Статья Проверка итогового сочинения

Итоговое сочинение-2019, Савинова Ольга Викторовна, учитель высшей категории г Иваново, Общие рекомендации

Работая с учащимися 5-11 классов, пришла к выводу, что нельзя объяснять новый материал всем одинаково. Запоминание происходит по-разному: кто-то воспринимает только правильную форму, а кто-то, наоборот, проще находит ошибки. Поэтому часто стала объяснять материал через такую форму, как таблица.

Стараюсь ориентироваться на «сильных» учеников, особенно тех, кто планирует поступать в вузы, где учитывается итоговое сочинение, поэтому критерии проверки расширяю, добавляя материал, который предлагают высшие учебные заведения.

Проверка итогового сочинения, Требование 1, Требование 2, Проверяется одним экспертом один раз

1 Рассуждение на предложенную тему (наличие проблемы в формулировке нацеливает на рассуждение)

2 Ответ на вопрос, поставленный в теме

1 Не соответствует теме

2 Не прослеживается конкретной цели высказывания, Критерий 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

зачёт

незачёт

1 Не менее одного произведения

2 Смысловой анализ (тематика, проблематика, сюжет, характеры и тому подобное)

3 Комплексный анализ в единстве формы и содержания)

4 Примеры из текста (пересказ, цитаты)

1 Сочинение без привлечения литературного материала

2 Искажено содержание произведения (фактические ошибки)

3 Литературные произведения не становятся опорой для аргументации

4 Сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала, Критерий 3 «Композиция и логика рассуждения»

зачёт

незачёт

1 Логичное выстраивание рассуждения на предложенную тему (тезис, доказательства, вывод), (…, Во-первых, …, Во-вторых, …, Таким образом, … )

2 Соотношение между тезисом и доказательствами должно быть выдержано (доказательства, примеры, микровывод)

3 Тезис по содержанию совпадает с выводом

4 Тезис и вывод по объёму – 1/3 сочинения, доказательства – 2/3 работы

5 Вывод короче тезиса, вывод должен обобщать и подытоживать всю работу

6 1 абзац (вступление, тезис, связка)

28 стр., 13553 слов

Сочинение от лица литературного героя

... сочинению не обязателен, но желателен, ибо украшает работу. Тезис пишущего подкрепляется цитатами: точными выдержками из текста анализируемого произведения, литературно ... от ума». Распределите героев комедии Грибоедова «Горе от ума» на главных, второстепенных, эпизодических. Лекция №3. ТРЕБОВАНИЕ №1 – СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ. Работа над сочинением ... действующих лиц, следует указать, кому они принадлежат. (

2-3 абзац (аргумент (пересказ + анализ), микровывод)

4 абзац (вывод)

7 Ответ на проблемный вопрос темы звучит 4 раза (в тезисе, микровыводе, микровыводе и выводе)

8 Связки между частями сочинения

1 Грубые логические нарушения

2 Ошибки в делении текста на абзацы

3 Отсутствует тезисно- доказательная часть

4 Отсутствие во вступлении проблемного вопроса (это сама тема) и формулировки ключевого тезиса, который будет доказываться

5 Нечёткое формулирование тезисов

6 Необоснованные повторы одних и тех же мыслей

7 Лишняя информация во вступлении и заключении

8 Слабые аргументы (не доказывают, неубедительно или поверхностно подтверждают тезис)

9 3 и более нарушений композиционной связи между смысловыми частями

Критерий 4 «Качество письменной речи»

зачёт

незачёт

1 Точное выражение мысли

2 Разнообразная лексика

3 Различные грамматические конструкции (предложения простые, осложнённые, сложные)

4 Уместное употребление терминов (жанр, герой, сюжет, изобразительные средства и других)

1 Низкое качество речи

2 Разговорные слова

3 Речевые штампы

4 Речевые ошибки (неуместный повтор слова, тавтология, плеоназм, неточное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости, смешение паронимов, результат неправильного словотворчества, неуместное использование экспрессивных слов)

5 Допущено 5 и более речевых ошибок, Критерий 5 «Грамотность»

зачёт

незачёт

1 На 100 слов менее 5 ошибок (грамматических, орфографических, пунктуационных)

2 При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну

3 Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку

4 Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная

5 Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку

6 Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки, На 100 слов более 5 ошибок (грамматических, орфографических, пунктуационных), Дополнительный критерий – Оригинальность сочинения

Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (присутствуют интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или оригинальные наблюдения и прочее) или яркостью стиля.

Надеюсь, такое обобщение материала будет полезным.