Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” в свое время стала одним из наиболее новаторских произведений драматургического искусства. Множество приемов, использованных автором, ранее никогда не применялись драматургами и не были воплощены на театральной сцене. К таким новаторским приемам относится и вышеупомянутая “немая сцена”, которой заканчивается финальная часть комедии “Ревизор”.
Чего же хотел добиться автор, завершая произведение немой сценой? Какого эффекта ожидал?
Считается, что немая сцена, завершающая комедию
“Ревизор”, была введена в произведение писателем под впечатлением от известной картины русского художника Карла Брюллова “Последний день Помпеи”. Именно эта картина поражает человека, рассматривающего ее, силой и выразительностью застывшей эмоции. Изображение неподвижно, статично, но в то же время лица людей, изображенных на картине, их фигуры, позы, которые они принимают, свидетельствуют об их внутреннем состоянии лучше всяких слов. Красноречивость статичных сцен, их выразительность – именно эти свойства были тонко подмечены Н. В. Гоголем и позже с успехом использовались писателем.
Ведь
“Ревизор” – далеко не единственное произведение писателя, в котором есть “немая сцена” (в другом чрезвычайно популярном произведении – повести “Вий” – автор также применяет этот прием).
Если рассмотреть художественные приемы, используемые Н. В. Гоголем, более подробно, можно заметить определенную закономерность: прием “омертвения”, своеобразного “окаменения” закладывается в основу изображения многих характерных гоголевских персонажей (например, тех же помещиков в “Мертвых душах”).
В “Ревизоре” же немая сцена – это кульминационный момент, и он должен быть наиболее красноречивым.
Замирание в выразительной позе (при этом позы всех персонажей отличаются, что подчеркивает их индивидуальные личностные качества) – это настоящая пантомима. Городничий, члены его семьи, почтмейстер, Земляника, Лука Лукич – все они становятся на какое-то время мимами, актерами в “театре мимики и жеста”. И слова здесь не нужны, может быть даже излишни.
Поза, выражение лица могут выразить несравнимо больший всплеск эмоций, чем слова.
Тем более что немая сцена в “Ревизоре” является еще и массовой – все стоят, как громом пораженные, а это обстоятельство лишний раз подчеркивает, насколько шокирующим и ошеломляющим стало для всех персонажей известие о том, что “…приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе”.
Над чем смеется Гоголь в комедии “Ревизор” – (2)
... в школьной программе. Другие сочинения: ← Миражная интрига в комедии Ревизор↑ ГогольХарактеристика городничего и Хлестакова из Ревизора → Над чем смеётся Н.В.Гоголь в ... в доброго ревизора – представителя власти, которая может всё исправить, наказать виновных, сделать правильно. Но в самом произведении все персонажи смешны, хорошие находятся где-то за сценой. В принципе, тут писатель ... он подчеркивает, ...
Гоголь стал первым русским драматургом, использовавшим прием паузы, который после него успешно применяли многие режиссеры, сценаристы и писатели. Сегодня прием паузы – это один из наиболее часто используемых драматических приемов.
Хочется поспорить с Максим Максимычем, который, жалея Бэлу, говорил: “Нет, она хорошо сделала, что умерла. Ну что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович ее покинул? А это бы случилось рано или поздно!”
Бэла – натура цельная и сильная. Сильны были бы и ее страдания, если бы Печорин оставил ее. Но Бэла смогла бы страдать достойно, как могла достойно любить. “Грациозный образ пленительной черкешенки”, как писал о Бэле В. Г. Белинский, умиляет и восхищает одновременно, так как сочетает в себе безудержность юношеского порыва и зрелость высоких чувств.
1
votes, average:
5.00
out of 5)
Образ и характеристика бэлы в романе лермонтова герой нашего времени
... Сочинение на тему: Образ Бэлы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Мы впервые встречаемся с Бэлой, глядя на нее глазами Печорина, ... то любовь Печорина, свобода или прощальный поцелуй, Бэла тоже не скрывала. К сожалению, красавица стала жертвой Печорина. Девушка перестала ... тускнели от грусти. Бэла вышивала золотом, замечательно пела и плясала. Она была легка и грациозна, а уж двигалась ...