|
|
Научная картина мира, экономика и экология
Так как меновая стоимость есть лишь определенный общественный способ выражать труд, затраченный на производство вещи, то, само собой разумеется, в меновой стоимости содержится не больше вещества, данного природой, чем, например, в биржевом курсе». 2. Политэкономия рассматривает товары не как вещи, а исключительно как отношения между людьми. Материальная сущность вещей не имеет значения для экономики, поэтому достигается полная соизмеримость вещей. Под производством понимается производство стоимости и прибавочной стоимости, а не их материальных, вещественных оболочек. В «Капитале» (гл. I, «Товар») читаем: «Как потребительные стоимости, товары различаются прежде всего качественно, как меновые стоимости они могут иметь лишь количественные различия, следовательно, не заключают в себе ни одного атома потребительной стоимости». Маркс доброжелательно ссылается: «Как говорил старик Барбон, «между вещами, имеющими равные меновые стоимости, не существует никакой разницы или различия». Очевидно, что в этой модели политэкономии движение реальных вещей полностью заменено движением меновых стоимостей, выражаемых деньгами, и сама проблема взаимоотношения человека с природой в его хозяйственной деятельности из модели устранена
Законы взаимоотношений человек-общество-природа
Философия: конспект лекций
В истории науки Монтескье фигурирует как один из основоположников географической школы в социологии. Он не ограничивался изучением влияния окружающей среды только на индивида, а утверждал, что географическая среда и прежде всего климат оказывают решающее воздействие на весь жизненный уклад людей, в том числе и на такие его проявления, как формы государственной власти и законодательства. Подобная максимализация ведет к ошибочным представлениям о характере взаимоотношений человека и цивилизации, основу которых составляет одностороннее преувеличение, как имело место в данном случае, географических факторов. Разработка проблемы взаимоотношения человека и природы достигла нового уровня в немецкой классической философии. На тесную связь человеческой жизни с окружающим его миром природы указывал один из идеологов немецкого Просвещения И. Г. Гердер (1744–1803) – автор «Идеи к философии истории человечества», испытавший значительное влияние Монтескье, Дидро, Лессинга и посвятивший свою жизнь пропаганде идеалов Просвещения
Взаимоотношение человека и стихии в поэме А.А.Блока “Двенадцать”
Взаимоотношение человека и стихии в поэме А.А.Блока “Двенадцать” Эссе по курсу “Русская литература XX в. после 1917 г.” студента 262 группы Кострова А.Ю. Санкт-Петербургская Государственная Академия Культуры Кафедра литературы Санкт-Петербург 2000 г. “Двенадцать” – поэма переворота. Не только и не столько поэма описывающая общую атмосферу, царящую в погибающей, после октябрьского переворота, стране, сколько поэма переворота в погибающей душе самого поэта. Эта поэма – насмешка над “революцией”, Блок в каждом слове, в каждом звуке высмеивает в бессильной злобе кровавый разгул стихии. Злоба, грустная злоба Кипит в груди. Черная злоба, святая злоба. Сам он не может повлиять каким-либо кардинальным образом на исторический ход событий, поэтому ему только и остается смеяться сквозь боль, отплевываясь кровью. Блок не может (или не хочет) “говорить вполголоса: Предатели! Погибла Россия!”, он отчаянно смеется над несоответствием идеалов поставленных перед “революцией” и окружающей действительностью ее достигнутой. Он зло смеется надо всеми – и над представителями старого мира – попами, буржуями, барынями. всеми, кто довел страну до революционной ситуации, и над представителями, так называемого, “нового” мира ничтожными личностями способными воевать лишь с уличными девками да с тенями в подворотнях.
Знаки на пути
И, наконец, в седьмой главе автор высказывается по поводу проблемы взаимоотношений человека и Бога. Глава 1. Единство мира С того самого момента, как человек осознал себя, то есть отделил себя от мира, он стремится найти в этом мире свое место и опять включить себя в этот мир. Чтобы это сделать, ему нужно постичь единство мира. Проблема познания подробно рассмотрена в шестой главе; здесь же автор ограничится несколькими вводными замечаниями. Научное познание и единство мира Сама идея возможности познания мира человеком предполагает, что есть определенная одинаковость в природе, благодаря чему наше ограниченное по своим возможностям сознание может постичь небольшое количество основных законов, организующих мир. Цель науки найти полную систему таких законов, в которой бы любой другой закон являлся их логическим следствием. (Вера в существование такой системы, а в идеале одного закона, познаваемой, если не целиком, то частями, составляет основу позитивизма.) Поэтому ученые-профессионалы всегда ищут общий взгляд на возможно более широкий круг явлений, стремясь по возможности сократить число основных законов. Так, А
Проблема адаптации человека
Вышеприведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, чторешающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе “ индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы,играет психическая адаптация. Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне “оперативногопокоя”), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировкупонятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективностиадаптационного процесса. Следовательно ,психическую адаптацию можно определить какпроцесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды входе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовыватьсвязанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включаетв себя ещё два аспекта : а).
оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б).
установление адекватного соответствия между психическими ифизиологическими характеристиками.
Проблема свободы человека
В конечном счете, именно благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто приспосабливаться к наличным естественным и социальным обстоятельствам окружающей действительности, но и преобразовывать их в соответствии со своими целями. Конечно, нет и не может быть какой-то абстрактной, тем более абсолютной свободы человека ни от природы, ни от общества, но вместе с тем конкретным материальным носителем свободы, ее субъектом всегда является личность, а соответственно и те общности, в которые она включена — нации, классы, государства. В истории философской мысли свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, предопределения, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий “свобода” и “необходимость” как философских антимоний, отрицание или подмена одного из них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы.
Взаимоотношения человека и природной среды
Все более явным становится потребителький подход человека к ресурсам планеты. Появились мануфактуры, а затем фабрики, которые, уже тогда, наносили невосполнимый урон природе. В те, кажется совсем недавние времена, понятие об экологии почти не было. Многие заводы, фабрики или электростанции славились тогда своими дымящими и сточными трубами, их даже помещали на рекламных листовках, даже не подозревая какой вред они наносят всему живому, они гордились этим. Сейчас мы видим к чему это привело. Тогда были модны самодвижущиеся экипажи, но они даже не имели фильтра для частичного сбора вредных веществ из выхлопных газов, а бензин они использовали совсем неочищенный от загрязняющих воздух шлаков. Стали вылавливать все больше и больше рыбы не только для пищи, но и для продажи. Если бы они только знали к чему приведёт их варварское отношение к природе — в реках, озерах и морях больше не станет рыбы, моря будут высыхать и т.д.Но это всё были минусы недавнего прошлого, давайте затронем и положительные стороны отношения человека к природе.Вот одна из положительных черт рационального использования ресурсов планеты.
Человек как проблема онтологической антропологии М.М. Бахтина (методологические аспекты)
В связи с чем в философии назрела необходимость поиска методологических основ новой антропологии, что диктует обращение к философским системам, апеллирующим к бытийственной, онтологической укорененности личности. Таким интеллектуальным и эвристическим потенциалом обладают, безусловно, антропологические концепции русских мыслителей. Одним из создателей онтологизированной философии человека является М.М. Бахтин. Философия М.М. Бахтина является по преимуществу антропологической, все его исследования подчинены решению одной, наиболее важной в рамках его философии проблемы культурного бытия индивида. Вопрос о бытии человека М.М. Бахтин решает с точки зрения свойственной русской философии презумпции социальной укорененности личности, что делает его философскую концепцию уникальной по отношению к западным исследованиям в области антропологической проблематики. В отличие от философских идей других русских мыслителей, М.М. Бахтин создает систему онтологии человека при сохранении акцента на конкретной личности, что предполагает наличие особого понятийно-методологического инструментария.
К проблеме взаимодействия человека и техносферы
Результат взаимодействия человека со средой обитания может изменяться в весьма широких пределах: от позитивного до катастрофического, сопровождающегося гибелью людей и разрушением компонент среды обитания. Определяют негативный результат взаимодействия опасности — негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе “человек — среда обитания” (рис. 1).
Опасность — негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. При идентификации опасностей необходимо исходить из принципа “все воздействует на все”. Иными словами, источником опасности может быть все живое и неживое, а подвергаться опасности также может все живое и неживое. Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Влиянию опасностей подвергается человек, природная среда, материальные ценности. Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и действия людей. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени. Рис. 1. Негативные факторы воздействия в системе “человек — среда обитания”: 1-естественных стихийных явлений; 2 — производственной среды на работающего; 3 — производственной среды на городскую среду (среду промышленной зоны); 4 — человека (ошибочные действия) на производственную среду; 5 — городской среды на человека, производственную и бытовую среду; 6 — бытовой среды на городскую; 7— бытовой среды на человека; 8 — человека на бытовую среду; 9 — городской среды или промышленной зоны на биосферу; 10 — биосферы на городскую, бытовую и производственную среду; 11 — человека на городскую среду; 12-человека на биосферу; 13 — биосферы на человека.
Проблемы возраста человека
Взаимоотношения человека и природы
На теле современного представителя нашего вида почти нет волос, зубы и пищеварительная система не могут переварить пищу, если она должным образом не приготовлена, многие из современных людей слепы, плохо слышат, хронически больны, слабы – одним словом беспомощны. Почему же нас столько? Как вообще смог самый, казалось бы, неприспособленный к жизни вид расселиться по всему миру? Ответ, возможно, кроется в самом нашем видовом названии. «Разумный» — тот, кто использует разум для выживания. Выживает наиболее приспособленный – этот закон жизни в некотором смысле нарушили наши предки. В то время как все живые организмы стремились приспособиться к окружающей среде, человек нашел удивительно простую замену бесконечной и ужасно медленной гонке, называемой эволюцией. Он не стал меняться сам, с его разумом ему гораздо легче было изменить ВСЁ вокруг себя для собственного удобства Древний человек жил с сознанием того, что он не один ходит в мире. Вокруг себя он видел много непонятного, но все тем не менее многое пытался объяснить. Чувствуя себя одним из многих, кто пытается выжить в первобытном мире, человек сам придумывал объяснения для того, чего не мог объяснить.
Особое внимание в работе уделяется стратегии поведения человека в кризисное, переходное время, в «эпоху смятения», когда на карту поставлены не только свобода и достоинство человека, но и его жизнь. 2626 руб |
|
Она учит строить отношения в семье и между людьми, в разных обстоятельствах, видеть промысел Божий и совершать свой повседневный жизненный выбор. 5 руб |
|
170 руб |
|
В статьях затрагиваются вопросы, касающиеся непосредственно истории Эстонии, эстонцев и российско-эстонских связей, а также всего Прибалтийского региона. 404 руб |
|
Настоящий сборник включает в себя ряд статей, посвященных актуальным проблемам истории России и Эстонии, и охватывает период с 30-х годов XIX века до конца XX века. 512 руб |
|
22 руб |
|
Целостен ли человек? 250 руб |
|
Для широкого круга читателей, интересующихся лошадьми. 211 руб |
|
Книга отражает результаты развития научно-философского направления комплексного изучения человека, у истоков которого стоял академик И. Т. Фролов (1929-1999). Центральная проблема, которую обсуждают философы, социологи, психологи, биологи — смысл, цели и перспективы совершенствования человека, а также возможности, опасности и границы применения во имя этого совершенствования новейших НБИКС-технологий. 573 руб |