Итоговое сочинение-2019, Савинова Ольга Викторовна, учитель высшей категории г Иваново, Общие рекомендации
Работая с учащимися 5-11 классов, пришла к выводу, что нельзя объяснять новый материал всем одинаково. Запоминание происходит по-разному: кто-то воспринимает только правильную форму, а кто-то, наоборот, проще находит ошибки. Поэтому часто стала объяснять материал через такую форму, как таблица.
Стараюсь ориентироваться на «сильных» учеников, особенно тех, кто планирует поступать в вузы, где учитывается итоговое сочинение, поэтому критерии проверки расширяю, добавляя материал, который предлагают высшие учебные заведения.
Проверка итогового сочинения, Требование 1, Требование 2, Проверяется одним экспертом один раз
1 Рассуждение на предложенную тему (наличие проблемы в формулировке нацеливает на рассуждение)
2 Ответ на вопрос, поставленный в теме
1 Не соответствует теме
2 Не прослеживается конкретной цели высказывания, Критерий 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
зачёт
незачёт
1 Не менее одного произведения
2 Смысловой анализ (тематика, проблематика, сюжет, характеры и тому подобное)
3 Комплексный анализ в единстве формы и содержания)
4 Примеры из текста (пересказ, цитаты)
1 Сочинение без привлечения литературного материала
2 Искажено содержание произведения (фактические ошибки)
3 Литературные произведения не становятся опорой для аргументации
4 Сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала, Критерий 3 «Композиция и логика рассуждения»
зачёт
незачёт
1 Логичное выстраивание рассуждения на предложенную тему (тезис, доказательства, вывод), (…, Во-первых, …, Во-вторых, …, Таким образом, … )
2 Соотношение между тезисом и доказательствами должно быть выдержано (доказательства, примеры, микровывод)
3 Тезис по содержанию совпадает с выводом
4 Тезис и вывод по объёму – 1/3 сочинения, доказательства – 2/3 работы
5 Вывод короче тезиса, вывод должен обобщать и подытоживать всю работу
6 1 абзац (вступление, тезис, связка)
Сочинение от лица литературного героя
... сочинению не обязателен, но желателен, ибо украшает работу. Тезис пишущего подкрепляется цитатами: точными выдержками из текста анализируемого произведения, литературно ... от ума». Распределите героев комедии Грибоедова «Горе от ума» на главных, второстепенных, эпизодических. Лекция №3. ТРЕБОВАНИЕ №1 – СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ. Работа над сочинением ... действующих лиц, следует указать, кому они принадлежат. (
2-3 абзац (аргумент (пересказ + анализ), микровывод)
4 абзац (вывод)
7 Ответ на проблемный вопрос темы звучит 4 раза (в тезисе, микровыводе, микровыводе и выводе)
8 Связки между частями сочинения
1 Грубые логические нарушения
2 Ошибки в делении текста на абзацы
3 Отсутствует тезисно- доказательная часть
4 Отсутствие во вступлении проблемного вопроса (это сама тема) и формулировки ключевого тезиса, который будет доказываться
5 Нечёткое формулирование тезисов
6 Необоснованные повторы одних и тех же мыслей
7 Лишняя информация во вступлении и заключении
8 Слабые аргументы (не доказывают, неубедительно или поверхностно подтверждают тезис)
9 3 и более нарушений композиционной связи между смысловыми частями
Критерий 4 «Качество письменной речи»
зачёт
незачёт
1 Точное выражение мысли
2 Разнообразная лексика
3 Различные грамматические конструкции (предложения простые, осложнённые, сложные)
4 Уместное употребление терминов (жанр, герой, сюжет, изобразительные средства и других)
1 Низкое качество речи
2 Разговорные слова
3 Речевые штампы
4 Речевые ошибки (неуместный повтор слова, тавтология, плеоназм, неточное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости, смешение паронимов, результат неправильного словотворчества, неуместное использование экспрессивных слов)
5 Допущено 5 и более речевых ошибок, Критерий 5 «Грамотность»
зачёт
незачёт
1 На 100 слов менее 5 ошибок (грамматических, орфографических, пунктуационных)
2 При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну
3 Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку
4 Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная
5 Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку
6 Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки, На 100 слов более 5 ошибок (грамматических, орфографических, пунктуационных), Дополнительный критерий – Оригинальность сочинения
Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (присутствуют интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или оригинальные наблюдения и прочее) или яркостью стиля.