Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию “Ревизор” немой сценой?

Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” в свое время стала од­ним из наиболее новаторских произведений драматурги­ческого искусства. Множество приемов, использованных автором, ранее никогда не применялись драматургами и не были воплощены на театральной сцене. К таким но­ваторским приемам относится и вышеупомянутая “немая сцена”, которой заканчивается финальная часть комедии “Ревизор”.

Чего же хотел добиться автор, завершая про­изведение немой сценой? Какого эффекта ожидал?

Считается, что немая сцена, завершающая комедию

“Ревизор”, была введена в произведение писателем под впечатлением от известной картины русского художника Карла Брюллова “Последний день Помпеи”. Именно эта картина поражает человека, рассматривающего ее, силой и выразительностью застывшей эмоции. Изображение не­подвижно, статично, но в то же время лица людей, изоб­раженных на картине, их фигуры, позы, которые они принимают, свидетельствуют об их внутреннем состоянии лучше всяких слов. Красноречивость статичных сцен, их выразительность – именно эти свойства были тонко под­мечены Н. В. Гоголем и позже с успехом использовались писателем.

Ведь

“Ревизор” – далеко не единственное произведение писателя, в котором есть “немая сцена” (в другом чрезвычайно популярном произведении – по­вести “Вий” – автор также применяет этот прием).

Если рассмотреть художественные приемы, используемые Н. В. Гоголем, более подробно, можно заметить опреде­ленную закономерность: прием “омертвения”, своеобраз­ного “окаменения” закладывается в основу изображения многих характерных гоголевских персонажей (напри­мер, тех же помещиков в “Мертвых душах”).

В “Ревизоре” же немая сцена – это кульминационный момент, и он должен быть наиболее красноречивым.

Замирание в выразительной позе (при этом позы всех персонажей отличаются, что подчеркивает их индивидуальные лич­ностные качества) – это настоящая пантомима. Город­ничий, члены его семьи, почтмейстер, Земляника, Лука Лукич – все они становятся на какое-то время мимами, актерами в “театре мимики и жеста”. И слова здесь не нужны, может быть даже излишни.

Поза, выражение лица могут выразить несравнимо больший всплеск эмо­ций, чем слова.

Тем более что немая сцена в “Ревизоре” является еще и массовой – все стоят, как громом пораженные, а это обстоятельство лишний раз подчеркивает, насколько шо­кирующим и ошеломляющим стало для всех персонажей известие о том, что “…приехавший по именному пове­лению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе”.

7 стр., 3196 слов

Над чем смеется Гоголь в комедии “Ревизор” – (2)

... в школьной программе. Другие сочинения: ← Миражная интрига в комедии Ревизор↑ ГогольХарактеристика городничего и Хлестакова из Ревизора → Над чем смеётся Н.В.Гоголь в ... в доброго ревизора – представителя власти, которая может всё исправить, наказать виновных, сделать правильно. Но в самом произведении все персонажи смешны, хорошие находятся где-то за сценой. В принципе, тут писатель ... он подчеркивает, ...

Гоголь стал первым русским драматургом, использо­вавшим прием паузы, который после него успешно приме­няли многие режиссеры, сценаристы и писатели. Сегодня прием паузы – это один из наиболее часто используемых драматических приемов.

Хочется поспорить с Максим Максимычем, который, жалея Бэлу, говорил: “Нет, она хорошо сделала, что умер­ла. Ну что бы с ней сталось, если б Григорий Александ­рович ее покинул? А это бы случилось рано или поздно!”

Бэла – натура цельная и сильная. Сильны были бы и ее страдания, если бы Печорин оставил ее. Но Бэла смогла бы страдать достойно, как могла достойно любить. “Грациозный образ пленительной черкешенки”, как пи­сал о Бэле В. Г. Белинский, умиляет и восхищает одно­временно, так как сочетает в себе безудержность юношес­кого порыва и зрелость высоких чувств.

Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию “Ревизор” немой сценой? 1Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию “Ревизор” немой сценой? 2Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию “Ревизор” немой сценой? 3Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию “Ревизор” немой сценой? 4Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию “Ревизор” немой сценой? 5 1

votes, average:

5.00

out of 5)

14 стр., 6677 слов

Образ и характеристика бэлы в романе лермонтова герой нашего времени

... Сочинение на тему: Образ Бэлы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Мы впервые встречаемся с Бэлой, глядя на нее глазами Печорина, ... то любовь Печорина, свобода или прощальный поцелуй, Бэла тоже не скрывала. К сожалению, красавица стала жертвой Печорина. Девушка перестала ... тускнели от грусти. Бэла вышивала золотом, замечательно пела и плясала. Она была легка и грациозна, а уж двигалась ...