Талантливый, незаурядный человек зачастую вступает в конфликт с обществом

Талантливые люди выде­ля­ют­ся из обще­ства сво­им нова­тор­ским, обострен­ным вос­при­я­ти­ем этой реаль­но­сти, осо­бен­ным, уни­каль­ным миро­воз­зре­ни­ем. Талант чело­ве­ка заклю­ча­ет­ся не толь­ко в его непо­хо­же­сти, но и в спо­соб­но­сти пове­сти за собой людей, дать им надеж­ду на луч­шее. Мы можем при­ве­сти при­ме­ры десят­ков талант­ли­вых людей, сре­ди них – дея­те­ли нау­ки, куль­ту­ры, искус­ства. Однако в боль­шин­стве слу­ча­ем обще­ство не спо­соб­но при­нять таких людей, так как не может осо­знать всю глу­би­ну их талан­та. Оно либо вся­че­ски подав­ля­ет стрем­ле­ния это­го чело­ве­ка, либо пол­но­стью изго­ня­ет его. Так или ина­че, реак­ция на «ина­ко­мыс­ля­щих» почти все­гда агрес­сив­на и неоправ­дан­но рез­ка. В свя­зи с этим воз­ни­ка­ет зако­но­мер­ный вопрос: поче­му талант­ли­вые люди откры­то всту­па­ют в кон­фликт с обще­ством? Можно ли избе­жать это­го? В сво­ем эссе я попро­бую отве­тить на эти вопро­сы, при­во­дя лите­ра­тур­ные аргументы.

Аргумент 1

Порой узко огра­ни­чен­ное в сво­их пред­став­ле­ни­ях обще­ство не пони­ма­ет чело­ве­ка, погряз­нув во лжи и лице­ме­рии. Ярким при­ме­ром неор­ди­нар­но­го чело­ве­ка может посту­пить герой рома­на В. Набокова «Приглашение на казнь» Цинциннат Ц. Главный герой осуж­ден на казнь за так назы­ва­е­мую «непро­зрач­ность». Окружающий его мир – поло­са­тый, пре­вра­щен­ный в фарс, боль­ше похо­жий на кар­тон­ку. В жиз­ни людей вокруг него нет места таким базо­вым морально-нравственным кате­го­ри­ям, как пре­дан­ность, честь, совесть. Даже мать Цинцинната не при­ни­ма­ет сво­е­го сына – лишь на секун­ду в ее голо­ве про­скаль­зы­ва­ет искор­ки созна­ния, но затем они уга­са­ют, и она пре­вра­ща­ет­ся в такую же без­жиз­нен­ную фаль­шив­ку. Более того, само обще­ство не может понять, чем же так отли­ча­ет­ся смир­ный, мол­ча­ли­вый Цинциннат: при­го­вор «гно­сео­ло­ги­че­ская гнус­ность» — нечто абстракт­ное, лишен­ное опре­де­лен­но­сти. Талант Цинцинната – в его спо­соб­но­сти быть насто­я­щим, пре­одо­ле­вать любое вре­мя и про­стран­ство, в его обострен­но­сти чувств. В кон­це рома­на глав­ный герой и отре­ка­ет­ся от обще­ства – и окру­жа­ю­щий его мир раз­ва­ли­ва­ет­ся, пре­вра­ща­ясь в лиш­ние, нико­му не нуж­ные деко­ра­ции теат­ра. Даже не всту­пая в откры­тый кон­фликт с обще­ством, с дет­ства скры­вая непро­зрач­ность, Цинциннат попла­тил­ся за свои осо­бен­ность. Общество в пря­мом смыс­ле это­го сло­ва уби­ва­ет его.

2 стр., 733 слов

«Уникальность и самоценность детства как важный этап в общем ...

... кого брать пример, как поступать в том, или ином случае. Детство - решающий момент в жизни человека. Именно в эти годы складывается мир желаний и чувств. В детстве ребёнку надо дать ... приучает ребенка быть самим собой, то есть вырасти достойным человеком, быть патриотом своей страны, способным прийти на помощь людям в любую минуту. Человечность, сильный дух - вот что может ...

Аргумент 2

Талантливые люди вынуж­де­ны сопро­тив­лять­ся, идти напе­ре­кор суще­ству­ю­щей систе­ме. Так, в романе «Мы», Е. Замятин опи­сы­ва­ет сте­риль­ное, иде­аль­ное обще­ства, кото­рым пра­вит идео­ло­гия и вера в свет­лое буду­щее. Люди боль­ше похо­жи на робо­тов, и толь­ко немно­гим уда­ет­ся выбрать­ся из это­го замкну­то­го кру­га. Такой ради­каль­ной, направ­лен­ной про­тив систе­мы геро­и­ней явля­ет­ся I-330. В ее обра­зе про­сле­жи­ва­ет­ся демо­нич­ность, дикость, любовь к сво­бо­де: она при­над­ле­жит ино­му миру, миру за Зеленой Стеной. Вместе с груп­пой дру­гих рево­лю­ци­о­не­ров они орга­ни­зу­ют свер­же­ние дей­ству­ю­ще­го пра­ви­тель­ства. I-330 нароч­но идет на откры­тое столк­но­ве­ние с доми­ни­ру­ю­щей в обще­стве силой. Читателя пора­жа­ет уве­рен­ность, непри­ми­ри­мость геро­и­ни. И в этом ее непо­хо­жесть: ни один граж­да­нин это­го иде­аль­но­го госу­дар­ства не спо­со­бен даже поду­мать о непо­кор­но­сти соци­аль­но­му строю. Более того, I-330 при­но­сит себя в жерт­ву идее, уми­рая от рук Благодетеля.

Аргумент 3

Социум очень часто про­яв­ля­ет чер­ную небла­го­дар­ность к дей­стви­тель­но талант­ли­вым людям, дви­га­те­лям про­грес­са, живу­щим во имя буду­ще­го. Романтический герой Данко из рас­ска­за М. Горького «Старуха Изергиль» берет на себя ответ­ствен­ность выве­сти из леса заплу­тав­ших, испу­ган­ных людей. Когда ему пере­ста­ют верить, он выры­ва­ет из гру­ди серд­це в дока­за­тель­ство сво­ей избран­но­сти. Данко отда­ет всю энер­гию людям, ощу­щая свое оди­но­че­ство, непри­я­тие его яркой, жерт­вен­ной лич­но­сти обще­ством. Сердце Данко, осве­тив­шее людям выход из леса, теперь рас­топ­та­но и не нужно.

Заключение

Итак, обще­ство рушит судь­бы талант­ли­вых людей, так как не может понять, оце­нить, при­нять или при­знать зако­сте­не­лым созна­ни­ем их нова­тор­ство и при­нять свою серость и орди­нар­ность. Ведь имен­но гени­аль­ные люди ста­вят под угро­зу те иллю­зии, прин­ци­пы, по кото­рым живет обще­ство. Реакция соци­у­ма явля­ет­ся в какой-то сте­пе­ни логич­ной, ведь каж­дый из нас хочет гаран­тии ста­биль­но­сти. Советский актер Борис Андреев одна­жды ска­зал: «Талант мужа­ет через сопро­тив­ле­ние и гиб­нет через наси­лие». Сопротивление обще­ства подви­га­ет талант­ли­вых людей на необыч­ные поступ­ки. Поэтому такие кон­флик­ты неизбежны.

8 стр., 3715 слов

Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации

... основные права человека, то увидим, что существуют право на жизнь , право исповедовать любую религию, свобода передвижения, свобода от передвижения и многое другое. Каждое право играет важную роль в благополучии любого человека. Право на жизнь защищает жизнь людей. ...

Разбор сочинения , Материал под­го­тов­лен