Примеры победа и поражение. победа и поражение. Все победы начинаются с победы над самим собой

Итоговое сочинение 2016-2017 предполагает объем от 350 слов.

Время, отводимое для экзаменационной работы, — 3 часа 55 минут.

Темы итогового сочинения

Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:

  1. «Победа и поражение»

Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись к примерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016-2017 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.

Одна из таких тем — «Победа и поражение».

Как правило, произведения из курса по литературе — это большая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Победа и поражение».

  • Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
  • Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»
  • Повесть А.С. Пушкина «»
  • Роман И.А. Гончарова «Обломов»

Аргументы к теме «Победа и поражение» 2016-2017

  • «Война и мир» Л.Н.Толстого

Тема победы и поражения сама по себе присутствует на войне в самом явном ее проявлении. Война 1812г. — это одно из самых масштабных и значимых для России событий, во время которого были продемонстрированы и патриотизм населения, а также мастерство русского главного командования. После совета в Филях русский полководец М.И.Кутузов принял решение оставить Москву. Таким образом, планировалось сохранить войска и тем самым, Россию. Это решение демонстрирует не поражение в военных действиях — а напротив: доказывает непобедимость русского народа. Ведь вслед за военными город начали оставлять все его жители, представители высшего общества и дворянства. Народ продемонстрировал свою непокорность французам, оставив город врагу, лишь бы не находиться под властью Бонапарта. Вошедший в город Наполеон не встретил сопротивления, а увидел лишь пылающую Москву, которую покинули люди, и осознал не свою, казалось бы, победу, а поражение. Поражение от русского духа.

  • «Отцы и дети» И.С.Тургенева

В произведении И.С. Тургенева конфликт поколений проявляется, в частности, в противостоянии молодого нигилиста Евгения Базарова и дворянина П.П.Кирсанова. Базаров — самоуверенный молодой человек, смело судит обо всем, считая себя человеком, сделавшим себя собственным трудом и умом. Его оппонент Кирсанов — вел разгульный образ жизни, многое пережил, прочувствовал, любил светскую красавицу и обрел, тем самым, опыт, который повлиял на него. Он стал более рассудительным и зрелым. В споре Базарова и Кирсанова проявляется внешняя победа — он резок, но соблюдает при этом приличия, а дворянин не сдерживает себя, срываясь на оскорбления. Однако во время дуэли двух героев, казалось бы, одержанная победа нигилиста Базарова оборачивается поражением в основном противостоянии.

3 стр., 1398 слов

Приемы работы с текстом при подготовке к итоговой аттестации ...

... итоговой аттестации по русскому языку. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с ... сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы. Цель работы с текстом на уроках русского языка ... выпишите из текста общенаучные слова. 9. Разберите по составу следующие слова: обитания, скалистая, ...

Он встречает любовь всей своей жизни и не может противостоять своим чувствам, как и признать это, ведь он отрицал существование любви. Да, здесь Базаров потерпел поражение. Умирая, он осознает, что прожил жизнь, отрицая все и вся, при этом потерял самое главное.

  • «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

В повести Н.В. Гоголя можно найти пример того, как могут переплетаться между собой победа и поражение. Младший сын Андрий ради любви предал свою родину и казачью честь, перейдя на вражескую сторону. Его личная победа состоит в том, что он защищал свою любовь, смело решившись на такого рода поступок. Однако его предательство по отношению к отцу и родине непростительно — и в этом его поражение. В повести продемонстрирована одна из самых сложных схваток — духовная борьба человека с самим собой. Ведь здесь нельзя говорить о победе и поражении, так как невозможно выиграть, не проиграв при этом с другой стороны.

Пример сочинения

В жизни человека сопровождает большое количество ситуаций, в которых ему приходится чему-то или кому-то противостоять. Зачастую, это какие-то обстоятельства, конкретные условия и борьба, где есть победители и проигравшие. А иногда это более сложные ситуации, где победу и поражение можно рассматривать с разных точек зрения.

Обратимся к сокровищнице аргументов из русской классической литературы — великому произведению Л.Н.Толстого «Война и мир». Значительную часть романа составляют военные действия времени Отечественной войны 1812г., когда весь русский народ встал на защиту страны от захватчиков-французов. Тема победы и поражения сама по себе присутствует на войне в самом явном ее проявлении. После совета в Филях русский полководец М.И.Кутузов принял решение оставить Москву. Таким образом, планировалось сохранить войска и тем самым, Россию. Это решение демонстрирует не поражение в военных действиях — а напротив: доказывает непобедимость русского народа. Ведь вслед за военными город начали оставлять все его жители, представители высшего общества и дворянства. Народ продемонстрировал свою непокорность французам, оставив город врагу, лишь бы не находиться под властью Бонапарта. Вошедший в город Наполеон не встретил сопротивления, а увидел лишь пылающую Москву, которую покинули люди, и осознал не свою, казалось бы, победу, а поражение. Поражение от русского духа.

6 стр., 2598 слов

Победа и поражение в романах «Преступление и наказание» и «Отцы и дети»

... борьба человека с самим собой. Ведь здесь нельзя говорить о победе и поражении, так как невозможно выиграть, не проиграв при этом с другой стороны. Наш образец: сочинение по направлению «Победа и поражение» ... Ведь это твоя жизнь. И побеждая кого-то, подумай, а победа ли это! Аргументы к теме «Победа и поражение» 2016-2017 «Война и мир» Л.Н.Толстого Тема победы и поражения сама по себе присутствует ...

В повести Н.В. Гоголя можно найти пример того, как могут переплетаться между собой победа и поражение. Младший сын Андрий ради любви предал свою родину и честь казачьего войска, перейдя на вражескую сторону. Его личная победа состоит в том, что он защищал свои чувства, смело решившись на такого рода поступок. Однако его предательство по отношению к отцу и родине непростительно — и в этом его поражение. В повести продемонстрирована одна из самых сложных схваток — духовная борьба человека с самим собой. Ведь здесь нельзя говорить о победе и поражении, так как невозможно выиграть, не проиграв при этом с другой стороны.

Таким образом, стоить говорить о том, что победа не всегда являет собой превосходство и уверенность — то, что мы привыкли себе представлять. И, кроме того, зачастую победа и поражение идут рядом, дополняя друг друга и формируя особенности личности человека.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

«Победа и поражение»

Официальный комментарий:

социально-историческом, нравственно-философском, психологическом.

Противопоставление понятий «победа» и «поражение» заложено уже в их толковании. У Ожегова читаем: «Победа – успех в битве, войне, полное поражение противника». То есть победа одного предполагает полное поражение другого. Однако и история, и литература дают нам примеры того, как победа оказывается поражением, а поражение – победой. Именно об относительности данных понятий и предлагается порассуждать выпускникам, опираясь на свой читательский опыт. Конечно же, ограничиться понятием о победе как разгроме врага в битве невозможно. Поэтому целесообразно рассмотреть данное тематическое направление в разных аспектах.

Афоризмы и высказывания :

  • победа над самим собой. Цицерон

Возможность того, что мы можем потерпеть поражение в бою, не должна мешать нам сражаться за дело, которое мы считаем справедливым. А.Линкольн

Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но его нельзя победить. Э.Хемингуэй

Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой. Вольфрам

Список литературы по направлению «Победа и поражение», Материалы к литературным аргументам., Л. Н. Толстой роман «Война и мир», Шенграбенское, Аустерлицкое, Бородинское., Первую битву при Шенграбене

Центр самой битвы – батарея Тушина. Перед сражением князь Андрей чертил план сражения, обдумывал наилучшие шаги. Но на месте боевых действий понял, что все происходит совсем не так, как было задумано. Во время битвы просто невозможно организованное руководство, полный контроль над событиями. Поэтому Багратион добивается только одного – поднятия духа армии. Именно дух, настрой каждого солдата определяет всю битву.

Среди общего хаоса князь Андрей видит батарею скромного Тушина. Еще недавно в палатке маркитанта он выглядел обыкновенным, мирным человеком, стоял разувшись. А теперь, занимая самую невыгодную диспозицию, находясь под непрерывным обстрелом, он проявляет чудеса храбрости. Себе Тушин кажется большим и сильным. Но вместо награды или похвалы его отчитывают на совете после битвы за то, что он посмел выступить без приказа. Если бы не слова князя Андрея, никто бы не узнал о его подвиге.

20 стр., 9737 слов

Победа и поражение тарас бульба. Наш образец: по направлению «Победа и поражение

... победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях. Возможные темы сочинений: 1. Может ли поражение стать победой? 2.«Величайшая победа - победа над самим собой» (Цицерон). 3.«Всегда победа ... победа может стать одновременно и поражением. Важно то, какова цена победы, да и нужна ли она вообще,если в итоге- смерть ... Марьи Алексеевны Да, тяжело осознавать Чацкому, что здесь его не ...

Шенграбенская победа стала залогом победы при Бородине.

В канун Аустерлицкой битвы, На Бородинском поле

Русские войска одержали нравственную победу в Бородинской битве. Они не могли отступать, дальше была лишь Москва. Наполеон был поражен: обычно, если битва не выигрывалась в течение восьми часов, можно было говорить о ее поражении. Французский император впервые увидел небывалое мужество русских солдат. Хотя убито было не меньше половины войска, оставшиеся воины продолжали сражаться так же твердо, как и в начале.

На французов обрушилась и «дубина народной войны».

Все сражение передается глазами Пьера, человека невоенного. Он находится в самом опасном месте – на батарее Раевского. В его душе возникает небывалый подъем. Пьер своими глазами видит, что люди идут на смерть, но преодолевают свой страх, держатся строем, до конца выполняют долг.

Князь Андрей совершает свой главный подвиг. Даже находясь в резерве, он подает пример мужества своим офицерам, не преклоняет голову. Здесь князь Андрей получает смертельное ранение.

В битве действует народа. Каждого участника сражения направляет и согревает та «скрытая теплота патриотизма», которая является главной чертой русского национального характера. Кутузову удалось тонко почувствовать дух, силу русской армии. Он во многом знал исход сражений, но никогда не сомневался в победе своих солдат.

В своем романе Л.Н. Толстому удалось мастерски сочетать обзоры масштабных исторических сражений и описание душевных переживаний человека на войне. В этой особенности и проявился гуманизм автора.

А. С. Грибоедов пьеса «Горе от ума»

Конфликт пьесы представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Он осуждает бесчеловечность крепостного права, вспоминая о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак; ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе: «Да и кому в Москве не затыкали рты обеды, ужины и танцы?». Он не признает чинопочитания и подхалимства: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево, плели». Чацкий полон искреннего патриотизма: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев». Он стремится служить «делу», а не лицам, он «служить бы рад, прислуживаться тошно». Общество оскорблено и, защищаясь, объявляет Чацкого сумасшедшим. Его драма усугубляется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье. Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит, ведь его любовь к ней ускоряет «сердца каждое биенье», хотя «ему мир целый казался прах и суета». Оправдать Чацкого может его ослепленность страстью: у него «ум с сердцем не в ладу». Психологический конфликт переходит в конфликт общественный. Общество единогласно приходит к выводу: «безумный по всему…». Сумасшедший обществу не страшен. Чацкий принимает решение «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».

7 стр., 3465 слов

Жизнь после смерти. Смерть и бессмертие

... вопросов о духовной сущности человека и о жизни после смерти. Но в целом Библия очень мало говорит о событиях, наступающих после смерти и о природе потустороннего мира. Это относится ... очень неординарное видение древних жителей Киевской Руси счастливой загробной жизни. Согласно рассказу, души праведников после своей физической смерти отправляются в Райский сад, куда простым смертным вход воспрещ ...

И.А. Гончаров так оценил финал пьесы: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой». Чацкий не отказывается от своих идеалов, он лишь освобождается от иллюзий. Пребывание Чацкого в доме Фамусова пошатнуло незыблемость устоев фамусовского общества. Софья произносит: «Себя я, стен стыжусь!»

Поэтому поражение Чацкого – лишь временное поражение и только его личная драма. В общественном же масштабе «победа Чацких неизбежна». На смену «веку минувшему» придет «век нынешний», и взгляды героя комедии Грибоедова одержат победу.

Чацкий ничего не сделал, но он говорил, и за это его объявили сумасшедшим. Старый мир борется со свободным словом Чацкого, используя клевету. Борьба Чацкого обличительным словом соответствует тому раннему периоду движения декабристов, когда они считали, что много можно добиться словом, и ограничивались устными выступлениями. Однако борьба словом не приводит к победе. Старый мир еще настолько силен, что побеждает Чацкого, бегущего из дома Фамусова и из Москвы. Но бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринимать как поражение. Непримиримость взглядов между Чацким и Фамусовским обществом ставит нашего героя в трагическую ситуацию. По замечанию Гончарова, его роль «страдательная»: в одно и тоже время он и «передовой воин», «застрельщик», и при этом он «всегда жертва». «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей»,- так определял значение Чацкого И.А. Гончаров.

А. Н. Островский пьеса «Гроза»

Выпускники могут поразмышлять над вопросом о том, чем является смерть Катерины – победой или поражением. На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Слишком много причин привело к страшному финалу. Драматург видит трагизм положения Катерины в том, что она вступает в конфликт не только с калиновскими семейными нравами, но и с самой собой. Прямодушие героини Островского – один из истоков ее трагедии. Катерина чиста душой – ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Она понимает, что, полюбив Бориса, нарушила нравственный закон. «Ах, Варя, – жалуется она, – грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?». Через всю пьесу проходит мучительная борьба в сознании Катерины между пониманием своей неправоты, своей греховности и смутным, но все более властным ощущением своего права на . Но пьеса завершается нравственной победой Катерины над темными силами, мучающими ее. Свою вину она искупает безмерно, а от неволи и унижения уходит единственным путем, который ей открылся. Ее решение умереть, только бы не остаться рабой, выражает, по словам Добролюбова, «потребность возникшего движения русской жизни». И это решение приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. Она умирает потому, что считает смерть единственным достойным исходом, единственной возможностью сохранить то высшее, что жило в ней. В мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами «темного царства» Диких и Кабановых, укрепляет также реакция на ее смерть других героев пьесы. Например, Тихон, муж Катерины, впервые в жизни выразил свое собственное мнение, впервые решился на протест против удушающих устоев своей семьи, вступив (пусть всего на миг) в борьбу с «темным царством». «Вы ее погубили, вы, вы…»,– восклицает он, обращаясь к матушке, перед которой всю жизнь дрожал.

3 стр., 1177 слов

Нравственность и экология по произведению В. П. Астафьева «Царь-рыба»

... и природы. Так, например, в новелле "Капля" автором была затронута важная философская проблема, которую Астафьев формулирует в рассуждениях о капле, замершей на "заостренном конце продолговатого ивового ... — подумал главный герой новеллы. — Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не "всякому Якову". Отбросив сомнения, "удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в ...

Гибелью завершается пьеса Островского «Гроза», жанр которой смело можно было бы обозначить как трагедия. Смерть Катерины в «Грозе» является развязкой произведения и несёт особую смысловую нагрузку. Сцена самоубийства Катерины породила много вопросов и трактовок такого сюжетного поворота. Например, Добролюбов считал этот поступок благородным, а Писарев придерживался точки зрения о том, что такой исход явился «совершенно неожиданным для неё (Катерины) самой». Достоевский де полагал, что смерть Катерины в пьесе «Гроза» произошла бы и без деспотизма: «это жертва собственной чистоты и своих верований». Легко заметить, что мнения критиков разнятся, но при этом каждое отчасти истинно. Что же заставило девушку принять такое решение, совершить стол отчаянный шаг? Что означает смерть Катерины — героини пьесы «Гроза»?

Однако, как было указано выше, на самоубийство Катерины существуют несколько различных точек зрения. Ведь с другой стороны, неужели Катя не могла просто сбежать, не принимая таких отчаянных решений? В том-то и дело, что не могла. Не для неё было это. Быть честной перед собой, быть свободной — вот то, чего так страстно желала девушка. К сожалению, всё это можно было получить лишь ценой собственной жизни. Смерть Катерины — это поражение или победа над «»? Катерина не победила, но и не осталась побеждённой.

И. С. Тургенев роман «Отцы и дети»

Писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений двух политических направлений. Сюжет романа построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями двух поколений, не находящих взаимопонимания. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшими. Так и здесь, представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять «отцов», их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели. «Да стану я их баловать… Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатовство…». По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Именно поэтому Базаров неуважительно относится к искусству, к наукам, не имеющим практической базы. Он считает, что гораздо полезнее отрицать то, что, с его точки зрения, заслуживает отрицания, чем безучастно наблюдать со стороны, ничего не решаясь предпринять. «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем», – говорит Базаров. А Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи, в которых нельзя усомниться («Аристократизм… либерализм, прогресс, принципы… искусство…»).

Он больше ценит привычки и традиции и не хочет замечать изменений, происходящих в обществе.

Базаров – фигура трагическая. Нельзя сказать, что он побеждает Кирсанова в споре. Даже когда Павел Петрович готов признать свое поражение, Базаров вдруг теряет веру в свое учение и сомневается в своей личной необходимости обществу. «Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен», – размышляет он.

3 стр., 1275 слов

Победа и поражение преступление и наказание

... сочинение на тему "Важнейшая победа - победа над самим собой" направление "Победа и пораженние" Введение (вступление): Победа и поражение ... Катерины Ивановны «бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзничь». Мир романа «Преступление и наказание» - это мир постоянных, ставших уже будничными и ... жизни. Рассуждая об этих двух понятиях,как нельзя кстати подходит цитата:"Важнейшая победа-это победа ...

Конечно, более всего человек проявляется не в разговорах, а в делах и в жизни своей. Поэтому Тургенев как бы проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них – испытание любовью. Ведь именно в любви душа человека раскрывается полно и искренне.

И тут горячая и страстная натура Базарова смела все его теории. Он влюбился в женщину, которую высоко ценил. «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего выказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Герой переживает сильный душевный разлад. «…Что-то… в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Анна Сергеевна Одинцова отвергла его. Но Базаров нашел в себе силы с честью принять поражение, не теряя своего достоинства.

Так все же – победил или проиграл нигилист Базаров?

Кажется, что в испытании любовью Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его оказывается позой, в которую, правда, он искренне верил. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.

А Анна Сергеевна формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило ее уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но будет ли она счастлива?

Центральная фигура романа – нигилист Евгений Базаров. На страницах романа он выступает как противник всего опыта предыдущих поколений. Базаров отрицает простые человеческие чувства, морально-нравственные ценности и так далее. Он признает только естественные науки. Можно сказать, что герой стремится к разрушению. В этом он видит цель своей жизни: расчистить площадку для последующих поколений. Но, по ходу романа, герой жестоко разочаровывается в своих жизненных взглядах и ценностях. Главным ударом для него становится любовь.

Таким образом, мне кажется, что любовь Базарова и Одинцовой была обречена с самого начала. Взгляды Базарова на любовь, его упрямый и самолюбивый характер в сочетании с взглядами Анны Сергеевны с самого начала создавали сложности в их отношениях. На станицах своего романа Тургенев свел этих героев, чтобы показать крушение взглядов Базарова, доказать, что каждый человек способен на любовь, но не каждый может удержать ее.

Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

«Преступление и наказание»– это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству, пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни.

4 стр., 1764 слов

Можно ли прожить счастливую жизнь без побед

... счет которых сами же обогатились. Сочинение на тему Можно ли прожить счастливую жизнь без побед? в романе Обломов, Гончаров читать бесплатно , Можно ли прожить счастливую жизнь без побед? Можно ли прожить счастливую жизнь без побед? Ответ на этот вопрос напрямую ... просто предпочитал жить без целей и задач, не загадывая ничего наперед. Этого человека не. интересовали ни победы, ни поражения, так как ...

Идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, . Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка вынуждена торговать собой, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому выводу приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности , «сверх-человеки» типа Магомета и Наполеона, а с другой – серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным наименованием – «тварь дрожащая» и «муравейник».

Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего». Герой разочаровывается в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к «тварям дрожащим».

Удивительно, но Раскольников и сам не желал бы оказаться теперь победителем. Ведь победить – значит нравственно погибнуть, остаться со своим душевным хаосом навсегда, извериться в людях, себе и жизни. Поражение Раскольникова стало его победой – победой над собой, над своей теорией, над Дьяволом, который завладел его душой, но не сумел навсегда вытеснить в ней Бога.

«Слово о полку Игореве»

Автор «Слова» обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к ответу и требовательно напоминая им об их долге перед родиной. Он зовет их защитить Русскую землю, «загородить полю ворота» своими острыми стрелами. И поэтому, хотя автор и пишет о поражении, в «Слове» нет и тени уныния. «Слово» так же лаконично и немногословно, как обращения Игоря к своей дружине. Это зов перед боем. Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой об этом будущем. Поэма о победе была бы поэмой торжества и радости. Победа – это конец сражения, поражение же для автора «Слова» – это только начало битвы. Битва со степным врагом еще не кончилась. Поражение должно объединить русских. Не к пиру торжества зовет автор «Слова», а к пиру-битве. Об этом пишет в статье «Слово о походе Игоря Святославича» Д.С. Лихачев.

8 стр., 3549 слов

Жизнь человека — рассказ Леонида Андреева

... бытия, но андреевскую пессимистическую концепцию человека он отрицал самым решительным образом. "Жизнью Человека" начинается новый этап в творчестве писателя. Если до сих пор Андреев шел за Горьким, то ... однообразен. В жизни Человек сталкивается с величественной фигурой "Некоего в сером". Еще в "Жизни Василия Фивейского" (1903 год) можно встретиться с этим образом. Правда ему Андреев дает другое ...

Заканчивается «Слово» радостно – возвращением Игоря в Русскую землю и пением ему славы при въезде в Киев. Итак, несмотря на то что «Слово» посвящено поражению Игоря, оно полно уверенности в могуществе русских, исполнено веры в славное будущее Русской земли, в победу над врагом.

В. П. Астафьев «Царь-рыба»

Игнатьич — главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности.

В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьём, опытом предков и собственным, обретённым за долгие годы. Жадность заставляла Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.

Рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и «вьюнцах», он с удивлением называет его «загадкой природы». С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем».

Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время «жадность он почёл азартом», а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. «А-а, была не была! — подумал главный герой новеллы. — Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову».

Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу…». Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке», — пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осётр «не по руке ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады забылся в человеке человек». Игнатьич и царь-рыба «повязались одной долей». Их обоих ждёт смерть. жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?» — молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и на то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: «Бра-ате-ельни-и-и-ик!..»

Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осётр жмётся к нему потому, что их обоих ждёт смерть. В этот момент человек начинает вспоминать своё детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжёлым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой, попадётся коды — отпушшайте сразу».

Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой — наказание за его дурные поступки.

Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: «Прос-сти-итееее… её-еээээ… Гла-а-аша-а-а, прости-и-и». После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле «десятки смертельных уд». Игнатьичу сразу становится легче: телу — оттого что рыба не висела на нем мёртвым грузом, душе — оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.

Поражение привело к победе, Игнатьич переосмыслил свою жизнь.

Направление «Победа и поражение» итогового сочинения 2016-2017 по литературе: примеры, образцы, разбор работ

Примеры написания сочинений по литературе по направлению «Победа и поражение». К каждому сочинению приведена статистика. Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется.

Данные работы можно применять для подготовки к итоговому сочинению. Они предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

Ниже даны видеоразборы работ по «Победа и поражение».

Победа всегда желанна. Мы ждём победы с , играя в догонялки или в настольные игры . Во что бы то ни стало нам необходимо победить. И тот, кто побеждает, чувствует себя королём положения. А кто-то – лузер, потому что не так быстро бегает или просто фишки выпали не те. Так ли уж необходима победа? Кого можно считать победителем? Всегда ли победа является показателем подлинного превосходства.

В комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад» в центре конфликта – противостояние старого и нового. , воспитанное на идеалах прошлого, остановилось в своём развитии, привыкшие получать всё без особого труда, по праву рождения, Раневская и Гаев беспомощны перед необходимостью действия. Они парализованы, не могут принять решения, сдвинуться с места. Их мир рушится, летит в тартарары, а они строят радужные прожекты, затевают никому не нужный праздник в доме в день торгов имения с аукциона. И тут появляется Лопахин – бывший крепостной, а ныне – хозяин вишнёвого сада . Победа опьянила его. Сначала он пытается скрыть радость, но вскоре торжество переполняет его и, уже не стесняясь, он хохочет и буквально кричит:

Боже мой, господи, мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется…

Конечно, рабство его деда и отца, возможно, оправдывают его поведение, но перед лицом, по его словам, любимой Раневской это выглядит, как минимум, бестактно. И тут его уже трудно остановить, как настоящий хозяин жизни, победитель он требует:

Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!

Может быть, с точки зрения прогресса победа Лопахина – это шаг вперёд, но как-то грустно становится после таких побед. Сад вырубают, не дожидаясь отъезда бывших хозяев, Фирса забывают в заколоченном доме… Есть ли утро у такой пьесы?

В рассказе Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» в центре внимания находится судьба молодого человека, посмевшего полюбить женщину не своего круга. Г.С.Ж. давно и преданно любит княгиню Веру. Его подарок – – сразу привлёк внимание женщины, потому что камни вдруг загорелись как «прелестные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» — подумала с неожиданной тревогой Вера». Неравные отношения всегда чреваты серьёзными последствиями. Тревожные предчувствия не обманули княгиню. Необходимость во что бы то ни стало поставить на место зарвавшегося негодяя возникает не столько у мужа, сколько у брата Веры. Появившись перед лицом Желткова, представители высшего света априори ведут себя, как победители. Поведение Желткова укрепляет их в своей уверенности: «его дрожащие руки забегали, теребя пуговицы, щипля светлые рыжеватые усы, трогая без нужды лицо». Бедный телеграфист раздавлен, растерян, чувствует себя виноватым. Но только Николай Николаевич вспоминает власти, к которым хотели обратиться защитники чести жены и сестры, как Желтков внезапно меняется. Над ним, над его чувствами никто не властен, кроме предмета обожания. Никакие власти не в силах запретить любить женщину. А пострадать ради любви, отдать за неё жизнь – вот истинная победа великого чувства, которое посчастливилось испытать Г.С.Ж. Он уходит молча и уверенно. Его письмо Вере – гимн великому чувству, торжествующая песнь Любви! Его смерть – его победа над ничтожными предрассудками жалких вельмож, чувствующих себя хозяевами жизни.

Победа, как выясняется, бывает опаснее и отвратительней поражения, если она попирает вечные ценности, искажает нравственные основы жизни.

Всего: 508 слов

Чтобы ответить на вопрос: «Что означает самоубийство Катерины — ее победу или поражение?», необходимо исследовать обстоятельства ее жизни, изучить мотивы ее поступков, обратить особое внимание на сложность и противоречивость натуры героини и необыкновенное своеобразие ее характера.

Катерина — натура поэтическая, исполненная глубокого лиризма. Она росла и воспитывалась в мещанской семье, в религиозной атмосфере, но впитала в себя все самое лучшее, что мог дать патриархальный уклад жизни. Она обладает чувством , чувством прекрасного, ей свойственно переживание красоты, воспитанное у нее в детстве. Н. А. Добролюбов видел величие образа Катерины именно в цельности ее характера, в способности везде и всегда быть самой собой, ни в чем и никогда не изменять самой себе.

Придя в дом мужа, Катерина столкнулась с совершенно иным образом жизни, в том смысле, что это была жизнь, в которой царит насилие, самодурство, унижение человеческого достоинства. Жизнь Катерины круто переменилась, и события приобрели трагический характер, но этого могло и не случится, если бы не деспотичный характер ее свекрови — Марфы Кабановой, которая счита-ет основой «педагогики» — страх. Ее — пугать и держать в повиновении страхом. Она ревнует сына к Молодой жене и считает, что тот недостаточно строг с Катериной. Она боится, что ее младшая дочь Варвара может «заразиться» таким дурным примером, и как бы ее будущий муж не упрекнул потом тещу в недостаточной строгости при воспитании дочери. Смиренная внешне Катерина становится для Марфы Кабановой олицетворением скрытой опасности, которую она чувствует интуитивно. Вот и стремится Кабаниха подчинить, сломить хрупкий характер Катерины, заставить и ее жить по своим законам, вот и точит ее «как ржа железо». Но Катерина, наделенная душевной мягкостью, трепетностью, способна в отдельных случаях проявить и твердость, и волевую решительность — она не желает мириться с таким положением. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! — говорит она. — Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержишь меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» Она испытывает потребность свободно любить и потому вступает в борьбу не только с миром «темного царства», но и с собственными убеждениями, с собственной натурой, неспособной ко лжи и обману. Обостренное чувство справедливости заставляет ее сомневаться в правильности своих поступков, и проснувшееся чувство любви к Борису она воспринимает как страшный грех, потому что, полюбив, она нарушила те нравственные установления, которые считала святыми.

Но и поступиться своей любовью тоже не может, ведь именно любовь дает ей столь необходимое ощущение свободы. Катерина вынуждена скрывать свои свидания, но жить обманом для нее невыносимо. Поэтому она хочет освободиться от них своим публичным покаянием, но только еще больше осложняет и без того тягостное свое существование. Покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но как же жить ей дальше, если даже после того, как в грехе перед всеми раскаялась, не стало легче. Вернуться к мужу и свекрови невозможно: там все чужое. Тихон не решится открыто осуждать тиранию матери, Борис — человек безвольный, он не придет на помощь, а продолжать жить в доме Кабановых безнравственно. Раньше ее хоть попрекать не могли, она могла чувствовать свою правоту перед этими людьми, а теперь она перед ними виновата. Ей остается только покориться. Но не случайно в произведении присутствует образ птицы, лишенной возможности жить на воле. Для Катерины лучше не жить совсем, чем мириться с «жалким прозябанием», которое ей уготовано «в обмен на ее «. Н. А. Добролюбов писал, что характер Катерины «исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». Жить в мире «затаенной, тихо вздыхающей скорби… тюремного, гробового безмолвия…», где «нет простора и свободы для живой мысли, для задушевного слова, для благородного дела; тяжкий самодурный запрет наложен на громкую, открытую, широкую деятельность» для нее нет никакой возможности. Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей законно, «при свете белого дня , перед всем народом, если у нее вырывают то, что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет…».

Катерина не захотела мириться с убивающей человеческое достоинство действительностью, не могла жить без нравственной чистоты, любви и гармонии и потому избавилась от страданий единственным возможным в тех обстоятельствах способом. «…Просто по-человечески, нам отрадно видеть избавление Катерины — хоть через смерть, коли иначе нельзя… Отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!..» — говорит Н.А.Добролюбов. И потому трагический финал драмы — самоубийство Катерины — не поражение, а утверждение силы свободного человека, — это протест против кабановских понятий о нравственности, «провозглашенный под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина», это «страшный вызов самодурной силе». И в этом смысле самоубийство Катерины — ее победа.

Всего: 780 слов

На мой взгляд, победа — это успех чего-либо, а поражение — это не только проигрыш в чем-либо, но и признание этого проигрыша. Докажем на примерах известного всем писателя Николая Васильевича Гоголя из повести «Тарас и Бульба».

Во-первых, я считаю, что младший сын, предал свою родину и честь казачью, ради любви. Это и победа, и поражение, победа в том, что он защищал свою любовь, а поражение в том, что предательство, которое он совершил: пошел против отца, родины — не простительно.

Во-вторых, Тарас Бульба, совершив свой поступок: убив сына, наверное, больше всего это поражение. Хоть даже и война, но убить, а потом жить с этим всю жизнь, мучаясь, но по-другому было нельзя, так как война, к сожалению, не жалеет.

Таким образом, подведу итоги, в данном повести Гоголя рассказывается об обычной жизни, которая может случиться с кем-то, но надо помнить то, что признавая свои ошибки нужно сразу и не только, когда это доказано фактом, а в своей сущности, но для этого надо иметь совесть.

Всего: 164 слова

Наверное, на свете нет людей, которые не мечтали бы о победе. Каждый день мы одерживаем маленькие победы или терпим поражения. Стремясь добиться успеха над собой и своими слабостями, поднимаясь утром на тридцать минут раньше, занимаясь в спортивной секции, готовя уроки, которые плохо даются. Иногда такие победы становятся шагом к успеху, к самоутверждению. Но так бывает не всегда. Кажущаяся победа оборачивается поражением, а поражение, по сути, является победой.

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой А.А.Чацкий после трехлетнего отсутствия возвращается в общество, в котором вырос. Всё ему знакомо, про каждого представителя светского общества у него категоричное суждение. «Дома новы, а предрассудки стары», — делает вывод об обновлённой Москве молодой, горячий человек. Фамусовское общество придерживается строгих правил времен Екатерины:

«по отцу и сыну честь», «будь плохенький, да если наберётся душ тысячки две родовых – тот и жених», «дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных», «не то, чтоб новизны вводили, — никогда», «судьи всему, везде, над ними нет судей».

И лишь подобострастие, чинопочитание, лицемерие властвуют над умами и сердцами «избранных» представителей верхушки дворянского класса. Чацкий со своими взглядами оказывается не ко двору. По его мнению, «чины людьми даются, а люди могут обмануться», искать покровительство у власть имущих – низко, добиваться успеха надо умом, а не раболепством. Фамусов, едва услышав его рассуждения, затыкает уши, кричит: «…под суд!» Он считает молодого Чацкого революционером, «карбонарием», опасным человеком, при появлении Скалозуба просит не высказывать свои мысли вслух. А когда молодой человек всё-таки начинает излагать свои взгляды, быстро уходит, не желая нести ответственности за его суждения. Однако полковник оказывается человеком недалёким и улавливает лишь рассуждения по поводу мундиров. Вообще Чацкого мало кто понимает на балу у Фамусова: сам хозяин, Софья и Молчалин. Но каждый из них выносит свой вердикт. Фамусов запретил бы таким людям на выстрел подъезжать к столице, Софья говорит, что он «не человек — змея», а Молчалин решает, что Чацкий просто неудачник. Окончательный вердикт московского света – сумасшествие! В кульминационный момент, когда герой произносит свою программную речь, — никто в зале не слушает его. Можно сказать, что Чацкий терпит поражение, но это не так! И.А.Гончаров считает, что герой комедии — победитель, и с ним нельзя не согласиться. Появление этого человека встряхнуло застойное фамусовское общество, разрушило иллюзии Софьи, пошатнуло положение Молчалина.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» сталкиваются в жарком споре два оппонента: представитель – нигилист Базаров и дворянин П.П.Кирсанов. Один прожил жизнь праздную, потратил львиную долю отведённого срока на любовь к известной красавице, светской львице – княгине Р. Но, несмотря на такой образ жизни, он обрёл опыт, испытал, наверное, самое главное чувство, которое настигло его, смыло всё наносное, сбило спесь и самоуверенность. Это чувство – любовь. Базаров смело судит обо всём, считая себя «самоломанным», человеком сделавшим своё имя только собственным трудом, умом. В споре с Кирсановым он категоричен, резок, но соблюдает внешние приличия, а вот Павел Петрович не выдерживает и срывается, косвенно называя Базарова «болваном»:

…прежде они были просто болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.

Внешняя победа Базарова в этом споре, потом на дуэли оказывается поражением в главном противостоянии. Встретив свою первую и единственную любовь, молодой человек не способен пережить поражение, не желает признавать крах, но ничего не может поделать. Без любви, без милых глаз, таких желанных рук и губ жизнь не нужна. Он становится рассеянным, не может сосредоточиться, и никакое отрицание не помогает ему в этом противостоянии. Да, кажется, Базаров победил, ведь он так стоически идёт к смерти, молча борется с недугом, но на самом деле он проиграл, потому что потерял всё, ради чего стоило жить и творить.

Смелость и решительность в любой борьбе крайне необходимы. Но подчас надо отринуть самоуверенность, посмотреть вокруг, перечитать классику, чтобы не ошибиться в правильном выборе. Ведь это твоя жизнь. И побеждая кого-то, подумай, а победа ли это!

Всего: 608 слов

Наверное, на свете нет людей, которые не мечтали бы о победе. Каждый день мы одерживаем маленькие победы или терпим поражения. Стремясь добиться успеха над собой и своими слабостями, поднимаясь утром на тридцать минут раньше, занимаясь в спортивной секции, готовя уроки, которые плохо даются. Иногда такие победы становятся шагом к успеху, к самоутверждению. Но так бывает не всегда. Кажущаяся победа оборачивается поражением, а поражение, по сути, является победой.

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой А.А.Чацкий после трехлетнего отсутствия возвращается в общество, в котором вырос. Всё ему знакомо, про каждого представителя светского общества у него категоричное суждение. «Дома новы, а предрассудки стары», — делает вывод об обновлённой Москве молодой, горячий человек. Фамусовское общество придерживается строгих правил времен Екатерины:

«по отцу и сыну честь», «будь плохенький, да если наберётся душ тысячки две родовых – тот и жених», «дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных», «не то, чтоб новизны вводили, — никогда», «судьи всему, везде, над ними нет судей».

И лишь подобострастие, чинопочитание, лицемерие властвуют над умами и сердцами «избранных» представителей верхушки дворянского класса. Чацкий со своими взглядами оказывается не ко двору. По его мнению, «чины людьми даются, а люди могут обмануться», искать покровительство у власть имущих – низко, добиваться успеха надо умом, а не раболепством. Фамусов, едва услышав его рассуждения, затыкает уши, кричит: «…под суд!» Он считает молодого Чацкого революционером, «карбонарием», опасным человеком, при появлении Скалозуба просит не высказывать свои мысли вслух. А когда молодой человек всё-таки начинает излагать свои взгляды, быстро уходит, не желая нести ответственности за его суждения. Однако полковник оказывается человеком недалёким и улавливает лишь рассуждения по поводу мундиров. Вообще Чацкого мало кто понимает на балу у Фамусова: сам хозяин, Софья и Молчалин. Но каждый из них выносит свой вердикт.Фамусов запретил бы таким людям на выстрел подъезжать к столице, Софья говорит, что он «не человек — змея», а Молчалин решает, что Чацкий просто неудачник. Окончательный вердикт московского света – сумасшествие! В кульминационный момент, когда герой произносит свою программную речь, — никто в зале не слушает его. Можно сказать, что Чацкий терпит поражение, но это не так! И.А.Гончаров считает, что герой комедии — победитель, и с ним нельзя не согласиться. Появление этого человека встряхнуло застойное фамусовское общество, разрушило иллюзии Софьи, пошатнуло положение Молчалина.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» сталкиваются в жарком споре два оппонента: представитель молодого поколения – нигилист Базаров и дворянин П.П.Кирсанов. Один прожил жизнь праздную, потратил львиную долю отведённого срока на любовь к известной красавице, светской львице – княгине Р. Но, несмотря на такой образ жизни, он обрёл опыт, испытал, наверное, самое главное чувство, которое настигло его, смыло всё наносное, сбило спесь и самоуверенность. Это чувство – любовь. Базаров смело судит обо всём, считая себя «самоломанным», человеком сделавшим своё имя только собственным трудом, умом. В споре с Кирсановым он категоричен, резок, но соблюдает внешние приличия, а вот Павел Петрович не выдерживает и срывается, косвенно называя Базарова «болваном»:

…прежде они были просто болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.

Внешняя победа Базарова в этом споре, потом на дуэли оказывается поражением в главном противостоянии. Встретив свою первую и единственную любовь, молодой человек не способен пережить поражение, не желает признавать крах, но ничего не может поделать. Без любви, без милых глаз, таких желанных рук и губ жизнь не нужна. Он становится рассеянным, не может сосредоточиться, и никакое отрицание не помогает ему в этом противостоянии. Да, кажется, Базаров победил, ведь он так стоически идёт к смерти, молча борется с недугом, но на самом деле он проиграл, потому что потерял всё, ради чего стоило жить и творить.

Смелость и решительность в любой борьбе крайне необходимы. Но подчас надо отринуть самоуверенность, посмотреть вокруг, перечитать классику, чтобы не ошибиться в правильном выборе. Ведь это твоя жизнь. И побеждая кого-то, подумай, апобеда ли это!

Всего: 608 слов

Направление «Честь и бесчестие» итогового сочинения 2016-2017 по литературе: примеры, образцы, разбор работ

Примеры написания сочинений по литературе по направлению «Честь и бесчестие». К каждому сочинению приведена статистика. Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется.

Данные работы можно применять для подготовки к итоговому сочинению. Они предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

Ниже даны видеоразборы работ по тематическому направлению «Честь и бесчестие»., Понятия чести в наше время

В наш жестокий век кажется, что понятия чести и бесчестия умерли. Нет никакой особой необходимости хранить честь девушкам – стриптиз и порочность дорого оплачиваются, а деньги гораздо привлекательней какой-то эфемерной чести. Вспоминается Кнуров из «Бесприданницы» А.Н.Островского:

Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.

Порой кажется, что мужчины давно не мечтают служить на благо Отечества, беречь свою честь и достоинство, защищать Родину. Наверное, литература остаётся единственным свидетельством существования этих понятий.

Самое заветное произведение А.С.Пушкина начинается с эпиграфа: «Береги честь смолоду», — который является частью русской пословицы. Весь роман «Капитанская дочка» даёт нам самое лучшее представление о чести и бесчестьи. Петруша Гринёв – человек молодой, практически юноша (в момент отъезда его на службу ему исполнилось «осьмнадцать» лет по свидетельству его матушки), но он преисполнен такой решительности, что готов умереть на виселице, но не запятнать своей чести. И это не только потому, что отец завещал ему так служить. Жизнь без чести для дворянина всё равно, что смерть. Но совсем по-другому поступает его оппонент и завистник Швабрин. Его решение перейти на сторону Пугачёва определяется страхом за свою жизнь. Он, в отличие от Гринёва, умирать не хочет. Закономерен итог жизни каждого из героев. Гринёв проживает достойную, хотя и небогатую жизнь помещика и умирает в кругу своих детей и внуков. А судьба Алексея Швабрина понятна, хотя Пушкин ничего и не говорит об этом, но скорее всего смерть или каторга оборвут эту недостойную жизнь предателя, человека, не сохранившего свою честь.

Война является катализатором самых главных человеческих качеств, она проявляет либо отвагу и мужество, либо подлость и трусость. Доказательство этому мы можем найти в повести В.Быкова «Сотников». Два героя – нравственные полюса повествования. Рыбак – энергичный, сильный, физически крепкий, но вот мужественный ли? Попав в плен, он под страхом смерти предаёт свой партизанский отряд, выдаёт его дислокацию, вооружение, численный состав – словом всё, для того чтобы ликвидировать этот очаг сопротивления фашистам. А вот хилый, болезненный, тщедушный Сотников оказывается мужественным, терпит пытку, и решительно восходит на эшафот, ни секунды не сомневаясь в правильности своего поступка. Он знает, что смерть не так страшна, как угрызения совести от предательства. В конце повести спасшийся от смерти Рыбак пытается повеситься в сортире, но не может, так как не находит подходящего орудия (ремень у него забрали при аресте).

Его смерть – вопрос времени, он не окончательно падший грешник, а жить с таким грузом невыносимо.

Годы проходят, в исторической памяти человечества ещё хранятся образцы поступков по чести и совести. Станут ли они примером для моих современников? Думаю, да. Герои, погибшие в Сирии, спасающие людей на пожарах, в катастрофах – доказывают, что есть честь, достоинство, есть и носители этих благородных качеств.

Всего: 441 слово