СМЫСЛ ФИНАЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»)

Финал — важнейшая часть литературных произведе­ний. Финал может придавать новую окраску всему содер­жанию, изменить или усилить авторскую мысль, по-ново- му представить героев. Особенно часто большая смыс­ловая нагрузка характеризует финалы драматических произведений. Для писателя-драматурга важно потря­сти зрителя, заставить его в самом конце спектакля еще раз задуматься о героях и проблемах, унести настроения и чувства, пережитые в театре с собой.

Вспомним знаменитую немую сцену в финале «Ревизо­ра» Н. В. Гоголя. Раздосадованные своей ошибкой чинов­ники во главе с городничим еще раз проявляют все свои негативные качества во время чтения письма Хлестакова. Грозное появление настоящего ревизора повергает всех в шок. Кто знает, неизбежно ли наказание, но писатель в финале подчеркнул со всей силой главное — герои его заслужили.

Или финал «Грозы» Островского… Смерть противоре­чивой и страстной героини, осуждающие слова Кулигина, «восстание» против власти «маменьки» даже тихого, пас­сивного Тихона — все это заставляет задуматься о неиз­бежном и необходимом изменении жизни Калинова, «же­стоких нравов», царивших там.

Традиции русской литературы XIX века усвоили и раз­вили драматурги XX века. Один из наиболее значитель­ных среди них — М. Гэрький. Прошло уже более ста лет со времени первой постановки его пьесы «На дне». Но про­изведение не устаревает, по-прежнему привлекает вни­мание постановщиков и зрителей, читателей.

Отличительная особенность пьес Горького в их фи­лософской наполненности. Пьеса «На дне» как художе­ственный текст не менее действенна, чем ее постановки. Финал же пьесы вполне вписывается в те традиции, о ко­торых шла речь выше. Смерть Актера — продуманный пи­сателем «ход». Это попытка заставить зрителя и читате­ля еще раз подумать, какую же «песню» испортил добро­вольный уход из жизни этого человека.

Для того чтобы понять это, важно еще раз вглядеться в героев, понять смысл их споров, жизненные позиции, взгляды. Проблематика этой социально-философской драмы многогранна. Вопросы о предназначении челове­ка, о границах его возможностей, о соотношении правды и успокоительной лжи волнуют писателя. Герои особенно активно обратились к ним после появления в ночлежке Костылева Луки. Автор считал этого героя главным в пье­се. Лука — герой-идеолог, много повидавший и переду­мавший, знающий жизнь и людей человек. В финале, да и в четвертом акте вообще, Луки нет. Он исчез во время ссоры, в ходе которой был убит Костылев. Но в сущности поступок Актера может быть понят как своеобразная «ре­плика» в том споре, который другие герои, а в еще боль­шей степени автор, ведут с Лукой.

3 стр., 1456 слов

Культура России на рубеже ХХ-ХХI веков: традиции и современность

... культуре прошлых веков и современной культуре, доказать, что, несмотря на появление чего-то нового в культуре, традиции и обычаи играют не мало важную роль в нашей жизни. Задачи моего реферата: ... личности интересам государства.[3, с. 241] ХХ век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих ...

Обратим внимание на то, что Лука со своей «правдой» о слабом, достойном жалости человеке появился в пер­вом акте, а кульминационные эпизоды второго, третье­го, четвертого актов связаны со смертью. И Лука, прямо или косвенно, к этим смертям причастен. Анна во втором акте умирает почти «на руках» у него. Он последним из ге­роев беседует с Анной, обещает ей покой в ином мире. И вдруг Анна говорит такое, что даже изощренный Лука не нашелся с ответом: «Коли там муки не будет… здесь мож­но потерпеть… Можно!» «Ничего там не будет!..» — только и сумел сказать Лука. Он уже здесь показал свою враж­дебность жизни, неверие в людей, да и в Бога. И служит умный, проницательный и предусмотрительный герой все-таки в основном себе.

Лука один был свидетелем того, как Василиса подгова­ривала Пепла убить Костылева. Он мог бы после смерти хозяина ночлежки не только помочь утвердить «юридиче­скую справедливость», но важнее, что Лука должен был убедить Наташу в невиновности Васьки по отношению к ней. Не предавал он ее, не сговаривался с Василисой, как от боли и отчаяния думала Наташа. Но разбиратель­ство могло обернуться неприятностями для «беспачпорт- ного» Луки, и он предпочел уйти «в хохлы», искать очеред­ную абстрактную идею обустройства человека на земле. А конкретные люди? Что в них — «все — черненькие, все — прыгают». «Приспособился» Лука к жителям ночлежки, приспособится к другим. Когда необходимо — пожалеет, расскажет притчу, сказку, утешит. А помочь — всем не по­можешь, да и стоит ли помогать-то слабым, никчемным, безвольным, легковерным людям.

Перед финальной сценой уже прозвучали из уст Са­тина, но, как мы знаем, «с подачи» автора, гордые слова о Человеке. Автор уже сформулировал позицию, в кор­не противоречащую той, которую обозначил и утверж­дал Лука. Но важно не только словами, но и сценическим поступком героя, в образной форме «возразить» Луке. И Горький «заставляет» умереть Актера.

Он был человеком эмоциональным, когда-то, должно быть, талантливым. Актер сильнее, горячее всех воспри­нял идею о возрождении, подброшенную Лукой. Актер бросил на некоторое время пить, начал копить деньги на дорогу в лечебницу. Актер не участвует в разговоре, в ходе которого Сатин произносит монолог о Человеке, но, должно быть, внимательно слушает. И именно после этих слов и воспоминаний о «занятном» старичке совер­шает решительный и однозначный внутренний выбор. Он понял, что та жизнь, которую они ведут, не достойна че­ловека. Лука же «поманил… куда-то, а сам дорогу — не сказал

Можно ли осуждать Луку за то, что жизнь Актера оборвалась трагически? Конечно, юридически, да и с моральной точки зрения он «неподсуден». Не в прямоли­нейном осуждении противоречивого героя заключается цель автора. Писатель создал философскую ситуацию, хочет, чтобы зритель и читатель сделали для себя выво­ды о том, какова жизнь, нужно ли ее менять, можно ли это сделать, в каком направлении должны происходить из­менения. Человек «на дне жизни» (Очень хорошо: выпя­чивать свое знакомство с вариантами названия пьесы нет необходимости, лучше тонко обнаружить его в про­цессе анализа. — Прим. авт.), вовсе не «звучит гордо». На дне душ героев царят мрак, боль, отчаяние. Интерьер, обстановка действия в четвертом акте повторяют обста­новку первого:

12 стр., 5573 слов

Судьба: спор героя и автора (пьеса М. Горького «На дне»)

... жанра пьесы «На дне» как драмы? На мой взгляд, это обусловлено ее социально-философским содержанием, глубиной жизненных и человеческих проблем, поставленных и решаемых автором. Впервые в русской драматургии так реалистично и беспощадно была показана жизнь ...

Солнце всходит и заходит…

А в тюрьме моей темно!

Не закрыть глаза, не приукрасить жизнь и успоко­ить «золотыми снами» людей, а изменить действитель­ность, сделать ее достойной высокого человеческого предназначения — об этом должен напомнить финал, на это нацелен последний драматический аккорд пьесы «На дне».

Итак, финал пьесы «На дне» органично связан с раз­витием действия. Идеи героев и позиция автора выявля­ются в свете финала более отчетливо. Автор обращается и к зрителю, желая и его привлечь к решению социаль­но-философских проблем: о предназначении человека, роли правды, необходимости примириться с негодной жизнью, похожей на смерть, или изменить ее.