Основные вопросы, поставленные автором в романе
Любое художественное произведение всегда много проблемно. Не является исключением и роман М. Ю. Лермонтова. Поэт старается ответить на вопросы вневременные, волнующие людей из эпохи в эпоху: что есть для человека смысл жизни, счастье, добро и зло, достоинство и честь, какое место занимает любовь и дружба. Очень важны темы, продиктованные временем, в которое живут автор и его герой: предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм. Всем этим и определяется проблематика «Героя нашего времени».
Как мы, читатели, можем определить круг основных вопросов гениального произведения, кто из действующих лиц наверняка поможет нам их выявить? Главный персонаж. В «Герое нашего времени» проблемы романа «высвечиваются» именно в характере Печорина, одновременно отражая и личность самого Лермонтова, и его миропонимание.
Литература. 51-58 уроки. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени. 9 класс. ФГОС , Описание слайда:
Философские проблемы в романе «Герой нашего времени»
«Зачем я жил? для какой цели я родился?» – этим вопросом задается Печорин и не может найти ответ. Напрасность существования тяготит героя, прозябание не подходит молодому человеку, который чувствует «в душе силы необъятные».
Стараясь окунуться в полноту жизни, Печорин невольно становится виновником разрушения судеб разных людей. Погибает Бэла, судьба которой поломана в угоду эгоизму, прихоти Печорина. Максим Максимыч оскорблен душевной черствостью своего приятеля. «Честные контрабандисты» вынуждены скрыться, неизвестна судьба старухи и слепого. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!..» – и в этом восклицании индивидуализм Печорина становится особенно понятен. Мы, читатели, следим за тем, как изобретательно искушает Григорий Мери, не имея никаких серьезных намерений, как действует по отношению к Грушницкому, как наслаждается безраздельной властью над Верой…
«Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…», – читая строки журнала, мы понимаем, что индивидуализм – жизненная программа, основная движущая сила характера Печорина, он отдает себе отчет в том, что происходит. Тоскуя по «назначению высокому», которое не смог «угадать», главный герой романа анализирует свои действия, поступки, настроения. «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».
Сочинения. : «Герой нашего времени» как социально-психологический ...
... людей кормили сластЯми,- возражает Лермонтов тем, кому образ Печорина казался «преувеличением», - у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины». Лермонтовский роман ... Печорина» сам герой предстает в его рассказе о самом себе.Таким образом, Лермонтов в композиции образа идет от поступков к их психологическим ... себя». Эгоизм и Индивидуализм Печорина приводят его к полному ...
Проблематика романа «Герой нашего времени» включает и проблему предопределения человеческой судьбы, и вопрос истоков индивидуализма поколения Лермонтова. Где же берет начало индивидуализм Печорина?
В пари, предложенном поручиком Вуличем, решался вопрос, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью». Печорин, утверждающий, что «нет предопределения», невольно меняет свое мнение после выстрела, – слишком уж «доказательство было разительно». Но сразу же останавливает себя в этой вере, вспомнив, что имеет «правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо». А позже, испытывая судьбу и подвергая жизнь опасности, иронизирует над убеждениями человеческими. И, как будто бросая вызов слепым верованиям, которые лишают человека свободы, свободы истинной, внутренней, четко обозначает свое подлинное миропонимание: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает…»
Смысл жизни, предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм – эти философские проблемы в романе «Герой нашего времени» впервые так ясно, точно были сформулированы поэтом, именно по этой причине сочинение Лермонтова стало первым философским романом русской литературы 19 века.
Вариант 2
«Герой нашего времени» — произведение Лермонтова М. Ю. актуально и в нашу эпоху. Роман проблематичен, очень много поставленных вопросов. Михаил Юрьевич уникально раскрывает все темы, в которых куча разных проблем. Печорин — является важным персонажем в данной книге, где решаются вечные вопросы о зле и добре, о чести и достоинстве, о счастье, дружбе и любви. А также о человеческом смысле жизни.
Печорин живёт, опутанный задачей: для чего он появился на свет? Какая от него польза для человечества? Ответа не находится. И молодой человек мучается в полном непонимании. Хотя его душа кипит прекрасными чувствами, и он сам отчётливо осознаёт всеобъемлющий прилив своих сил.
Рушатся судьбы людей на глазах героя, всё происходит непонятным для него образом. И что самое удивительное: Печорин — сам невольный виновник всех событий. Например, погибла Бэла. Жизнь её поломал Печорин, благодаря своим прихотям и эгоизму. Ещё он оскорбил Максима Максимыча, показал своё поведение, каким он может оказаться в душе чёрствым. Попадает герой в круг «честных контрабандистов», а затем им приходиться исчезнуть. Таким образом, каждый в свою рутину попадают Грушницкий, Мери, Вера и всё это получается с помощью Григория Печорина.
Он постоянно думает над своими поступками и действиями, разбирает и взвешивает всё с чем столкнулся. Как и у всех, в нём живут «ангел» и «бес». Печорин движим своим индивидуализмом. Глядя на людские мучения и их счастье, он словно подпитывает свой душевный покой и энергию. Так он сам высказывается о себе.
Григорий хочет понять и разгадать тайну счастливой человеческой судьбы. Он называет счастье насыщенной гордостью. А этого у героя достаточно: купается в любви окружающих его людей, подчиняет их своим особым шармом. Общаясь с различными героями, Григорий утоляет и насыщает в себе гордость. А счастье так и не приходит, лишь наступает скукота да депрессия.
Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова? по роману ...
... Ольге и преданной любви к Штольцу во второй части романа не делают героя лучше, как личность, а только постепенно выжимают Обломова из Обломова. Здесь происходит знакомство героя с Ильинской, ... русской жизни, как «обломовщина». Писатель отметил черты национального характера, менталитета русского человека, такие ... же деталь быта Обломова – любимый диван, с которого герой встает с большим нежеланием: ...
Любовь и дружбу главный герой так и не познал. Это было вызвано тем, что Печорин не доверял свою внутреннюю жизнь кому-либо. Он жил своим душевным миром и делиться чувствами ни с кем не желал.
Не стоит винить Печорина в том, что он эгоист, что судьба его пролетела без пользы. Он где-то искренен, не возвышается, хочет встретить идеал и не находит.
Лермонтов в романе «Герой нашего времени» обратил внимание на нравственные и философские темы. Читатели задумываются о своём назначении на земле, о том, как мир и человек тесно взаимосвязаны друг с другом. Произведение живо и легко читать.
Другие сочинения: ← Действительно ли Печорин — герой своего времени?↑ ЛермонтовПрирода в лирике Лермонтова →
Проблема счастья в «Герое нашего времени»
Вся жизнь Печорина – в поисках разгадки человеческого счастья. С интересом ведет он разговор с ундиной, поющей свою чудную песню, но легкость отношения к счастью – не для Печорина. «Где поется, там и счастливится», «где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко», – такой философии Григорий не приемлет.
«Что такое счастие? Насыщенная гордость»,- пишет он в журнале. Казалось бы, у героя есть все для насыщения своей гордости: подчиняются его воле и любят люди, с которыми сводит судьба. Преданно любит Вера, покорена его обаянием и настойчивостью Мэри, с удовольствием приятельствует с Григорием Вернер, Максим Максимыч привязан к Печорину, как к сыну.
Сталкиваясь с совершенно разными персонажами, Печорин непрерывно старается насытить свою гордость, но счастья нет, вместо него раз за разом приходит скука и усталость от жизни.
Среди философских проблем проблема счастья в «Герое нашего времени» занимает важное место.
Что приводит человека к одиночеству? Причины одиночества.
Ключевая тема романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова — это одиночество. Григорий Александрович Печорин – человек, не способный на глубокие чувства. Он имеет большие возможности, приятную внешность, обладает высоким интеллектом, но тем не менее он очень одинок. Причина его одиночества кроется в характере. Он отталкивает всех людей, которые к нему не равнодушны. Так происходит с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Верой. Поведение Печорина определяет его дальнейшую судьбу: он умирает по дороге из Персии, так и не создав семью, не найдя истинных друзей. Таким образом, можно сделать вывод, что к одиночеству часто приводит эгоизм и неспособность любить окружающих.
Что значит дружить? Что объединяет людей? По какому принципу люди выбирают друзей? Что такое настоящая дружба? Какая разница между друзьями и приятелями? Какую роль играет дружба в жизни человека? Дружба играет важную роль в жизни человека, потому что друг — это человек, который всегда будет рядом, поможет в беде, разделит горе и радость. Жизнь не раз сталкивала Печорина, главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», с людьми, которые относились к нему по-дружески. Из романа мы знаем минимум о трех таких людях. Например, Максим Максимыч относился к нему как к сыну, доктор Вернер понимал его с полуслова, Грушницкий делился самым сокровенным и видел в нем пример для подражания. С каждым из этих людей он мог бы построить крепкие дружеские отношения. Однако Печорин отказывался верить в дружбу: он считал, что в дружбе один человек – всегда раб другого, а ни рабом ни господином он быть не хотел. Такое отношение к дружбе сделало его одиноким человеком и не позволило ему быть искренним с этими людьми. Его равнодушие заставило этих людей разочароваться в нем. Если бы Печорин был открытым и ценил окружающих, то его судьба могла бы сложиться иначе Иногда так важно услышать дружеский совет и почувствовать поддержку. В его жизни этой поддержки не оказалось, поэтому он погиб где-то далеко в полном одиночестве.
Проблемы в произведении герой нашего времени аргументы. нравственные ...
... проблемы в романе «Герой нашего времени» впервые так ясно, точно были сформулированы поэтом, именно по этой причине сочинение Лермонтова стало первым русской литературы 19 века. Проблема счастья в «Герое нашего времени» Вся жизнь Печорина ... предисловие самого Лермонтова к роману, и найти строки: «Довольно людей кормили сластями…, нужны горькие лекарства, едкие истины». Печорин в его скептицизме ...
Нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени»
Не только философские, но и нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени» являются весьма значимыми. «Историю души человеческой» пишет Лермонтов, поэтому на страницах произведения мы наблюдаем, как решает Печорин для себя вопросы добра и зла, свободы выбора, ответственности, как размышляет над возможностью и местом в собственной жизни любви и дружбы.
Любовь, которой так жаждет и к которой стремится Григорий, для него непостижима. Его любовь «никому не принесла счастья», потому что любил «для собственного удовольствия», просто впитывая чувства и страдания людей, не насыщаясь ими и ничего не отдавая взамен». Истории с Бэлой и Мери – яркое тому подтверждение.
Анализируя способность к дружбе, Печорин делает вывод, что и к ней «неспособен: из двух друзей всегда один раб другого», рабом он быть не умеет, а управление другими считает утомительным трудом, требующим обмана. Сделавшись приятелем с доктором Вернером, Печорин так и не сможет или не захочет пустить того в свой внутренний мир –не доверяет его никому.
В душе главного героя только усталость, по его убеждению, истощены и «жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко».
Проблемы и литературный аргументы , Проблемы и литературный аргументы
1. Проблема нравственного отношения человека к природе.
Проблема взаимоотношения человека и природы. Что мы теряем и что приобретаем в общении с природой? На этот вопрос пытается ответить произведением «Прощание с Матёрой». Человек губит природу, остров, откуда «есть и пошла материнская земля». Природа формирует весь душевный склад человека.
2.
Проблема сохранения русского языка.
Проблема бережного отношения к языку. Проблема экологии языка. как будто предвидел наше время, когда вопрос о сохранении языка приобретает масштабный характер и призывал бережно относиться к языку в стихотворении в прозе «Русский язык». Родной язык – это духовая опора человека.
3. Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи, бескорыстия.
Платонова Юшка из одноимённого рассказа обладает душевной щедростью, большим сердцем, излучающим добро и любовь. Бескорыстно делится деньгами с совершенно чужой девушкой, помогает ей получить образование.
4.
Проблема ответственности человека за свои поступки.
(Должен ли человек осознавать ответственность за свои поступки?) В повести «Живи и помни» муж-дезертир появляется в окрестностях родной деревни. Он труслив и эгоистичен. Не несёт ответственности перед родными, думает только о себе.
Поиски смысла жизни героями романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
... Жизнь и чувства стали для неё единым целым, а единственным смыслом оказалась любовь ... себе. Онегин прекрасно осознаёт призрачность бытия светских людей, ощущает ... верованиями, страшными сказаниями, сентиментальными романами и природой, изучая её ... проблемы выражаются в сравнении Татьяны и Онегина. Оба персонажа отличаются сильным характером и ощущают свою отчуждённость от холода и праздности суеты жизни ...
5. Проблема исторической памяти, сохранения духовного наследия.
« У кого нет памяти, нет жизни»,- говорит распутинская героиня Дарья из повести «Прощание с Матёрой». Остров, на котором жили старухи, их дети и внуки, будет затоплен. Кладбище разорено, сожжено. Почему человек не задумывается о последствиях своих действий? Какую память о себе он оставит?
6. Проблема преобразующей силы добра и любви
- Образ Маргариты из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», княжна Марья Болконская из романа «Война и мир». Образ Иешуа несёт в себе идею подлинной доброты и всепрощения.
Воланд — воплощения зла, Иешуа – носитель идеи добра, но зло и добро порознь не имеют смысла: Воланд – дьявол говорит, что он часть зла, которая, не желая того, несёт добро.
7. Проблема истинного патриотизма.
Что такое истинный и ложный патриотизм? Наташа Ростова из романа Л. Толстого «война и мир» отдаёт подводы раненым под Бородино.
8. Проблема беззаветной любви к людям.
В рассказе «Старуха Изергиль» М. Горький утверждает нравственные начала: любовь к людям, доброту, милосердие, терпимость. Данко ради спасения людей жертвует своей жизнью.
9. Проблема места подвига в жизни.
Данко – герой рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького – совершает подвиг во имя людей. Ради их спасения вырывает из груди своё сердце и освещает путь к свободе.
10. Проблема взаимоотношения детей и взрослых.
Можно ли избежать конфликта поколений? Это одна из острых проблем нашего века. 1. В рассказе И. Бунина «Цифры» повествуется о ссоре дядя и мальчика, об их непростых отношениях. 2. В романе «Отцы и дети» показано непонимание между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чёрств по отношению к старикам, чем приносит им огорчения. Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения.
11. Проблема смысла жизни и назначения человека.
«Человек создан для счастья, как птица для полёта», — говорит герой рассказа «Парадокс» В. Короленко. Калека от рождения нашёл смысл жизни, своё предназначение. И герои и Пьер Безухов находятся в поисках смысла жизни и приходят к высокой цели: служению народу. Евгений Онегин, Печорин находятся в поиске смысла жизни. Илья Обломов, герой одноимённого романа Гончарова, не сумел перебороть себя, не раскрыл своих лучших качеств. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти.
12. Проблема истинной красоты человека
- Наташа Ростова и Марья Болконская –любимые героини – обладают душевной красотой. Героини живут ради близких, любимых.
13.Проблема духовной деградации человека
— мастерски показывает процесс разрушения человеческой личности в рассказе «Ионыч». Старцев превращается в Ионыча, ведущего пошлую, бесполезную жизнь. «Берегите в себе человека»,-призывает читателя Чехов.
14. Проблема ответственности человека перед другими людьми.
Господина Н, героя повести Тургенева «Ася», можно назвать легкомысленным, безответственным, потому что он не захотел взять на себя заботу о другом человеке. Любовь Аси его «смущала». Он испугался своих чувств и порвал с любящей его девушкой отношения.
Подвиг человека на войне ( по роману А. Фадеева «Молодая гвардия»)
... жизни на оккупированных территориях перебиваются началом партизанской борьбы. Комсомолец Тюленин поджигает немецкий штаб. Секретарь райкома Лютиков собирает молодых людей в единую организацию, которую участники называют «Молодой гвардией». ... Жанр и направление Роман «Молодая гвардия» относится к литературному направлению социалистического реализма. Писатель стремится к достоверному изображению ...
15.Проблема трагической любви.
Трагическую историю любви бедного Желткова поведал нам А. Куприн в повести «Гранатовый браслет». Любовь к богатой женщине стала для него высшей ценностью в жизни.
16. Проблема несправедливости социального устройства общества.
Герой рассказа «После бала» видит, как отец его любимой Вареньки руководит избиением солдата. Почему один человек может унижать другого? Вспомним бесправного Герасима из рассказа «Муму», талантливого Левшу из одноимённого сказа Лескова, «маленького человека» Башмачкина из произведения «Шинель».
Получить полный текст
Репетиторы
ЕГЭ
Дипломная
17. Проблема воспитания (обучения).
Какова истинная цель обучения? В автобиографическом рассказе «Конь с розовой гривой» показывает формирование личности главного героя под влиянием доброты бабушки и дедушки.
в рассказе «Уроки французского» показал роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика.
18. Проблема бездушного отношения к старикам.
Паустовского «Телеграмма» — это не банальное повествование об одинокой старушке и невнимательной дочери.. Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? Оказывается, одно дело — увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое — помнить о близких своих, о матери — самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает. «Она подумала о переполненных поездах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола». Гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери и которое поселится в ее душе навсегда.
19. Проблема оценки таланта современниками.
М. Булгаков (судьба Мастера и его романа);
— песни Высоцкого, официально не признанные (за исключением лишь некоторых), распространявшиеся в виде любительских записей, исполнявшиеся автором на полулегальных концертах и просто на вечеринках, «пошли в народ», стали известны всей стране, были разобраны на цитаты, отдельные фразы превратились в пословицы и поговорки.
Получить полный текст
Курсовая
ЕГЭ
Дипломная
20. Проблема героической повседневности войны
Героические будни войны — метафора-оксюморон, соединившая несоединимое. Война перестаёт казаться чем-то из ряда вон выходящим. Привыкаешь к смерти. Только иногда она поразит своей внезапностью. Есть такой эпизод у В. Некрасова («В окопах Сталинграда»): убитый боец лежит на спине, раскинув руки, и к губе его прилип ещё дымившийся окурок. Минуту назад были ещё жизнь, мысли, желания, теперь — смерть. И видеть это герою романа просто невыносимо…
Проблема «Человек — Природа — Цивилизация» ...
... и гораздо более важные и хрупкие ценности, которые следует беречь. Распутин призывает нас к этому своей повестью "Прощание с Матерой". Помогло сочинение? ... он на своем пути к высоким целям растаптывает и человека, и саму природу, то ... что природа, а может быть, человеческие руки, создавали с любовью и терпением. ... на проблему. Матера ведь почти живое существо, которое может испытывать боль. И ...
21. Роль книги в жизни человека.
В русской литературе немало примеров положительного влияния чтения на формирование личности человека. Так, из первой части трилогии М. Горького « Детство» мы узнаём о том, что книги помогли герою произведения преодолеть «свинцовые мерзости жизни» и стать человеком.
Влияние искусства, истинное искусство
22. Влияние искусства, культуры на человека.
В рассказе «Люцерн» изображена сцена, когда на балкон гостиницы для очень богатых людей вышли все её знатные и озабоченные глобальными проблемами обитатели, чтобы послушать игру на скрипке бедного бродячего музыканта. Слушая прекрасную музыку, люди испытывали одинаковые эмоции, думали об одном и том же и даже, кажется, дышали в унисон.
23. Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье.
Образ Обломова — это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей … Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.
Получить полный текст
М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.
24. Проблема нравственного выбора в сложных жизненных ситуациях
Вспомним главного героя произведения М. Шолохова «Судьба человека». Несмотря на трудности и испытания, выпавшие на его долю, он всегда оставался верным самому себе и своей родине. Ничто не сломило в нём духовную силу и не искоренило в нём чувство долга.
25. Научный прогресс и нравственные качества человека.
В повести М. Булгакова «Собачье сердце» доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» — это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.
26. Негативные процессы, связанные с использованием языка / проблема сохранения чистоты языка
- «Война и мир». В знаменитом своими вечерами доме Анны Павловны Шерер не услышишь русскую речь. Великосветское общество в то время разговаривало на смеси русского и французского, их речь пестрила штампами, которые лишь обедняли русский язык.
Положительные процессы, связанные с изменением языка. 1) И. Абелева в книге «Речь о речи». В жизни идет нескончаемая череда поколений. Каждое новое поколение несло с собой свой временный опыт, закрепляя его в языке. Если бы язык не развивался, а воспроизводил лишь прежние образцы, человечество не имело бы истории. Язык движется сквозь пространство и время, сохраняя в памяти человечества все, что познано предшественниками.
2) Американский философ Ралф Эмерсон однажды сказал: «язык – это город, на построение которого каждый живший на земле человек принес свой камень».
27. Духовное совершенствование человека.
1) «Война и мир». В основе множества сюжетов об Андрее Болконском, Пьере Безухове, Наташе Ростовой – духовные искания, попытки определения своего места в жизни, что ведет, непосредственно к самосовершенствованию, нравственному взрослению (Болконский и Безухов – испытания на войне, Ростова – любовь к Болконскому, его смерть).
Проблема материнской любви преступление и наказание
... «Преступлению и наказанию» Все статьи о Раскольникове Любовь в романе «Преступление и наказание»: тема и проблема любви в произведении В романе «Преступление и наказание» любовь выступает в разных ее проявлениях — как любовь между мужчиной и женщиной, как материнская любовь, как сестринская и братская любовь. Любовь ...
2) Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников проходит огромный путь от уверенного в своей правоте человека, человека-одиночки к социально развитой личности, в чем ему особенно помогает Библия, которую он читает, будучи в заключении.
28. Проблема духовности в современном мире.
«Преступление и наказание». Петербург Достоевского – это город-гигант, в котором люди постепенно утрачивают все лучшие душевные качества. Картины нищеты, надругательство над личностью, человека ожидают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Отсутствие такой категории, как духовность, приводит к безысходности.
29. Проблема нравственной прочности человека, совести.
«Преступление и наказание». В центре романа – преступление, идеологическое убийство. Попытка ответить на вопрос – имеет ли человек моральное право преступить закон, выше ли он других людей? Раскольников преступил закон, свою совесть, нравственные устои. Но душевные муки, страдания усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.
Получить полный текст
30. Проблема назначения искусства, понятие о шедевре, его роли в жизни человека
— «Мастер и Маргарита». В романе представлены два направления – писатели МАССОЛИТА, которые «творили» на заказ, и Мастер, который создал настоящий шедевр. Недаром в конце романа Воланд говорит: «Рукописи не горят!».
31. Проблема ощущения родины, памяти о ней, родном доме
- «Война и мир». Обстановка в доме Ростовых – радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и такт. А это так часто необходимо человеку – чувствовать, что есть место, где тебя любят и ждут, где ты отдыхаешь сердцем и душой.
«Прощание с Матерой» – живущие на Матере старики понимают, что такое родина. Они связывают это понятие с памятью, совестью, верой. Затопив остров, люди лишают этих стариков корней, связи с прошлым, с домом.
32.
«Зимнее утро», «Осень». Пушкин стремился донести до сознания читателей, что возможны новые
отношения человека с природой
- Природа помогает преодолеть повседневность. Обнаруживая элементы красоты и поэзии в пейзаже, мы начинаем испытывать светлые чувства: радость, нежность, любовь, спокойствие, умиротворение.
«Родина». Навоевавшись на Кавказе, Лермонтов понял, насколько он любит родину. Он рисует русскую деревню печальной, но выделяет главную ее черту – гостеприимность. В ней любой путник найдет ночлег. Лермонтов принимает Россию такой, какая она есть.
33. Нравственная проблема ответственности людей за сохранение природы (экология)
— В. Астафьев в повести «Царь-рыба» говорит о необходимости возвращения к природе. Вопросы экологии непосредственно связаны с биологическим и духовном выживании человека (на примере браконьера).
Раз Игнатьич совершает зло, значит, он допускает существование зла везде.
«Прощание с Матерой» — экологическая проблема. Ставит вопрос: может ли человек управлять природой, например, повернуть русло реки и затопить остров, не нанеся урон окружающему. Ответ – нет, ничто не проходит бесследно. Они рушат жизни жителей Матеры, рушат ее флору и фауну, изменяют климат, а это безнравственно.
Психологический портрет Печорина – по роману “Герой нашего времени”
... поможет написать сочинение «Психологический портрет Печорина», рассмотрит истинные взгляды центрального персонажа романа «Герой нашего времени» на общество, женщин и жизнь в ... А что такое счастие? Насыщенная гордость». Печорин отмечает, что его любовь никогда и никому не приносила ... и другое будет ложно». Печорин с глубокого детства чувствует, что он является человеком «лишним», поэтому его отношения ...
34
Проблема дружбы
1) Испытание дружбой проходят многие герои русской литературы. Так, постоянно чувствует поддержку апатичный, меланхоличный Обломов со стороны Штольца в романе «Обломов» Гончарова.
2) Подружились столь разные, на первый взгляд, Базаров и Аркадий Кирсанов («Отцы и дети»).
3) («19 октября», «19 октября 1827», «Друзьям»).
Это любимая тема Пушкина. Дружбу он понимал не только, как отношения, возникающие между людьми. Дружба – это целый круг людей, близких по судьбе, это братство, союз:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Этими словами он подчеркивает гармонию, красоту, свободу, лежащие в основе союза, его прочность. Дружеское участие, поддержка для Пушкина – высшее проявление человечности, требующие мужества, воли, готовность исполнить долг.
35. Проблема любви
- , лирик. Любовь у него двойственна. С одной стороны, это «очарованье», «чудесный плен», «союз души с душой родной», а с другой – борьба неравных двух сердец, буйная слепота.
Достоевский «Преступление и наказание». В эпилоге романа происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь к Соне.
, поэма «Реквием», в которой она описывает ужасы 17 месяцев, когда она простояла около тюрьмы, ожидаю хотя бы какую-то весточку о ее сыне. Здесь поднимается тема родительской любви.
Лирика Пушкина «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье». Пушкин рассматривает любовь как чувство преходящее. Он не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовь дает возможность испытывать полноту жизни, чувство прилива творческих сил.
36. Проблема ревности
— Вильям Шекспир «Отелло». Ревность – это разрушительная сила, которая способна разрушить даже самые крепкие узы, светлые чувства между людьми. Она способна довести человека до крайности. Недаром, Отелло под воздействием беспочвенной ревности убил Дездемону – любовь всей его жизни.
37. Проблема выбора жизненного пути
— 1. , роман «Обломов». Главная тема – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, но не сумевшего найти верный путь. Автор показывает, как безволие, неспособность к труду русского помещика Ильи Обломова превращают его в бездельника и праздного лежебоку.
2. , роман в стихах «Евгений Онегин». Жизнь дворянина не обременена заботами, но Евгений Онегин пытается найти свой путь в жизни. Он смог отказаться от стереотипов светского поведения. Его считают странным, но эта черта – протест против социальных и духовных догм. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь.
38. Проблема героизма, предательства
- В. Кондратьев, повесть «Сашка». Сашка голыми руками схватил немца – тема подвига на войне, когда человек не думает о собственной жизни.
В. Астафьев, повесть «Пастух и пастушка». Борис совершает подвиг, но автор пытается проникнуть в душу героя в этот миг, и мы видим, что Борис боится, но тем не менее бросается под танк с гранатой.
39. Культура жизни и быта, проблема становления личности в зависимости от жизненных условий
— , комедия «Недоросль». Воспитание зависит от среды, быта, условий формирования молодого поколения. В те времена царила мысль о воспитании просвещенного дворянина. Митрофанушка – главный герой комедии «Недоросль» – занимался науками, но вопреки всему не стал образованным, интеллигентным. Почему? Наверное, потому, что вначале нужно воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а потом уже об уме.
40. Проблема интеллигентности
- Б. Пастернак, роман «Доктор Живаго». Невозможность интеллигентного человека проявить себя в этом мире. Противоречие богатого внутреннего мира и обезличенного внешнего, где выгоднее быть, как все.
«Война и мир» — Болконский, Безухов – интеллигенты, но им трудно жить в этом мире, т. к. они люди думающие, рефлексирующие.
, комедия «Горе от ума». В ней поднимается проблема непонимания нового поколения интеллигенции. Чацкого в компании почитали сумасшедшим. Фамусовское общество связывает это с просвещением. Книги, которые читал Чацкий, формировали ум, развивали мысль, но несли свободомыслие. Такой ум страшен для поколения консерваторов. Страх порождает сплетни, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах.
41. Человек и война
— «Война и мир». Автор показывает, что война была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысли и цели ее были непонятны русскому человеку. Сила духа, стойкость русского солдата может спасти армию почти в безвыходном положении.
Любое из: Кондратьев «Сашка», Астафьев «Пастух и пастушка», Твардовский «Василий Теркин». Показывается бессмысленность, жестокость войны. Человеческая жизнь обесценивается.
42. Проблема одиночества человека в современной мире.
«Герой нашего времени». Одинокими обычно становятся те, кто по каким-либо причинам не принимает общество, законы жизни и т. д. Печорин незауряден, поэтому он всегда одинок. Его не могут понять, от этого он старается отгородиться от всего мира. Печорин пытается реализовать себя, но эти попытки оборачиваются страданиями и потерями.
43. Проблема внутренней культуры человека.
Внутренняя красота, красота души не зависит от внешней красоты человека. В произведении В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» главный герой Квазимодо имеет устрашающий вид, но как прекрасен его внутренний мир!
44. Проблема совести.
Человеком чести, долга, совести был главный герой повести «Капитанская дочка» Петруша Гринёв. «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»,- говорит он Пугачёву, находясь на волосок от смерти. Зато ничто не помешало Швабрину перейти на сторону врага. А ведь он такой же офицер.
45. Проблема сверхличности (эгоцентризма).
Главный герой поэмы «Демон» не принадлежит к миру людей, он изгнан из рая, вынужден существовать между небом и землёй. Он уверен в своей исключительности и считает людей лишь средством, позволяющим прервать скуку.
46. Проблема подчинения личности государству (тоталитарное общество).
в произведении «Архипелаг ГУЛАГ» открыто и смело рассказывает миру о том, как тоталитарное государство перемалывает своими жерновами то, что не хочет подчиняться.
47. Проблема семейных традиций.
В автобиографической повести «Лето Господне» обратился к прошлому России и показал, как в патриархальный быт вплетаются русские праздники – символ вечного движения жизни. Герой книги – хранитель и продолжатель традиций, носитель идеалов святости, добра и красоты. Забвение традиций не принесёт России мира – такова основная мысль автора.
48. Проблема медиапространства
— Телевидение может быть средством просвещения, но вместе с тем оно представляется и опасным средством. Сидя перед экраном телевизора, не перестаём удивляться «великому русскому языку». Это не язык Пушкина, Тургенева, Куприна… Сколько грамматических, стилистических ошибок! Обидно за русский язык. Как сказал : «Звуча у Пушкина как девиз, язык наш корчится в тоске».
49. Проблема чести и бесчестия.
Прочитав повесть «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя : Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Два офицера российской армии ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин — носители двух принципиально различных мировоззрений.
50. Любовь к родине.
Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту чувствуем мы в произведениях классиков.
Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении “Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.
Получить полный текст
Тема Родины поднимается в произведениях С. Есенина. О чём бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в «суровые грозные годы» , — каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего. Любовь к родному краю
51. Нравственные качества человека.
Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Одним из писателей, который искренне болеет за нравственность нашего общества, является Валентин Распутин. Особое место в его творчестве занимает повесть «Пожар» Это размышления о гражданском мужестве и нравственных позициях человека. Когда в Сосновке разразился пожар, было немного тех, кто рискуя своей жизнью, отстаивал народное добро. Многие же пришли «погреть руки». Пожар — это итог всеобщего неблагополучия. Людей развращает неуютность быта, скудность духовной жизни, бездушное отношение к природе.
Многие проблемы нашей современности, в том числе и нравственные, поднимает Анатолий Приставкин в повести «Ночевала тучка золотая.». Он остро ставит вопрос национальных отношений, говорит о связи поколений, поднимает тему добра и зла, говорит о многих других вопросах, решение которых зависит не только от политики и экономики, но и от уровня общей культуры.
51. Благодарность родителям.
Одной из самых важных граней проблемы “отцов и детей” является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырастившим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести “Станционный смотритель”. Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстает перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его и чувствует свою вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отца одного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным, что он не смог его выдержать.
52. Произведения, которые учат мужеству
Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в литературе. Писатель часто обращаются к этому периоду истории. Повесть «Сотников», написанная Василем Быковым, является одним из лучших произведений о войне. Пройдя тяжелые испытания, главные герои попадают в лапы немцев. Сотников – скромный, незаметный человек, простой учитель. Но, будучи больным и слабым, он пошел на ответственное задание. Измученный пытками, он остается несломленным. Истоком мужества и героизма Сотникова явилась убежденность в справедливости борьбы, которую ведет народ.
Это произведение учит нас смелости и мужеству, помогают нашему нравственному становлению.
53
Сострадание и милосердие. Чуткость.
1) У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.
54. ЧЕЛОВЕК И ВЛАСТЬ.
Пушкин в трагедии “Борис Годунов” очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей,— и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя.
Народу же остается одно — “безмолвствовать”.
55. .Проблема самоформирования.
В русской литературе и в жизни так почитаем образ Левши в произведении Лескова. Нигде не учась ремеслу, он сумел без микроскопа подковать блоху. Нет сомнения, что он сам развил свой талант. Никто не говорил Левше, что в его генотипе заложен или, напротив, не заложен подобный талант.
Также хотелось бы вспомнить о параолимпийских играх. Люди-инвалиды, вроде бы ограниченные природой в подвижности, находят в себе силы для занятий спортом и установления рекордов. Это ярчайшее доказательство того, что каждый способен к самоформированию и саморазвитию, что не все в человеческой жизни определено наследственностью.
56. Проблема понимания внутренней красоты.
Солженицын «Матренин двор». Понятие внутренней красоты. Недаром произведение заканчивается словами: «Не стоит село без праведника». Его духовное богатство, щедрость, бескорыстность говорили о ее духовом богатстве.
57. Тема родительской любви.
, поэма «Реквием», в которой она описывает ужасы 17 месяцев, когда она простояла около тюрьмы, ожидаю хотя бы какую-то весточку о ее сыне.
58.Человек и война
«Война и мир». Автор показывает, что война была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысл и цели ее были непонятны русскому человеку. Сила духа, стойкость русского солдата может спасти армию почти в безвыходном положении.
Любое из: Кондратьев «Сашка», Астафьев «Пастух и пастушка», Твардовский «Василий Теркин». Показывается бессмысленность, жестокость войны. Человеческая жизнь обесценивается.
59.Проблема зависимости человека от социальных сетей.
«Из всего, что вечно, самый краткий срок у любви» — таков лейтмотив европейского бестселлера Я. Вишневского. Герои «Одиночества в сети» встречаются в интернет-чатах, рассказывают истории из своей жизни. Встретятся они в Париже, пройдя не через одно испытание, но главным испытанием для любви окажется сама встреча… На мой взгляд, книга не о любви, а об одиночестве. «Виртуальная» любовь – это не любовь. Что, впрочем, доказано в конце книги главной героиней.
К чему может привести зависть?
Вероятно, нет на свете людей, которые никому и никогда не завидовали. Это чувство досады, вызванное благополучием другого, разрушает человека. Обычно люди привыкли либо скрывать зависть, либо бороться с ней, однако главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» открыто заявляет, что завидует. Печорин не стремиться бороться со своими эмоциями, наоборот, он их подпитывает. Встретив в Пятигорске своего знакомого Грушницкого, Григорий отмечает, что молодой юнкер вызывает у него неприязнь. Возможно, именно поэтому влюбленность Грушницкого в Мери и ее ответные реакции заставляют офицера завидовать. Печорин делает все, чтобы Грушницкий проиграл в битве за сердце молодой девушки. Движет им отнюдь не любовь к Мери и не личные счеты со старым товарищем, он просто считает себя лучше Грушницкого, поэтому не может смириться с счастьем последнего. Зависть толкает его на ужасные поступки: он влюбляет в себя, а затем отталкивает молодую княжну, разбивая своими словами ей сердце, и убивает на дуэли юнкера. Из этой истории можно сделать такой вывод: зависть не может привести ни к чему хорошему, осознав в себе это чувство, нужно приложить силы, чтобы бороться с ним, иначе оно может толкнуть человека на ужасные деяния.
М.Ю. Лермонтов, проживший очень короткую жизнь (всего 26!), создал один из лучших романов в русской и мировой литературе. Это нравственно-психологическое исследование личности главного героя – Григория Александровича Печорина.
Когда я читала этот роман первый раз, давным-давно, мне очень нравился главный герой. Что-то в нем невыразимо привлекало меня. Потом уже, став взрослой, я пересмотрела свое отношение. Это лирическое отступление я позволила себе для того, чтобы вы поняли, что роман и его главный герой очень непросты и требуют внимательного прочтения и размышления о прочитанном. Традиционно не буду пересказывать содержание, разве что в некоторых местах.
Сразу перейдем к тому, что понадобится в сочинениях ЕГЭ и по литературе. Роман нравственно-психологический, повторюсь, стало быть, речь пойдет о психологии человека и связанными с ним проблемами нравственности, среди них проблема добра и зла.
Композиция произведения
Первая загадка романа – его композиция. Произведение состоит из нескольких повестей, которые расположены так: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист». Но хронологически должны быть расположены по-другому: «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч».
Зачем это Лермонтову? Да затем, что автор хочет, во-первых, показать своего героя в разных ситуациях и в общении с разными людьми, а во-вторых, постепенно приблизить читателя к Печорину. Роман-то психологический, помните?
Вот и посмотрим, как он это делает.
« Бэла ». Это рассказ от лица Максима Максимыча о Печорине, где он чаще всего называет его странным. «Почему странный?» — заинтересован читатель. А ответ будет дальше.
« Максим Максимыч ». Мы видим Печорина. Несколько штрихов: глаза не смеялись, когда он смеялся, сидит как уставшая кокетка после бала, будто в теле нет ни одной косточки, изнеженные, почти детские руки, походка скрытного человека – таким предстает перед читателем Григорий Александрович.
« Тамань », «Княжна Мэри », «Фаталист » — читатели слушают самого Печорина. В своем журнале он раскрывает душу, и тут уже мы можем составить о нем собственное мнение. На протяжении трех повестей мы присутствуем при беспощадном психологическом анализе собственной личности, видим его психологические эксперименты, выслушиваем его оценку и самооценку.
Таким образом, композиция романа подчиняется цели автора – раскрыть постепенно образ «героя нашего времени».
Печорин и другие
Как рассказать об этом человеке? Думаю, что надо идти по «цепочке» отношений героя с разными персонажами, где и раскрывается суть Печорина. Так и построим рассказ о нем.
- Печорин и Бэла. Главное, что подчеркивается в этих отношениях – разница между героями. Бэла – чистая, искренняя девушка, полюбившая Печорина, порвавшая со своей семьей и привычным кругом. А Печорин? Проявляет недюжинную силу и способности для достижения своей цели, получает все и тут же остывает. При этом его не интересует судьба несчастной Бэлы. Она погибает.
- Печорин и Максим Максимыч. Добрый и простой человек никак не может понять «странного» Григория Александровича, его поступков. Он искренне жалеет Бэлу, счастлив видеть Печорина. А главный герой холоден и безразличен, чем обижает старика.
- Печорин и «честные контрабандисты». В Тамани начинается «Кавказская» жизнь Печорина. И с чего он ее начинает? Со слежки за странными людьми. Они контрабандисты, и зарабатывают себе на жизнь таким образом поколение за поколением. Для государства это плохо, но Печорина меньше всего можно заподозрить в симпатиях к государству. Он и сам задает себе вопрос: «И зачем судьба меня кинула в круг контрабандистов». Отлично! Он еще и вины своей не признает. Разворошил гнездо, согнал с насиженного места людей – и не виноват ни в чем! А вот Ундина готова на все, чтобы защитить своих, она – натура цельная и целеустремленная, чего не скажешь о Печорине.
«Княжна Мэри».
В повести есть целый ряд персонажей, с которыми встречается Печорин. О каждом скажем в отдельности.
- Печорин и Грушницкий. Грушницкий – молодой юнкер, готовый подружиться с Печориным, он открыт и неопытен. Да, иногда он не блещет умом, бывает смешон, романтичен не к месту, позер… Но столь жестокого обращения от Печорина он не заслуживает. Печорин из-за собственной прихоти, эксперимента флиртует с Мэри, наблюдая, как отреагирует Грушницкий. И дожидается вызова на дуэль. После убийства Печорин пафосно заявляет: «Finita la comedia!» Вернер с ужасом смотрит на героя.
- Печорин и женщины. В повести их две: Вера и Мэри. Веру он любил, теперь она замужем, хотя до сих пор любит героя. Печорин бросается за ней вдогонку, но это безуспешно. Единственная женщина уезжает, и Печорин обречен на одиночество. Мэри – прелестная молодая девушка, которая, оказывается, имеет сердце и душу. Герой жестоко с ней обходится, смеется над ее чувствами, разбивает ей сердце. Да Печорин и сам не ожидал, что вызовет такую реакцию.
- Печорин и Вернер. Вернер – врач и, похоже, единственный, который понимает Печорина. Он циник и практик. Но однажды Печорин видел, как Вернер плакал над солдатом, а после дуэли Вернер ужасается словам Печорина.
Так кто же такой Печорин?
Лермонтов рисует портрет героя своего времени. Он не герой в прямом смысле слова, это, скорее, тип времени.
- Это человек смелый, сильный, целеустремленный. Если чего-то хочет – добивается любой ценой. Он любит действовать, а не созерцать, совершать поступки.
- «Душа Печорина» — не каменистая почва». Так его характеризует В.Г. Белинский. Почему? Он способен на любовь и ненависть, видит и ценит красоту природы и тонко замечает настроения окружающих.
- Но на что направлены устремления Печорина? Похитить девушку ради развлечения? Разрушить мирную жизнь «честных контрабандистов»? Посмеяться над чувствами молодого и неопытного человека, произведя над ним и милой девушкой психологический эксперимент? Это его планы, цели и устремления. Мелковато для крупной личности. Все его действия направлены на удовлетворение собственных потребностей. Это эгоист, но, как заметил критик, «эгоист поневоле».
- Что означают слова «эгоист поневоле»? Печорину негде применить свои силы, нет у него достойной цели, отсюда холод, безразличие, стремление сосредоточиться исключительно на собственных интересах. «Я смотрю на горести человеческие только по отношению к себе», признается он в своем журнале.
Ответ можно найти в повести «Фаталист». Герой там вступает в спор о судьбе человека с Вуличем. Тот утверждает, что человеку суждено умереть именно в свой час, производит эксперимент, пистолет дает осечку. Но в тот же вечер Вулич погибает от рук пьяного казака. Печорин вызывается усмирить убийцу. Зачем? Опять экспериментирует. На все протяжении романа он утверждает, что жить так, как он живет, — это судьба. Но сам в это не верит! Поэтому и испытывает судьбу.
Печорин – разрушитель, вечно сомневающийся в себе, людях, жизни человек. Ему было много дано, но куда он тратит свои силы? Все уходит в пустоту. Отсюда разочарование, холодность, эгоизм. Самое страшное для окружающих в Печорине – отсутствие нравственных принципов. Он путает добро и зло, чего никогда не делают окружающие его герои.
Почему Печорина жалко? Потому что в его журнале проступает за его поступками очень несчастный человек, маленький демон, страдающий от собственного зла, но в силу обстоятельств он не может остановиться, и он обречен.
Внимание, ЕГЭ! Материал романа можно использовать в сочинениях, связанных с нравственными проблемами, проблемой добра и зла. Печорин – иллюстрация того, что происходит, когда человек путает добро и зло, уступает собственным желаниям, не обращая внимания на страдания окружающих. Удел таких людей – одиночество и презрение окружающих, а след на земле – страдание и боль, которые они причиняют.
Идея романа
Печально я гляжу на наше поколенье.
Его грядущее — иль пусто, иль смешно.
Меж тем, под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно.
Точнее о Печорине не скажешь.
Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ