Сочинение портреты героев толстого

Сочинение

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» более пятисот действующих лиц. И все они совершенно разные, непохожие друг на друга, но чрезвычайно яркие и реальные. Мастерство Толстого заключается в умении создать грандиозную галерею разнообразных человеческих типов. Одной из форм типизации и индивидуализации для писателя была портретная характеристика.

Мельчайшая портретная деталь является средством раскрытия содержания произведения. Поэтому особенность портретной характеристики в произведении Толстого следует связывать со всем строем его художественного мышления. На первый взгляд, самая мелкая и незаметная деталь играет огромное значение, помогает нам составить мнение о человеке.

Разнообразные душевные движения героя, отраженные в его внешнем облике, делают его мысли, чувства, ощущения видимыми и конкретными. Конечно, следует учитывать, что портретное описание не было для Толстого самоцелью.

Портрет создает у читателей яркое зрительное представление о внешности героев. Но его особенность заключается в том, чтобы показать еще и внутренний мир героев. Однако все индивидуальные черты и детали внешности, как, например, черные глаза Наташи, восточный тип лица графини Ростовой или коричневатый фрак и высокое жабо Пьера, не могут быть прямо соотнесены с внутренним, душевным обликом героев. Толстой использует разнообразные оттенки для описания, например, улыбки. Улыбку Элен Толстой называет улыбкой «вполне красивой женщины», «молодой, неизменной, самодовольной», а улыбку Наташи Ростовой — «детской, торжественной», «улыбкой радости и успокоения».

Обратим внимание на такую деталь, как глаза. Глаза Долохова были «ясные, голубые, прекрасные и наглые», а у Пьера — «дружелюбные».

Чтобы донести до читателя как можно точнее и четче свое представление о герое, Толстой использует прием сравнения и сопоставления.

Так, например, красавец Анатоль Курагин сравнивается со зверем. Анатоль, по описанию автора, напоминает гладкого хищника, подчиняющегося «звериному чувству».

О Лизе Болконской сказано так: «Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства».

Большое значение в создании портретной характеристики имеет подбор оценочной лексики. При описании Адольфа Берга автор пишет так: он «свежий, розовый», всегда «безупречно вымыт», «безупречно застегнут», «причесан». Как ни странно, именно такой подбор лексики для подчеркивания безупречного вызывает отрицательное отношение к персонажу. С этой же целью дано описание князя Василя с его «надушенной, сияющей лысиной».

19 стр., 9238 слов

Языковые особенности романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

... Л. Толстого «Война и мир». Задачи курсовой работы: 1. определить сущность и основные характеристики языка Л. Толстого в романе «Война и мир»; 2. выявить взаимодействие изобразительно-выразительных средств в романе Л. Толстого «Война и мир»; 3. рассмотреть световые прилагательные в романе-эпопее «Война и мир». Объект исследования: роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир». ...

У Толстого всех героев можно разделить на любимых и нелюбимых. При этом отношение автора можно понять через портретную характеристику.

Княжна Мэри некрасива, у нее тяжелая походка, неуклюжая фигура. Но все это забывается, когда читаешь о ее «прекрасных глазах», которые «со спокойствием и лучистостью смотрели и нежной любовью». Мы видим, что несмотря на внешнюю некрасивость, эта героиня душевно прекрасна. Или «маленький, грязный, худой» Тушин, но он «вопросительно глядел большими и бодрыми глазами», а лицо его озарялось «тихой улыбкой».

Л.Н. Толстой часто использует прием показа портретной характеристики в развитии. Внешность героя складывается постепенно, по этапам его жизненного пути, и если проследить ее на протяжении всего романа, то перед нами выстроится такая биография человека, в которой средствами портрета создан процесс глубоких психологических изменений. Особенно ярко мы можем увидеть это на примере Наташи Ростовой.

Мы встречаем ее тринадцатилетней девочкой. Она «черноглазая с большим ртом», «некрасивая, но живая», «тоненькая», «грациозная». В пятнадцать лет в Наташе еще много детского: встречая своего брата, «держась за полу его венгерки», «она прыгает, как коза, на одной ноге и пронзительно визжит». В восемнадцать лет она уже невеста Андрея Болконского. Анатоль сразу оценил «достоинство ее рук, плеч и волос».

В ночь свидания с умирающим князем Андреем «худое и бледное лицо ее было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны». В двадцать лет Пьер сразу не узнал Наташу, это уже не девочка, а «дама в черном платье», она «действительно постарела», но сохранился ее «внимательный, ласково-любопытный взгляд», который помог Пьеру увидеть в ней прежнее «милое, доброе, славное существо».

В двадцать два года героиня стала «сильной матерью», в которой «часто было видно одно лицо ее и тело, а души вовсе не видно». Но иногда, в редкие минуты, когда она загоралась прежним пламенем, «она бывала еще более привлекательной, чем прежде».

Итак, от тринадцати до двадцати двух — девять лет из жизни героини, и как тонко, внимательно и бережно показано изменение ее внешности!

Весь роман Толстого построен на антитезе. И даже портреты почти всех персонажей противопоставлены друг другу. Например, Кутузов и Наполеон. Оба они не отличаются особой внешней привлекательностью, но автор все же противопоставляет «огромной толщины телу, с сутуловатой спиной», «тяжелой, большой, изуродованной голове» Кутузова «круглый живот», жирные ляжки коротких ног Наполеона. Таких параллелей в романе множество. Это Элен и Наташа, Пьер и Анатоль, князь Андрей и Долохов, Борис Друбецкой и Николай Ростов.

29 стр., 14339 слов

Сочинение что больше всего ценит в человеке толстой

... Друбецкой. В этом обществе нет ничего правдивого, ес- тественного, простого /того, что так ценит в человеке Толстой/. Их ... лицо". Андрей Болконский получил хорошее образование и воспи- тание. Его отец - сподвижник Суворова, символ эпохи XVIII века. Именно отец научил князя Болконского ценить в людях ... любовь ко всем людям. И как только любовь ко всем людям проникает в него, князь Андрей чувствует ...

Детали портрета даются писателем в строгом соответствии с сюжетной необходимостью. Толстого по праву можно назвать мастером портрета.