Поэтический талант С. Есенина особенно ярко и самобытно раскрылся в лирике. Глубоким лиризмом проникнуто все его творчество: и стихотворения о судьбе родины, о природе, и стихи о любимой. В его поэзии нас покоряет удивительная гармония чувства, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью. «В стихах моих, — писал поэт в 1924 г., — читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам, и беллетристам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза…» Есенин был блестящим мастером пейзажной лирики, вдохновенным певцом родной земли. В неповторимых красках певец нежно-голубого василька дал картины грустного русского пейзажа, рассказал темную красоту и боль его любимой «деревянной Руси», впитав в себя всю гамму звуков и красок «страны березового ситца».
У Есенина на природу накинута поэтическая дымка, за которой кроется ее божественная сущность. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии. Он часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы — плачут, тополя — шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля», «плачет метель, как цыганская скрипка», «словно белою косынкой подвязалася сосна», «березы в белом плачут по лесам». Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущения необъятности голубых просторов, создают атмосферу радости бытия. Природа у Есенина — не застывший пейзажный фон: она живет, действует, реагирует на судьбы людей, события истории. Человек и природа, таинственная и первозданная, в поэзии Есенина — понятия, неразрывно связанные. Восприятие поэтом природы как живого существа передает ощущение древнего языческого отношения к окружающему миру. Поэт чувствует себя частью этого огромного мира:
Позабыв людское горе,, Сплю на вырубках сучья., Я молюсь на алы зори,, Причащаюсь у ручья., Умиление, кротость, тишина в душе его при взгляде на окружающий мир:
Мир вам, рощи, луг и липы,
С. Есенин — певец родной природы методическая разработка
... проникнутая душевностью, добротой, искренностью, поэзия Есенина помогает нам познавать, заново открывать и беречь свою страну, свою Родину. А. С. Пушкин и С. А. Есенин — певцы русской природы Конец XX века — это ... строки хочется переложить на музыку и одновременно изображать красками на холсте. Осень, любимая пора Пушкина, была для него и временем наибольшего творческого подъема. И с каждой ...
Литии медовый ладан., Все принявшему с улыбкой,, Ничего от вас не надо., Жизнь природы переплетена с жизнью человека, неразрывно связана с ней:, Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —, Пройдет, зайдет и вновь оставит дом., О всех ушедших грезит конопляник, С широким месяцем над голубым прудом…, Вечные законы жизни поэт воспринимает через образы природы, благословляя естественный ход жизни:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым., Увяданья золотом охваченный,, Я не буду больше молодым.
И в стихотворении «Отговорила роща золотая» образами уходящего странника, золотой осени, горящего, но не согревающего огня поэт передает грустные мысли о закате жизни. Большинство его образов, относящихся к природе, взято из церковного обихода. Здесь сказалось влияние деда, любившего духовные стихи, и бабушки, водившей его по монастырям:
Схимник-ветер шагом осторожным, Мнет листву по выступам дорожным, И целует на рябиновом кусту, Язвы красные незримому Христу.
Природа для Есенина — храм, поэтому понятным становится протест поэта против надвигающегося, по него мнению, врага — «железного гостя» — техники со всеми ее изобретениями. Тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию, — звучит в стихотворении С. Есенина «Сорокоуст».
В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность.
Паровоз же обретает черты зловещего чудовища.
В есенинском «Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума сливается с болью поэта о невозвратной, обреченной на гибель старой деревне, тревога за будущее России.
Поэт смотрит в мир широко открытыми глазами, жадно впитывает краски, формы земного и небесного пейзажа, чутко прислушивается к глухому мощному биению жизни, вдыхает запахи лесов и полей, охватывает всю многогранность природы и чувствует ее так непосредственно, так напряженно-осязательно, что образ у него «невольно рвется с языка».
Образ как элемент поэзии, наиболее материальный, стал для созерцающего поэта основным средством выражения богатства и разнообразия чувственных впечатлений.