Рекомендуем применять в своей работе по развитию речевого творчества методы придумывания фантастических историй, которые представил известный писатель Джанни Родари. Основная идея книги Джанни Родари «Грамматика фантазии» определяет универсальность методов, которые в ней описаны. Она сформулирована на основе мысли Л. С. Выготского :
«…воображение не есть привилегия немногих выдающихся индивидов, им наделены все»
-
Камень в пруду Отправной точкой для сочинения, по мнению писателя, может служить всего одно слово. Любое произнесенное слово вызывает у человека ряд ассоциаций – круги на воде.
Он рассматривает разные способы подбора слов-ассоциаций:
- все слова на одну букву (слон – свет, собака, сосна);
- слова, рифмующиеся с первым словом (слон – уклон, сон, бизон, вагон, питон);
- слова, начинающиеся со слога (палка – палатка, парашют, пакет);
- слова, противоположные по значению или признакам (слон – мышь, свет – тьма);
- слова, близкие по значению (слон – хобот, Африка, бивни);
- расшифровка слова по звукам (слон – С – синий, Л – лось, О – облако, Н – надел).
Чем случайнее будет набор слов, тем интереснее получится сочинение. Подбор слов, начинающихся на определенные буквы – это задание, с которым успешно справятся даже дети 4-5 лет. Последующее сочинение истории по набору слов может осуществляться в коллективной форме или вместе с воспитателем.
-
Бином фантазии (слово + слово, которое отстоит далеко от первого слова и его, словно, провоцирует и вырывает от привычной реальности).
В результате получается интересное словосочетание. Пример: пёс + шкаф = пёс на шкафу, пёс со шкафом, шкаф пса, пёс в шкафу.
-
Произвольный префикс — примеры префиксов: супер-, полу-, аэро-, анти-, зоо-, мото-, астро-, видео-, архео, мело-,моно-, аква-, зам-, микро-, мини-, макси-, и др. Начинайте со знакомых и понятных детям префиксов, обсуждайте их и находите соответствующие примеры.
Супер – сверх, наилучший (супермен), аква – водяной (аквариум), видео – видеть (видеокамера), зоо – животный (зоопарк) и т.д.
Затем попробуйте поменять приставки, отмечая, как изменяется значение слов. Парк – это территория, место для отдыха и развлечений. Зоопарк – место, где содержатся животные. А если изменить приставку? Аква-парк, конечно, детям уже знаком. А как может выглядеть астро-парк, супер-парк, анти-парк?
Лучшие слова благодарности бабушке. Слова благодарности бабушке ...
... жду встречи! Твоя любимая внучка, Настя! Сочинение Письмо бабушке от внука Привет, бабушка! Как у тебя дела? Прилетали ли скворцы в ... понимаю. Знаю только, что там есть конь и слон. Не понимаю, шахматы, это что? Зоопарк? Но надеюсь, что со временем пойму, ... день буду к нему приходить и приносить еду. Бабушка, не болей! Пусть у тебя будет все хорошо. До встречи! Слова благодарности бабушке ...
Разбирайте варианты, рассматривая их с разных сторон: Зам-кота – что может быть заместителем кота? Если рассматривать внешнее сходство – кошка или котенок. Если рассматривать способность кота ловить мышей – мышеловка. Если рассматривать кота, как что-то мягкое и пушистое – мягкая игрушка…
Как вариант – использование подлежащего и сказуемого для начала истории: «Первоуральск» и «окружен морем».
-
Деформирование слова. Приставка Не (отрицание) – непушка, некарандаш, немиска. Анти (против) – антимоль, антипол. Дуо (двойной) – дуосумка и т.д.
-
Творческая ошибка (ошибка в слове рождает новое слово).
Как пример, в сказке «Золушка» ошибка переводчика превратила туфельку из меха в туфельку из стекла.
-
Старые игры – вырезать заголовки из газет, потом их перетасовать и читать сообщения о немыслимых фактах и нелепейших случаях. Игра в вопросы: Кто это был? Где находился? Что делал? Что сказал? Потом из ответов на вопросы получается история.
-
Рисовать рисунок в несколько рук. Один начинает, другой дорисовывает и так по кругу.
-
Цепочка памяти. Вырезать 50 картинок из журналов, брать произвольно картинки, выкладывать в ряд и сочинять историю.
-
Создание лимерика(английский вариант нелепицы) : выбор героя, его характеристика, что он сделал, реакция окружающих (конечный экстравагантный эпитет или суровые репрессии).
-
Конструирование загадки – отстранение (дать определение чего-либо так, словно мы видим этот предмет впервые в жизни); ассоциация и сравнение; завершающая метафора; перевод таинственного определения в максимально привлекательную форму, например, стих.
-
Лжезагадка – загадка, в которой уже содержится ответ. Например, А и Б сидели на трубе…
-
Перевирание сказки . Желтая Кофточка пошла гулять и встретила леопарда… Или игра — дается несколько слов и нужно уложить их в историю: девочка, цветы, волк, бабушка и вертолет. Белоснежка встретила 7 великанов. А что было потом?
-
Сказка наизнанку . Красная Шапочка злая, а волк добрый.
-
После любой сказки придумать послеконец . Допридумывание истории или сказки, которую рассказал взрослый.
-
Салат из сказок . Перемешать героев разных сказок и составить новую сказку.
2 стр., 975 словГерои сказки Кот в сапогах Перро
... герой этой сказки, т.е. Кот в сапогах, если бы он был не котом, а человеком. Кот в сапогах В общем-то, сказочный Кот в сапогах от человека мало чем отличается: он носит сапоги и прекрасно разговаривает с людьми на ... самым обычным, ничем не примечательным котом. Может быть, в этом бескорыстии его обмана и кроется секрет его потрясающего обаяния? Второстепенные герои , Король, Принцесса и Людоед ...
-
Сказка – калька. Из старой сказки сочиняется новая, но используется старая сюжетная линия. Например, вместо Колобка – Пирожок.
-
Выложим карты на стол. Карты Проппа.
1). Предписание или запрет. 2).Нарушение. 3).
Вредительство или недостача. 4).
Отъезд героя. 5).
Задача. 6).
Встреча с дарителем.
7). Волшебные дары. 8).Появление героя. 9).Сверхестественные свойства антигероя. 10).
Борьба. 11).
Победа . 12).
Возвращение.
13).
Прибытие домой. 14).
Ложный герой. 15).
Трудные испытания. 16).Беда ликвидируется. 17).Узнавание героя. 18).
Антигерой изобличается. 19).
Наказание антигероя. 20).
Свадьба или счастливый конец.
-
Сказки в заданном ключе. Сказка та же, но с другим местом или временем. Например, сказка про гномов, которые были в том же месте, где был ребенок (Гномы в зоопарке).
-
Анализ образа. Например, Дед Мороз: борода, посох, мешок. И про каждый из этих предметов можно придумать историю.
-
Истории про человечков из разных материалов : стеклянного, тряпичного, железного и др.
-
Отличительная вещь персонажа. Например, ковбой Билл не расставался с роялем.
-
Рассказы за столом. Про ложки, вилки, кружки и прочее.
-
Путешествия по собственному дому. Истории про мебель.
-
Игрушка, как персонаж. Истории с участием игрушек.
-
Ребенок, как главное действующее лицо. Выдуманные истории с его участием или с участием персонажа с таким же именем.
-
История – табу. Истории про то, что делать нельзя.
-
Смешные истории. Строятся на ошибках, персонажам даются смешные имена.
-
Истории математики. Придумываются истории, в которых персонажи различные геометрические фигуры, цифры, измерительные приборы.
Методы фантазирования и разнообразные способы сочинения сказок, предложенные Джанни Родари, можно применять, как в фронтальной работе, на занятиях по развитию речи, так и в подгрупповой работе, работе в парах, или индивидуально.
Историй как метод групповой психологической работы
... пути. Опыт «Мастерской историй» применим в любой обучающей или терапевтической группе. Рассказывание историй делает работу группы более глубокой, значительной, ... привлекают современных детей (например, «Супер Марио», «Стар Трек», «Расхитительница гробниц»), берут начало в сказках и мифах. Во ... меняет отношения между родителями. Ребенку нужно много внимания, как в связи с этим мужчина справится с ...
Развитие речевого творчества