Пугачев — предводитель народного восстания
История России полна воспоминаний о народных волнениях, иногда глухих и малоизвестных, иногда — кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна Пугачева.
Александр Сергеевич Пушкин серьезно интересовался русской историей. Среди его исторических работ наиболее известны «История Петра» и материалы о пугачевщине. Удивительно, что сухие и точные отчеты хроникеров стали основой для создания богатого исторического полотна — знаменитой повести «Капитанская дочка». Пушкина необычайно занимала личность Емельяна Пугачева, возглавившего народное восстание во второй половине XVIII века. Емельян Пугачев — донской казак, ветеран двух войн — Семилетней и русско-турецкой 1768-1774 годов. Он дослужился до звания хорунжего, то есть до первого офицерского чина в казачьих войсках русской армии. Вместо того чтобы продолжать военную карьеру, он стал предводителем крестьянской войны и погиб на эшафоте.
Пушкин показывает Пугачева с разных сторон: он то вожатый, которому добрый Гринев дарит заячий тулупчик, то самозванец, выдающий себя за императора Петра III, то преступник, посаженный в железную клетку. Однако из этих разрозненных картин автор составляет образ предводителя народного восстания, человека неистового темперамента и сильной воли, Раздираемого внутренними противоречиями. Обращает на себя внимание жестокость Пугачева, который склонен скорее казнить, чем миловать. Общеизвестны факты дикого разнузданного террора, установленного Пугачевым в захваченных городах. Вероятно, с самого начала восстания лжеимператор прекрасно понимал, что его авантюра обречена на провал. «Узка моя улица», — говорит Пугачев Гриневу. Предчувствия не обманули предводителя — он был выдан его же соратниками.
Пугачев у Пушкина живет по легенде об орле и вороне, то есть выбирает кровавый путь. Кто же он — предводитель народного восстания, прославленный многочисленными историческими исследованиями советской эпохи, или государственный преступник Емелька, преданный публичной казни на Болотной площади? Вероятнее всего, второе, хотя Пушкин не дает собственной окончательной оценки этой исторической личности.
Образ Пугачева у Пушкина и Есенина –
... Пушкина. Читателю автоматически становится интересен и приятен этот образ, он в какой-то мере даже вызывает восхищение. Несмотря на то, что Пугачев – главный лидер жестокого восстания, в произведении Есенина ... и мир) – сочинение на тему по роману РУССКАЯ ПРИРОДА В СТИХАХ А. С. ПУШКИНА И С. А. ЕСЕНИНА ... возникает обычная для есенинских стихов (и народного творчества) напевность. В первой строфе третья, ...
Дело в том, что эпоха правления Екатерины II вошла в историю России как вполне благополучный эпизод. Восстание, точнее бунт Емельяна Пугачева, лишенный существенных объективных причин, был заранее обречен. Все предводители народных восстаний рано или поздно становились фигурами легендарными. О них народ слагал песни. Однако Пушкин — единственный, кто попытался дать настоящий портрет страшного и одновременно милостивого Емельяна Пугачева.
«История пугачевского бунта»
политическое и экономическое угнетение народных масс
Стихийность движения отражена в романе опять‑таки в полном соответствии с действительностью. Но движение отвечает интересам широких масс, вот почему не только крепостные крестьяне и казаки участвуют в нем, но и солдаты царской армии быстро переходят на сторону Пугачева.
«Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
Это движение угнетенных масс, указывает Пушкин, встретило широчайшую поддержку в массах. Где бы не появлялся Пугачев, его всегда радостно встречает народ. Сочувствовали Пугачеву и солдаты царских войск Несмотря на стихийный характер восстания, социальная направленность его была ясна для каждого его участника: оно было направлено против помещиков, правительства и военного начальства, против крепостного права и всякого угнетения народа.
широту, цельность и удаль натуры, талантливость.
Чтобы подчеркнуть близость Пугачева к народной массе, кровное родство с ней, Пушкин, раскрывая его образ, широко использует фольклор.Речь Пугачева пересыпана пословицами и поговорками, отражающими народное воззрение: «Долг платежом красен», «Честь и место», «Утро вечера мудренее», «Казнить так казнить, миловать так миловать». Пугачев любит народные песни.
Желая дать понять Гриневу, как ему, Пугачеву, дорога свобода, вольная жизнь, он прекрасно передает это яркими образами народной калмыцкой сказки об Орле и Вороне. Пугачев справедлив, великодушен, отзывчив.
На сколько человечнее, добрее, благороднее Пугачев Екатерины П, которая в конце повести выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой и Гринева. Правда, Екатерина П приказала освободить Гринева, но сделала это, только убедившись в том, что он не был пугачевцем. Отпуская Машу Миронову, Екатерина П сказала ей: «Знаю, что вы небогаты, но я в долгу пред дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем.Я беру на себя устроить ваше состояние». И своего обещания она не выполнила.
Заканчивая повесть, Пушкин уже от своего имени, пишет, что внуки Гринева и Марии Ивановны владеют только тем селом, которое принадлежало их деду и прадеду. Пугачев неграмотен, но умен и талантлив. Он обладает незаурядными способностями полководца. Во время сражений он личным примером ободряет своих бойцов. В своих войсках Пугачев водворяет порядок и организованность.На военном совете у Пугачева после свободного обмена мнениями принимаются разумные решения.
Его военные успехи внушают страх правительству и царице. Пугачев милостив и добр. На всем протяжении повести один только раз показана суровая расправа Пугачева – с Мироновыми и Иваном Игнатьевичем. Однако это не злодейство, но акт законного народного возмездия классовым врагам. Неслучайно совершителем казни является изувеченный царскими слугами башкирец, которого накануне допрашивали Иван Кузьмич и Иван Игнатьевич. Образ Пугачева раскрывается во взаимоотношениях его с Гриневым, в противопоставлении его царским генералам и офицерам, в его взаимоотношениях с народом и со своими сподвижниками.
Каким я вижу Пугачева после прочтения повести «Капитанская дочка»
... Сочинения Сегодня мы изучали предание о Пугачеве в 8 классе. Уже само название предание говорит о ... Пугачева после прочтения повести «Капитанская дочка» Беглый казак, придумавший легенду о ... Пушкин называет бунт, поднятый Емельяном Пугачевым, «бессмысленным и беспощадным». Автор не оправдывает поступки героя, хотя и не отрицает его положительные черты. Краткий рассказ о Пугачеве Емельян Иванович Пугачев ...
И везде ярко выступает превосходство Пугачева, везде опровергается дворянская точка зрения на вождя крестьянской войны.
Пугачев для Гринева — враг, преступник, «злодей». Однако каждый раз обстоятельства столкновений этих людей складывались таким образом, что позволяли проявить ум, благородство, мужество «разбойника», его глубокую человечность и чуткость к чужой беде. Однажды показав дорогу Гриневу во время бурана, Пугачев становится его вожатым на всю жизнь, помогая в трудных ситуациях, способствуя обретению личного счастья, В ходе чтения мы видим, что Пугачев встал на путь освободительной борьбы не ради бессмысленного мятежа, Он чувствует себя заступником угнетаемых и несправедливо обиженных, и поэтому в его действиях, несмотря на их жестокость и беспощадность, много истинно царского величия. Пугачев верит, что, объединив усилия и взяв в руки оружие, народ сумеет отстоять свои права и завоевать свободу. Он рассказывает Гриневу старую калмыцкую сказку. Благоразумный ворон живет 300 лет из-за того, что питается падалью. Отважный орел, живущий всего 33 года, не согласен с этим: «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью». Но, несмотря на мудрость, Пугачев не мог сам управлять всем ходом восстания, поэтому он окружил себя советчиками, яицкими казаками, без согласования с которыми старался не предпринимать никаких действий, Они же, со своей стороны, часто действовали без его ведома и даже управляли им.
Непримиримость к угнетению и стремление к свободе помогли Пугачеву встать во главе освободительного восстания, повести за собой миллионы людей. Его образ стал символом борьбы простого народа за свои права, поэтому люди до сих пор хранят память об отважном и справедливом заступнике и вожде. Когда Пушкин впервые столкнулся с материалами, свидетельствующими о грандиозной народной войне, он задался целью написать «Историю Пугачева». В ходе дальнейшей работы с историческими документами у Пушкина также возник замысел создания исторической повести «Капитанская дочка», и все свое внимание он направил на ее написание. В этом произведении великий писатель художественно исследовал жизнь народа, вставшего на путь борьбы. Понятно, что главным и наиболее ярким выразителем мятежной стихии народа Пушкин изображает Пугачева. 22 декабря 1836 года журнал «Современник» с романом «Капитанская дочка» вышел в свет. До гибели Пушкина оставалось 38 дней. 27 января состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. Преследование поэта кончилось его убийством — 29 января Пушкин умер от полученной смертельной раны. «Капитанская дочка» оказалась последним произведением, напечатанным при его жизни.
8 кл УРОК
Дата:
Тема: С.Есенин. Поэма «Пугачев». Образ предводителя восстания в фольклоре, романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и поэме С.Есенина «Пугачёв».
Цели урока:
Образовательные:
Образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина: сопоставление
... того восстания и личность Пугачева, восхищался им. Можно сказать, что образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина обретает разницу уже с жанров их сочинений, что удивительно, ведь оба изучали практически одни исторические свидетельства. Пугачев в произведении Пушкина Пугачев в «Капитанской дочке» Пушкина ...
Развивающие:, Воспитательные:
Задачи:
Метапредметные:
Сформировать умение планировать и оформлять учебный проект, используя оборудование и приемы адекватные исследуемой проблеме в соответствии с требованиями;
- Сформировать умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.
Личностные:
Формировать готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- Формировать гуманистические и демократические ценностные ориентиры.
Методы обучения:, Педагогические технологии:, Формы организации учебной деятельности:
Средства обучения:
Словарная работа:
Ход урока
Учащимся предлагаются карточки на выбор, которые объединены 3 темами. В соответствии с выбранными карточками, ребята делятся на 3 группы.
Просмотр видео-отрывка.
Кто является действующим лицом в данной сцене? (Пугачев).
Образу какого исторического лица будет посвящен наш сегодняшний урок?
Решите ребус. Уберите латинские буквы. (Появляется слово «Есенин»).
Предположите. Как могут быть связаны Пугачев и Есенин?
Запись темы и числа на инструкционной карте. Тема: С.Есенин. Образ предводителя восстания в поэме «Пугачёв». Образ предводителя восстания в фольклоре, романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и поэме С.Есенина «Пугачёв».
Сформулируйте цели, которые мы должны поставить перед собой на уроке.
Вы знакомы, ребята, с Пугачевым как историческим лицом. Мы с вами знакомы и с творчеством А.С.Пушкина, и с творчеством С.Есенина. Предлагаю в форме «Своей игры», которую подготовили ребята, вспомнить отдельные факты, связанные с ними.
Т.к. вы работаете в группах, вспомните, как правильно организовать работу в группе.
В 1921 г. Русский поэт С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”, в которой обращается к событиям народного восстания 1773–1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени. Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности Пугачёва? Почему в своё время это привлекло внимание А.С. Пушкина? Обратимся к датам:
1773–1774 гг. – восстание Пугачёва.
1825 г. – восстание декабристов, среди участников которого друзья А.С. Пушкина.
1831 г. – подавление кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе обращает внимание Пушкина к смутным временам русской истории.
1833 г., ноябрь – завершена работа над “Историей Пугачёва”.
19 октября 1836 г. – такую символическую дату окончания романа “Капитанская дочка” указал Пушкин.
Учащиеся на интерактивной доске соединяют дату и событие. При отсутствии интерактивной доски данное задание может быть выполнено устно.
Почему потерпели поражение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты? Почему, несмотря на пролитые реки крови, жизненный порядок в России не изменился к лучшему? Можно ли найти иные, более верные пути к благоденствию Родины? Эти вопросы волновали Пушкина, над ними же пришлось задуматься и Есенину.
1917 г. – свершилась Октябрьская революция, обещавшая крестьянам землю.
1921 г. – С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”.
Урок «Народный защитник или злодей? (Образ Пугачева в фольклоре, ...
... изучил документы, относящиеся к пугачевскому бунту. Емельян Пугачев в «Капитанской дочке» — человек неоднозначный, но, несомненно, неординарный. Отношение Пушкина к стихийным народным восстаниям было сложным. Горькие слова стоят многих ...
Как видим, обращение к исторической теме в обоих случаях связано с событиями современности.
Что же пытается осмыслить поэт в своей трагедии? Почему пишет не о современнике, а о Пугачёве?
Почему же Есенина привлёк именно Пугачёв? Возможно, что в данном случае немалую роль сыграло влияние А.С. Пушкина. В апреле – июне 1921 г. на пути из Москвы в Туркестан Есенин заезжал в Самару и Оренбург – места восстания. В своё время Пушкин объехал места восстания, побывал в Казани, Оренбурге, Уральске.
Как видим, пути двух поэтов пересеклись не во времени, но в пространстве.
Безусловно, огромную роль сыграла и сама личность Пугачёва.
Задания группам:
1 группа: рассказать о Петре 3
2 группа: сообщение об эпохе Екатерины 2
3 группа: сообщение о Пугачеве
Сообщение представителей от групп.
Вывод:
Сам Есенин писал: “ Я очень, очень много прочёл для своей трагедии и нахожу, что много Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего, сам Пугачёв. Ведь он был почти гениальным человеком”. Выходит, трагедия своего рода ответ Есенина Пушкину.
Звучит рок-баллада “Я свободен”, В. Кипелов, М. Пушкина. (5:50)
Надо мною — тишина,
Небо, полное дождя,
Дождь проходит сквозь меня,
Но боли больше нет.
Под холодный шепот звезд
Мы сожгли последний мост,
И все в бездну сорвалось.
Свободным стану я
От зла и от добра…
Небо. Стихия, которая возникает перед нами в калмыцкой сказке, рассказанной Пугачёвым Гринёву. “Мятеж вздымает паруса” в трагедии С. Есенина. Человек как часть стихии – таков Пугачёв у Пушкина, когда возникает из снежных вихрей вожатый. Часть стихии, столь же неразумная и неуправляемая.
В чём же предназначение Пугачёва?, Кто такой Пугачев? Баловень судьбы, народный герой или бунтовщик?, Физминутка.(1 мин.)
Выполняется выбранная учителем физминутка, затем предлагается следующее задание.
Встаньте. Присядьте. Возьмите под стулом листок и напишите свой ответ-предположение.
Листочки собираются. Ответы частично зачитываются. (До урока под каждый стул в отсутствие учащихся нужно наклеить стикер!)
В конце урока мы посмотрим, изменится ли ваше мнение.
Чтобы точнее понять, лучше разобраться, уясним для себя значения понятий.
Бунт – стихийно возникшее восстание, вооруженное выступление против власти.
Бунтовщик – участник бунта.
Разбой – нападение с целью ограбления, убийства.
Разбойник – человек, занимающийся разбоем.
Прочтите народную песню.
Как народ писал о Пугачеве?
Каким показан в песне Пугачев?
Какой вывод можно сделать из прочитанного произведения об отношении народа к Пугачеву?
Запишите вывод в 1 колонку.
- Вы просмотрели отрывок из фильма. Назовите автора и произведение.
Посмотрите небольшой кинофрагмент и скажите, по какому это произведению и кто его автор?
- Каким увидели вы здесь Пугачева?
- Почему?
(Пугачев здесь показан очень жестоким человеком, хладнокровным и равнодушным к чужим человеческим судьбам)
- Вот каким увидел Пугачева один из художников.
- Всегда ли Пугачев был таким? Что еще нам рассказывает о нем Пушкин?
(проявляет свое великодушие, благородство, он помнит добро, может быть благодарным по отношению к Гриневу, которого он мог запросто казнить. Во 2-й главе мы видим его добрым мужичком, вожатым, который выводит заблудившихся путников к ночлегу)
Образ Пугачёва в народных песнях, «Капитанской дочке» и поэме Есенина
... поможет написать грамотное сочинение на тему «Образ Пугачева в фольклоре Пушкина», сопоставить образ, который воспевал в своем творчестве народ и образ, который изобразил в своем произведении великий писатель Александр Сергеевич Пушкин. Образ Пугачёва в исторических песнях ...
Запишите вывод во 2 колонку., Чтение стр. 89-91
Как объясняет Пугачев (в поэме Есенина) причину своего появления в этих местах?
В чем он видит свое предназначение?
Чтение монолога Хлопуши. Стр. 93.
- Как народ относится к Пугачеву?
Чтение монолога Пугачева. Стр. 94.
Обратимся к последним строкам поэмы Есенина.
Что явилось причиной этих невидимых слез, этого крика души? Погибшая надежда. Обреченность.
Есть ли жалость к себе?
Есенин верно передал настроение Пугачева перед казнью, как вы считаете?
Вывод: запишите вывод в 3 колонку. Зачем пришел Пугачев к Яику? Как относится народ к Пугачеву?, В чем принципиальное различие в оценке бунта Пушкиным и Есениным?
В “Капитанской дочке” Пушкин вынес приговор: “Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный”. Поэт отверг кровавый путь преобразований.
Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, но именно как вопрос:
Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам?
Каково же отношение к бунту Есенина? Кто в его изображении Пугачёв: бунтовщик или разбойник? Как видим, стихия разрушительна уже по определению. Есенинский Пугачёв видит высокую цель этого разрушения – он идёт на смерть, чтобы осчастливить народ.
Ответьте теперь еще раз, кто и для вас Пугачев – герой или бунтовщик?
Где и кем были бы вы: в лагере Пугачева или его противником? Одним из возглавляющих восстание или рядовым казаком в стане Пугачева, если вы выбрали бы примкнуть к нему?
Индивидуальное или парное задание: сравнить речь Пугачева в «Капитанской дочке» Пушкина и в поэме Есенина. Сделать вывод.
Несколько ответов по желанию.
Вывод выполнивших индивидуальное задание записывается в 3 колонку.
Оценка учащимися своей работы. Выставление оценок.
По горизонтали:
5. Что такое фортеция?
7. Только что выпавший снег.
По вертикали:
2. Крытая повозка.
Приложение 1, Инструкционный лист
_____________________
_____________________
Дата:
Тема:_____________________________________________________________
Проблема:_________________________________________________________
1
2
3
Фольклор
А.С.Пушкин «Капитанская дочка», С.Есенин «Пугачев», Некому за нас заступиться, Крепку думушку за нас раздумать.
«казнит так казнит, милует так милует»
П. поет свою любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка») и рассказывает сказку об орле и вороне
«А разве нет удачи удалому?»
«В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком — да мимо». «Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. «
«…Улица моя тесна, воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро, при первой неудаче они свою шею выкупят моей головой» .
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» Пушкина
... сочинении «Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» — план будет сводиться к анализу эпизодов, где он появляется в произведении. Общий анализ поэмы «Пугачев» Есенина Есенин не старался передать детали восстания, ... на уже имеющихся исторических трудах. При написании же повести о Пугачевском восстании Пушкин соединяет в себе блестящего художника-прозаика и добросовестного исследователя-историка. ...
Домашнее задание:, По горизонтали:
3. Какое чувство связывало Машу Миронову и Петра Гринева?
5. Что такое фортеция?
7. Только что выпавший снег.
8. Кто сообщил об участии Гринёва в дуэли его родителям?
11. Какие книги брал Петр Гринев у Швабрина?, По вертикали:
1. Швабрин был переведён из гвардии в Белгородскую крепость за..?
2. Крытая повозка.
4. Слуга, ухаживающий за верховой лошадью господина.
6. Город, в который был отправлен на службу Петр Гринев.
9. Что в «Капитанской дочке» Пушкин называет бессмысленным и беспощадным?
10. Предводитель народного восстания., Приложение 2, Биография Есенина, Биография Сергея Есенина, Дата рождения: 3 октября 1895 года
Дата смерти: 28 декабря 1925 года
Место рождения: село Константиново, Рязанская губерния
Сергей Александрович Есенин
Его отец Александр Никитич Есенин был крестьянином, который переехал с семьей в Москву и работал приказчиком в небольшой мясной лавке.
Мать поэта Татьяна Федоровна Титова жила с мужем недолго, когда ребенку было 2 года она уехала работать в Рязань, а воспитывали Есенина бабушка и дедушка по линии матери.
Дед был зажиточным крестьянином, в доме также жили три дядьки Есенина, которые учили его верховой езде, плаванию и полевой работе. Большое влияние на творчество поэта оказали рассказы бабушки, которая познакомила внука с фольклором и народным творчеством. Именно ее рассказы, частушки и песни стали причиной любви Есенина к поэзии и подтолкнули его к написанию собственных стихотворений. Дедушка также обучил Есенина грамоте по церковным книгам.
В 1904 году Есенин начал обучение в земском училище села Константиново, а пятью годами позднее он поступил в церковно-учительскую школу, которую закончил в 1912 году с дипломом учителя. После получения диплома Сергей отправился в Москву к отцу, он работал вместе с отцом в мясной лавке, а затем начал работать в типографии И.Д. Сытина. В 1913 году он начала посещать Московский городской народный университет Шанявского.
В 1915 после первых публикаций он познакомился с Городецким и Блоком. Эти имена уже были значимыми для русской литературы. В Петрограде Есенин начал военную службу и был назначен в Царское село. Однажды он даже выступил со своими стихами перед императрицей Александрой Федоровной.
Его первый самостоятельный сборник стихов «Радуница» увидел свет годом позже. Этот сборник, наполненный печалью, грустью и любовью к родной природе, сделал поэта популярным, принес ему общественное признание, обратил на него внимание критиков.
Есенин познакомился с имажинистами ближе к 20-м годам. Он сразу же увлекся идеями создания глубоких образов, метафорой. Именно после увлечения новыми идеями он выпустил множество сборников стихов, которые также были приняты публикой довольной тепло.
В этот период свет увидели сборники «Исповедь хулигана», «Стихи скандалиста», «Москва кабацкая» и большая поэма «Пугачев.
Задание 1., Чем интересна личность Пугачёва автору и главному ...
... о которых история умалчивает. Мне кажется, что Пушкину и главному герою романа, что собственно, равноценно, этот преобразованный Пугачев и интересен. Емельян Пугачев в повести – истинно-русский человек с ... правду восстания»). В предложении «был знаком с Емельяном Пугачевым и был им уважаем» допущен немотивированный повтор слова «был», что может рассматриваться как речевой недочёт. Сочинение оценено ...
Приложение 3, Индивидуальное задание (может быть парным или групповым)
Эпитет — это не просто признак предмета (ДЕРЕВЯННАЯ палка) , а образная характеристика какого-либо лица, явления, предмета обычно посредством выразительного метафорического прилагательного. Например, «тихий голос» — здесь нет эпитета, а «ЯРКИЙ голос» — здесь эпитет ЯРКИЙ. Теплые руки — нет эпитета, ЗОЛОТЫЕ руки — есть.
Олицетворение
Метафора (от греч. metaphora — перенос) — это перенос наименования по сходству, например: спелое яблоко — глазное яблоко (по форме) ; нос человека — нос корабля (по расположению) ; шоколадный батончик — шоколадный загар (по цвету) ; крыло птицы — крыло самолёта (по функции) ; завыл пёс — завыл ветер (по характеру звучания).
В чем сходство и в чем различие между героем Есенина и Пугачевым в романе Пушкина «Капитанская дочка»?
Сравните речь Пугачева в «Капитанской дочке» и в поэме «Пугачев».
1.Кто использует в речи простонародные слова. пословицы, поговорки, иные формы фольклора? Назовите, приведите примеры. Говорит ли этот факт о близости героя к народу, о том, что герой является выходцем из народа?
Предчувствует ли герой свою казнь? Почему он не желает отдаться на милость императрицы? Используя какие формы фольклора. Он иносказательно об этом говорит?
Является ли герой защитником народа или баловнем судьбы. Оказавшимся в нужное время в нужном месте?
2. Какой герой использует в речи обилие метафор, олицетворений, эпитетов? Приведите примеры.
Зачем герой явился на берег Яика?
3. Сделайте вывод:
У А. С. Пушкина Пугачевский бунт – это стихия …………… и ……………. Это разорение деревень, шайки разбойников повсюду, произвол и беззаконие. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! » – вот гуманизм позиции автора.
С. А. Есенин в восстании видит справедливое ………………………………. Нарушен мирный труд крестьян, после смерти Петра III Екатерина отдала все «под надзор своих дворян» . Теперь повсюду «стонет Русь от цепких лапищ» .
Образы героев тоже раскрываются по-разному. Пушкинский Пугачев –_____________________________________________________________________________________
Речь его выдает в нем выходца из …………… Он использует……………………………………………….(примеры)………………………………………….
У Есенина Пугачев любит …………., мечтает о достойной ………….. для своего…………..
Ему важно, чтобы крестьяне могли заниматься ……………………………………………………………….
Отличается герой и весьма выразительной речью, насыщенной ……………………………………………………………………………………………….. (примеры с названием худ.-изобраз. средства).
Очень долгое время после подавления народно-освобо-дительного восстания в 1775 г. имя Пугачева — предво-дителя восстания — было под запретом. Даже во времена Пушкина дворянские историки и мемуаристы писали о восстании и его вожде с ненавистью, ругая и проклиная мятежников, называя их не иначе как «злодеи», «грабите-ли», «разбойники», «убийцы».
Емельян пугачев в повести капитанская дочка пушкина (образ, внешность ...
... целеполагание (на доске записаны два высказывания о Е. Пугачеве) Пушкин изображает Емельяна Пугачева как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь ... личности и героя художественного произведения; определение отношения автора повести к своему герою. Учитель: Трудно понять литературного героя, не зная его жизни и судьбы. ...
Пушкин первым из литераторов и историков увидел в предводителе восстания выдающегося человека из народа, замечательную и интересную личность. Прислушиваясь к мнению народа, беседуя со стариками, записывая поэтиче-ские предания и легенды, Пушкин отметил, что народ от- носится к «разбойнику» с любовью, называя его «красным солнышком», «отцом», заступником угнетенных, защитни-ком бедных.
Великому Пушкину удалось создать правдивый исто-рический образ Пугачева, глубокий и неоднозначный. Эту разность мнений о бунтовщике Пушкин отобразил в про-чувствованных словах Гринева — главного героя повести, дворянина, которого судьба близко свела с Пугачевым: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме од-ного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту силь-ное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев.., и спасти его голову, пока еще было время».
Пугачев для Гринева — враг, преступник, «злодей». Од-нако каждый раз обстоятельства столкновений этих лю-дей складывались таким образом, что позволяли проявить ум, благородство, мужество «разбойника», его глубокую че-ловечность и чуткость к чужой беде. Однажды показав дорогу Гриневу во время бурана, Пугачев становится его вожатым на всю жизнь, помогая в трудных ситуациях, способствуя обретению личного счастья,
В ходе чтения мы видим, что Пугачев встал на путь освободительной борьбы не ради бессмысленного мятежа, Он чувствует себя заступником угнетаемых и несправед-ливо обиженных, и поэтому в его действиях, несмотря на их жестокость и беспощадность, много истинно царского величия.
Пугачев верит, что, объединив усилия и взяв в руки оружие, народ сумеет отстоять свои права и завоевать сво-боду. Он рассказывает Гриневу старую калмыцкую сказ-ку. Благоразумный ворон живет 300 лет из-за того, что питается падалью. Отважный орел, живущий всего 33 года, не согласен с этим: «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью».
Материал с сайта
Со временем Пугачев понимает обреченность восста-ния, поскольку большинство крестьян не привыкли отста-ивать свои права. Бунт для них — это «заблуждение, мгно-венное пьянство, а не изъявление их негодования». К тому же самые ярые сторонники и союзники Пугачева — «воры», и это он тоже прекрасно понимает: «Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». Но обратной дороги для Пугачева нет, по-скольку власти никогда не простят ему мятежа: «Поздно мне каяться. Для меня не будет помилования, Буду про-должать как начал». Да и не желает предводитель бунта поворачивать вспять. «Улица моя тесна; воли мне мало», — говорит он.
Непримиримость к угнетению и стремление к свободе помогли Пугачеву встать во главе освободительного вос-стания, повести за собой миллионы людей. Его образ стал символом борьбы простого народа за свои права, поэтому люди до сих пор хранят память об отважном и справед-ливом заступнике и вожде.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском, На этой странице материал по темам:
- пугачев злодей или народный заступник сочинение
- пугачёв бунтарь или освободитель мнение историков
- улица моя теста, да воли мне мало
- пугачев предводитель восстания
- пугачев предводитель народного восстания
История России полна воспоминаний о народных волнениях, иногда глухих и малоизвестных, иногда — кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна Пугачева.
Александр Сергеевич Пушкин серьезно интересовался русской историей. Среди его исторических работ наиболее известны «История Петра» и материалы о пугачевщине. Удивительно, что сухие и точные отчеты хроникеров стали основой для создания богатого исторического полотна — знаменитой повести «Капитанская дочка». Пушкина необычайно занимала личность Емельяна Пугачева, возглавившего народное восстание во второй половине XVIII века. Емельян Пугачев — донской казак, ветеран двух войн — Семилетней и русско-турецкой 1768-1774 годов. Он дослужился до звания хорунжего, то есть до первого офицерского чина в казачьих войсках русской армии. Вместо того чтобы продолжать военную карьеру, он стал предводителем крестьянской войны и погиб на эшафоте.
Пушкин показывает Пугачева с разных сторон: он то вожатый, которому добрый Гринев дарит заячий тулупчик, то самозванец, выдающий себя за императора Петра III, то преступник, посаженный в железную клетку. Однако из этих разрозненных картин автор составляет образ предводителя народного восстания, человека неистового темперамента и сильной воли, Раздираемого внутренними противоречиями. Обращает на себя внимание жестокость Пугачева, который склонен скорее казнить, чем миловать. Общеизвестны факты дикого разнузданного террора, установленного Пугачевым в захваченных городах. Вероятно, с самого начала восстания лжеимператор прекрасно понимал, что его авантюра обречена на провал. «Узка моя улица», — говорит Пугачев Гриневу. Предчувствия не обманули предводителя — он был выдан его же соратниками.
Пугачев у Пушкина живет по легенде об орле и вороне, то есть выбирает кровавый путь. Кто же он — предводитель народного восстания, прославленный многочисленными историческими исследованиями советской эпохи, или государственный преступник Емелька, преданный публичной казни на Болотной площади? Вероятнее всего, второе, хотя Пушкин не дает собственной окончательной оценки этой исторической личности.
Дело в том, что эпоха правления Екатерины II вошла в историю России как вполне благополучный эпизод. Восстание, точнее бунт Емельяна Пугачева, лишенный существенных объективных причин, был заранее обречен. Все предводители народных восстаний рано или поздно становились фигурами легендарными. О них народ слагал песни. Однако Пушкин — единственный, кто попытался дать настоящий портрет страшного и одновременно милостивого Емельяна Пугачева.