Сочинение портрет левши из рассказа лескова

Ниже приводится школьное сочинение «Описание левши», которое размещено в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на идеальность и безошибочность, не предназначено для дословного копирования.

План

1. Происхождение, образование, воспитание.

2. Внешний вид, портрет.

3. Поступки.

4. Речь.

5. Само-характеристика.

6. Высказывания о нём других персонажей.

Безымянный тульский мастер-самоучка, называют которого только по его отличительной особенности левшой – это главный персонаж сказа, написанного Николаем Семёновичем Лесковым в 1881 году. Автор достаточно скупо описывает своего персонажа, подчеркивает, что это простой мужик, «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». Такие «последствия» учёбы позволяют читателю представить, что достичь вершин мастерства левше удалось не сразу, а учителя не стеснялись применять физические наказания.

Лесков подчеркивает, что человек малообразован, но талантлив, беден и унижен, но любит своё Отечество. Его талант используют, а судьбой бесцеремонно распоряжаются другие по собственной прихоти. Очень показательно, что в Петербург его везли в ногах у генерала Платова как собаку («вроде пубеля»).

На встрече с императором во дворце внешний вид мастера описан так: «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится».

Описанные автором поступки характеризуют мастера-левшу как простого, честного человека, которому нечего скрывать и терять, кроме своей родины и родителей. Поэтому он просто, без лести разговаривает с императором, отказывается остаться в Англии. Единственное, о чём он просит перед смертью – сообщить государю, чтобы солдаты не чистили ружья кирпичом. Так он пытался помочь избежать ненужных потерь во время войны.

Речь левши простая, но вежливая. Судя по ней, образование ему во многом заменяют убеждения. К примеру, он обосновывает нежелание оставаться в Англии и принимать чужую веру так: «наши книги против ваших толще, и вера у нас полнее». То есть речь его не всегда логична, но он твёрдо убеждён в том, что говорит, в свое правоте.

Левша признаёт нехватку образования в России, в то же время подчеркивая любовь к своей стране: «… спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные». Основной причиной отказа остаться в Англии он называет то, что дома остались родители, что он привык ходить в церковь, а в Англии ему будет одиноко и скучно, ведь там даже «кроме одного воскресенья, никаких экстренных праздников нет».

Левша – один из тульских мастеров, в талант и преданность которых верил сам император, что подчеркивается в тексте: «… я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут». Император отсылает мастера показать англичанам свою работу, чтобы они подивились мастерству русского человека. Англичане оценили талант, уговаривая левшу остаться, они хвалят его: «… из вас удивительный мастер выйдет». Наверное, главную характеристику левши автор вкладывает в уста английского моряка – полшкипера, с которым он познакомился на корабле, возвращаясь в Россию. Англичанин находит обворованного умирающего мастера в Петербурге и, узнав о том, как с ним поступили, говорит: «Разве так можно! У него… хоть и шуба Овечкина, так душа человечкина».

Мне кажется, в образе мастера-левши Лесков выразил свою боль за судьбы талантливых русских людей, не имеющих возможности развивать свои способности, испытывающих унижения от властей и равнодушие со стороны собственных сограждан, но до последнего вздоха любящих свою страну.