Этот процесс начинается с момента появления замысла танца. Сам замысел, возникающий в творческом воображении балетмейстера, вначале представляется ему в очень неопределенных пластических проявлениях в виде отдельных моментов, движений, поз, жестов.
В начале работы говорилось, что, изучая литературу по теме танца, постановщик постоянно накапливает пластический материал. Он тщательно записывает, зарисовывает, если нужно, фотографирует возможные варианты различных композиционных рисунков, обстановки, в которой исполняется танец, фиксирует манеру исполнения, танцевальные движения, жесты, позы, ракурсы, наиболее характерны для данного танца, в общем, старается собрать все, что относится к его содержанию и форме исполнения. Так, от одного этапа к другому у постановщика складывается образное представление о задуманном танце, об обстановке, в которой он должен исполнятся.
Во время написания композиционного плана балетмейстер уже ясно видит драматургию содержания постановки и пока в общих чертах то, как она может быть выражена. Работая с концертмейстером над музыкой танца, он уже невольно сочиняет хореографическую основу будущей постановки, опять-таки фиксируя все элементы возможного хореографического решения темы и идеи.
Но вот наступает момент, когда работа над музыкой закончена и можно приступить собственно к сочинению танца.
Прежде всего, еще раз внимательно анализируя весь «наработанный» пластический материал, проводят очень тщательный отбор наиболее выразительного, интересного, впечатляющего. На основе жанра танца определяют его общий стиль и национальный колорит в рисунке, движениях, передаче характеров, настроений и чувств персонажей.
Для руководителя важно выявить форму танца, его композиционную основу. Это может быть хоровод, перепляс, кадриль, лансье, хороводная пляска. Каждая форма танца имеет множество разновидностей, с характерными особенностями композиции, созданными народом для образного выражения содержания. Во многих танцах встречается сочетание традиционных выразительных средств с элементами импровизации.
К характерным выразительным средствам можно отнести композиционные рисунки или отдельные небольшие танцевальные фигуры, повторяющие в танце несколько раз. Они являются как бы его своеобразным пластическим лейтмативом. Это различные кружения в парах, обводки, обходы, исполняемые в начале или в конце каждой фигуры.
Урок развития речи на основе краеведческого материала. -миниатюра ...
... Я думаю , мы можем сказать тоже самое об астрах этой художницы. 5. Написание сочинения – миниатюры. На основе собранных материалов создаём миниатюру об этих удивительных цветах. У каждого ... будут свои астры. Возможно, кто-то напишет несколько стихотворных Название ...
Свойственные только данной постановке движения, жесты, позы и их сочетания, манеры исполнения, наиболее ярко, своеобразно подчеркивающие характер и особенности действия танца, взаимоотношения участников, образ танца в целом, также относятся к его характерным особенностям, придают ему неповторимость и оригинальность.
Для руководителя очень важно определить, когда и как он будет прибегать у этим выразительным средствам. Это поможет сочинить танец так, чтобы зритель воспринимал его со все возрастающим интересом, как говорится, на одном дыхании.
Сочиняя танец, постановщик исходит из музыки, созданной на основе композиционного плана. Он стремится к созданию музыкально-танцевального образа, в котором бы сливались воедино зрительный и звуковой образы. Достигая это, когда эмоциональность, характер ритмическая основа пластики танца органически сочетаются с теми же качествами музыки. Так с учетом музыкальной драматургии сочиняется хореографическая. При этом важно строго следить, чтобы соблюдалось правильное соотношение экспозиции, завязки, развития действия, кульминация и развязки.
Постановщик сочиняет хореографическую композицию танца, с учетом эмоциональности, характера и образности музыки, применяя нужные ему традиционные ассоциативные и действенные выразительные средства. Они передают мысли и переживания, действия и поступки, стремления и эмоции персонажей.
Главная цель на этом этапе создания танца — в наиболее яркой художественной форме передать его тему и идею, чтобы он был правильно понят зрителем.
На восприятие человека, который смотрит исполнение танца, воздействует целый ряд факторов. Прежде всего это музыка с ее драматургией, характером, образностью и эмоциональностью. Затем само действие танца — содержание, в котором воссоздается обобщенный образ человека, народа, его характер, внутренняя жизнь. Вместе с тем большое впечатление на зрителя производят совершенство композиции танца, ее красота и выразительность. Исполнительское мастерство танцоров, отточенность и совершенство исполнения также влияют на художественное восприятие зрителей. Немаловажную роль в понимании и художественной оценки играет его оформление.
Все эти компоненты находятся достаточно сложных взаимосвязях между собой, где может превалировать то один, то другой из них, они могут взаимокомпенсироваться в целом и заменять друг друга, но
хореографическая композиция будет совершенна, если ее компоненты находятся в гармоничном единстве, раскрывая содержание танца, его тему и идею.
Надо обратить свое внимание на роль каждого из компонентов в процессе творчества хореографа — автора танца.
Рисунок танца. Поражает своей связью с родной природой. Все ее своеобразные черты: характер пространства (горы, низменности, просторы, замкнутая территория и т.п.), течение и разливы рек, причудливые узоры цветов, красота лиственного леса на холмах и бесконечные степные дали — все это находит отражение в рисунках народных танцев.
Поэтому у разных народов есть более или менее характерные построения в танце: линейные, круговые, квадратные, замкнутые, зигзагообразные и т.п. для одних типично значительное использование большого пространства, а у других танец протекает почти на одном месте или с малым передвижением. Все это для хореографа, безусловно, исходный материал, рожденный традицией народа и обязательной характеристикой каждого конкретного танца.
Канонизация танцевальных форм в процессе становления и развития ...
... художественном ее воспитании, упущении в культурной работе на селе в целом и почти ... содержание в танце, превращая его в цепь изощренных телодвижений, либо обращается к эротическим или мистическим темам. ... конечно, во многом отличается по характеру от профессионального, но не уступает ... постановщиками для углубления знаний о русском народном танце, повышения образованности и правильном построении танцев ...
Сочиняя танец, руководитель включает в его композицию свои «наработанные» в подготовительный период художественные находки, характерные выразительные средства, которые будут свойственны только этому танцу. Он стремиться создать хореографическими средствами образы действующих лиц и танца в целом, тщательно проверяет выполнение художественной задачи каждой части в развитии общего действия, правдивость поведения танцующих, соответствие применяемых выразительных средств.
Каждую сочиненную часть следует тут же записывать в виде рабочей схемы постановки танца. Это очень важная деталь в работе руководителя танцевального коллектива.
Последовательно сочиняя танец, руководитель записывает всю его композицию. При изменении композиции он обязательно вносит соответствующие поправки в запись танца.
Когда сочинение танца в основном закончено, постановщик обязательно проверяет его хореографическую драматургию. Напевая мелодию или включив магнитофон, он мысленно исполняет весь танец по записи. Прежде всего руководитель обращает внимание на то, как удалось выразить драматургию содержания, его тему и идею, сливаются ли воедино танцевальный и музыкальный образ танца, достигнута ли гармония выразительных средств, не увлекся ли он излишне демонстрацией исполнительской технике и красотой движений.
Проверяется композиционное построение экспозиции и завязки: достаточно ли они динамичны, нет ли растянутости в развитии их действия. Особенно важно, чтобы экспозиция и завязка вызвали интерес зрителя. Чем активнее они вводят в сценическое действие, тем сильнее будет воздействие танца.
Конечно, было бы ошибкой поставить в самом начале наиболее впечатляющие композиционные рисунки и движения. В этом случае все последующее в танце окажется слабее и не вызовет интереса. Значит, экспозиция и завязка не должны быть сильнее кульминации.
Следующая часть танца — нарастание и развитие действия — таит в себе целый ряд трудностей. Надо проследить, чтобы каждая новая ее степень была ярче, выразительнее и динамичнее предыдущей. Именно в этой части композиции показано формирование художественного образа танца.
Ярким, впечатляющим становится и простой рисунок, если перед ним шел сложный. Главное, чтобы он был образным, помогал выразить содержание танца. Контрастность — одно из активных средств выразительности, широко применяется в хореографии.
При сочинении танца широко используется принцип лейтмотива — повтора композиционного рисунка.
В эту часть нередко включаются специфические движения, жесты, позы, игровые моменты, которые также проходят через всю пляску. Они чаще всего завершают рисунок, танцевальную комбинацию, фигуру танца придают ему своеобразие, оригинальности.
В сценических народных танцах кружевные по сложности рисунки не насыщают танцевальными комбинациями и сложными движениями. Это связано с тем, что зрителю трудно полностью воспринять одновременно содержание взаимоотношений танцующих.
Хореографическое наследие Адыгеи (на примере деятельности государственного ...
... руководитель. «Поведение с актёрами - целая наука. ансамбль репертуар хореографический академический Глава 2. Историческая справка о государственном академическом ансамбле народного танца Адыгеи «Нальмэс» Танец ... народного танца Адыгеи «Нальмэс». Родился ансамбль в 1936 году, когда решением Адыгейского ... в танцах. Композиция танцев, костюмы, атрибутика ... танцу, где ритмически организованное действие ...
Постановщик старается сделать композиционное решение кульминации неожиданным и, главное, недлинным, иначе она воспринимается лишь как очередная ступень развития действия.
Остановимся на распространенных рисунках хореографической композиций.
Круг. Круг, пожалуй, наиболее повторяемый в самых различных танцах мотив.
Это объяснимо: круг — это солнце, это и расположение вокруг общего костра, очага; круг — это оптимальная фигура для общения, когда каждый видит каждого. Но этот однородный мотив имеет ряд разновидностей: замкнутый круг, раскрытый, круг в круге. Круг, образуемый парами, смешанный круг, мужской и женский, повернутый к центру и из него, сплетенный (как корзиночка), растянутый.
Круг — самая распространенная фигура для различных хороводов и песен-плясок.
Линейное построение. При использовании линейной композиции особенно четко возникает требование к законам перспективы. С ним хореограф должен быть знаком, чтобы избежать ошибок в построении сценической композиции. К примеру, располагая в линии танцовщиц, можно достичь разного эффекта воздействия: можно сохранить равновеличинный рост, если в глубину линии поставить более высоких исполнительниц; можно же, уменьшая рост, при усилении этого перспективной создать впечатление уходящей вдаль линии. Подобно восприятия можно достичь, сужая две линии к центру.
Безусловно, линейные мотивы, как и круговые, имеют возможность развития и за счет темпа, и перестроения, и места нахождения линии в пространстве сцены.
В любом танцевальном произведении встречаются сочетания круговых или линейных мотивов, а также порожденные их сочетанием смешанные формы.
Рассматривая вопрос создания танца надо специально остановиться на работе руководителя над оформлением танца во всех его видах. К оформлению танца относятся костюмы, аксессуары и реквизит; грим прически исполнителей; характер звучание музыки; техника сцены (декорации, художественное освещение, шумовое оформление).
Все эти виды оформления должны выполнять единую задачу — помогать танцорам наиболее полно раскрыть содержание хореографического произведения.
К работе над оформлением танца руководитель обязательно привлекает актив, художников и всех исполнителей: ведь то, что своими руками, всегда дорого и больше цениться.