«Меценаты. Их имена прославили Россию»

истории российского предпринимательства

Меценаты. Их имена прославили Россию.

Меценатство — одна из давних наших отечественных традиций, которая отражает огромный духовный потенциал российского общества. Меценатством богатые люди занимались издавна. Однако символом меценатства стал приближенный императора Августа, древнеримский государственный деятель Гай Цильний Меценат. Меценат покровительствовал лучшим поэтам своего времени – Горацию, Вергилию, Проперцию. Он и сам пы­тался заниматься искусством, но художественный уровень его произведений был не очень высоким. А вот поддержка и всяческое способствование развитию талантов сделало имя Мецената нарицательным.

История меценатства в России имеет давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Русские цари, родовитые князья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам и составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Большой стимул к меценатской деятельности появился у знати после преобразований Петра I, привнесших в страну дух европейского Просвещения. Сподвижники царя старались перещеголять друг друга в поощрении художественных затей.

Меценаты принимали деятельное участие в развитии образования, науки, искусства. Благодаря участию просвещенных представителей российского торгово-промышленного мира были созданы Третьяковская галерея, Щукинское и Морозовское собрания новой западной живописи, Московская частная опера С.И.Мамонтова, Московский художественный театр. Все это лишь немногие примеры активного участия представителей набиравшей силу «российской буржуазии» в деле развития и преумножения богатств отечественной культуры.

С возрождением духовности связан выход страны из экономического кризиса, возрождение России как великой державы. Благотворительность и меценатство являлись особой формой общественной деятельности. Благодеяния осуществлялись людьми, которые не были великими деятелями искусства, но вошли в историю русской и мировой культуры, ибо способствовали ее обогащению, утверждению в ней новых направлений и форм. «Для того чтобы процветало искусство, — писал К. С. Станиславский, — нужны не только художники, но и меценаты».

Среди состоятельных меценатов были люди, жертвовавшие деньги из любви к культуре России и не желавшие громкой славы. Самым скромным из русских меценатов можно назвать знаменитого Павла Третьякова, создателя современной Третьяковской галереи.

5 стр., 2080 слов

«История Российского предпринимательства»

... Успехи Георгия Александровича Новосильцева в предпринимательстве сопровождались его общественным признанием. ... людей России, российский миллиардер, имеющий более 14 млрд долларов по состоянию на 2015 ... Художественного театра при непременном условии: его имя не должно упоминаться в газетах. Хорошо известны случаи, когда меценаты ... взрослым строить город. Листая страницы истории Михайловского ГОКа год за ...

Отец и дед братьев Третьяковых были купцами. Павел Михайлович с малых лет помогал отцу торговать в лавке, бегал по поручениям, выносил мусор и учился вести записи в торговых книгах, а после смерти отца он вел вместе с братом все торговые дела.

В характере П. М. Третьякова – основателя галереи, сохранились некоторые черты, напоминающие о купеческих традициях семьи, но, к счастью, для великого дела – создание галереи, есть совершенное бескорыстие, которым руководствовался меценат в интересах России и русской культуры. П.М. Третьяков привык уважать крепкое купеческое слово и вел дела с художниками честно и открыто, внушая им веру в солидность и прочность предпринятого им дела – создание галереи русской живописи.

Вместе с тем братья страшно любили искусство. Сергей Третьяков за 60 лет жизни собрал 84 первоклассных произведения 52-х иностранных живописцев, работавших в XIX в. После его смерти в 1892 г., картины поступили в собственность старшего брата, Павла, который позже отдаст их в картинную галерею. Картины Павел начал собирать не из любви к живописи, а с далеко идущей целью: «Моя идея, — пишет он в письме к старшей дочери, — была с юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу в каких-либо полезных учреждениях; эта мысль не покидала меня никогда во всю жизнь». В 1856 г., когда Павлу было 24 года, он приобрел первые произведения русской живописи – картины Н. Шильдера «Искушение» и В. Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Четыре года спустя он пишет в завещании, что завещает капитал «на устройство в Москве художественного музеума или общественной галереи».

Павел Михайлович, тративший на приобретение картин огромное состояние, являлся нерасточительным человеком. Неприхотливый и скромный в быту, он не любил роскошь, осуждал дочерей, которые могли позволить себе (с точки зрения отца) ненужные расходы. Павел Михайлович аккуратно вел книгу расходов, записывая, сколько и на что потратил. Если он говорил художнику, что «Его цена ему не подходит», — торговаться было бесполезно…

Вместе с тем, будучи весьма прилежным в расходах, Третьяков никогда не отказывал в материальной помощи художникам, попавшим в трудное положение. О художниках он не забыл и в завещании, передав собственный дом «…городу для устройства в том месте бесплатных квартир для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников». Для содержания дома Третьяков передал московской Думе 150,0 тыс. руб. 16 мая 1893 г. состоялось торжественное открытие «Городской художественной галереи Павла и Сергея Третьяковых». Москве Павел Михайлович передал 1.276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур, оцененных в полтора миллиона рублей. Галерею посетил император Александр III , предложивший Третьякову возвести его в дворяне. Но Павел Михайлович отказался: «Я родился купцом, купцом и умру».

11 стр., 5323 слов

Русская живопись XIX века

... Произошло сближение с русским народом других народов России. Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра ... в Третьяковской галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель является в них безусловным и стабильным центром образа. Позднее колорит живописи ... картина «Последний день Помпеи» Карла Павловича Брюллова (1799—1852). В 1830 г. на раскопках античного ...

Необходимо отметить, что скромность Третьякова была удивительной. Он никогда не любил посещать галерею, когда в ней находились обыкновенные посетители, тем паче представители царской или иной знатной семьи или какие-либо знаменитые люди.

Павел Третьяков помогал не только художникам. В память о войне 1853-1856 гг. Павлу Михайловичу вручили бронзовую медаль за участие в пожертвованиях на военные нужды. Создатель картинной галереи содержал училище глухонемых, где жили и учились 156 детей, регулярно перечисляя деньги на питание и одежду учащихся, построил для них трехэтажный дом и больницу.

Огромная историческая заслуга Третьякова – это его непоколебимая вера в торжество русской национальной школы живописи – вера, возникшая в конце 50-х годов XIX столетия и пронесенная им через всю жизнь, через все трудности и испытания.

Эта вера Третьякова не была слепым предчувствием, она опиралась на вдумчивое наблюдение за развитием русской живописи, на глубокое тонкое понимание формирующихся на демократической основе национальных идеалов.

После смерти Павла Михайловича Третьякова в 1898 году, галерея, по его завещанию, отошла в собственность города Москвы. В 1918 году, после Октябрьской революции, по подписанному В. И. Лениным декрету о национализации галереи, она стала называться Государственной Третьяковской галереей.

Традиции меценатства не ушли в прошлое… В плане культурного наследия, научно-технический прогресс с каждым днем открывает нам все новые и новые формы и результаты деятельности человека в сфере культуры и искусства.

Российский портал «Меценат» назвал 5 крупнейших благотворительных фондов в России, которые делают колоссальное количество добрых дел для жителей нашей страны и для развития социальных проектов.

Это благотворительный фонд Владимира Потанина, который поддерживает образование и культуру, предоставляет стипендии талантливым студентам и преподавателям, фонд «Вольное дело», сформированный Олегом Дерипаской, поддерживает талантливую молодежь, школы, тратит средства на реабилитацию инвалидов, восстановление храмов, монастырей, организованный Дмитрием Зиминым благотворительный фонд «Династия» — это семейный фонд, поддерживающий российскую науку начиная со школ и заканчивая инновационными разработками. На современном этапе происходит создание объединений различных фондов, способных оказывать более масштабную помощь. Большое развитие на рубеже веков получила благотворительная деятельность отдельных компаний.

В моем родном городе Новотроицке Оренбургской области благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт», основанным российским предпринимателем и меценатом Алишером Усмановым, с целью оказания помощи в организации общественно значимых мероприятий в области искусства, культуры и спорта реализуются различные благотворительные проекты. Так при поддержке благотворительного фонда в Новотроицке со спектаклем « » прошли гастроли московского театра « », возглавляемого режиссером Галиной Волчек, а летом 2014 года н овотроицкий хор «Кантабиле» завоевал серебро Всемирной олимпиады хоров в Риге . Поездка детского коллектива состоялась при поддержке благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».

10 стр., 4599 слов

Взаимодействие культуры и бизнеса

Механизмы и направления взаимодействия культуры и бизнеса Рассмотрение бизнеса как сферы деятельности обнаруживает необходимость его понимания в широком, культурологическом контексте. Взаимное содержательно-логическое «тяготение» бизнеса и культуры, вытекающее из анализа этих понятий, обусловливает необходимость ...

Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» организует и поддерживает мероприятия по развитию инфраструктуры объектов здравоохранения и социального обслуживания. Под патронажем Фонда находится ряд детских домов, школ-интернатов и других учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Серьезное внимание уделяется учреждениям, воспитывающим тяжелобольных детей и детей с ограниченными возможностями. С целью развития данного направления работы фонда в апреле 2015 года город посетила труппа столичного музея-театра «Булгаковский дом» с постановкой «Вольке». Уникальность представления состоит в том, что «смотреть», если можно так выразиться, его нужно с закрытыми глазами. Зритель у «Вольке» был тоже особенный — «спектакль-невидимку» показали детям с нарушениями зрения.

Вся история развития меценатства в России подтверждает, что его представителям был присущ истинный патриотизм. Характерное для россиян милосердие тесно связано с чувством глубокой религиозности, духом соборности, которые проявились в поддержке отечественной культуры в целом и отдельных мастеров искусств.

Русское меценатство — синтез экономики с просвещением. Именно пожертвования промышленников, купечества способствовали развитию искусства и науки, росту культурного, образовательного уровня общества. Русское дворянство (близость к крестьянству) и купечество (крестьянское происхождение) стали подлинными хранителями традиционной национальной народной культуры. Представители отечественного меценатства являли собой образец просвещённости, компетентности, художественной эрудиции. Природная щедрость, «широта души » стимулировали тот «чисто русский размах », которым отличалось отечественное меценатство.

Меценаты XXI

Ссылки:

1.

2.

3.

4. А. А. Аронов. Золотой век русского меценатства. Москва.1995г.

5.И. Ненарокомова. Павел Третьяков и его галерея. Москва, «Арт-Родник», 1998