«Человек — часть природы, ее ребенок, рожденный и живущий по законам Вселенной…» Эта мысль стара, как мир. Художники всех эпох размышляли о связи человека и природы, учили этому, воспевали эту связь. Своеобразна и чрезвычайно интересна «пейзажная» лирика М.Ю. Лермонтова. В его, сугубо субъективных и индивидуалистических стихотворениях, «природная тема» получила «свое звучание» – в аспекте «человек и природа». Известно, что за свою жизнь Лермонтов побывал во многих местах: он видел скромную и, на первый взгляд, непритязательную красоту средней полосы, любовался яркой экзотической природой Кавказа, наблюдал Север и Юг России. Однако навсегда запал в его сердце «родной пейзаж» — природа села Тарханы Пензенской губернии. В сознании поэта она тесным образом переплелась с воспоминаниями его детства, когда он был юн, свободен и даже счастлив («Как часто, пестрою толпою окружен»): … памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребенком, и кругом Родные всё места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей… «Спящий пруд», дымящееся туманом село, темные аллеи, усыпанные желтыми листьями, – все это пробуждает в душе лирического героя Лермонтова щемящие воспоминания.
Он думает о настоящей жизни, полной искренних эмоций, чистых чувств: «И странная тоска теснит уж грудь мою; Я думаю об ней, я плачу и люблю…» Грусть героя усиливает сознание того, что сам он далек от себя прежнего и не способен на возрождение. А вот в стихотворении «Парус», одном из лучших юношеских стихотворений Лермонтова, через образ «паруса одинокого» отражены кардинально противоположные настроения. Здесь герой — мятежный «революционер», жаждущий перемен. Точно подобранные метафоры, описывающие движение паруса, раскрывают внутренний настрой поэта: Играют волны – ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит…. А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Важно, что уже здесь проявился ведущий мотив всей лирики поэта – мотив одиночества. Именно он определяет своеобразие всего творчества Лермонтова, в том числе, и его пейзажной лирики. Стихотворение «Тучи» продолжает и развивает тему одиночества лирического героя. Через образ «тучек» поэт передает состояние своей души, усилившееся перед ссылкой: «Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания». В 1841 году, незадолго до смерти, находясь в отпуске после участия в войне с горцами, поэт создает «На севере диком стоит одиноко…».
» Герои живут вечно в нашей памяти»
... моего деда можно назвать героем, и память о его честной службе Родине на дорогах войны будет храниться в нашей памяти вечно. В этом году наша ... своих предков, всегда помним о них, потому что герои живут вечно! Большакова Виктория, ученица 7 класса. ... думаю его тоже можно назвать героем, самый обыкновенный. Мой дедушка – Репин Тимофей Никандрович! Он тоже воевал на фронтах Великой Отечественной войны, и ...
И оно выражает глубокое одиночество поэта. Возможно, в слиянии с природой Лермонтов искал какой-то опоры, поддержки и участия, которой у него никогда не было среди людей? Это произведение — вольный перевод тридцать третьего стихотворения из «Книги песен» немецкого поэта Генриха Гейне. Лермонтов изменил его тему и одновременно придал ему более обобщенный и более трагический смысл. Тема любовной тоски превратилась у русского поэта в мотив безысходного одиночества: «одинокой сосне» снится, как на «утесе горючем прекрасная пальма растет». О том же повествует и стихотворение «Утес», где герой ассоциируется со старым утесом: … Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. Наверное, лишь одно «пейзажное» стихотворение Лермонтова запечатлевает умиротворенный образ лирического героя. Это знаменитое «Когда волнуется желтеющая нива…». Здесь поэт любуется родной природой, не приукрашивая ее, а принимая такой, какая она есть: Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка… Во многом итоговым стало для поэта философское «Выхожу один я на дорогу». Картины природы в нем — находящейся в гармонии со всей Вселенной, спокойной и наполненной смыслом — помогают понять душевное состояние лирического героя, стремящегося к такой же гармонии.
Земля, дорога, туман, «кремнистый путь» выражают настоящую жизнь поэта, его одиночество и неопределенность, но он обращает свой взор и на небеса, где «торжественно и чудно». Эти строки выражают надежду Лермонтова на то, что когда-нибудь и его мятущаяся израненная душа успокоится и обретет свободу: Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы… Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы… Пейзажи в лирике Лермонтова глубоко одухотворены. Лирический герой будто сливается с природой, олицетворяет себя с какой-то ее частью, которая, по мнению поэта, способна более зримо передать его чувства, переживания. Лермонтов находит в природе образы и ассоциации, соответствующие всем состояниям его героя – из «прошлой», «настоящей» или «будущей» жизни; позитивные и негативные. Он будто ищет в ней какой-то опоры, способной хотя бы частично унять боль одиночества, помочь обрести смысл, удержать поэта на этой земле. Однако, как мы понимаем, старания поэта и его героя напрасны — слишком велика рана в душе, слишком огромен разрыв между ним и людьми, между жизнью души и духа.
Поэт, Бог, природа в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
I. Вступление
Отношения поэта с Богом и природой всегда волновали как Пушкина, так и Лермонтова, и находили выражение в их лирике. Это триединство воссоздано в стихотворениях, отражающих тему поэта и поэзии, и отчасти в пейзажной лирике. В решении этой темы, как и в некоторых других, Лермонтов выступает и как наследник пушкинской традиции, и как полемист.
II. Главная часть
1. Поэт-пророк в одноименных стихотворениях Пушкина и Лермонтова.
Пушкин и Лермонтов всегда считали поэзию божественным даром, а поэта – боговдохновленным певцом. Эта идея получила свое воплощение в программных для обоих поэтов стихотворениях, не случайно имеющих одинаковое название «Пророк». Назвав свое стихотворение так же, как и Пушкин, Лермонтов тем самым подчеркнул как преемственность, так и полемичность по отношению к своему великому предшественнику.
Мой любимый писатель и поэт лермонтов
... Сочинение Мой Лермонтов 9 класс (мой любимый поэт Лермонтов) Я люблю читать много разной литературы, у каждого читателя иметься свой любимый поэт. Я очень люблю творчество великого поэта мировой литературы писателя – Михаила Юрьевича Лермонтова. Когда я ...
– Пушкинский поэт отправляется по завету Бога отдать полученный пророческий дар людям, «глаголом жечь» их сердца. Тем самым поэт-пророк выполняет высокую гражданскую миссию, возложенную на него Богом (см. план «Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина»).
– Лермонтов как поэт-романтик акцентирует трагический конфликт между поэтом и обществом, его не понимающим и отвергающим. Своим стихотворением он как бы отвечает на вопрос «Что же сталось с поэтом-пророком, отправившимся к людям по завету Бога провозглашать «любви и правды чистые ученья»?» – Он встретил лишь смех, презрение и был изгнан. В лирике Лермонтова поэт предстает «осмеянным пророком» (стих. «Поэт»).
2. Сложными являются отношения поэта-пророка и общества и в лирике Пушкина. Он тоже испытывал скептическое отношение к тем, к кому поэт обращает свои «благие мысли и труды». В стихотворении «Свободы сеятель пустынный…» проводится идея о том, кто, собственно, достоин свободы, которую утверждает поэт («К чему стадам дары свободы…»).
Рождается горькая мысль о бесполезности собственного поэтического труда. В 1830-е годы в творчестве Пушкина нарастает мысль об одиночестве поэта среди толпы и усиливается идея неподсудности божественной поэзии мнению черни (стих. «Поэту»),
3. В лирике Лермонтова-романтика эти идеи позднего Пушкина были усилены и получили трагическое звучание. Лермонтовский поэт – это божественный избранник, которого толпа не только не хочет, но и не может понять. А значит, таким одиночеством можно гордиться. Более того, лермонтовский поэт платит толпе собственным презрением и даже ненавистью (пафосом инвективы проникнута последняя часть стихотворения «Смерть поэта» и финал стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…»).
Лермонтов признает над поэтом только «божий суд», перед лицом которого светская толпа не смоет своей «черной кровыо поэта праведную кровь».
4. Несмотря на божественную природу поэтического таланта, Пушкин считал, что сам по себе поэт как человек неотделим от других людей. Как человек он может быть и слаб, и суетен, и «ничтожен», лишь божественное, снисходящее на него от Творца вдохновение делает его великим. И это сразу возвышает его над обыденной жизнью (стихотворение «Поэт»).
Для Лермонтова-романтика образ поэта всегда соотнесен с областью идеального, даже божественного. Не случайно в стихотворении «Поэт» Лермонтов пишет: «Твой стих, как божий дух, носился над толпой…» Поэтому, в отличие от Пушкина, лермонтовский поэт никогда, ни при каких условиях не может быть сопоставим с «детьми ничтожными мира», с областью обыденной, пошлой реальности. Более того, поэт у Лермонтова иногда становится равновелик Богу: «Я – или Бог – или никто!» (стих. «Нет, я не Байрон, я другой…»).
Отсюда возникают и богоборческие настроения (стих. «1831-го июня 11 дня», поэма «Демон»), что отвечает романтическому мировосприятию Лермонтова.
5. Как для Пушкина, так и для Лермонтова, единственным прибежищем поэта является природа. Во взаимоотношениях с нею поэта у Пушкина и Лермонтова прослеживаются как черты сходства, так и различия.
– Пушкин уже в раннем стихотворении «Деревня» называет сельскую природу «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья» и противопоставляет ее оковам межчеловеческих отношений. Для Пушкина природа – олицетворение идеала свободы, без которого немыслимо творчество (что находит свое объяснение в фактах биографии поэта).
Лирика поэта М.Ю.Лермонтова
... Лермонтова; проанализировать образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова. ГЛАВА 1 ЛИРИКА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА 1.1 Своеобразие художественного мира лирики М. Ю. Лермонтова Лирика М. Ю. Лермонтова является довольно глубокой по ... Байрон – кумир юного Лермонтова. Поэтому и слова сожаления, адресованные Пушкину, не свидетельствуют о полноте понимания Лермонтовым его характера. Лирика Лермонтова не столь отзывчива ...
Поэтому в его произведениях возникают природные образы-символы, олицетворяющие идею личной свободы (стихотворения «К морю», «Узник»).
Для исполнения Божьего завета поэт бежит от «суетного света» «на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы», где только и возможно творчество.
В сознании Лермонтова природа – олицетворение области идеала, ведь она – «творенье Бога» («Демон»), поэтому живет по божественным законам, которые люди утратили. Таким образом, поэт и природа равно противостоят светскому обществу, цивилизации, что отвечает также романтическому мировосприятию (см. план «Человек и природа в творчестве М.Ю. Лермонтова»).
III. Заключение
Лермонтов-романтик акцентирует трагизм судьбы поэта («Пророк», «Смерть поэта»).
Для Пушкина, напротив, характерен философский оптимизм, который с особой силой сказался в итоговом стихотворении «Я памятник себе воздвиг…» К идеям боговдохновенности поэта, его творческой независимости, которые вновь звучат в этом стихотворении, добавляется мысль о том, что власть поэта выше государственной власти. Сознание своей силы и величия порождает уверенность в большом историческом будущем его поэзии. Поэзия, по мысли Пушкина, должна поднимать человека к Богу, только в этом и состоит ее общественное назначение, вложенное в нее Творцом.
Сочинение на тему: ЛЕРМОНТОВ И ПУШКИН
ЛЕРМОНТОВ И ПУШКИН
Наверное, трудно назвать писателя, который внес в развитие отечественной литературы больший вклад, чем А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. У каждого из этих великих поэтов, свой стиль, свое видение мира. Но поэзия их уже на протяжении долгого времени продолжает вызывать восхищение и преклонение перед неповторимым поэтическим талантом, невероятным даром художественного слова, перед силой чувства и возвышенностью мыслей.
Главное, что объединяет двух великих гениев художественного слова, это сознание собственного высокого предназначения, своего долга перед человечеством.
Как для Пушкина, так и для Лермонтова поэзия — это не просто способ выражения собственных чувств и настроений. Это средство для пробуждения умов и душ народа, это оружие битвы за свободу, независимость и счастье, это факел, зажигающий огонь в благородных сердцах и высветляющий пороки недостойных и пустых душ.
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок, — писал А. С. Пушкин. Он был готов всего себя посвятить делу свободы и до последней минуты служил народу. Ради свободы народа М. Ю. Лермонтов также готов был пожертвовать своим собственным счастьем и даже жизнью:
За дело общее, быть может, я паду Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу…
Поэт несет людям свое вещее, пророческое слово. Он является для народа путеводной звездой, освещающей путь, возрождает надежду и веру в будущее, поднимает на битву и сам, с помощью своего меткого слова разит врага:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей, — такова, по убеждению Пушкина, основная задача каждого поэта, который, подобно эху, должен чутко откликаться на все события жизни, пробуждать людей к действию, быть грозным оружием.
Лермонтов, жизнь и творчество
... жестоко. В это же лето возникает серьезный интерес Лермонтова к личности и поэзии "огромного" Байрона, которого поэт всю жизнь свою "достигнуть бы хотел". Ему отрадно думать, что ... времени мало способствовало умственному развитию молодежи. "Ученость, деятельность и ум, по выражению Пушкина, чужды были тогда Московскому университету". Профессора читали лекции по чужим руководствам, находя, ...
С оружием, с кинжалом сравнивает поэтическое слово и Лермонтов. Твердым и несгибаемым, упорно стремящимся к высокой цели должен быть каждый поэт — эту уверенность оба автора пронесли через всю свою жизнь, через все свое творчество. «Но ты останься тверд, спокоен и угрюм», — обращался к поэту А. С. Пушкин. «Да, я не изменюсь, и буду тверд душой», — словно отвечая великому предшественнику, обещал М. Ю. Лермонтов. По мнению обоих авторов, творчеству чужда корысть. Поэт должен творить, «не требуя наград за подвиг благородный», убежден Пушкин. Голос поэта, продолжает мысль Лермонтов, должен звучать «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».
Наделенные пылким сердцем, охваченные постоянным стремлением к свободе, оба поэта были нетерпимы к пассивности, равнодушию народа. Пушкин обрушивался с гневными обвинениями на толпу, которая не умеет ценить красоту, постепенно утрачивает духовность, не умеет и не хочет жить настоящей полноценной жизнью.
Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес…
Бездеятельность и бездуховность народа, живущего без цели и без мечты, вызывали возмущение и у Лермонтова. В своей «Думе» он упрекает современников за душевный холод, за отсутствие твердых убеждений, за неспособность к действию, за творческое бесплодие. Он сравнивает молодое поколение с «тощим плодом», «до времени созрелым», который висит меж цветов, не радуя «ни вкуса», «ни глаз».
В их жизни нет ни радостей, ни стремлений, ни увлечений. Они проживают свою короткую жизнь, не оставив ни «шума», ни «следа».
Жизнь и творчество обоих поэтов пришлись на период великих преобразований в России. Оба они были свидетелями восстания декабристов и его трагических последствий. Крах декабристских идеалов вызвал разочарование в душах многих людей. Повлиял он и на лирику, в которой все чаще стали появляться мотивы одиночества и отверженности обществом. «Холодная толпа взирает на поэта, как на заезжего фигляра», — говорит Пушкин. Но если Александр Сергеевич приходит к такому разочарованию в понимании людьми назначения поэта только к концу своей жизни, то Михаил Юрьевич Лермонтов с самого начала сознавал себя «изгнанником».
Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я.
И гордо творческая дума На сердце зрела у меня, — писал он в 1830 году. Эти же мысли он пронес через все свое творчество, признавшись в конце пути:
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья, — В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
А. С. Пушкин видел несправедливость современной ему жизни, косность и фальшивость окружающего общества, пассивность и равнодушие масс. Но при всем при этом он сохранял светлую веру в народ и в его будущее. Он верил также в силу своего поэтического слова, утверждая, что при жизни возвел себе своими стихами «памятник нерукотворный». В лирике Лермонтова нет подобной уверенности. На смену жизнеутверждающей, светлой поэзии Пушкина приходят скорбь и одиночество лермонтовских стихов. Он глубоко страдал от невозможности быть понятым современниками. Не было у него уверенности и в том, что его по достоинству оценят потомки:
Презентация «Роль поэзии и поэта в жизни общества»
... проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова ... люди получают при взаимодействии с реальностью. Здесь нужно соблюдать принцип – «все должно быть в меру». Н. А. Некрасов о роли и назначении поэта Примерный текст сочинения ... приглядитесь, ведь поэзия на самом ...
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной…
Великий голос Пушкина трагически оборвался в 1837 году. И его молодой соотечественник не мог остаться равнодушным к этой трагедии. Лермонтов написал свое знаменитое стихотворение «Смерть поэта», в котором выразил любовь к великому поэту и ненависть к его подлым убийцам, глубокую скорбь и пламенный гнев, восхищение гением и презрение к палачам. Для него Пушкин — идеал поэта и человека, увенчанный при жизни «торжественным венком» славы. Это «дивный гении» с «чудной силой» таланта и «чудесными песнями». Но, вступив «в этот свет завистливый и душный для сердца вольного и пламенных страстей», поэт, по мнению автора, сразу же обрек себя на гибель. «Свободный, смелый» поэтический дар Александра Сергеевича Пушкина восхищал Лермонтова. Он восторженно относится к поэту и глубоко скорбит в связи с его гибелью. При этом он бросает гневное обвинение в лицо «жадной толпы, стоящей у трона». Он бичует «свет завистливый и душный», «свободы палачей»:
А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи!..
Но есть и Божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет…
Автор обещает, что смерть великого гения будет отомщена:
И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!
Этим стихотворением М. Ю. Лермонтов заявил о себе не только как о поэтическом наследнике Пушкина, но и как о преемнике его вольнолюбия. «Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова», — писал А. И. Герцен. С этого момента судьба Пушкина стала его судьбой. Продолжив лучшие традиции своего «творческого наставника» в вопросах понимания места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая представление о ней как об остром боевом оружии.
Сочинение на тему: ЛЕРМОНТОВ И ПУШКИН
4.3 (86.67%) 3 votes
На этой странице искали :
- сочинение на тему пушкин и лермонтов
- лермонтов и пушкин сравнение
- пушкин и лермонтов сравнение
- пушкин и лермонтов кто мне ближе
- сравнение лермонтова и пушкина