Пушкин много размышлял о русских поэтах, творчество которых вдохновляло его, рано начал задумываться и о своём предназначении. Он считал, что поэт прежде всего призван служить людям — не избранной публике, а всему человеческому обществу. На мой взгляд, самым значимым произведением на эту тему является стихотворение «Пророк», в котором Пушкин показывает перерождение поэта, томимого «духовной жаждой», но не знающего о своём предназначении, во всеведущего пророка. «Духовная жажда» есть жажда творчества, однако поэт смутно представляет, зачем и для кого творить. Его творческие устремления не находят выхода:
Духовной жаждою томим
В пустыне мрачной я влачился…
Озарение приходит к поэту, когда на перепутье ему является посланник свыше — «шестикрылый серафим». Коснувшись перстами глаз и ушей поэта, он сообщил ему невиданную остроту зрения и слуха, способность видеть и ощущать жизнь во всём ее многообразии. Вырвав у поэта «грешный» язык, крылатый посредник дал ему взамен «жало мудрыя змеи». А «трепетное сердце» поэта заменил «угль, пылающий огнём». Но главным для поэта стало то, что «шестикрылый серафим» указал ему его Истинное предназначение:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Пушкин сознавал, что положение поэта в современной ему действительности неоднозначно: придворных стихотворцев превозносили, свободомыслящих творцов преследовали. Всё шире разрасталась пропасть между поэзией и жизнью, всё непримиримее становилось противостояние поэта и светского общества, представители которого мнили себя истинными ценителями поэзии. Своё презрение к тем, чей «ропот дерзкий» ему несносен, Пушкин выплёскивает в стихотворении «Поэт и толпа», где каждое слово звучит как пощёчина.
Пушкин на себе испытал, что значит несвобода: его угнетала личная зависимость от службы при дворе, в унизительном для него чине камер-юнкера. Эта зависимость была не столько финансовой, сколько творческой: уйдя в отставку, Пушкин был бы лишен доступа в архивы и, следовательно, возможности работать над историческими произведениями.
Пророческое призвание А.С. Пушкина
... Эфиопии несколько лет назад так поставили памятник Пушкину. На красивом мраморном постаменте высечены слова: «Нашему поэту». 3. Пророческое призвание поэта Движимые глубокою потребностью духа, чувствами благодарности, верности и ... очень заманчив. С другой стороны, когда Пушкину было неинтересно, разговор его был вял, скучен и просто несносен. Первая дуэль Пушкина случилась в лицее, а вообще его ...
Высокие идеалы, исповедуемые в поэзии Пушкина, были недосягаемы для тех, кто расценивал шедевры пушкинской лирики как «совершенное падение». Удручённый невежеством публики и отсутствием у неё стремления к пониманию, Пушкин пишет стихотворение «Поэту». Под «народом», чьей «любовию» не стоит дорожить, он подразумевает прежде всего светских бездарей, которые берутся судить о поэзии, не имея о ней должного представления. Но Пушкин был твёрдо уверен в том, что «на свете выше власти нет, чем власть слова», что поэзия имеет высокое общественное предназначение, а слова поэтов исполнены правды, справедливости и любви.
Говоря о теме поэта и поэзии в творчестве Пушкина, невозможно обойти его стихотворение «Памятник». Написанное незадолго до смерти, оно явилось своеобразным итогом всей творческой жизни поэта. В нём Александр Сергеевич с гордостью и удовлетворением отмечает, что его труд был не напрасен. Он уверен, что его произведения будут жить в веках и, значит, его имя не померкнет в народной памяти. Стихотворение «Памятник» оканчивается четверостишием, которое отражает взгляд Пушкина на искусство в целом. Искусство, по мнению поэта, должно быть подчинено лишь «веленью божию», поскольку изначально оно стоит над земной суетой, над мелкими чувствами.
Таким образом, через все стихотворения Пушкина, посвящённые теме поэта и поэзии, лейтмотивом проходит одна мысль: поэт — это пророк, которому дано видеть, слышать, постигать то, что недоступно для понимания остальных людей. Высокое назначение поэта заключается в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей», то есть нести людям своё понимание мира, воспламенять их сердца.
Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004