [изд. жития А. Я. Н.];
  • Грамоты Великого Новгорода и Пскова / Под ред. С. Н. Валка. М.; Л., 1949;
  • Акты исторические, относящиеся к России / Извлеч. из иностр. архивов и б-к А. И. Тургеневым. СПб., 1811. Т. 1. № 78 [булла Иннокентия IV А. Я. Н.];
  • Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 2. № 372-378 [печати А. Я. Н.].
  • Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. СПб., 1889. Т. 1. С. 29-40;
  • Насонов А. Н. Монголы и Русь: История татарской политики на Руси. М.; Л., 1940;
  • Ледовое побоище 1242 г.: Сб. М.; Л., 1966;
  • Колотилова С. И. Русские источники XIII в. об Александре Невском // Уч. зап. ЛГПИ. 1971. Вып. 502. С. 99-107;
  • Fennell J. L. I. Andrej Jaroslavič and the Struggle for Power in 1252: An Investigation of the Sources // Russia Mediaevalis. 1973.

    T. 1. P. 49-63;

  • idem. Heiligkeit und Herrschaft in der Vita Aleksandr Nevskijs // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. 1973. Bd. 18. S. 55-72;
  • Leitsch W. Einige Beobachtungen zum politischen Weltbild Aleksandr Nevskijs // Ibid. 1978. Bd. 25. S. 202-216;
  • Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на бepeгax Балтики в ХII-ХIII вв. Л., 1978. С. 147-226;
  • Кучкин В. А. К биографии Александра Невского // Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед., 1985. М., 1986. С. 71-80;
  • Охотникова В. И. Повесть о житии Александра Невского // СККДР. Л., 1987. Вып. 1. С. 351-363 [библиогр.];
  • Феннел Д. Кризис средневековой Руси: 1200-1304. М., 1989. С. 136-207;
  • Князь Александр Невский: Мат-лы науч.-практ. конф. 1989 и 1994 гг. СПб., 1995;
  • Князь Александр Невский и его эпоха. СПб., 1995; Александр Невский и история России: Мат-лы науч.-практ. конф. 1995 г. Новгород, 1996;
  • Лурье Я. С. Ордынское иго и Александр Невский: Источники и историография XX в. // Он же. Россия древняя и Россия новая: (Избр.).

    СПб., 1997. С. 100-130;

  • он же. К изучению летописной традиции об Александре Невском // ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 387-399.
  • Джаксон Т. Н., Кучкин В. А. Год 1251, 1252 или 1257? (К датировке русско-норвежских переговоров) // Восточная Европа в древности и средневековье: X Чтения к 80-летию В. Т. Пашуто. М., 1998. С. 21-28
  • Мансикка В. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст.- СПб., 1913 (ПДП, № 180)
  • Житие Александра Невского/ Подг текста, перевод и примеч. Бегунова Ю. К.// Изборник (1969)
  • Житие Александра Невского / Подг. текста, перевод и комм. В. И. Охотниковой В. И.// ПЛДР: XIII век.- М., 1981
  • Повесть о житии Александра Невского / Подг/ текста, перевод и примеч. Охотниковой В. И.// Воинские повести Древней Руси
  • Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы xiii века: <�Слово о погибели Русской земли> — М., Л., 1965
  • Дмитриев Л. А. Повесть о житии Александра Невского // История русской литературы XI-XVII вв.-М, 1985
  • Охотникова В. И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников — Вып 1
  • Русский корабль в бурном море

    К его времени старая, могучая Русь изветшала.

    7 стр., 3332 слов

    Житие Александра Невского

    ... Жития: «Не в силе Бог, но в правде». Цель настоящей работы - рассмотреть житие Александра Невского как разновидность княжеских житий. «Житие» - жанр церковной литературы, в ... XVI века «Повесть о житии Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании ... из главных элементов художественной системы Жития. Деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской ...

    Новгородский торг. Аполлинарий Васнецов. 1909

    Да, Русь пережила в XI—XIII столетиях величайший расцвет культуры. Воздвигались монументальные храмы, русские живописцы освоили иконопись, мозаику и книжную миниатюру, русские ювелиры переняли у Византии тончайшую технику работы, русские книжники научились создавать изысканно-сложные, притом абсолютно самостоятельные произведения.

    Но всё это благолепие сопровождалось нарастающим политическим кризисом. Русский корабль как будто попал в полосу штормов, и ураганные ветры срывали с мачт паруса, ломали весла, крушили борта.

    И вот штормовая полоса, страшная, дорого стоившая, сменяется не затишьем, а чудовищным ураганом. Явился Батый со своими полчищами. Подгнившая конструкция русского корабля не выдержала такого натиска. Деревянное тело поднялось над океаном, закружилось в гигантском смерче и рухнуло на камни в шаге от обрыва. Нет сил сняться с каменных зубов, торчащих из дна морского. Нет сил привести судно в порядок. А волны тянут его к страшному рубежу, где кипит вода, откуда путь один — низвержение, гибель, распад на мелкие обломки.

    После ураганного нашествия монголо-татарских орд Батыя в 1237—1240 годах, когда была перемолота русская сила и подверглись разорению десятки городов, начала складываться система тяжелой зависимости от ордынских завоевателей, державшаяся на страхе перед новыми вторжениями. Новгородские и псковские земли, к счастью, избежали опустошительного разгрома. Но они испытывали сильнейший натиск со стороны шведов, немцев, литовцев. Русь превращалась во второразрядный регион Восточной Европы, слабела, раскалывалась на множество маленьких и немощных в военно-политическом отношении княжеств. От окончательного распада и гибели ее спасли усилия не­многих самоотверженных, одаренных и прозорливых личностей.

    16 стр., 7511 слов

    Культура Древней Руси (4)

    ... в Древней Руси. 1. Значение принятия христианства для культуры Древней Руси Без сомнения, важнейшей культурной составной восточнославянского общества становится принятие Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, ...

    Из них более прочих известен князь Александр Ярославич, прозванный Невским. Несколько лет ожесточенной борьбы за нерушимость новгородских и псковских рубежей принесли ему бессмертную славу. Звездным часом всей его жизни стало знаменитое Ледовое побоище — победа над немецким воинством на льду Чудского озера.

    Но после этого триумфа князь прожил еще два десятилетия. И ему пришлось решать задачи, по сравнению с которыми разгром немецкого рыцарства — головоломка в детском журнале. Когда-то огромный и могучий, а ныне разбитый до неузнаваемости корабль Руси застыл на камнях перед бездной. Его подталкивали к падению — и свои глупцы, и чужие умники… Александр Ярославич стоял с обнаженным мечом рядом с беспомощной деревянной тушей и отгонял тех, кто мог, желая того, или не желая, отправить несчастную громаду в пропасть. А когда устанавливался относительный мир, он менял меч на плотницкий топор и работал, не покладая рук, чтобы восстановить мореходность судна, спихнуть его с камней и отвести подальше от гибельного обрыва.

    Меч, топор, ледяная вода, тени врагов в отдалении, едва живая развалина Руси и упрямый человек, который все еще надеется спасти достояние предков. Он очень устал, но, стиснув зубы, всё же делает свое дело, мысленно призывая Бога на помощь. Пот льется с него градом. Глубокая ночь кругом, рассвет наступит не скоро. Холодно.

    Вот каким следует помнить Александра Ярославича.

    Антиордынское восстание

    Силы для отпора монгольской власти копились исподволь, под прикрытием безоговорочного подчинения ханам.

    В начале 60-х годов XIII века подошло время для пробного удара. В городах Северо-Восточной Руси бесчинствовали откупщики даней — магометане (бухарцы или выходцы из Волжской Булгарии), названные в источниках «бесерменами». От их поборов русские испытывали, как сказано в летописи, «лютое томление». В Ярославль явился представитель ордынцев мусульманин Кутлубий, от коего исходило еще и «поругание церквям». При Кутлубии служил некий приспешник — бывший монах Зосима, перешедший в ислам «пьяница» и «кощунник». Зосима особенно свирепствовал вместе со своим хозяином. Летопись называет его «сосудом сатаны».

    Исходившее от ордынцев и их прислужников разорение уже едва терпели. А ордынская власть над Русью в те годы заколебалась: между ханами начались кровавые распри, затянувшиеся на несколько лет.

    Именно тогда, в 1262 году, и вспыхнуло восстание, разом охватившее огромную территорию. В Ростове, Суздале, Владимире, Ярославле, Переяславле-Залесском и Устюге Великом «бысть вече», и Бог «вложи ярость хрестьяном во сердце». Откупщиков перебили или изгнали из городов. Зосима также погиб, а тело его ярославцы «повергли псам и воронам на съедение». О поддержке, оказанной восставшим Александром Невским (если только не о координирующей роли князя), свидетельствует строка в Устюжской летописи, где сообщается о посылке от его имени грамот, «что татар бить».

    Чего добились восставшие? Русь не перестала быть вассалом Орды. Русь не перестала платить дань. Князья русские по-прежнему должны были ездить ко всякому новому хану, чтобы тот утвердил их власть на княжении. Но земли Александра Ярославича оказались избавлены от самой тяжелой формы зависимости — когда ордынская дань взимается свирепыми откупщиками, а не самими князьями. Кроме того, удалось отразить попытку умаления Православной Церкви со стороны ордынских магометан.

    10 стр., 4819 слов

    Культура Киевской Руси (2)

    ... повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности. Приняв христианство, Русь перестала быть ... колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, ... восстание произошло в Новгороде. Новгородцы согласились креститься лишь после того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город. Многие древние славянские верования вошли на Руси ...

    Иначе говоря, хотя восстание и не освободило Русь, но все-таки закончилось успешно и принесло народу некоторое облегчение.

    Но в Орду великий князь все же отправился: «за христианы с погаными… перемогаться», то есть вымаливать мир своей земле. То ли благодаря его усилиям, то ли из-за напряженной внешнеполитической ситуации, золотоордынский хан Берке не стал посылать карательную экспедицию.