Рассуждение » Сегодня учитель уже не может быть только предметником: историком, физиком, химиком…»

Сочинение

Сегодня учитель уже не может быть только предметником: историком, физиком, химиком…

Самым важным явлением в школе,

самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика

является сам учитель.

А.Дистервег

Учитель – это не просто профессия, это образ жизни. В наше время учитель не может быть просто предметником, он должен быть разносторонней, гармоничной личностью, человеком, умеющим найти подход к любому ученику и увидеть тот потенциал, который в нём заложен. Порой очень сложно найти подход к ученикам, и если этого не будет, то придётся трудно, потому что дети не будут воспринимать учителя, а это обязательно скажется на качестве знаний. Дети очень хорошо чувствуют, как к ним относятся. Поэтому учитель не должен возвышаться над учениками. Учитель — это, прежде всего, воспитатель, он всегда является примером для своих учеников. Не каждому дано быть отличником, но если ученик выйдет из стен школы добрым, порядочным человеком, он сможет найти достойное место в жизни. Педагогу хорошо знать свой предмет, на сегодняшний день мало, необходимо расположить к себе детей, завоевать их доверие. И тогда успех гарантирован, дети будут прислушиваться к учителю, а это залог того, что учащиеся хорошо будут знать предмет. Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность зависит от авторитета учителя. Авторитет педагога — это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося.

Чем выше авторитет педагога, тем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово «Для ребят идея неотделима от личности, — писала Н.К.Крупская. — То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек». Только при правильных взаимоотношениях можно учить и воспитывать. Не устрашать, не льстить, а понять, подобрать особый ключ к каждому. Десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего учителя-воспитателя нет другого морального выбора, кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Учитель — воспитатель должен знать, чем живут и чем интересуются его дети. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни. В жизни ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в помощи, в совете.

2 стр., 526 слов

Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей (В. Сухомлинский)

... точки зрения обществознания. Семейное воспитание – обязательная и сложная система, формирующая личность ребенка силами родителей и близких ... ребенка формируются модели будущей жизни и многое зависит от родителей и близких. Целью семейного воспитания для ребенка ... которой они развиваются. Самое сильное влияние на формирование ребенка как личности оказывают родители, являющиеся первыми воспитателями. ...

И если он обратится за помощью к учителю, то это говорит о том, что он ему доверяет, а значит, учитель является для него авторитетом. Ребенок будет чувствовать его заботу, но в то же время он будет знать, что учитель от него кое-что требует, что учитель не собирается снять с него ответственность. Обязательным требованием к учителю является моральная чистоплотность. Нравственные отношения пронизывают все стороны общения учителя и учащегося. Очень важен личный пример педагога, без него воспитание неэффективно, поэтому свои слова учитель должен подкреплять поступком. Любой хороший или плохой поступок обязательно имеет нравственный аспект. Современный учитель – это ещё и друг, и наставник. Причем, друг умный и добрый. А кого мы хотим видеть своим другом? Конечно, того, кто помогает нам в этой жизни и делает нашу жизнь ярче. А наставник – это тот, кто подсказывает нам, как лучше всего поступить в той или иной ситуации, как максимально эффективно воспользоваться своими возможностями и развивать свои способности. Как-то русский химик Д. И. Менделеев сказал: «Вся гордость учителя – в учениках, в росте посеянных им семян». Действительно, за достижениями учащихся, всегда стоят их учителя, близкие люди, но именно учитель сеет то заветное семя познания.

Современному педагогу необходимо уметь сопровождать любого ребёнка в процессе обучения, то есть владеть универсальными знаниями тьютора, уметь грамотно общаться с любым ребёнком и его родителями, а также с коллегами, умело выстраивать индивидуальные образовательные маршруты на основе выявленных в ходе работы потребностей детей. На мой взгляд, современный учитель должен обладать качествами, которые помогли бы ему в нелёгком труде. Это такие качества, как трудолюбие, доброта, терпение, любовь к детям. Если человек от природы не имеет этих качеств, то о профессии учителя не может и быть речи.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз дается.

Но мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые,

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать.

Написанное много лет назад, это стихотворение сохраняет свою актуальность и поныне. Меняются поколения, но учитель до сих пор играет огромную роль в становлении ребенка.

8 стр., 3958 слов

Учитель глазами детей. «Педагог глазами детей. Современный ребенок в моих глазах

... данный возраст служит. Глазами учеников, Современный учитель. Какой он? В преддверии Дня учителя в Ивантеевской школе на уроках русского языка ребята стали авторами мини-сочинений. Тема была задана ... человек молодой, энергичный, самодостаточный и уверенный в себе и в завтрашнем дне. Это личность, потому, что только личность может воспитать другую личность - личность современного школьника, ...

Люди, далёкие от педагогики, даже представить себе не могут, насколько кропотлив и тяжёл труд педагога. Постоянно быть у всех на виду, общаться с разными по характеру людьми. Не каждому дано общаться одновременно с несколькими детьми. Многие не могут с одним своим справиться. Ребёнка нужно не только научить, воспитать, его ещё надо поддержать при необходимости в трудную минуту, как это сделала учительница французского языка в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского». Главный герой, мальчик Володя, оказывается в трудной жизненной ситуации. Молодая учительница французского языка искренне стремится помочь мальчику, играет с ним на деньги, потому что все законные способы помощи ребёнок в силу своей гордости и независимости не принимает. Для Лидии Михайловны эта помощь оборачивается профессиональным преступлением, за которое её увольняют из школы. Но для мальчика это была очень важная поддержка. Став писателем, он посвятил рассказ своей мужественной учительнице. На данном примере мы видим, как педагог протягивает руку помощи своему ученику и даже не задумывается о своей участи. Учитель должен быть добрым, чутким. Бывает так, что кроме учителя на помощь к ребёнку никто не придёт. Мне приходилось сталкиваться с тем, что дети доверяют мне больше, чем своим близким, они делятся своими проблемами и ждут от меня помощи и совета. Конечно же, я не могу оставить ребёнка с его трудностями. Я стараюсь помочь ему, и мы вместе находим выход из сложившейся ситуации. Без искусства общения учитель не сможет успешно работать, даже если он владеет методикой преподавания своего предмета. Поэтому я всегда выслушиваю ученика, анализирую мотивы его поступков, стараюсь принимать адекватные решения. Преподавая, учитель не должен забывать, что он прежде всего человек, способный помогать, сочувствовать. Для своих учеников я хочу быть больше, чем просто учитель-предметник, хочу быть их вдохновителем, наставником.

Если учитель ещё и хороший знаток своего предмета, владеет методикой преподавания и использует современные образовательные технологии, то он — Педагог с большой буквы. Он — мастер своего дела, творец, исследователь, организатор, инициатор, инноватор. Он видит в детях хорошее и не замечает плохое, радуется их достижениям. Его слушаешь, им восхищаешься, вдохновляешься. На мой взгляд, профессия учителя среди прочих профессий уникальна. Как тут не вспомнить слова известного писателя Ф.А.Абрамова, который говорил: «Учитель – это человек, который держит в своих руках будущее нашей планеты». В этом высказывании, бесспорно, заключена мысль о важности той миссии, которая возложена на учителя. Я убеждена, что для настоящего учителя очень важно найти отклик в душах своих воспитанников, важно вызвать у них жажду к знаниям, приучить детей к умственному труду, в котором они будут находить радость.

13 стр., 6334 слов

Работа педагога с "трудными" детьми

... развития ребенка и его проблемах, особенностях его ближайшего окружения, недостаточно хорошо знают условия семейного воспитания, слабо поддерживают связь с семьей. Нередко отношения педагогов с трудными детьми сводятся ... отмечает, что «трудные они потому, что школа плохо справляется с ними. В руках умелого учителя ребенок не выделяется плохим поведением, но трудности в работе с ним остаются» ...

В своей практике я сталкиваюсь с рядом проблем. Если один ребёнок быстро усваивает материал, то с другим приходится осваивать его дополнительно. Ведь научить нужно, а как это сделать, решает учитель. Я как педагог должна выполнить свою задачу, а именно: воспитать и научить, проявляя к каждому индивидуальный подход. Ни в коем случае нельзя допускать пробелы в знаниях ученика. Это подведёт к тому, что ребёнок будет с трудом усваивать следующие темы, которые связаны с предыдущей. Впоследствии исправить ситуацию будет ещё сложнее.

Учитель — это профессионал своего дела, он должен быть позитивным, требовательным, креативным, серьёзным, терпеливым, коммуникабельным, информативным, с чувством юмора, постоянно идущим вперёд. Неважно, в какое время мы живём, мы – учителя, прежде всего, остаёмся людьми! И нам приходится выполнять несколько ролей: учитель – воспитатель, учитель — друг, учитель – наставник, учитель – подросток, учитель — мама, учитель — мудрец. Мы не только преподаем, мы и рисуем, и поём, и танцуем. В очередной раз можно убедиться, что учитель — это очень многогранная профессия.

Учитель должен быть примером подрастающему поколению во всём. И каким оно будет, это поколение, зависит в большей степени от педагога. А наши ученики – это будущее нашего государства, поэтому, сегодня учитель уже не может быть только предметником: историком, физиком, химиком…