Ода «К Мельпомены» как начало традиции подбивки поэтом итога своего творческого пути.
Цель: Ознакомить с биографическими сведениями о Горация; продолжить работу над выразительным чтением; провести литературные параллели; сравнить стихи Горация, Державина, Пушкина; развивать внимательность, логическое мышление; воспитывать уважение к художникам слова.
Оборудование:, Свел я памятник свой…
ХОД УРОКА
Актуализация Опорных Знаний
1. литературный диктант
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/pro-goratsiya/
(«Энеида»)
2) Отец Энея. (Анхиз)
(Рея Сильвия, Илия)
4) Основатель Рима. (Ромул)
5) Брат-Близнец Ромула. (Рэм)
(Волчица)
7) Этот бог опекался Ромулом и Рэмом. (Марс)
(Гефест — Вулкан)
(Октавиан Август)
2. Сравнение поэмы «Энеида» Вергилия с одноименной поэмой Котляревского
II. Мотивация учебной деятельности
- Горацию принадлежит стих, первый строка которого звучит так: «Свел я памятник свой…»
Которым может быть памятник? Зачем люди их сводят? От какого корня образовалось это слово?
(Ответа учеников.)
Памятник — от слова Память. Итак, сводят памятники, чтобы люди помнили о других, уважали их, не забывали об их достижениях.
III. Изучение нового материала
1. Гронирование
- Чтобы мы не забывали о классиках античной литературы, обратимся
к текстам на карточках, в которых речь идет о жизни и творчестве Горация.
Задание: Прочитать текст, составить информативное гроно, которое выполняет роль опорного конспекта.
Текст для обработки
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ГОРАЦІЯ
Квинт Гораций Флакк ( 65-8 г. г. к н. э.) родился на юге Италии, в семьи вольноотпущенного — раба, отпущенного на волю. Отец Горация много работал для того, чтобы сын получил достойное образование. Будущий
Поэт прошел все ступеньки тогдашнего образования: от начального обучения в Риме к философским занятиям в Афинах, как это было принято в римской знати.
Увлекшись идеями республики, Гораций боролся в лавах защитников республики и пруд военным трибуном (командиром легиона) в армии Брута.
Анализ «Слова о полку Игореве»
... Памятник Древней Руси «Слово о полку Игореве» был написан во времена междоусобных войн князей. Половцы постоянно разоряли мирное население русских сел и городов. В «Слове…» рассказывается о походе на ... просторы Русской земли. Он описывает события, происходящие в разных ее уголках. Памятник Древней Руси «Слово о полку Игореве» останется бессмертным произведением. Он отражает события прошлых ...
После поражения армии Брута разочарованный Гораций возвращается на родину. Здесь на него ждет еще одно испытание: имение его отца было конфискованный, и поэт остался без средств к существованию.
Именно в настоящее время Гораций начинает писать стихи. Его первые стихи привлекли внимание Вергилия, который познакомил молодого поэта с Меценатом, который стал другом и покровителем Горація.
Познакомившись с Августом, Гораций становится императорским певцом, проповедником цезарианства. Но, ощущая, что такая жизнь ему не к душе, уединяется в своем имении в Сабинских горах. Со временем Меценат, а Август снова вызывают поэта у Рифм. Так и минует его жизнь — в бегствах на лоно природы и возвращениях к Риму.
Перу Горация принадлежат 2 книги сатир, книга эподов (лирических стихов), 4 книги од, 2 книги посланий. В своих одах Гораций, будучи философским, интеллектуальным поэтом, воспевает Рифм и Августа, любовь и красоту, размышляет о поэзии, жизни и смерти, наследуя призыв эпикурейства «Carpe diem!» («лови день!»).
Творчество Горация создавало огромное влияние на развитие мировой культуры. В Риме его произведения изучали в школах, укладывали к ним комментарии. Не исчезал интерес к творчеству поэта и в средние возрасты, и в пор Возрождения.
2. усвоение литературоведческих сроков
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/pro-goratsiya/
Ода (гр. Ode — Песня) — жанр лирики, которая высказывает приподнятые чувства, вызванные важными историческими событиями, деятельностью определенных лиц и т. д..
3. Чтение оды Горация «К Мельпомене», Подготовка к восприятию
— Кто такая Мельпомена? (Муза трагедии)
Выразительное чтение поэзии учителем
Беседа
• О каком памятнике речь идет в поэзии «К Мельпомене»? (Поэт уверен, что есть памятники, которым не угрожают ни дожди, ни ураганы. Они — в памяти людей, ведь речь идет о наилучших, самых знаменитых деятелей в истории человечества. Они — в поэтических строках, которые переживут возрасты, так как написал их талантливый поэт.
Какие автобиографические сведения указал поэт в стихе? ( «Я — знаменитый с убогого» — Гораций напоминает о своем «запятнанном» происхождении: был сыном бывшего раба. )
О какой заслуге в области поэтического искусства упоминает Гораций? ( «Впервые составить сумел по-итальянски Еолейские стихи» — это означает, что Гораций писал латынью, используя стихотворные размеры, изобретенные Сапфо, Архилохом, Алкеем .)
Что непривычного есть в поэзии поэта? ( Во-первых, он сводит памятник себе сам, не ожидая, пока его увековечат в мраморе или бронзе. Во-вторых, поэт настолько уверен в своем таланте, который считает себя достойным лаврового венка Мельпомены .)
5. «литературные параллели»
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/pro-goratsiya/
Стих Горация «К Мельпомене» стал первым среди поэзий, посвященных осознанию поэтом достижений своего творческого пути.
Мотив увековечения памяти о поэте в его творческом заделе, который будет нужный будущим поколениям, есть ведущим также в поэзиях русских поэтов Г. Р. Державина и О. С. Пушкина.
Прочитайте эти стихи и сравните их между собой и с поэзией Горация.
Памятник
- Я памятник себя воздвиг чудесный, вечный,
- Металлов тверже вон и выше пирамид;
- Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
- И времени полет его не сокрушит.
- Так! — весь я не умру: но часть меня большая,
- Вот тлена убежав, по смерти станет жить,
- И слава возрастет моя, не увядая,
- Доколь Славянов род вселенная будет чтить.
- Слух пройдет обо мнет вот Белых вод до Черных,
- Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
- Всяк будет помнить то в народах несчетных,
- Как из безвестности я тем известен стал,
- Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
- В добродетелях Фелицы возгласить,
- В сердечной простоте беседовать в боге,
- И истину царям с улыбкой говорит.
- Во Муза! возгордись заслугой справедливой,
- И презрит кто тебя, сама тех презирай,
- Непринужденною рукой, неторопливой,
- Чело твое зарей бессмертия венчай.
Г. Р. Державин 1796
Я памятник себя воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше вон главой непокорной Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И знаменитый буду я, доколь в подлунном мире Жил будет хоть один пиит
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народа, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал.
Веленью божью, в муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца.
О. С. Пушкина 1836
Гораций Державин (1796) Пушкина (1836) | ||
Мой памятник стоит крепче меди. Поднялся он лбом над царскими пирамидами. Его не сточит дождь въедливый. Не свалит залетный северный ураган, Ни лет длинный ряд, ни времени лет беспрерывный; Я не умру целиком: естества моего часть Переживет меня, и от человеческих сердец Буду Принимать хвалу, пока понтифик-жрец Еще сходит с дивой в высокий Капитолий | Я памятник себя воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже вон и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит. Так! — весь я не умру: но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, и слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенная будет чтить |
Я памятник себя воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше вон главой непокорной Александрийского столпа.
Нет , весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — и знаменитый буду я, коль в подлунном мире Жил будет хоть один пиит |
Первые строки поэзии похожие между собой: поэты уверенно заявляют о том, что они создали памятник. В поэзиях Горация и Державина отмечается, что он высший, чем царские пирамиды; ни дождь, ни ураган, ни гром не смогут ему повредить. В стихе Пушкина говорится лишь о том, что памятник «выше Александрийского столпа». Некоторые исследователи считают, что речь идет не об Александрийской колонне, сведенную на Дворцовой площади в Петербурге, а об одно из чудес мира. Таким образом, во всех стихах памятник сравнивается с чудесами мира, даже превосходит их.