«Все дело в случае…» С этой мысли, вложенной в уста героя главного героя Ивана Васильевича, начинает Лев Николаевич Толстой свой рассказ «После бала». Случай, который, вопреки окружающей среде, способен помочь человеку понять «что хорошо, что дурно», вскрыть те или иные пороки общества, изменить отношение к человеку, сделать поворот в судьбе.
Большую часть своего повествования автор отвел описанию бала, особое уделяя внимание внутреннему состоянию Ивана Васильевича, влюбленного в те молодые годы в Вареньку Б. Чувствуя ответную симпатию девушки, герой рассказа говорит о своем состоянии, что он был «…счастлив, блажен, я был и добр». Свою любовь он переносит на всех окружающих, в том числе на отца Вареньки, полковника Б., испытывая к тому восторженно-нежное чувство из-за его ласковой улыбки, отношению к дочери и даже его «домашних» сапог. Подробное описание бала, чувств и мироощущения героя, поведения других персонажей имеет решающее значение для понимания дальнейших событий, произошедших на утро после бала.
Выйдя в поле, Иван Васильевич услышал звуки флейты и барабана. «Верно, ученье», — подумал он. Стоявший рядом кузнец сердито пояснил, что это беглого татарина наказывают за его проступок. Вскоре наш герой увидел оголенного по пояс несчастного человека, который содрогался от постоянно сыпавшихся на него ударов шпицрутенов и всхлипывал: «Братцы, помилосердствуйте». Но больше всего Ивана Васильевича повергло в ужас осознание, что всем этим действием руководит отец его любимой девушки. Теперь это был уже не любящий отец, а жестокий человек, наказывающий солдата за то, что тот, сочувствуя беглому, недостаточно сильно ударил палкой окровавленную спину татарина. В гневе полковник бил по лицу солдата и кричал: «Я тебе помажу!».
Автор произведения сдержан в выражении своего отношения к происходящему, давая читателю возможность самим дать оценку персонажу, только недавно танцевавшего мазурку с дочерью на балу, а спустя всего несколько часов неоправданно жестоко наказывающего беглого и жалеющего его солдата. Отношение писателя мы видим в чувствах и поступках нравственно совестливого, порядочного Ивана Васильевича: ему стыдно, хотя не он совершил бесчестный поступок, на сердце героя почти физически ощутимая тоска, доходящая до тошноты. Молодой человек ищет оправдание произошедшему: «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю». Но оправдания жестокости так им и не найдены. Данный случай имел последствия и для личной жизни Ивана Васильевича: видя некогда горячо любимую девушку, он сразу вспоминал драматические события с беглым татарином, и любовь стала постепенно угасать, пока прошла совсем.
Особенность работ Василия Ивановича Сурикова
... Творчество Сурикова тесно связано с яркими периодами истории России, в своих масштабных произведениях художник правдиво передал характерные признаки русского народа, его самобытность и жизненную сущность. Василий ... художников». Осенью 1869 года Василий Иванович сдал экзамены, стал вольнослушателем ... предвещает его будущую участь. Солдаты волокут к виселице ещ ... На картине два главных героя -- молодой Пётр, ...
Анализируя рассказ, мы можем сделать вывод о том, что произведение «После бала» направлено автором против жестокости унижения личности, против телесных наказаний и жестокости в любом ее проявлении. Также автор обличает лицемерие и двуличность отдельных людей, привыкших носить маски порядочности, добродушия, но скрывающие при этом жестокосердие, высокомерие и иные порочащие человека черты.
Вариант 2
Я думаю, что рассказ направлен против двойственности людей. То есть героя поразил контраст в своем будущем тесте. Он был таким добрым и прекрасным на балу, а утром на службе показал себя жестоким и злым. Можно сделать вывод о том, что на балу он притворялся! Ведь понятно, что ему стыдно, когда Петр замечает рассказчика.
Конечно, можно свалить всё на систему! То есть в ней даже добрый человек должен себя вести ужасно, чтобы зарабатывать. Это тоже правда… Не каждый дворник будет рад, когда его встретит одноклассник. Не считается престижной работа! Думаю, что перед своей дочкой Петр не стал бы выполнять такую работу. Тоже нужно менять систему, чтобы не было у одного человека такой власти над другими, чтобы отменили телесные наказания.
С другой стороны, никто не заставлял полковника так усердно наказывать несчастного. Его ведь просили простить, и солдаты били не очень сильно – жалели беднягу. Но полковник настаивал, ругался, даже бушевал!.. Варенька точно не видела его таким, даже если она в детстве что-то делала неправильно. Никто ведь не заставлял его показывать себя жестоким – начальства рядом не было!
В общем, кажется, что на балу всё это было сном и неправдой… Иван Васильевич разочаровывается во всей этой жизни. Решает её поменять, то есть сделать всё, чтобы она изменилась к лучшему.
Иван хотел бы, чтобы все стали понятными: хорошими или плохими. Конечно, тогда было б проще. С хорошими дружим, с плохими боремся. Но это не всегда просто…
Ещё направлен рассказ против бесцельной жизни. У Ивана не было цели. Вот он бы женился, стал бы работать… А тут у него появилось то, ради чего жить. И не просто жить, а менять всё, расти над собой. Он точно стал не обывателем! Сложно работая, не имея времени на семью, на себя, он рос над собой, развивался. Он сам стал против таких «двойных» людей, как Петр Владиславович, против их власти. Многие задумались о себе и окружающих, прочитав рассказ.
Сочинение-рассуждение
“После бала” — рассказ Л.Н.Толстого, обнажающий жестокость и безнравственность иногда встречающиеся в царской армии.
В центре повествования оказывается полковник Петр Владиславович. Рассказ делиться на две части. В первой части местом действия является бал у губернского предводителя. Фоном становятся торжественно обставленные комнаты, звучит музыка, полковник танцует со своей дочерью. Петр Владиславович предстает в обрез статного, пожилого военного, нежно любящего свою дочь.
Характеристика полковника на балу и после бала и его образ
... в своих глазах. Сочинение Образ Полковника отца Вареньки и его характеристика Одним из основных персонажей произведения является Полковник, носящий имя Петра Владиславовича, представленный писателем в образе отца Вареньки, главной героини рассказа. Полковник описывается в ... положительных характерных черт. Вариант 3 Рассказ «После бала» был написан Л.Н. Толстым. В нем рассказывается история из жизни ...
Во второй части рассказа меняется обстановка: действия переносятся на проезженную, скользкую дорогу посреди поля. Здесь происходит бесчеловечное наказание беглого татарина. Его проводят через строй солдат, нещадно избивающих палками бывшего товарища. Командует наказанием тот самый полковник, который еще несколько часов назад танцевал на балу, был добродушным и учтивым с хозяевами дома. Обреченный на смерть татарин молит своих “братцев” помилосердствовать. Но полковник строго следит за тем, чтобы солдаты не знали пощады к своему сослуживцу. Он твердым шагом следует за процессией. В страхе оказаться на месте татарина, солдаты безжалостно и жестоко избивают его.
Писатель очень сдержано выражает свое мнение, предоставляя читателю возможность самому оценить поведение полковника. Метаморфозы, произошедшие с ним, можно считать издержкой службы: в царской России физические наказания были обыденностью армейских буден. Полковник не читает себя плохим человеком, он не притворяется на балу. Наказание солдата для Петра Владиславовича является частью службы. Конечно, можно сказать, что полковник является заложником обстоятельств или среды. Но так ли это на самом деле? В начале повествования автор выражает свое мнение через рассуждения рассказчика. Главный герой считает, что человек сам решает, что хорошо, а что дурно. Идеей гуманизма, человеколюбия наполнен рассказ “После бала”. Лев Николаевич Толстой всегда оставался непримиримым врагом жестокости и насилия. Произведение писателя направлено против деспотизма и порабощения личности, против унижения и бесчеловечного отношения к людям. Человеческая жизнь — главная ценность, по мнению Толстого.