Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича»

«Школа несчастья есть самая лучшая школа», — сказал Белинский. Верно ли это? Действительно ли несчастье способно научить человека чему-то? Как известно, знание есть великое благо и великое счастье, дающееся не каждому. Белинский же утверждал, что несчастье способно приблизить человека к тому, к чему он стремится всю свою жизнь — к истине, к глубокому пониманию бытия, к духовному общению. Многие поэты и писатели затрагивали в своём творчестве тему горя, несчастья и страданий: Достоевский, осмысливший «философию горя», Ахматова, глубоко и образно передававшая все тяготы жизни своих современников. Большой интерес к этой теме оправдан, так как страдания сопровождают человека всю его жизнь и являются такой же её частью, как, например, любовь.

Тема несчастья в жизни человека остро интересовала российского писателя А.И. Солженицына, который сам за свою жизнь сполна хлебнул горя. Рассказ «Один день Ивана Денисовича» был задуман им в 1950-м году, как раз в то время, когда Солженицын сам находился в Экибастузском особом лагере. Написан рассказ уже гораздо позднее — в 1959-м, а опубликован лишь в 1962-м после непосредственного указания Н.С. Хрущёва, который стал яростным противником такого асоциального явления, как советские лагеря, созданные Сталиным. Рассказ «Один день Ивана Денисовича» является для читателя своего рода путеводителем по печальному «архипелагу» под названием ГУЛАГ (сокращённое наименование Главного управления исправительно-трудовых лагерей при сталинском режиме).

Прототипом главного героя рассказа — заключённого, который значился в списках как «ЗК Щ854» — явился сослуживец Солженицына — солдат Щуков. Писатель наделил своего героя характером и привычками Щукова, хотя тот никогда не был в заключении. Что касается фактических подробностей, то здесь писатель взял многое из своей биографии (в лагере Солженицын был каменщиком).

Казалось бы, все интересы заключённого вращаются вокруг простейших потребностей: как «закосить» лишнюю порцию баланды, как на этапном шмоне при двадцатисемиградусном морозе не запустить под рубаху стужу, как сберечь последние крохи жизни в своём теле — словом, как выжить в лагерном аду. Всё это неплохо удаётся норовистому русскому крестьянину Шухову. Подводя итоги очередного прожитого дня, герой радуется своим маленьким успехам: не посадили в карцер, бригадир хорошо накрыл процентовку, сам Шухов смог раздобыть табачку на два рубля, заработанных и припрятанных, а начавшуюся было утром болезнь удалось «перемочь» на кладке ТЭЦ.

5 стр., 2078 слов

Чем должен жить человек…» по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками

... свою музыку.) (Она мала, но трудолюбива. Тащит домой тяжелую корзину с шишками. Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме и игрушках., ... будем разгадать тайну рассказа Каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым будет посвящен ... слушая музыку Грига? (Это слезы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств. Кроме ...

У читателя складывается впечатление, будто бы всё человеческое, что было свойственно заключённым прежде, осталось с той (внешней) стороны колючей проволоки, и единственным признаком индивидуальности являются лагерные номера. Жизнь в ГУЛАГе совсем обесценилась. Каждый рядовой заключенный подвластен всем: надзирателю и конвоирам, повару и даже старшему барака — такому же, как и он, заключённому. Подневольного зека могут лишить обеда, посадить в ледяной карцер, обеспечив на всю жизнь туберкулёзом. Могут расстрелять, наконец. И всё же и в этих, сглаживающих всякую индивидуальность условиях пытаются жить (выжить) люди с самыми разными характерами. Иван Денисович, например, и здесь не становится зомбированным существом — он добрый и отзывчивый человек, способный на сострадание, жалость, готовый оказать в трудную минуту помощь.

Оказывается, даже лагерь не может искоренить изначально присущие человеку высокие нравственные качества. Суровые условия лишь способствуют их развитию и укреплению. «Прошел день, ничем не омрачённый, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три» — такая «справка» заставляет почувствовать уважение к Шухову, сумевшему сохранить в себе человеческое на протяжении долгих и долгих дней заключения.

Герой рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича» терпел несчастья и страдания, но жизнь не спалила его души. Он смог противостоять жестокости, встречавшейся на его пути, и только укрепился в своём нравственном чувстве, которое так важно для каждого из нас. Ведь когда человек живёт счастливо, получая всё, что он захочет, не встречая никаких трудностей на пути, он начинает видеть лишь одну сторону жизни. Испытания позволяют по-новому, более глубоко осмыслить все явления, происходящие в жизни, и учат радоваться простым вещам, то есть при любых обстоятельствах жить в полную меру.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004