Памятка «Развитие речевого творчества. Использование методов сочинения фантастических историй, предложенных Джанни Родари»

Рекомендуем применять в своей работе по развитию речевого творчества методы придумывания фантастических историй, которые представил известный писатель Джанни Родари. Основная идея книги Джанни Родари «Грамматика фантазии» определяет универсальность методов, которые в ней описаны. Она сформулирована на основе мысли Л. С. Выготского :

«…воображение не есть привилегия немногих выдающихся индивидов, им наделены все»

  • Камень в пруду Отправной точкой для сочинения, по мнению писателя, может служить всего одно слово. Любое произнесенное слово вызывает у человека ряд ассоциаций – круги на воде.

Он рассматривает разные способы подбора слов-ассоциаций:

  • все слова на одну букву (слон – свет, собака, сосна);
  • слова, рифмующиеся с первым словом (слон – уклон, сон, бизон, вагон, питон);
  • слова, начинающиеся со слога (палка – палатка, парашют, пакет);
  • слова, противоположные по значению или признакам (слон – мышь, свет – тьма);
  • слова, близкие по значению (слон – хобот, Африка, бивни);
  • расшифровка слова по звукам (слон – С – синий, Л – лось, О – облако, Н – надел).

Чем случайнее будет набор слов, тем интереснее получится сочинение. Подбор слов, начинающихся на определенные буквы – это задание, с которым успешно справятся даже дети 4-5 лет. Последующее сочинение истории по набору слов может осуществляться в коллективной форме или вместе с воспитателем.

  • Бином фантазии (слово + слово, которое отстоит далеко от первого слова и его, словно, провоцирует и вырывает от привычной реальности).

    В результате получается интересное словосочетание. Пример: пёс + шкаф = пёс на шкафу, пёс со шкафом, шкаф пса, пёс в шкафу.

  • Произвольный префикс — примеры префиксов: супер-, полу-, аэро-, анти-, зоо-, мото-, астро-, видео-, архео, мело-,моно-, аква-, зам-, микро-, мини-, макси-, и др. Начинайте со знакомых и понятных детям префиксов, обсуждайте их и находите соответствующие примеры.

Супер – сверх, наилучший (супермен), аква – водяной (аквариум), видео – видеть (видеокамера), зоо – животный (зоопарк) и т.д.

Затем попробуйте поменять приставки, отмечая, как изменяется значение слов. Парк – это территория, место для отдыха и развлечений. Зоопарк – место, где содержатся животные. А если изменить приставку? Аква-парк, конечно, детям уже знаком. А как может выглядеть астро-парк, супер-парк, анти-парк?

2 стр., 880 слов

Лучшие слова благодарности бабушке. Слова благодарности бабушке ...

... жду встречи! Твоя любимая внучка, Настя! Сочинение Письмо бабушке от внука Привет, бабушка! Как у тебя дела? Прилетали ли скворцы в ... понимаю. Знаю только, что там есть конь и слон. Не понимаю, шахматы, это что? Зоопарк? Но надеюсь, что со временем пойму, ... день буду к нему приходить и приносить еду. Бабушка, не болей! Пусть у тебя будет все хорошо. До встречи! Слова благодарности бабушке ...

Разбирайте варианты, рассматривая их с разных сторон: Зам-кота – что может быть заместителем кота? Если рассматривать внешнее сходство – кошка или котенок. Если рассматривать способность кота ловить мышей – мышеловка. Если рассматривать кота, как что-то мягкое и пушистое – мягкая игрушка…

Как вариант – использование подлежащего и сказуемого для начала истории: «Первоуральск» и «окружен морем».

  • Деформирование слова. Приставка Не (отрицание) – непушка, некарандаш, немиска. Анти (против) – антимоль, антипол. Дуо (двойной) – дуосумка и т.д.

  • Творческая ошибка (ошибка в слове рождает новое слово).

    Как пример, в сказке «Золушка» ошибка переводчика превратила туфельку из меха в туфельку из стекла.

  • Старые игры – вырезать заголовки из газет, потом их перетасовать и читать сообщения о немыслимых фактах и нелепейших случаях. Игра в вопросы: Кто это был? Где находился? Что делал? Что сказал? Потом из ответов на вопросы получается история.

  • Рисовать рисунок в несколько рук. Один начинает, другой дорисовывает и так по кругу.

  • Цепочка памяти. Вырезать 50 картинок из журналов, брать произвольно картинки, выкладывать в ряд и сочинять историю.

  • Создание лимерика(английский вариант нелепицы) : выбор героя, его характеристика, что он сделал, реакция окружающих (конечный экстравагантный эпитет или суровые репрессии).

  • Конструирование загадки – отстранение (дать определение чего-либо так, словно мы видим этот предмет впервые в жизни); ассоциация и сравнение; завершающая метафора; перевод таинственного определения в максимально привлекательную форму, например, стих.

  • Лжезагадка – загадка, в которой уже содержится ответ. Например, А и Б сидели на трубе…

  • Перевирание сказки . Желтая Кофточка пошла гулять и встретила леопарда… Или игра — дается несколько слов и нужно уложить их в историю: девочка, цветы, волк, бабушка и вертолет. Белоснежка встретила 7 великанов. А что было потом?

  • Сказка наизнанку . Красная Шапочка злая, а волк добрый.

  • После любой сказки придумать послеконец . Допридумывание истории или сказки, которую рассказал взрослый.

  • Салат из сказок . Перемешать героев разных сказок и составить новую сказку.

    2 стр., 975 слов

    Герои сказки Кот в сапогах Перро

    ... герой этой сказки, т.е. Кот в сапогах, если бы он был не котом, а человеком. Кот в сапогах В общем-то, сказочный Кот в сапогах от человека мало чем отличается: он носит сапоги и прекрасно разговаривает с людьми на ... самым обычным, ничем не примечательным котом. Может быть, в этом бескорыстии его обмана и кроется секрет его потрясающего обаяния? Второстепенные герои , Король, Принцесса и Людоед ...

  • Сказка – калька. Из старой сказки сочиняется новая, но используется старая сюжетная линия. Например, вместо Колобка – Пирожок.

  • Выложим карты на стол. Карты Проппа.

1). Предписание или запрет. 2).Нарушение. 3).

Вредительство или недостача. 4).

Отъезд героя. 5).

Задача. 6).

Встреча с дарителем.

7). Волшебные дары. 8).Появление героя. 9).Сверхестественные свойства антигероя. 10).

Борьба. 11).

Победа . 12).

Возвращение.

13).

Прибытие домой. 14).

Ложный герой. 15).

Трудные испытания. 16).Беда ликвидируется. 17).Узнавание героя. 18).

Антигерой изобличается. 19).

Наказание антигероя. 20).

Свадьба или счастливый конец.

  • Сказки в заданном ключе. Сказка та же, но с другим местом или временем. Например, сказка про гномов, которые были в том же месте, где был ребенок (Гномы в зоопарке).

  • Анализ образа. Например, Дед Мороз: борода, посох, мешок. И про каждый из этих предметов можно придумать историю.

  • Истории про человечков из разных материалов : стеклянного, тряпичного, железного и др.

  • Отличительная вещь персонажа. Например, ковбой Билл не расставался с роялем.

  • Рассказы за столом. Про ложки, вилки, кружки и прочее.

  • Путешествия по собственному дому. Истории про мебель.

  • Игрушка, как персонаж. Истории с участием игрушек.

  • Ребенок, как главное действующее лицо. Выдуманные истории с его участием или с участием персонажа с таким же именем.

  • История – табу. Истории про то, что делать нельзя.

  • Смешные истории. Строятся на ошибках, персонажам даются смешные имена.

  • Истории математики. Придумываются истории, в которых персонажи различные геометрические фигуры, цифры, измерительные приборы.

Методы фантазирования и разнообразные способы сочинения сказок, предложенные Джанни Родари, можно применять, как в фронтальной работе, на занятиях по развитию речи, так и в подгрупповой работе, работе в парах, или индивидуально.

Памятка

5 стр., 2215 слов

Историй как метод групповой психологической работы

... пути. Опыт «Мастерской историй» применим в любой обучающей или терапевтической группе. Рассказывание историй делает работу группы более глубокой, значительной, ... привлекают современных детей (например, «Супер Марио», «Стар Трек», «Расхитительница гробниц»), берут начало в сказках и мифах. Во ... меняет отношения между родителями. Ребенку нужно много внимания, как в связи с этим мужчина справится с ...

Развитие речевого творчества

Использование методов сочинения фантастических историй, предложенных Джанни Родари, Первоуральск, 2019 г.