Почему И. С. Тургенев назвал Базарова лицом трагическим

Сочинение на тему «Базаров» — лицо трагическое

Когда пишут сочинение на тему: Базаров – лицо трагическое в романе «Отцы и дети», отмечают, что главный герой тратит свою жизнь впустую. Он отрицает все принципы и нормы сложившиеся в обществе. Базаров увлечен только наукой, которую считает всему основой. Личность главного героя вызвала критику и много споров в 19 веке. Определение его как трагического дал Писарев Д. И.

Первое, что привлекает внимание, герой и общество противопоставляются друг другу. Базаров является нигилистом, который врывается в окружающий мир с необычными для людей взглядами, которые разрушают существующее мироустройство. Убеждения Евгения не совпадают не только с Кирсановыми, но и с Ситниковым и Кукшиной, заявляющих, что они тоже нигилисты.

Однако, они даже рядом не стоят с Базаровым по нравственности, уму и душевной глубине. Барич Аркадий, также не стал единомышленников главного героя, будучи копией отца. В итоге Базаров оказывается один на один со своими взглядами. Участие героя в социальных разногласиях могут стать причиной «трагичности», но сам Евгений не чувствует себя ущербным или несчастным.

Он уверен, что есть еще много людей, разделяющих его убеждения. При этом доволен, что не нашлось человека, который бы не уступил ему. Базаров слишком самоуверен и не нуждается в поддержке и даже понимании.

Трагедия главного героя заключается в другом. Базаров – незаурядная и сильная личность. Его философские изречения построены не на книгах, а на собственной теории, давшей жизненную цель. Он имеет полное право на свою концепцию. Отрицает любовь, принципы, ценность искусства, человеческую душу, моральные принятые обществом нормы, природные красоты.

Однако, встретив Одинцову, Евгений неожиданно стал романтиком. Он стал замечать или чувствовать то, что отрицал ранее и даже признался, что способен любить. Базаров видит, что его нигилизм не может объяснить жизненные реалии. Возникла проблема переоценки ценностей, он должен отвергнуть то, во что верил, признать нематериальное и отказаться от собственной «божественности».

Трагизм Базарова Евгения заключается в постепенном и мучительном осознании разрушения того, что строил годами, в глубоком разочаровании. Не менее трагично и другое – он готов был к совершению его-то необыкновенного, но, как оказалось, места для подвига в окружающем мире просто нет. Когда Базаров это понял, он начал заниматься медициной.

Однако в роли врача ни Евгений, ни окружающие его не видели. Смирившись, Базаров уже никак не может себя проявить. Именно поэтому Тургенев устраняет созданного персонажа, так как его энергия осталась не востребована, он просто слишком рано появился на свет.

1 стр., 456 слов

Был ли Базаров героем своего времени?

... Базаров. Человек нового времени, новых взглядов. Еще в начале произведения читатель может заметить явные отличительные признаки Базарова от других героев ... своей далеко не прост. Евгений Базаров по убеждениям нигилист. Он ... Поэтому на вопрос «был ли Базаров героем своего времени?» существует однозначный ответ – ... Базаров желает стать врачом: «…Он в будущем году хочет держать на доктора…» Взгляды Базарова ...

Сочинение на тему: Базаров, лицо трагическое, по роману Тургенева «Отцы и дети» заканчивается бессмысленной смертью главного героя. Это стало очередной трагедией Евгения. До заражения крови он уже начал ощущать свою неприкаянность, прислушиваться к окружающим и жалел, что не смог создать семью. Это проявилось, когда он в последний раз разговаривал с Аркадием.

Сочинение на тему «Базаров» — лицо трагическое

3 (60%) 3 votes

Сохрани к себе на стену!

Почему И. С. Тургенев назвал Базарова «лицом трагическим»?

Если базаровщина болезнь, то она — болезнь нашего времени и ее надо выстрадать. Д. И. Писарев «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит в преддверии будущего…» Иван Сергеевич досадливо поморщился и отложил перо. Смеркалось. За окном спешили со службы какие-то люди в длинных шинелях. На дворе стоял тысяча восемьсот шестьдесят второй год. Центральная фигура повествования — это Евгений Базаров,

уже не просто человек, а тип человека своего времени, очерченный резко и ясно. Роман «Отцы и дети» — это больше, чем роман, это время, отразившееся в авторе, как в зеркале, стык двух эпох, столкновение мира «отцов» и «детей». Ответ на вопрос: «Почему Базаров — лицо трагическое?» — заключен в двух последних строках приведенной выше цитаты: «…и все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит в преддверии будущего…» Постараемся понять глубинный смысл, вкладываемый Тургеневым в эти слова, проследим судьбу героя глазами автора. Тургенев — один из лучших представителей отцов; может быть, сам того не осознавая, он больше сочувствует старикам, чем Базарову. Автор не щадит героя, наделяя его резкостью, неотесанностью, но, тем не менее, он остается честным, и мы видим Базарова, написанного, может быть даже вернее, чем это сделал бы более молодой писатель, принадлежащий поколению базаровых. Кроме того, общественное положение Базарова и его родителей выбрано не случайно. Базаров идет своей дорогой не только потому, что он «более чуток к требованиям общественной жизни», — он испытал эту жизнь на себе. Базаров — сын бедного уездного лекаря, который смог дать ему только существование.

Всего, чего он достиг, он достиг трудом и терпением. Кому, как не такому человеку, иметь право называться революционером? «…В его прошедшем было много труда и непобедимого терпения, а в его взгляде на будущее широко и обаятельно развертывалось светлое могущество его мысли». Базаров проходит суровую жизненную школу и становится чистым эмпириком. Он отрицает все эмоциональные стороны восприятия, оставляя только «ощущения». Называя «дрянью» все то, чего он и не знает (поэзию, искусство), Базаров верит только в могущество науки, доступное немногим. Даже книгу Бюхнера он рекомендует как популярную, то есть оставляя возможность для какого-то более глубинного (не «популярного») понимания. Тургенев — не Базаров, поэтому мы не знаем «что» и «как» мыслит герой, мы видим только его поступки. Вы скажете: «И что же здесь трагично? Описан тип человека, который не мог не появиться на стыке двух эпох. И все». Но все ли? Не трагична ли фигура человека, отказывающегося от искусства, поэзии, вечности? Отрицающего жизнь и любовь в глубинном понимании этих слов, но, тем не менее, стремящегося к ним всю свою жизнь. Базарову кажется, что он прочно стоит на своей позиции, ему не страшны никакие Кирсановы.

2 стр., 618 слов

Сочинение раскольников и базаров можно ли строить жизнь по теории

... что противоречат законам жизни. Раскольников – так же, как и Базаров, разночинец и студент (правда, не окончивший курса). Он, как и герой Тургенева, мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали « ... существует для Базарова. Он считает, что все это – выдумки бездельников аристократов. По мнению героя, существует лишь физиология и необходимость, это и руководит поведением людей. Базаров убежден ...

Но тут на сцену выступает жизнь (или автор), создавая женщину, которую он полюбил. Любовь и смерть дорисовывают портрет Базарова, делая явным все то трагическое и противоречивое, что до этого скрывалось в тайниках души и не признавалось самим героем. Поистине несчастен человек любящий, но не признающий любовь. Правда, и жизнь еще не создала женщины, способной полюбить Базарова, равно как и мира, способного полностью его принять и понять. Базаров одинок, более того, он осознает свое одиночество. В конце романа герой умирает. Отношение читателей к такому финалу было достаточно противоречивым. Герцен писал, что завершение жизни Базарова тифом — это худшая из услуг, которые мог оказать ему автор. По его мнению, наука могла бы спасти’Базарова, дать ему то, что он искал. Но, с другой стороны, «Отцы и дети» — это больше, чем просто роман, это отражение эпохи, и Базаров — не просто герой, а «человек времени». Верно дописать его портрет может только время. Надо подождать, когда уже сам Базаров станет «отцом», когда придет новое поколение «детей». Умирая, Базаров говорит: «Я нужен России… Нет, видно не нужен…» С одной стороны, это досада на самого себя, на то, что вздумал искать истину, изменить мир и… умер, а с другой стороны, этот мучивший его вопрос — одна из главных проблем существования Базарова. Кто нужен России: он или мясник, сапожник, ремесленник? Нужен ли его нигилизм? Тургенев не дает ответа на этот вопрос. Вместо этого мы видим небольшое сельское кладбище в одном из уголков России, видим, что Тургенев, как мастер слова, не только нашел наиболее сильное и достойное завершение романа (это для читателей), но и простым человеческим жестом (а это уже для себя) дал мятежной душе Базарова возможность примирения, покоя, тепла, вечности, которыми он был обделен. Трагичность Базарова в самом его существовании, в том, что он не находит «своей» истины в жизни.

На тему: «Почему Тургенев назвал Базарова трагическим лицом?»

Базаров — «лицо трагическое»

«Отцы и дети» И. С; Тургенева — это произведение, отразившее все стороны русской жизни 50-х годов XIX века, характерные черты предшествующих десятилетий. Предыстория любого из героев романа, его портрет добавляет в описание эпохи необходимые детали. Однако, не все персонажи производят одинаковое по силе впечатление на читателя. Главный герой романа — Базаров. Именно эта личность вызвала больше всего споров в обществе и литературной критике XIX века. «Базаров» называется и статья Д. И. Писарева, лучше всех в свое время сумевшего понять сложный характер, созданный Тургеневым. Определение, данное критиком герою («лицо трагическое»), до сих пор остается одним из самых употребляемых в статьях о Базарове. Но содержание трагедии понимается по-разному. Первое, на что мы обращаем внимание, читая роман, — это противопоставление героя и окружающего общества. Базаров — нигилист, то есть человек, врывающийся в мир обыденности с совершенно непривычными для собеседников, например для братьев Кирсановых, взглядами, с желанием разрушить основы существующего мироустройства. Позиции разночинца и дворян-помещиков непримиримы. Их различие — источник постоянных споров Базарова и Павла Петровича, причина безуспешных попыток Николая Петровича понять молодежь. Но Евгений далек не только от Кирсановых. Не меньшая пропасть отделяет его

от Кукшиной и Ситникова, тех, которые кричат о своей приверженности нигилизму. Это люди, неминуемо опошляющие любые идеи, проповедующие их ради моды. Они не чета Базарову ни по уму, ни по душевной глубине, ни по нравственной силе. Не стал единомышленником Евгения и «мякенький, либеральный барич» Аркадий. Он и в начале романа, говоря о нигилизме, чаще дает оценку Базарову, реже рассказывает о своих убеждениях. Судьба молодого Кирсанова — лучшее доказательство того, что Аркадий — всего лишь копия отца. Он «свил гнездо», отказавшись от «горькой, терпкой, бобыльной жизни». Базаров оказывается совершенно одиноким. На первый взгляд его участие в социальном конфликте эпохи может послужить достаточной причиной, чтобы говорить о нем как о «лице трагическом»! Но сам герой не ощущает себя несчастным. «Нас не так мало, как вы полагаете», — бросает он Павлу Петровичу в споре. На самом деле Базаров доволен тем, что не встретил «человека, который не спасовал бы» перед ним. Евгений самоуверен. Он понимает всю сложность решения задачи («место расчистить»), но и свои силы считает достаточными для того, чтобы «обломать дел много». Понимание и поддержка ему не нужны. Трагедия Базарова в другом. Он действительно сильная, незаурядная личность.

Его философские взгляды не заимствованы из популярной книги. Отказавшись от опыта столетий, Евгений сам построил свою теорию, объяснившую мир, давшую ему цель в жизни. Он выстрадал право на безграничную веру в универсальность своей концепции. В числе прочего Базаров отрицал существование «загадочного взгляда», любви, «принсипов», или моральных норм, человеческой души, красоты природы, ценности искусства. Но жизнь не умещалась в предложенные ей рамки, и глубина личности Базарова заключается в том, что он не смог не замечать этого. Встретив Одинцову, Базаров увидел в самом себе романтика, заметил в выражении лица Анны Сергеевны «что-то особенное», впустил в комнату «темную, мягкую ночь», наконец, признался, что любит, и не последовал своему лозунгу: «Нравится тебе женщина… — старайся добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась». Евгений видел, что нигилизм не мог объяснить реальную жизнь. Перед героем встала проблема переоценки ценностей, проблема сложная всегда, а особенно тогда, когда человек так верил в то, что теперь должен отвергнуть, когда надо отказаться от сознания себя «богом», признать всю нематериальную сторону жизни. Трагизм личности Базарова заключается в том, что, будучи нигилистом и в то же время неординарным человеком, он неминуемо должен был прийти к мучительному сознанию необходимости сломать многое из того, что строилось годы.

Мыслящий сторонник любой узкой теории рано или поздно приходит к разочарованию в ней. Такова судьба Евгения. Это только одна из проблем героя. Не менее ощутима для него и другая. Базаров готов свершить нечто необыкновенное, но оказывается, что в окружающей его жизни нет места подвигу. Поняв это, Евгений обращается к занятиям медициной в имении отца. Но сам он не собирался быть земским врачом; не видели его в этой роли ни Аркадий, ни Одинцова, ни отец. Базаров томится без дела, которое захватило бы его полностью, потребовало от него использования всех талантов и знаний. Смирившись с обыденностью жизни, Евгений не проявил бы себя, поэтому Тургенев убивает своего героя. Базаров растрачивает свои силы лишь на то, чтобы умереть достойно, не найдя себе иного применения из-за неспособности видеть великое в малом. Но такой задачи Тургенев не ставил перед созданным им персонажем. Писатель считал, что энергия Базарова невостребована, так как тот слишком рано родился. Бессмысленная смерть стала причиной еще одной трагедии. Незадолго до заражения крови Базаров начал прислушиваться к людям, ощутил свою неприкаянность, пожалел о том, что у него нет семьи. Это сожаление слышно в его последнем разговоре с Аркадием. У независимого Базарова не могло быть жены и детей, «гнезда», не только потому, что не было достойной его женщины, но еще и потому, что он «не был создан» для семьи. Он не был мужем, как и не был сыном.

Рейтинг

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Школа-гимназия № 30.

На тему:

«Почему Тургенев назвал Базарова трагическим лицом?».

Выполнил: ученик 10 «А» класса

Борисов Алексей.

Атырау-2003 г.

В русской литературе существует ряд имен, без которых мы не можем представить себе существование всей национальной культуры. Эти имена известны каждому, потому что, когда мы слышим их, у нас возникают четкие ассоциации с произведениями, вошедшими в сокровищницу мировой литературы, со временем, в которое творили эти великие люди. Одно из таких великих имен — Иван Сергеевич Тургенев. Его произведения нельзя спутать ни с чьими, в них — индивидуальность автора, его характер, мировоззрение, чувства и переживания. Писатель как бы доносит до нас события, новые течения в современной ему жизни, пропуская через призму собственных ощущений, взглядов на различные проблемы. В истинных шедеврах Тургенева с большой психологической достоверностью раскрываются характеры героев. Писатель пытается объяснить их поступки и мысли. Герои существуют не оторвано от окружающего мира, они тесно связаны с ним, подвергаются его влиянию, проникаются новомодными идеями, а иногда и отвергают их после долгих поисков и ошибок. Роман «Отцы и дети» (1862 г.) появился после разрыва автора с журналом «Современник» в другом журнале «Русский вестник». Роман был опубликован в момент крайнего обострения общественной борьбы. В Петербурге вспыхнули студенческие волнения, и начались массовые аресты. В городе начались пожары. Появление романа вызвало бурю. Многие встретили роман враждебно. На Тургенева обрушились и те, и эти, то есть и из лагеря «детей», и из лагеря «отцов». Тургенев писал Полине Виардо: «Я попытался представить конфликт двух поколений». В романе показан новый тип передового деятеля-разночинца — демократа Базарова, «человека дела, а не фразы». Базаров — человек из иного мира, из иной среды, чем сам писатель. Тургенев заметил появление новых людей, называющих себя нигилистами. Писатель рассматривает это явление в разных аспектах. Казалось бы, и Базаров, и Аркадий Кирсанов, и Ситников принадлежат к одному разряду людей, придерживающихся определенных принципов. Они называют себя нигилистами. Но если вчитаться внимательнее, то становится понятным, что ни Аркадий, ни Ситников не имеют своих убеждений, это временное увлечение модным течением, но не более того. Тургенев показал своего героя одиночкой, который понимает, что их «нигилизм» — это жалкое подражание сильной личности. Тургенева не удовлетворяли ни «отцы», ни «дети». Он не смог полюбить Базарова, но признал его силу и отдал ему дань, полную уважения. Тургенев не сочувствует вполне ни одному из своих действующих лиц. Представители прошлого («отцы») изображены с беспощадной верностью. Они хорошие люди, но об этих хороших людях не пожалеет Россия. Базаров, человек сильный по уму и характеру, составляет центр романа. Он представитель нового молодого поколения, в его личности сгруппированы те черты, которые были присущи революционерам- демократам. Он практик, идеалов и авторитетов для нега не существует, потому что он не встречает себе равных и на все имеет свои собственные убеждения. «Я ничьих мнений не поддерживаю, я имею свои», — полупрезрительно заявляет Базаров. По своим умственным запросам Базаров выше окружающей его среды. Увлечение науками, стремление докопаться до сути, широкий кругозор и критическое отношение к действительности, чувство собственного достоинства — вот характерные черты Евгения Базарова. Критик Писарев поставил Базарова в один ряд с героем романа Чернышевского — Рахметовым. Базаров — нигилист, но дальше этого он не пошел. Он считал, что на этом его функция кончена. Он говорит: «Сначала нужно место расчистить, а строить будут другие». Взгляды Базарова, высказанные в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, близки взглядам вождей революционной демократии, но он намного кое в чем расходится с ними. Писарев писал о том, что «базаровщина — это болезнь того времени, и ее надо выстрадать». Базаров, одержимый этой болезнью, отличается замечательным умом и вследствие этого производит сильное впечатление на окружающих его людей. «У Печориных есть воля без знания, у Рудиных — знания без воли, у Базаровых есть и знания, и воля, мысль и дела сливаются в одно целое», — писал Писарев. По мнению Тургенева, Базаров рано пришел в жизнь, он бы мог сделать многое, но «умирает, не сделав ничего». Есть в нем и отрицательные черты, в этом сказалась классовая ограниченность самого Тургенева. Базаров, что, к сожалению, справедливо, сплошь и рядом отрицает вещи, которых не знает и не понимает. Поэзия, по его мнению, ерунда, читать Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой — смешно, наслаждаться природой — нелепо. Любовь для Евгения — это всего лишь физиологическая потребность. Жизнь вносит корректировку в его взгляды на любовь. Базаров глубоко страдает после отказа Одинцовой, но от этого не становится мельче. Способность человека глубоко любить Тургенев считал мерилом его ценности как личности. Тургенев многих своих героев подвергал испытанию любовью. Базаров вступает в сферу утонченных переживаний, которых он раньше не принимал. От уверенности его не остается и следа. Страсть целиком захватывает героя, но он находит в себе силы, в отличие от Павла Петровича, порвать с эгоистичной женщиной, несмотря на трагичность этого разрыва. Базаров способен к глубокому критичному самоанализу и переосмыслению былых убеждений. И в этом его сила. Отвергнутый, он все-таки одержал нравственную победу. После кончины Добролюбова Тургенев сказал: «Жаль погибшей, напрасно потраченной силы». То же самое он сказал и о Базарове. В прощальных словах умирающего Базарова заключен главный смысл его жизненного финала: «Я нужен России?… Нет, видно, не нужен…» Истоки страданий Базарова — преждевременность появления, отсутствие союзников, мучительное одиночество. Тургенев писал своему другу: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, сильная, злобная, но честная. И все-таки обреченная на гибель, потому что она стоит в преддверии будущего…» Подобная трактовка вполне объясняет торжественный аккорд, завершающий историю «нового человека». Главный герой «Отцов и детей» не знал компромиссов, не ведал эгоистического чувства самосохранения. В наше время перестройки жизни на такой тип личности можно только равняться. Немаловажно для нас и другое. Базаров самоотверженно выступил против рутины духовного застоя, мечтал об утверждении новых общественных отношений, новой культуры. Истоки, условия, результаты его деятельности были, разумеется, другими. Но сама идея — переделать мир, душу человека, вдохнуть в нее живую энергию дерзаний — не может не волновать сегодня. Проблемы, поставленные Тургеневым в романе, всегда актуальны. Конфликт «отцов» с «детьми» — Залог тех непрерывных изменений, В которых что-то ищет Бог, Играя сменой поколений…