Почему одинок Базаров

Одиночество Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Одиночество Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

На страницах романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» отражены социальные и политические разногласия в жизни общества середины XIX века. Время действия — 1853-1861 годы — сложный для России период. Закончилась «позорная» для России война с Турцией. Конец 50 — начало 60-х годов XIX века — время подготовки крестьянской реформы. На смену Николаю I пришел Александр II, в годы правления которого процветала образованность различных слоев общества. Интеллигенты-разночинцы, ставшие реальной общественной силой, вступали в дискуссию с либералами-дворянами, утрачивающими свою передовую роль. Споры шли относительно всех ключевых аспектов современной действительности: вопросы культуры, литературы, искусства, образования, аграрный вопрос, вследствие обсуждения которого выяснилась неспособность дворянской интеллигенции к дальнейшей борьбе. Представителем взглядов разночинцев-демократов, считавших причиною всех социальных бед, творящихся в России, неправильное обустройство общества, является Евгений Базаров. Его оппонент и антагонист в романе — либерал, дворянин Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович — подлинный антипод Базарова. Это проявляется во всем, начиная от одежды и кончая внешностью и образом мыслей.

Павел Петрович был аккуратен, делал маникюр, что особенно раздражало Базарова, всячески следил за своей внешностью и одеждой. Базаров был небрежен, он не придавал внешности особого значения. Ему было все равно, как он выглядит. Социальное положение у обоих героев различно. Павел Петрович — выходец из старого аристократического общества. Несмотря на «энглизированность», явление, типичное в дворянской среде, в Павле Петровиче постоянно проглядывает подлинный русский барин: «Я эфтим хочу доказать, милостивый государь…» Базаров же гордится своим простым происхождением: «Мой дед землю пахал…» Он единственный сын незнатного и небогатого отставного штаб-лекаря. Поступив в университет, Базаров сам начинает зарабатывать деньги, чтобы оплатить учебу: «Каждый человек должен сам себя воспитывать». Базаров — талантливый врач, ученый, занимающийся естественными науками (для шестидесятых годов девятнадцатого века было характерно увлечение естественными науками).

Павел Петрович учился в Пажеском корпусе, затем поступил на военную службу, протекавшую в столице. «С детства Павел Петрович отличался красотою, был немного насмешлив и как-то забавно желчен — он не мог не нравиться». А Базарова трудно назвать красивым. Лицо его было «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, с большими зеленоватыми глазами». При первой же встрече Евгений Базаров и Павел Петрович почувствовали взаимную неприязнь. Базаров заявляет, что дядя Аркадия чудаковат, и классифицирует его как «архаическое явление». Павел Петрович с первых минут почувствовал «тайное раздражение» к Базарову. Именно раздражение стало причиной затеянного Павлом Петровичем ненужного и не совсем искусного спора. Павел Петрович в этом споре проигрывает, заявляя Базарову: «Что делать! Видно, молодежь, точно, умнее нас». Базаров же с уверенностью изрекает Аркадию: «Ты говоришь, что твой дядя несчастлив; тебе лучше знать, но дурь у него не вся еще вышла. Я уверен, он не шутя воображает себя дельным человеком, потому что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит мужика от экзекуции». Чем больше Павел Петрович общается с Базаровым, тем больше в нем накипают жуткая ненависть и неприязнь к последнему.

3 стр., 1054 слов

Духовный конфликт поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

... центр своего романа "Отцы и дети". Сам Тургенев писал, что Базаров для него — действительно "герой нашего времени". В основу романа лег ... изображении Павла Петровича и Базарова Тургенев проводит не только в отношении различия их мировоззрений и подхода к жизни, но и ... -х годах, и разночинцами-демократами, ставшими во главе передового общественного движения. Споры велись вокруг самых различных ...

Павел Петрович считал, что Базаров с неуважением относится к его аристократической особе. Он «всеми силами души возненавидел лекаришку, считал его нахалом, гордецом, циником, плебеем; подозревал, что Базаров едва ли не презирает его — его, Павла Кирсанова». Павел Петрович признается брату, что считает Базарова «шарлатаном», он желает проучить «самоуверенного выскочку». Но ему особенно и противопоставить нечего базаровскому «отрицанию». По своему мировоззрению Базаров — нигилист, человек, не признающий никаких авторитетов, не уважающий любые порядки и социальные нормы. Он относится ко всему с точки зрения полезности и ценности человека, поэтому считает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник». Базаров берет от природы все, считая это нравственным, потому что, по его мнению, нравственно то, что полезно. Он предвзято Относится к литературе, считает, что любой математик лучше поэта, «Рафаэль — дурак», а «Пушкин гроша ломаного не стоит». Но его высшая цель — служить прогрессу общества и уничтожать и опровергать все, что мешает его развитию, — чиста и нравственна. И тем не менее все силы Базарова направлены на уничтожение и разрушение пошлых устоев и правил аристократического общества.

В разговоре с Павлом Петровичем он все критикует, отрицает, но ничего не предлагает взамен: «Сперва нужно место расчистить, а строить — будут другие». Хоть он и с неуважением относится к порядкам в доме Кирсановых: позволяет себе не приходить вовремя к завтраку, отвергает основы дворянского общества, — тем не менее видит в Павле Петровиче достойного соперника. Павел Петрович не был нигилистом — опровергателем устоявшихся воззрений. У него иные взгляды на жизнь. Он любит ораторствовать, многословен, сибаритствует, что не может не раздражать великого труженика Базарова. Социальные взгляды в отношении народа, ради которого и предпринимались все попытки общественного переустройства, у обоих героев различны. Базаров не в восторге от своего народа: «Русский человек тем и хорош, что он о себе прескверного мнения». В споре с Павлом Петровичем Базаров чуть ли не презирает народ и заявляет, что свобода вряд ли пойдет ему впрок, потому что «русский мужик готов сам себя обокрасть, лишь бы только напиться дурману в кабаке». И тем не менее Базаров работает на людей и ради людей. Несмотря на резкость своих суждений, он демократичен, умеет найти общий язык с народом и «обладает особым умением возбуждать к себе доверие в людях низших».

13 стр., 6415 слов

Дуэль базарова и павла петровича кирсанова анализ эпизода

... 5.Ру Сочинение на тему: Сущность конфликта Базарова с Павлом Петровичем (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Конфликт в романе построен на спорах между представителем старой, дворянской культуры Павлом Петровичем Кирсановым и представителем нового, демократического течения Евгением Базаровым. Павел Петрович ...

Независимость Базарова и способность 1авла Петровича попадать под влияние других людей раскрывается в их отношении к женщине. Евгений держится с Одинцовой гордо и высокомерно, а Павел Петрович, однажды влюбившись в княгиню, уже не может совладать со своими чувствами. Когда же княгиня охладела к нему, он чуть «с ума не сошел». Ничто уже, кроме своей любви, не интересовало его. нигилистов любовь — физиологическое влечение самцов самок. Реплики Базарова о любви циничны и грубы. Когда эн впервые увидел Одинцову, то высказал свое мнение о ней: «На других баб не похожа». Став свидетелем поцелуя Базарова Фенечкой, Павел Петрович вызывает его на дуэль. На всем протяжении дуэли Павел Петрович ведет себя достойно, если не считать легкого обморока, приключившегося у него в результате ранения. Но сам Павел Петрович собой недоволен. Он «старался не глядеть на Базарова; он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела». Но все же «старая гвардия» все еще была способна противостоять молодому поколению. Хоть Павел Петрович и презирает Базарова, он испытывает к нему странное «влечение, род недуга». Он не раз просит у Базарова разрешения присутствовать при его опытах.

Но он ни в коей мере не хотел быть ни в чем зависимым от «лекаришки». Павел Петрович всю ночь промучился, но ни разу не прибег к «искусству Базарова». По теории Льва Гумилева (хотя конкретно о Базарове он не пишет), в отдельные исторические периоды появляются люди, способные повести за собой других людей. Пассионарий — наиболее исчерпывающая характеристика Евгения Базарова. А шестидесятые годы девятнадцатого столетия были именно таким историческим периодом, когда на арене политической деятельности могли появиться личности, подобные нашему герою. Павел Петрович же был обычным, нормальным человеком, дворянином. Он мог позволить себе увлекаться, восхищаться чем-то новым, незнакомым на какое-то время. Он мог позволить себе неоднократно ошибаться и прожить долгую и в общем-то спокойную жизнь. Жизнь Евгения — яркая, как вспышка молнии, его смерть — подвиг. Так почему же такой незаурядный и необычный человек, как Евгений Базаров, заболевает и умирает? Смерть, болезнь, любовь — это экстремальные ситуации в жизни каждого человека. И с наибольшей полнотой характер Базарова раскрывается во время болезни. Мы видим, каков он на самом деле. Базаров умирает. Не сбылись пророчества Аркадия о его большом и славном будущем.

Автор не знает, какое будущее у его героя, время Базаровых в России еще не пришло. В заключение необходимо отметить одиночество Базарова. В романе у него нет ни сторонников его идеи, ни единомышленников. Казалось бы, Аркадий — его друг и товарищ — должен был занять это место рядом с Евгением, но Аркадий — продолжатель традиций своего отца — Николая Петровича Кирсанова. Кукшина и Ситников — карикатурные образы, это пародия на революционеров-демократов. Но Базаров и не нуждается в чьем-либо сочувствии. Он просто говорит без стеснения то, что думает, и не обращает внимания на то, как реагируют окружающие на его слова. «Личность Базарова замыкается сама в себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет родственных ей элементов». Тургенев в своем произведении попытался изобразить передового представителя своей эпохи, но в котором многое писателя не устраивало, с которым он во многом не соглашался. Таким образом, в «Отцах и детях» Тургенев изобразил конфликт настоящего с прошедшим, характерный для шестидесятых годов девятнадцатого века. Либералы-дворяне утрачивают свою ведущую роль в обществе, и на переднем плане оказывается новая социальная сила — разночинная интеллигенция.

13 стр., 6308 слов

Как николай петрович относится к базарову. Базаров глазами николая петровича

... обходиться без любви, как жить, ни во что не веря. Кирсанов Николай Петрович, отец Кирсанова Аркадия, любит музыку, поэзию, ценит все прекрасное в жизни. Базаров смеется над ... Николай Петрович Кирсанов — центральный герой произведения Тургенева «Отцы и дети». Он является отцом молодого Аркадия, приехавшего в гости к отцу с прогрессивно настроенным нигилистом Базаровым. Мужчина — человек простой и ...

В чем причины трагического одиночества Базарова в мире людей?

Евгений Базаров — молодой человек, убежденный нигилист. Основная позиция его жизни — отрицание. Он человек глубокого ума, человек науки. Евгений с презрением относится к любым проявлениям человеческих чувств, считая это «непростительной дурью». В Романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров имеет несколько приятелей, соратников, придерживающихся вместе с ним теории нигилизма.

Говоря «мы», он подразумевает чью-то поддержку со стороны, и все же, Базаров в каком-то роде одинок.

Трудно сказать, что именно повлияло на формирование характера Евгения Базарова и становление его личности. На мой взгляд, стоит обратиться к тому времени, когда родители закладывали в него понимание основ жизни. Базаров прошел суровую жизненную школу, рос самостоятельным, и имел достоинство никогда не просить денег у родителей, считая это низким. С детства он держал родителей на расстоянии, не подпуская их слишком близко к себе, не открывая перед ними душу. Хотя, конечно, и любил их, выражал тем самым заботу.

Базаров имеет высокое самомнение — вполне оправданно. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Он одинок в обществе обычных, не интересных ему людей. Среди тех, кто тратит свою жизнь на пустое, на искусство, ему скучно. Так же как среди тех, кто сочиняет для себя трагедии, стойко переносит их, веря в свои силы, и после гордится собой. Скучно и тоскливо ему и среди тех, кто живет и думает только о чувствах, что чаще давно утерянных. Евгений же считает себя выше этого. Определив единственно верный вектор дальнейшей жизни — науку, он двигается по выбранному направлению, не растрачиваясь на суету. Возможно, ему бы хотелось идти по жизни не в одиночку, иметь верного соратника, такого же глубоко убежденного нигилиста.

Вот, что говорит он сам по этому поводу:» Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе». Не исключено, что в лице Одинцовой он разглядел этого соратника. Но вряд ли он думал именно так, когда им овладели чувства.

Одинцова — единственный человек, перед которым он был готов открыться, он пренебрег всеми своими убеждениями ради неё. Стоило Анне Сергеевне ответить ему взаимностью, и кто знает, возможно, Базаров бы изменился до неузнаваемости, стал бы семьянином и читал бы по вечерам детям сказки А.С. Пушкина. В этом случае Евгений являлся бы теперь прототипом Николая Петровича. К счастью или к сожалению, этого не произошло. Она его отвергла, и он обжегся. Базарову пришлось снова убедиться в бесполезности любовных чувств, но вновь отрицать их он уже не мог.

16 стр., 7629 слов

«Почему умер Базаров в конце романа? Евгений базаров перед лицом ...

... любовь вызвала в душе Базарова мятеж, бурное противоречие. Напоследок он понял, что есть и высшие чувства. Евгений Базаров — человек прогрессивных взглядов, нигилист. Однако время для воплощения его мыслей в жизнь ... весь сюжет. Можно сказать, что смысл романа — в последних сценах. Таким образом, смерть Базарова была ... сочинения в школах по quot;образуquot;. Идеям-де не время было воплотиться в жизнь, ...

Подводя итог, хочется сказать, что Базарову комфортно и естественно находится в обществе самого себя и науки, при этом не страдая от одиночества.

Полезный материал по теме:

  1. В чем вы видите причины одиночества Базарова: в общественных условиях или в нем самом?
  2. В чем проявляется нигилизм Базарова. Сформулируйте свое мнение о Базарове.Сопоставьте историю любви Павла Петровича и Базарова
  3. роман «Отцы и дети». Характеристика Евгения Базарова. Сочинение на тему :« В чем трагедия Евгения Базарова?» Сущность нигилизма. Кто такие нигилисты?
  4. Проблема нигилизма, определение, нигилизм Базарова, нигилизм в современном мире
  5. В чем трагедия Базарова

Сочинение на тему Трагическое одиночество Базарова. Тургенев И , Сочинения по литературе: Трагическое одиночество базарова

Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»!..

Болезнь Базарова сделана так сильно,

Что я ослабел, и было такое чувство, как

Будто я заразился от него.

А. П. Чехов

В образе Базарова И. С. Тургенев изобразил тип нового человека, который зарождался в условиях социального конфликта, смены одного строя другим. В этом герое отразились все положительные и отрицательные черты представителя прогрессивной молодежи, в нем мы видим торжество нового, только зарождающегося, над старым, уходящим. Однако в образе мы отчетливо видим также и трагедию человека, Базарова, который еще не полностью осознает все ошибки и заблуждения новой идеологии.

Уже с первого знакомства с героем мы видим, что это сложная, во многом противоречивая натура. Этот внешне самоуверенный человек, на самом деле не так прост и однозначен. В его груди бьется тревожное и уязвимое сердце. Он довольно резок в своих суждениях о поэзии, любви, философии. Базаров все это отрицает, но в его отрицании чувствуется какая-то двойственность, как будто он не совсем искренен в своих оценках. И ближе к завершению романа мы увидим, что так оно и есть. Герой сам поймет и раскается в своих заблуждениях, откроет самому себе свою истинную натуру.

А пока перед нами убежденный нигилист, все отрицающий, кроме точной науки и проверенных фактов. Искусство он не принимает, считая его болезненным извращением, чепухой, романтизмом, гнилью. Такой же романтической чепухой видится ему и духовная утонченность любовного чувства: «Нет, брат, все это распущенность и пустота! — говорит он. — Мы, физиологи, знаем, какие это отношения…». Односторонен и, бесспорно, ошибочен его взгляд на природу, как на мастерскую. Таким образом, вот каким выступает мировоззрение тургеневского героя: нет любви, а есть лишь физиологическое влечение, нет никакой красоты в природе, а есть лишь вечный круговорот химических процессов единого вещества. Отрицая романтическое отношение к природе, как к храму, Базаров попадает в рабство к низшим стихийным силам природной «мастерской». Он завидует муравью, который имеет право «не признавать чувство сострадания, не то, что наш брат, самоломанный». В горькую минуту жизни даже чувство сострадания он склонен считать слабостью, отрицаемой естественными законами природы.

15 стр., 7061 слов

Спор базарова и павла петровича в романе отцы и дети тургенева

... Базарова, и Павла Петровича Кирсанова за непримиримость поколений. Писатель считает странным то, что «дети» отказываются от опыта «отцов», а «отцы» не прислушиваются к своим «детям». Евгений Базаров и Павел Петрович (сочинение ...

Однако правда жизни такова, что кроме физиологических законов существует природа человеческого, одухотворенного чувства. И если человек хочет быть «работником», он должен считаться с тем, что природа на высших уровнях все-таки «храм».

Мы видим, как постепенно отрицание Базарова наталкивается на могучие силы красоты и гармонии, художественной фантазии, любви, искусства. От них герою никуда не деться, он уже не может игнорировать их существования. Его приземленный взгляд на любовь развенчивается романтической историей любви Павла Петровича к княгине Р. Пренебрежение искусством, мечтательностью, красотой природы сталкивается с противостоянием размышлениям и мечтаниям Николая Петровича. Базаров смеется над всем этим. Но таков закон жизни — «над чем посмеешься, тому и послужишь». И эту чашу герою суждено испить до дна.

Трагическое возмездие приходит к Базарову через любовь к Одинцовой. Это чувство раскалывает его душу на две половины. С одной стороны, он остается убежденным противником романтических чувств, отрицателем духовной природы любви. С другой стороны, в нем просыпается одухотворенно любящий человек, столкнувшийся с подлинным таинством этого высокого чувства: «Он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Он теперь уже начинает осознавать, что его служение прежним принципам оказывается слепым; что жизнь, на самом деле, гораздо сложнее того, что знают о ней физиологи. Уроки любви повлекли тяжелые последствия в судьбе героя. Его односторонние, вульгарно-материалистические взгляды на жизнь потерпели крушение. С их позиций он не мог разгадать две основные загадки, возникшие перед ним: загадку его собственной души, которая оказалась глубже и бездоннее, чем он предполагал, и загадку окружающего мира. Его неодолимо потянуло к высшим проявлениям жизни, к ее тайнам, к звездному небу над головой.

Трагичное положение Базарова еще больше усугубляется в родительском доме, где его замкнутости и холодности противостоит огромная сила беззаветной, искренней родительской любви. И мечтательность, и поэзия, и любовь к философии, и сословная гордость — все то, что Базаров усматривал как проявление аристократической праздности, предстают пред ним в жизни его плебея-0тЦа. А значит, и поэзия, и философия оказываются вечным свойством человеческой природы, вечным атрибутом культуры. Герою уже не убежать от обступивших его вопросов, не порвать живые связи с жизнью, окружающей и проснувшейся в нем самом. Отсюда и его трагический конец, в котором видится что-то символическое: смелый «анатом» и «физиолог» русской жизни губит

Себя при вскрытии трупа мужика. И только смерть дает ему выход из трагического одиночества, она словно искупает ошибочную односторонность его жизненной позиции.

Таким образом, Тургенев в своем романе дает ясно понять, что трагизм Базарова — в бесплодности его желания подавить в себе человеческие стремления, в обреченности его попыток противопоставить свой разум стихийным и властным законам жизни, неудержимой силе чувств и страстей.

Базаров относится к поколению » новых людей «. Он — герой своего времени. Но этот герой не только оказался не понят обществом, не принят им, он был обречен на разочарование в своих принципах и в конечном итоге — на гибель. Виноват ли в этом он сам? Или виновато переломное, неустойчивое, полное противоречий время? Трудно дать однозначный ответ. Такие как он были нужны обществу. Нужны были и новые идеи. И Евгений стал выразителем этих идей. Проблема заключалась лишь в том, что идеи эти оказались неверными, идеалы потерпели крах. Базаров — центральный образ романа Тургенева. Вокруг него группируются все остальные персонажи, во взаимоотношениях с ним раскрывается сущность всех героев произведения, лишь подчеркивающих его силу, ум, глубину суждений, волю, характер. «Базаров все-таки подавляет все остальные лица романа», — писал автор «Отцов и детей». Перед нами раскрывается цельность и честность Базарова, его непримиримость к барству и рабству, его способность быть лидером и вести за собой, его чувство собственного достоинства, независимость. Но все же главная основа сюжета — постепенное нарастание одиночества молодого нигилиста в среде уездных аристократов. В чем же причина этого трагического одиночества? Евгений сильная натура, он целеустремленный, умный, волевой молодой человек, свято верящий в свои идеалы. А идеалами его являются точные науки и логический подход ко всему происходящему на земле. Но в то же время он очень несчастлив. Возможно, это удел любого выдающегося, неординарного человека, незаурядной личности, не нашедшей достойного применения своим силам и знаниям. Конечно, у него есть приверженцы и поклонники. Но их роль сводится в основном к пародированию и подражанию манерам и поведению Базарова. А именно эти качества презирает в людях сам Евгений. Он стремится найти родственную душу, человека, который бы искренне разделял его взгляды, верил в его идеалы. Но таких людей вокруг него нет. Трагедия героя проявляется не только во взаимоотношениях с окружающими его людьми, не только в идейных спорах с аристократическими сословиями. Самый глубокий конфликт вызревает в душе Базарова. В глубине души он ищет любовь, но оказывается неспособным на настоящее серьезное чувство. Любовь, внезапно вспыхнувшая в его сердце, словно разделяет его душу на две части, которые находятся в постоянной борьбе. Теперь в нем начинают жить два противоположных человека: один — убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной составляющей любви; другой — страстная и одухотворенная натура, человек, столкнувшийся с таинством этого высокого чувства: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Он мучается от отсутствия идеалов, но не может осознанно подойти к их поиску, добиться стабильности и гармонии в собственной жизни. Дорогие его уму «естественнонаучные» убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицающий любые принципы, теперь преданно служит. Он постепенно начинает понимать, что жизнь намного сложнее того, что знают о ней «физиологи». А ведь он был уверен, что знает ответы на любые вопросы, что все в жизни может быть подчинено просто.

5 стр., 2428 слов

Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова анализ эпизода (2)

... время дуэли подробно изображает психологическое состояние Базарова, потому что дуэль – критический момент – момент истины, в который проявляется сущность человека. Обморок! С чего бы! — невольно воскликнул Базаров, опуская Павла Петровича ... при своем мнении и своих принципах. Знакомство Евгения с Одинцовой Анна Сергеевна Б. Фенечка В. Ни в кого 12. После «несчастной любви» Базаров А. Сломился, ничем ...

Одиночество Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

На страницах романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» отражены социальные и политические разногласия в жизни общества середины XIX века. Время действия — 1853-1861 годы — сложный для России период. Закончилась «позорная» для России война с Турцией. Конец 50 — начало 60-х годов XIX века — время подготовки крестьянской реформы. На смену Николаю I пришел Александр II, в годы правления которого процветала образованность различных слоев общества. Интеллигенты-разночинцы, ставшие реальной общественной силой, вступали в дискуссию с либералами-дворянами, утрачивающими свою передовую роль. Споры шли относительно всех ключевых аспектов современной действительности: вопросы культуры, литературы, искусства, образования, аграрный вопрос, вследствие обсуждения которого выяснилась неспособность дворянской интеллигенции к дальнейшей борьбе. Представителем взглядов разночинцев-демократов, считавших причиною всех социальных бед, творящихся в России, неправильное обустройство общества, является Евгений Базаров. Его оппонент и антагонист в романе — либерал, дворянин Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович — подлинный антипод Базарова. Это проявляется во всем, начиная от одежды и кончая внешностью и образом мыслей. Павел Петрович был аккуратен, делал маникюр, что особенно раздражало Базарова, всячески следил за своей внешностью и одеждой. Базаров был небрежен, он не придавал внешности особого значения. Ему было все равно, как он выглядит. Социальное положение у обоих героев различно. Павел Петрович — выходец из старого аристократического общества. Несмотря на «энглизированность», явление, типичное в дворянской среде, в Павле Петровиче постоянно проглядывает подлинный русский барин: «Я эфтим хочу доказать, милостивый государь…» Базаров же гордится своим простым происхождением: «Мой дед землю пахал…» Он единственный сын незнатного и небогатого отставного штаб-лекаря. Поступив в университет, Базаров сам начинает зарабатывать деньги, чтобы оплатить учебу: «Каждый человек должен сам себя воспитывать». Базаров — талантливый врач, ученый, занимающийся естественными науками (для шестидесятых годов девятнадцатого века было характерно увлечение естественными науками).

2 стр., 943 слов

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов» по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети

... ёт Базаров перед смертью. К концу романа внутренне меняется и Павел Кирсанов. Можно предположить, что определённую роль в этом сыграла его дуэль с Базаровым: выздоравливая после ранения, Павел Петрович много ... всякой воле живёт романтик. И отнюдь не случайно именно испытание любовью стало той отправной точкой, с которой началось изменение характера героя и запоздалое переосмысление им своих жизненных ...

Павел Петрович учился в Пажеском корпусе, затем поступил на военную службу, протекавшую в столице. «С детства Павел Петрович отличался красотою, был немного насмешлив и как-то забавно желчен — он не мог не нравиться». А Базарова трудно назвать красивым. Лицо его было «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, с большими зеленоватыми глазами». При первой же встрече Евгений Базаров и Павел Петрович почувствовали взаимную неприязнь. Базаров заявляет, что дядя Аркадия чудаковат, и классифицирует его как «архаическое явление». Павел Петрович с первых минут почувствовал «тайное раздражение» к Базарову. Именно раздражение стало причиной затеянного Павлом Петровичем ненужного и не совсем искусного спора. Павел Петрович в этом споре проигрывает, заявляя Базарову: «Что делать! Видно, молодежь, точно, умнее нас». Базаров же с уверенностью изрекает Аркадию: «Ты говоришь, что твой дядя несчастлив; тебе лучше знать, но дурь у него не вся еще вышла. Я уверен, он не шутя воображает себя дельным человеком, потому что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит мужика от экзекуции». Чем больше Павел Петрович общается с Базаровым, тем больше в нем накипают жуткая ненависть и неприязнь к последнему. Павел Петрович считал, что Базаров с неуважением относится к его аристократической особе. Он «всеми силами души возненавидел лекаришку, считал его нахалом, гордецом, циником, плебеем; подозревал, что Базаров едва ли не презирает его — его, Павла Кирсанова». Павел Петрович признается брату, что считает Базарова «шарлатаном», он желает проучить «самоуверенного выскочку». Но ему особенно и противопоставить нечего базаровскому «отрицанию». По своему мировоззрению Базаров — нигилист, человек, не признающий никаких авторитетов, не уважающий любые порядки и социальные нормы. Он относится ко всему с точки зрения полезности и ценности человека, поэтому считает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник». Базаров берет от природы все, считая это нравственным, потому что, по его мнению, нравственно то, что полезно. Он предвзято Относится к литературе, считает, что любой математик лучше поэта, «Рафаэль — дурак», а «Пушкин гроша ломаного не стоит». Но его высшая цель — служить прогрессу общества и уничтожать и опровергать все, что мешает его развитию, — чиста и нравственна. И тем не менее все силы Базарова направлены на уничтожение и разрушение пошлых устоев и правил аристократического общества. В разговоре с Павлом Петровичем он все критикует, отрицает, но ничего не предлагает взамен: «Сперва нужно место расчистить, а строить — будут другие». Хоть он и с неуважением относится к порядкам в доме Кирсановых: позволяет себе не приходить вовремя к завтраку, отвергает основы дворянского общества, — тем не менее видит в Павле Петровиче достойного соперника. Павел Петрович не был нигилистом — опровергателем устоявшихся воззрений. У него иные взгляды на жизнь. Он любит ораторствовать, многословен, сибаритствует, что не может не раздражать великого труженика Базарова. Социальные взгляды в отношении народа, ради которого и предпринимались все попытки общественного переустройства, у обоих героев различны. Базаров не в восторге от своего народа: «Русский человек тем и хорош, что он о себе прескверного мнения». В споре с Павлом Петровичем Базаров чуть ли не презирает народ и заявляет, что свобода вряд ли пойдет ему впрок, потому что «русский мужик готов сам себя обокрасть, лишь бы только напиться дурману в кабаке». И тем не менее Базаров работает на людей и ради людей. Несмотря на резкость своих суждений, он демократичен, умеет найти общий язык с народом и «обладает особым умением возбуждать к себе доверие в людях низших». Независимость Базарова и способность 1авла Петровича попадать под влияние других людей раскрывается в их отношении к женщине. Евгений держится с Одинцовой гордо и высокомерно, а Павел Петрович, однажды влюбившись в княгиню, уже не может совладать со своими чувствами. Когда же княгиня охладела к нему, он чуть «с ума не сошел». Ничто уже, кроме своей любви, не интересовало его. нигилистов любовь — физиологическое влечение самцов самок. Реплики Базарова о любви циничны и грубы. Когда эн впервые увидел Одинцову, то высказал свое мнение о ней: «На других баб не похожа». Став свидетелем поцелуя Базарова Фенечкой, Павел Петрович вызывает его на дуэль. На всем протяжении дуэли Павел Петрович ведет себя достойно, если не считать легкого обморока, приключившегося у него в результате ранения. Но сам Павел Петрович собой недоволен. Он «старался не глядеть на Базарова; он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела». Но все же «старая гвардия» все еще была способна противостоять молодому поколению. Хоть Павел Петрович и презирает Базарова, он испытывает к нему странное «влечение, род недуга». Он не раз просит у Базарова разрешения присутствовать при его опытах. Но он ни в коей мере не хотел быть ни в чем зависимым от «лекаришки». Павел Петрович всю ночь промучился, но ни разу не прибег к «искусству Базарова». По теории Льва Гумилева (хотя конкретно о Базарове он не пишет), в отдельные исторические периоды появляются люди, способные повести за собой других людей. Пассионарий — наиболее исчерпывающая характеристика Евгения Базарова. А шестидесятые годы девятнадцатого столетия были именно таким историческим периодом, когда на арене политической деятельности могли появиться личности, подобные нашему герою. Павел Петрович же был обычным, нормальным человеком, дворянином. Он мог позволить себе увлекаться, восхищаться чем-то новым, незнакомым на какое-то время. Он мог позволить себе неоднократно ошибаться и прожить долгую и в общем-то спокойную жизнь. Жизнь Евгения — яркая, как вспышка молнии, его смерть — подвиг. Так почему же такой незаурядный и необычный человек, как Евгений Базаров, заболевает и умирает? Смерть, болезнь, любовь — это экстремальные ситуации в жизни каждого человека. И с наибольшей полнотой характер Базарова раскрывается во время болезни. Мы видим, каков он на самом деле. Базаров умирает. Не сбылись пророчества Аркадия о его большом и славном будущем. Автор не знает, какое будущее у его героя, время Базаровых в России еще не пришло. В заключение необходимо отметить одиночество Базарова. В романе у него нет ни сторонников его идеи, ни единомышленников. Казалось бы, Аркадий — его друг и товарищ — должен был занять это место рядом с Евгением, но Аркадий — продолжатель традиций своего отца — Николая Петровича Кирсанова. Кукшина и Ситников — карикатурные образы, это пародия на революционеров-демократов. Но Базаров и не нуждается в чьем-либо сочувствии. Он просто говорит без стеснения то, что думает, и не обращает внимания на то, как реагируют окружающие на его слова. «Личность Базарова замыкается сама в себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет родственных ей элементов». Тургенев в своем произведении попытался изобразить передового представителя своей эпохи, но в котором многое писателя не устраивало, с которым он во многом не соглашался. Таким образом, в «Отцах и детях» Тургенев изобразил конфликт настоящего с прошедшим, характерный для шестидесятых годов девятнадцатого века. Либералы-дворяне утрачивают свою ведущую роль в обществе, и на переднем плане оказывается новая социальная сила — разночинная интеллигенция.

2 стр., 568 слов

«Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов» по роману ...

... мира в глазах Евгения меняется в корень, после того, как он осознаёт чувство притяжение к Анне Одинцовой. Теперь Базаров начинает понимать порывы Павла Петровича в объяснениях почему ... идущим мыслями за Базаровым, что показано и в характере Анны, которая, увы, так и не постигла мудрости любви, чего уже не скажешь об Евгении. Следование модному либеральному ...

1.2 Трагическое одиночество Базарова

Несмотря на чрезвычайную популярность демократического движения, тургеневский Базаров очень одинок. «Нас не так мало, как вы полагаете», — говорит он Павлу Петровичу. Но в романе мы не видим подлинных единомышленников Базарова. Писарев ищет причину одиночества в том, что он ещё не встречал человека, «который бы не спасовал перед ним. Базаров один, сам по себе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело это одиночество, он весь поглощён собою и работою… »*.

В России в это время уже выросло целое поколение демократов- разночинцев, учеников Чернышевского, Добролюбова, Писарева. А кто же сподвижники Базарова? Он нередко говорит «мы», хотя писатель ни разу не упомянул о ком-либо из истинных соратников своего героя.

Зато в романе представлены его мнимые ученики и последователи. Это прежде всего Аркадий, который переходит из категории «детей» в категорию «отцов».Увлечение Аркадия Базаровым- не более чем дань молодости.

Их отношения нельзя назвать дружбой, которая основана на глубоком взаимопонимании. Евгений Базаров хотел перевоспитать Аркадия, сделать его «своим», но очень скоро убедился, что это неосуществимо. «Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки, — прозорливо замечает Базаров. – Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..» И всё же Базарову тяжело расставаться с Аркадием, к которому он был искренне привязан.

В романе Аркадий – лучший из «учеников» Базарова. Другие его последователи изображены сатирически. Подобно тому как Репетилов опошлял идеи декабристов, Ситников и Кукшина опошляют идеи шестидесятников. Они видят в нигилизме только отрицание всех старых нравственных норм и с восторгом следуют этой новой «моде».

Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. В своём чувстве к Одинцовой он раскрывается как сильная, страстная и глубокая натура. Даже здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми. Унизительной была любовь Павла Петровича к княгине Р. Лёгким увлечением было чувство Аркадия к Одинцовой, тогда как его любовь к Кате стала результатом подчинения слабой натуры более сильной.

Базаров любит по-другому. До встречи с Одинцовой он, очевидно, не знал настоящей любви. Его первые слова об этой женщине грубы. Но его грубость, вызванную отвращением к «красивым словам», не следует путать с цинизмом. Циничным было отношение к Одинцовой губернского «света», который оскорблял её грязными сплетнями. Базаров же сразу увидел в ней человека незаурядного и выделил из круга губернских дам: «На остальных баб не похожа ». Развязность Базарова в разговоре с новой знакомой были свидетельством его смущения и даже робости. Одинцова всё поняла «и это ей даже польстило. Одно пошлое её отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова».

Одинцова во многом достойна его. И это тоже возвышает Базарова. Если бы он полюбил пустую, ничтожную женщину, его чувство не вызывало бы уважения. Он охотно делится с Анной Сергеевной своими мыслями, видит в ней умную собеседницу.

Опровергая взгляды героя романа на любовь, писатель заставляет его переживать то, что сам Базаров отвергал: «В разговорах с Анной Сергеевной он ещё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».

В сценах объяснения Базарова с Анной Сергеевной покоряют свойственные ему суровая прямота, честность. Евгений откровенно называет её аристократкой, осуждает в ней то, что ему чуждо. Из его слов Одинцова могла сделать вывод, что этот человек, как бы он ни любил, не пожертвует во имя любви своими убеждениями.

Но не это отпугнуло её. Некоторые критики утверждали, будто бы Тургенев развенчивает своего героя, показывая, что любовь сломила Базарова, выбила его из колеи, что в последних главах романа он уже не тот, каким знали его вначале. Да, действительно, несчастная любовь приводит Базарова к тяжёлому душевному кризису. Всё валится у него из рук, и само его заражение кажется не таким уж случайным: человек в подавленном душевном состоянии становится неосторожным.

Но Базаров не отказался от борьбы со свой болью, не раскис, не стал унижаться перед своей возлюбленной. Он всеми силами стремится побороть в себе отчаяние, он злится на свою боль. И если бы не смерть, он, может быть, и справился бы с этой болью.

Способность к истинной любви Тургенев всегда считал важной для оценки человека. Писатель показывает, что Базаров и в любви выше «уездных аристократов», в том числе умной и обаятельной, но душевно холодной и эгоистичной Одинцовой. Нигилист Базаров способен любить глубоко и сильно.

Трагическое одиночество Базарова проявляется не только в его общении с мнимым другом и любимой женщиной, но и во взаимоотношениях с народом, отзывы о которых также противоречивы. И своим происхождением, и родом занятий, и складом ума, и помыслами герой романа значительно ближе к крестьянам, чем Павел Петрович, хотя тот упрекает Базарова, что он «не знает русского народа».Недаром речь Базарова так близка к народу. «Вы порицаете моё направление, — говорит он Павлу Петровичу, — а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете? »

Вспомним, как в спорах с Павлом Петровичем и Аркадием Базаров, казалось бы, пренебрежительно говорил о русских мужиках. Но он выступал не против народа, а против умиления перед его отсталостью, суеверием,невежеством. «Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья- пророк в колеснице по небу разъезжает. Что же? Мне соглашаться с ним?» Базаров убеждён, что нигилизм обусловлен интересами простых мужиков, вызван «народным духом». Герой романа не склонен идеализировать народ, видя его долготерпение и рабство; свобода едва ли пойдёт ему впрок, «потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».

Такую точку зрения своего героя разделял и сам Тургенев. «Все истинные отрицатели, которых я знал, — без исключения (Белинский… Герцен, Добролюбов…), идут по своей дороге потому только, что более чутки к требованиям народной жизни», — писал он.

Многие демократы 60-х годов подчёркивали важность трезвого отношения к крестьянству, отказа от его идеализации. Поэтому не удивительно, что в устах Базарова не раз звучат резкие суждения о народе: «Русский мужик Бога слопает». Во второй половине произведения Базаров как будто даже презирает народ за его предрассудки, пассивность, заблуждения, знахарство, пьянство. В двадцать первой главе он весьма скептически говорит о будущем мужиков и своём собственном: «… я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?»

Такие суждения о народе рождены авторским желанием снизить образ своего героя, наделить его антидемократическими репликами. Поэтому Базаров жестоко иронизирует над деревенским мужиком, подтрунивая над ним и славянофильским представлением о силе крестьянства: «… от вас начнётся новая эпоха в истории. Вы нам дадите и язык настоящий и законы». На непонятные ему слова мужик отвечает «… а против нашего, то есть миру, известно, господская воля; потому вы отцы наши. А чем строже барин взыщет, тем милее мужику». Базарову горько слышать эти рабские проявления покорности и угодливости. Поэтому он «презрительно пожал плечами и отвернулся». Характерно, что Базаров «… владел особым умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно». Слуги «чувствовали, что он всё-таки свой брат, не барин». И горничная Дуняша, и Пётр светлели при встрече с гостем, а дворовые мальчики «бегали за дохтуром» , как «собачонки», испытывая к нему особую, неподдельную симпатию.

Желая подчеркнуть его одиночество, преждевременное появление в России, его обречённость, Тургенев хочет показать глубину той пропасти, которая отделяет Базарова от народа.«Увы! – говорит Тургенев, — презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров, этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он был в их глазах всё- таки чем-то вроде шута горохового…».

Одиночество Базарова

  • Евгений Базаров-главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Он — новый человек, за ним будущее. Базаров — сложная, неоднозначная фигура.

С самого начала романа мы чувствуем, что Базаров резко от­личается от окружающих его людей. Очень необычна его внеш­ность: при ее описании Тургенев обращает внимание на красную обнаженную руку — руку трудящегося человека. Необычны мане­ры и поведение героя. Приехав в имение Кирсановых, Базаров с самого утра занялся делом: ловит лягушек, делает химические опыты.

Базаров необычен и своими взглядами, которые он сразу же начинает высказывать в резкой полемике с Павлом Петровичем. Он отрицает государственное устройство России — самодержа­вие, крепостное право, отрицает все авторитеты. Он нигилист, и его нигилизм распространяется на вечные ценности: красоту природы, искусство, любовь. Именно этот вызов непреходящим жизненным ценностям ставит героя в ситуацию трагического одиночества.

Действительно, Базаров очень одинок в жизни. Только в начале романа он привлекает к себе своей необычностью. К нему привязываются дворовые мальчишки, они бегают за ним, «как собачонки». Фенечка полюбила его за то, что он хорошо отнесся к ней и ее ребенку. Однако, уже в первых главах видно, что в его жизни отсутствует очень важная ценность — подлин­ная дружба.

Отношения его с Аркадием лишь на первый взгляд можно на­звать дружбой — нет в них подлинной духовной общности, это ско­рее отношения учителя и нерадивого ученика. Немудрено, что эти отношения оказались нестойкими.

Нет у Базарова и последователей, нет людей, с которыми бы он вместе делал одно дело. Базаров учился в Гейдельбергском университете, однако в романе ничего не сказано о студенческой жизни Базарова, о его связях со студенческими кружками. И хотя Базаров постоянно говорить о себе «мы» («Мы догадались…», «Мы увидели…»), но это «мы, по-видимому, состоит из таких же оди­наковых людей, как Базаров, — людей, не нуждающихся в обще­нии друг с другом. Ситников и Кукшина — лишь пародии на базаровский образ жизни, оттеняющие трагическое одиночество героя.

Любовь Базарова трагична Ведь, полюбив, он чувствует глубо­кое несоответствие своей же собственной души своим же воззрени­ям. Истоки трагизма базаровской любви — не в аристократизме Одинцовой. Проблема в том, что сам Базаров, полюбив, не хочет любви и бежит от нее. И самое главное: где та грань, которая отде­ляет базаров с кую любовь от ненависти к любимой женщине. Вот как выглядит герой в момент объяснения с Одинцовой: «. ..страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, мо­жет быть, сродни ей Чувство, жестоко подавленное, наконец про­рвалось, но прорвалось с разрушительной силой.

Эта сила исподволь разрушает личность Базарова. Последние дни и часы Евгения носят трагическую окраску. Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, — сгусток страданий не физических, а духовных: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто ну­жен?» Вот трагический итог жажды деятельности.

Базаров — трагический герой. И. С. Тургенев писал о нем: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины вырос­шая из почвы, сильная, злобная, честная — все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будуще­го Вот исток страданий и одиночества героя — преждевремен­ность его появления. Но одновременно этот герой — смелое предвосхищение будущих свершений.