Человек и природа в лирике Тютчева (4)

Тема природы — одна из главных и любимых тем в творчестве русского поэта XIX века Федора Тютчева. Этот человек был тонким лириком, умевшим подсмотреть за кулисами природы самое сокровенное действо и опи­сать его живо и с чувством.

Когда Тютчев затрагивает тему природы, он делится с нами своим убеждением, что природа одушевленная, она живет так же, как живет человек:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь.

В ней есть язык.

Человек должен понимать голос природы, но это про­исходит далеко не всегда:

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

(«Не то, что мните вы, природа…»)

Тютчев рисует пейзажи природы, часто обращаясь к образу весны. Это божественная сила, изображенная по­этом в образе девушки, которая гордо ступает по земле, сыплет цветами и дышит свежестью:

Бессмертьем взор ее сияет,

И ни морщины на челе.

Своим законам лишь послушна,

В условный час слетает к вам,

Светла, блаженно-равнодушна,

Как подобает божествам.

(«Весна»)

Весеннее время поэт связывает с голубым небом, теп­лым дождем, с грозой и громом, как в известном стихот­ворении «Люблю грозу в начале мая…». Настроение ве­сенней поры особенное и потому, что своим влиянием на человека она разгоняет тяжелое настроение, оставшееся, быть может, после зимы. В особой форме — поэтической миниатюре — Тютчев сформулировал афоризм: «Не все душе болезненное снится: пришла весна — и небо прояс­нится». Здесь говорится, конечно, о весне не только как о времени года. Здесь весна имеет еще и философский смысл — это обновление для человеческой души.

Весна не одинокая путница, ее сопровождает веселый хоровод из дней, что создает легкий образ молодых деву­шек на прогулке:

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!

(«Весенние воды»)

Не только весну изображает Тютчев в своих стихот­ворениях. Образ осени часто встречается и несет в себе противоположное весне настроение. Это грусть, кото­рую навевают «зловещий блеск и пестрота дерев», туман и пустеющая земля:

2 стр., 740 слов

» А за окном была весна…» на конкурс о людях войны

... долго сидели с ней в тишине… А за окном была весна… ... хлеба и кусок сала. Да, мир не без добрых людей! Ты знаешь, мой золотой, надо всегда верить, идти ... от крови ». Киев он видел в 1926-28 годах на действительной службе, всегда восхищался его красотой, а здесь заплакал ... весь израненный, уставший, обессилевший, не задумываясь, сразу же бросился на помощь. Пожар затушили. А вечером…всё село радовалось ...

Ущерб, изнеможенье — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

(«Осенний вечер»)

И Тютчев признает, что в осени присутствует

какая-то общая «таинственная прелесть», а осенние вечера обостряют в человеке предчувствие — особый дар, столь значимый для поэта.

Пейзаж родных земель рождает в писателе чувство срод­ни благоговению перед скромной, а чаще скудной на вид землей бедных селений. Все в этих пейзажах заставляет подолгу вдумываться, всматриваться в каждую черточку, человеческий глаз должен не просто «сканировать» мес­тность. Наблюдателю природы следует искать в местных видах следы присутствия высших сил — благословления Божьего, которое Небесный Царь распространил по зем­ле, проходя по ней. В этом отрывке Тютчев не мог не затронуть важную для него проблему — неспособность человека замечать таинства природы:

Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной.

( «Эти бедные селенья…» )

Человек незримо связан с местом, где он живет. «Ино­племенный взор» с презрением смотрит на бедные села, но видит только поверхность вещей. «Родной» же чело­век не станет смотреть высокомерно, а попытается про­никнуть в суть вещей, к чему и призывает поэт.

Поэт Федор Тютчев уделял огромное внимание пробле­ме взаимодействия человека и природы. В его лирике мы находим и восхищение, и нежные чувства, с которыми он сам относился к миру природы. Находим также бла­гоговение и трепет перед природными стихиями. Тютчев любил все времена года и часто использовал их описа­ния в своих стихотворениях, тонко чувствуя прекрасное и величественное состояние природы в каждом из них, особенно весеннюю радость и свежесть.

Лирика Тютчева на многие поколения вошла в со­кровищницу произведений, которые учат любить род­ной край и замечать красоту окружающего мира, искать с ним гармонии и пытаться раскрыть его тайны.