Его цель — путём углубления знаний о духовном наследии русского народа, о принципах Православия как основе русской культуры не только понять, но и принять нравственные ценности. И как сказал И.Ф. Свадковский: «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья».
Культурное, интеллектуальное развитие должно быть направлено на воспитание свободной личности. Именно это лежит в основе проекта «Нескучный разговор о нравственности», который охватывает литературу как предмет и внеурочную деятельность учащихся. Использование в проекте информационно-коммуникативных технологий на всех этапах реализации проекта способствует формированию нового типа мышления, характерного для члена информационного общества, осознание своих информационных потребностей и выработку культуры потребностей. Проект рассчитан на учащихся 5-9 классов.
Никакого вымысла!
Источниками, на основе которых выросло древнерусское литературное творчество, был русский фольклор и книжная христианская литература, пришедшая из Византии и Болгарии. Одна из особенностей литературы этого времени – это ее «историзм» (Д. С. Лихачев), то есть произведения отражали исторические события; вымысел, с точки зрения христианства, являлся ложью и не допускался в литературных произведениях. Другая особенность – в отсутствии авторства или, другими словами, в неизвестности автора: произведения много раз переписывались, в тексты вносились изменения и дополнения.
Перед летописцами того времени стояла очень трудная задача перенесения устных повествований в письменные литературные произведения. Нужно было по крупицам, на основании преданий, былин, народных сказаний собрать сведения о том, что было в прошлом, и записать происходящие события, не допуская вымысла.
Сочинение на тему чему учат произведения древнерусской литературы
как вы считаете, почему исчезло европейское рыцарство? Укажите значение переменной,при котором Выражение 5:2x-8 не имеет смысла Кто первым начал собирать музыкальные групу в сказке Бременские музыканты пять четвертых разделить на одну тридцать шестую и отнять пять целых разделить на одну девятую. решить пример 6 класс математика найдите точку пересечения графиков линейных функций у =3х -2 и у=-2х+3 помогите пожалуйста Мама дала 160 руб сыну и дочери.Дочери она дала на 40 руб больше, чем сыну. Сколько денег мама дала каждому? Написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту: (1) Если вглядеться – мир полон поэтов. (2) Нет, не стихотворцев, их-то, может, даже слишком много, да и понятия эти вовсе не всегда совпадают… (3) Именно поэтов. (4) Людей, остро чувствующих красу мира, его тревожность, его праздничность, его преходящность, его вечность. (5) И даже в самом, казалось бы, далеком от поэзии человеке, хочет он или не хочет, прочел он в жизни хоть одно стихотворение или нет, а она, поэзия, нет-нет да шевельнется. (6) И он вдруг, сам не зная зачем, долго и бесполезно стоит и смотрит на бегущую невесть куда воду, или раннюю, смутную звезду, или посреди всех неотложностей, скинув их, бежит в лес.
Развитие творческих способностей у учащихся
... вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах ... воображения и творческих способностей. Урок чтения в этом отношении имеет особое значение. В центре урока литературного чтения стоит художественное произведение как продукт ...
(7) Это значит, душа его, не спросясь, затосковала, затомилась по тому, что мы называем Прекрасным. (8) Значит, в человеке, в самом нутре его, жив поэт. (9) Это он и гонит его к бегущей воде, будит до рассвета, заставляет вопреки всему испытывать счастье от белизны снега и горечи листа, от чуда белого света. (10) И нужды нет, что счастлив он молча.(11) Только очень немногим из пишущих удовалось по-настоящему приблизиться к совершенству передавая свой восторг перед совершенным. (12) Это в идеале по выражению знаменитого американского поэта Роберта Фроста стихотворение должно заканчиваться «мгновением истины и гармонии на фоне хаоса». (13) Видимо Роберт Фрост считал что истинная поэзия должна приобщать к великой гармонии жизни и нас с вами хоть на минуту защитить человека от пустоты (не)бытия. (14) Высокие поэтические удачи не часты хоть и много дерзающих и действительно никогда не удостоенных знать была ли дерзость эта увенчана удачей. (15) То есть будет ли дана творению долгая судьба радовать возвышать утешать…(16) Я слышала недавно, как один старый писатель сказал: «Если бы я родился снова, я стал бы шахматистом. (17) Там было бы ясно и мне, и всем: хорош я или плох, но я – выиграл партию».
(18) И, может, оттого, что точно этого знать в искусстве почти никому не дано, вечный спутник всех, рискнувших измарать бумажный лист, грунтованный холст, – сомнение. (19) Но и сила, наверно, в нем, в сомнении этом. (20) Вера в себя и сомнение в себе – составные движущих сил искусства.(По И.Снеговой найти к слову выглядывать антоним и синоним РЕБЯТ ПОМОГИТЕ ПРОШУ,ОЧЕНЬ НАДО:/ 1.Почему нагревается металлическая деталь,когда ее обрабатывают напильником? 2.Железнодорожный состав затормозил и остановился.В какой вид энергии превратилась кинетическая энергия поезда? 3.Какие превращения энергии происходят при катании ребят с горы на санках? 4.Сравните температуру воды у основания водопада с ее температурой у его вершины. Высота водопада 60 м.Считать, что вся энергия падающей воды идет на нее нагревание. 5.На сколько градусов нагреется кусок меди массой 1 кг, если он упадет с высоты 500 м? Считать, что вся механическая энергия куска меди полностью превращается во внутреннюю. Заранее спасибо:* Примеры древних и современных цивилизаций?
Можно ли определить жанры литературы древней Руси?
Деление на жанры в древнерусской литературе является условным: по образному выражению Д. С. Лихачева, она находилась в стадии «жанрообразования» и не была сильно привязана к какому-либо определенному жанру. Традиционно жанры древнерусской литературы определяются как религиозный (церковные тексты, житие святых, хождение) и светский (летопись, поучение, воинская повесть и слово).
Cоциокультурное пространство человека в современном мире
... культурного творчества. Таким образом, социокультурное пространство современного мира, воздействующее на человека, формируется средствами массовой информации. Развитие современных коммуникативных технологий сделало распространение массовой культуры процессом глобального характера. Современная социокультурная ...
Написать сочинение «Нравственные уроки древнерусской литературы»даю 40 баллов
>В основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров лежит наша тысячелетняя культура. Именно воплощением христианских идеалов наших предков являются величественные храмы, иконопись, древняя литература. В настоящее время особенно важно привлечь подрастающее поколение к отечественным духовным традициям. Ответственная роль в этом отводится урокам литературы, где решается проблема “духовно-нравственного воспитания”, под которым понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Всякая литература создает свой мир, воплощающий мир представлений современного ей общества. Попробуем восстановить мир древнерусской литературы. Что же это за единое и огромное здание, над построением которого трудились семьсот лет десятки поколений русских книжников – безвестных или известных нам только своими скромными именами и о которых почти не сохранилось биографических данных, и не осталось даже автографов? Чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе.
Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире. Его дом располагался красным углом на восток. По смерти его клали в могилу головой на запад, чтобы лицом он встречал солнце. Его церкви были обращены алтарями навстречу возникающему дню. В храме росписи напоминали о событиях Ветхого и Нового Заветов, собирали вокруг него мир святости. Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макро человеком. Большой мир и малый, вселенная и человек! Все взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира, значительности в нем судьбы человека. Не случайно в апокрифе о создании Адама рассказывается, что тело его было создано от земли, кости от камней, кровь от моря (не из воды, а именно от моря) , очи от солнца, мысли от облаков, свет в очах от света вселенной, дыхание от ветра, тепло тела от огня. Человек – микрокосм, “малый мир”, как называют его некоторые древнерусские сочинения. Человек ощущал себя в большом мире ничтожной частицей и всё же участником мировой истории. В этом мире всё значительно, полно сокровенного смысла… Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни… Литература — не естественнонаучная теория, не учение и не идеология. Литература учит жить, изображая. Она учит видеть, видеть мир и человека. Значит, древнерусская литература учила видеть человека способным к добру, учила видеть мир как место приложения человеческой доброты, как мир, который может измениться к лучшему. Вот если подойдет
Литература Киевской Руси
... В этот период борьба за самостоятельность охватывает все области культуры Киевской Руси, в том числе и литературу. Д. С. Лихачев указывает, что летопись складывалась постепенно, в результате ... них, документированы, прикреплены к точным датам, соотнесены с другими событиями. Исторические жанры древнерусской литературы, как правило, бытуют не отдельно, а в составе летописей, где принцип погодного ...
Из «золотой коллекции» литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-teme-nravstvennyie-uroki-literaturyi/
Первые письменные литературные произведения создавались в монастырях. В 1113 году монах Киево-Печерского монастыря Нестор на основе собранных им летописей создает замечательное произведение, которое и по настоящее время не потеряло своего значения – «Повесть временных лет». «Повесть» повествует о происхождении славян от древнего прародителя Иафета, одного из сыновей Ноя; об основании Киева и Новгорода; о Рюрике, призванного в 862 году на Русь; о князе Олеге, прозванного «Вещим», и о других правителях Руси. Сведения, содержащиеся в «Повести», легли в основу создания истории России.
Такие произведения как «Житие Александра Невского», «Задонщина» описывают сражения русских воинов против иноземных захватчиков; другие содержат ценный материал географический, исторический и этнографический материал («Хождение за три моря»).
Конспект урока по литературе на тему: «Древнерусская литература»
5
ОПРОС
- Докажите, что предания
являются неотъемлемой частью УНТ, одним из его жанров.
ПРЕДАНИЕ —
жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации.
- В каких ещё жанрах УНТ ведётся разговор об исторических событиях, героями которых стали русские богатыри? (Былины)
Сообщение о БЫЛИНАХ.
Логичным продолжением в развитии фольклора стал период древнерусского искусства, древнерусской литературы. Сегодня мы попытаемся убедиться, что это цельный самостоятельный период в развитии русской культуры и литературы.
Запись темы и эпиграфа), ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Из древней тьмы на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья!..
И. Бунин
Главный источник наших знаний о древней Руси — средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот. По существу, это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в IX веке и окончив его спустя семь столетий.
«Повесть временных лет», «Повесть о Петре и Февронии Муромских»)
Сначала надо определить, что же такое летопись. В большом энциклопедическом словаре написано следующее: » Историческое произведение, вид повествовательной литературы в России 11 — 17 веков, состояли из погодных записей, либо представляли собой памятники сложного состава — свободные своды».
Д. Лихачев писал: «С принятием христианства (988 год) из славянской Болгарии, переживавшей в то время культурный расцвет, на Русь были привезены книги. Часть книг переписывалась с болгарских на Руси. Древнеболгарский язык, называвшийся на Руси церковно-славянским, потому что на нем писались богослужебные книги, был близок древнерусскому и хорошо понимался русскими читателями того времени. Церковно-славянский язык, гибкий и тонкий, способный выражать самые сложные отвлеченные идеи, чрезвычайно обогатил древний русский язык, сделал его более выразительным. До сих пор в нашем языке живут синонимы: русское — глаза
Критерии оценивания исторического сочинения VIII – начало XXI ...
... В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду. 3. К1 – события. В принципе, самый простой критерий, с которым у всех все хорошо. ... К5 – исторические термины. Здесь нет особых сложностей. Понятие или термин не нужно раскрывать, достаточно его корректно указать. Совет таков: по завершении написания сочинения, пробегитесь по нему глазами ...
, славянское —
очи
русское —
небо
, славянское —
небеса
и пр. Западные католические страны объединила латынь, славянские страны — церковно-славянский язык».
Ключевые моменты, с помощью которых можно охарактеризовать древнерусскую литературу:
- истоки древнерусской литературы (устное народное творчество);
- ее связь с мировой художественной культурой (Библия, культура Византии);
- ее традиции в литературе Нового времени (эстафета мудрости, передаваемая из поколения в поколение);
- жанры (под запись)
поучение –
проникновенная беседа о духовных ценностях,
повесть –
рассказ о важных исторических событиях,
- слово –
образец торжественного красноречия,
хождение –
рассказ о далёких путешествиях,
- житие –
описание духовных подвигов и добрых дел святых.
Специфические черты древнерусской литературы
(под запись):
В древнерусской литературе огромное количество литературных памятников, написанных в 11-17 веках. Ей присущи следующие специфические черты:
1
Историзм
Нет практически в произведениях древнерусской литературы вымысла, литература основана на факте, героями древнерусской литературы является преимущественно исторические лица.
2
Рукописный характер произведений древнерусской литературы
(древнерусская литература существовала не в виде отдельной рукописи, а входило в состав многочисленных сборников — хранились в церквях и для простого человека доступа не было).
Вплоть до 18 в произведения переносятся от руки несмотря на книгопечатание, появившиеся в 16 веке.
3
Церковный характер произведения:
Основными хранителями и переписчиками книг в древней Руси были монахи, менее всего заинтересованные в распространении книг светского содержания. Все произведения древнерусской литературы разделялись на церковные и светские.
4
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев ввел термин —
литературный этикет,
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-teme-nravstvennyie-uroki-literaturyi/
т.е. в Древней Руси взаимоотношения между людьми подчинялись особому этикету или традиции (жизнь четко нормирована).
Этикет существовал и в искусстве, особенно в живописи (изображения на иконах располагались в строго определенных положениях — рост зависел от известности), события из жизни святых подчинялись также этикету. Автор древне русских произведений прославлял или порицал то, что принято прославлять или порицать. Им создавалась в произведениях такие ситуации, какие необходимы по этикету (в «Слове о полку Игореве» отправляется в поход князь, значит необходимо показать обращение его к дружине, и его молитва богу, князь расписывается в парадных положениях; обычно русское войско изображается малочисленным, а войско врага многочисленным, чтобы показать силу войска и т.д.).
История развития чувашской литературы в период до 1917 года
... пейзажных картин, до сих пор непревзойденных еще в чувашской литературе. Поэма вся проникнута фатализмом и особым мистицизмом, на ... произведения их не собраны и их трудно учесть. Вот почти вся литература, созданная в период до 1917 года. Она мала по размеру и проста по ... XX века мы имеем целый ряд чуваш, учащихся средних и высших учебных заведений, которые занимаются собиранием чувашских народных ...
Литературный этикет есть в любом произведении.
5
Анонимичность древнерусской литературы:
Авторы большинства произведений нам неизвестны. Причины:
1) имя автора со временем утрачивается (вносились изменения из века в век в тексты)
2) древнерусские книжники считали, что их имя не должно звучать в произведении поскольку их литературная деятельность — божий дар.
6
Вариативность:
Произведения переписывались, добавлялось что-то свое, поэтому одно произведение существовало во множествах вариантов.
7 В древнерусской литературе
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-teme-nravstvennyie-uroki-literaturyi/
Церковный жанр главный, до 17 века не существовало поэзии, отсутствовал театр, развлекательные жанры (связано с жизнью русских).. Потребность в этих жанрах черпалась в фольклоре.
8
Патриотизм древнерусской литературы и гражданственность.
Главная задача писателя прославление русской земли.
9
Символизм (Лихачев).
Все средневековое искусство было пронизано стремлением к символизму, толкованию явлений природы, истории жизни. Древнерусские люди считали, что весь мир полон символов. Каждое явление имеет двойной смысл (гроза из «Слова о полку Игореве»).
Символы понятны древним людям: зима — символизировала время пришествия крещение Иисуса Христа; весна — время крещения, обновление человека; лето — символ вечной жизни; осень символ последнего суда, время, когда человек подводит определенный итог своей жизни. Четырем временам года соответствует и 4 имя евангелистов.
10
Периодизация, Периодизация:
Лихачев выделяет периоды:
- период
11-начало 12 века в литературе господствует стиль монументально-исторический, относительное единство литературы: единая Киевская литература. Литература развивается в двух центрах — Киев и Новгород. Время появления первых русских Житий(«Житие Бориса и Глеба» — первое русское житие).
Зарождение оригинального русского жанра — летописания — «Повесть временных лет» (ПВЛ).
- период
середина 12 века — первая треть 13 века. Появляется новые литературные центры: Суздаль, Ростов, Смоленск, Галич и т.д. Местные литературные черты — местные темы. Время начавшийся феодальной раздробленности. 1 и 2 периоды — это литература Киевской Руси, т.к. господствует стиль монументального историзма (СМИ)
- период
конец 13 — начало 14 века. Период монголо-татарского нашествия. Литература отмирает на время — в литературе господствует одна тема — тема борьбы с захватчиками, отсюда трагизм, патриотизм, гражданственность — это ведущие особенности времени.
- период
конец 14 — первая половина 15 века. Век предвозрождения, Русь экономически и культурно возрождается, господствует экспрессивно-эмоциональный стиль (характерен для житий).
8 стр., 3995 словОсобенности развития древнерусской литературы
... Александра Н. Веселовского. Независимо друг от друга А. А. Шахматов в Петербурге и В. Н. Перетц в Киеве организовали школу текстологических исследований памятников древнерусской литературы. Исследователи советского периода, ... в XVII век - век перехода к литературе нового времени. Это век развития индивидуального ... -служебного характера, прологи - сборники кратких житий святых, расположенных по дням ...
- период
вторая половина 15 века. В ДРЛ проникают переводные произведения: «Повесть о Дракуле», «Повесть о Басарге». В 1453 пал Константинополь (столица Византии), происходит демократизация литературы. Влияние Византии не оказывает на жизнь Руси, на развитие культуры, важного значения; становится самостоятельным, незавершенным государством. Начинает образовываться единое центральное государство (Москва и Новгород), происходит еретическое отключение.
- период
Середина 16 века. Главная особенность — господство публицистического стиля: время борьбы дворянства и боярства.
- период
17 век. Переход к новой литературе. Возрастает развитие индивидуального начала в творчестве писателей (появляется авторство, театр, поэзия).
«Повестью о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»
(запись в тетрадь).
«Повесть о житии… Александра Невского» была написана, как считают ученые, вскоре после смерти великого князя, в 80-х годах XIII века, книжником монастыря Рождества Богородицы во Владимире. Здесь было погребено тело князя, здесь же в конце XIII века началось его почитание как святого. Автор жития называет себя современником князя, «самовидцем», свидетелем его жизни; по своим воспоминаниям и рассказам соратников Александра он и создает его жизнеописание.
Автор «Повести о житии… Александра Невского» был человеком широко начитанным и писал в соответствии с лучшими образцами мировой литературы… Он последовательно рассказывает о трех подвигах Александра: о битве на Неве, о Ледовом побоище и о поездке в Орду. Два первых подвига — бранные, последний — подвиг самопожертвования.
«Повести о житии… Александра Невского» подражали, ее цитировали, ей следовали как литературному образцу. Она оставила заметный след в развитии древнерусской литературы, ее влияние сказывается во многих других княжеских житиях и воинских повестях. Поэтому мы можем наблюдать, как в произведениях УНТ, наличие различных художественных особенностей, присущих литературным произведениям.
эпитеты, сравнения).(Читаю)
Опрос.
войско короля («сила
великая
»), желание сражаться («дыша духом ратным»), злобу короля («шатаясь от безумия»)?
Этот приём называется м етафора
, что подтверждает художественную ценность произведения. Знание его пригодиться вам при сдаче ЕГЭ по русскому языку.
(Запись в тетрадь)
Метафора
— переносное значение слова, когда нечто уподобляется другому, может быть использовано и
сходство и контраст.
На дом: 1) дочитать «Повесть…» и отметить знакомые художественные приёмы;
2) вопрос № 2 с.26 (вверху).
Т Е С Т
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Какие темы привлекали авторов древнерусской литературы?
3. Найти и выписать эпитеты в прочитанном отрывке (с.19 – 20).
4. Может ли житие быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников? Почему?
5. Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим?
Древнерусская литература как отражение эпоса
Близко к народному эпосу стоит самое известное произведение древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве» (1187 год).
Реферат черты эпического стиля в древнерусских повестях
... с эпическим рассказом о событиях, породивших ее, и разнообразие тем плачей—были в древнерусской литературе прямым наследием традиции устных плачей, поддержанной в то же время в литературной ... однообразны и напоминают вообще летописные характеристики князей; в них собраны идеализированные черты князя-правителя и образцового христианина. Например, князя Андрея Юрьевича оплакивают, как „отца сирым ...
Написанное на тему о неудачном походе новгород-северского князя Игоря на половцев, «Слово» имеет высокую художественную ценность, что нашло свое отражение в творчестве многих русских писателей и поэтов, включая А. С. Пушкина. Музыковеды обратили внимание на близость языка и ри к народному песенному творчеству. Плач жены Игоря Ярославны уже многие века заставляет сжиматься сердца женщин, разлученных с любимыми. Описание радости природы при возвращении князя Игоря, сбежавшего из плена, оптимистично и вселяет надежду. Основную тему «Слова» – призыв к единству русских земель и защиты Родины – можно считать главной во всей русской литературе.
Эпические представления о разорении русских земель во время нашествия Батыя запечатлены в «Повести о разорении Рязани». Трагичность событий показывается яркими эпизодами: после взятия Рязани и резни ее жителей наступила мертвая тишина, когда не было «ни стонюща, ни плачуща»; при виде страшной картины рязанский князь, приехавший из Чернигова, «лежаща на земли, яко мертв». Мужеству Евпатия Коловрата с малой дружиной рязанцев поразился сам Батый, который отпустил уцелевших воинов с телом погибшего героя. Основная идея «Повести» пройдет потом красной нитью через многие военные повести – мужественно сражаться с врагом, не допуская мысли о слабости и рабстве.
5-6 классы
В 5-6 классах упор делается на внеклассное чтение. Работа проводится в виде обсуждения, размышления над прочитанным. Учитель постоянно возвращается к проблемам нравственности в произведениях.
Художественная литература для изучения темы нравственности, совести, добра и зла
А. Гайдара «Совесть»
«Кубок» В.А. Жуковского
В. Гауфа «Маленький Мук», «Карлик–нос», «Холодное сердце».
В сказке «Карлик Нос» Вильгельм Гауф изначально представляет своего главного героя невежливым и недобрым и только когда он пройдёт через страданья, начинает исправляться. В сказке «Маленький Мук» герой сначала очень наивный и глупенький, но жестокая жизнь его учит, он мстит тем, кто его обидел, но эта же жизнь его и подавляет. В «Холодном сердце» молодой человек видит счастье в богатстве, только заполучив эти богатства, он понимает истинное счастье. В своих сказках он раскрывает жестокий мир людей. Но идеалы автора на стороне добра. Он побуждает не осуждать людей за их внешность не быть жестокими по отношению к ним, помогать людям, которые оказались в трудной ситуации, не ссориться из-за пустяков, не быть жадными и завистливыми, а также тому, что нельзя оскорблять и насмехаться над человеком. Каждый человек заслуживает уважения и понимания со стороны других людей. И любой человек может быть счастлив только тогда, когда помогает другим, как Карлик Нос, который обрел счастье и гармонию тогда, когда помог Мими. Если потерять душевную теплоту, как Маленький Мук, то чувство презрения к людям поглотит человека. А с таким сердцем, полным разочарования в окружающих, счастья не будет. Не будет и счастья, если жить для себя, накапливая богатства.
Литература в моей жизни
... смысле литература уникальна. Мы изучаем литературу прежде всего потому, что она открывает ребенку мир ... русской классической литературы. Именно она является для меня опорой в жизни и ответом на многие вопросы. А как учителю, литература просто необходима для развития творческой мысли, для внутренней жизни ... век требует интеллектуально развитых, грамотных людей. Причем, приобретенные ими знания и ...
Г.Х. Андерсена «Девочка, наступившая на хлеб», «Тень»
В эссе-отчётах должны быть отражены нравственные проблемы, поставленные автором произведения, и взгляд автора и читателя на эту проблему. Беседы по прочитанным произведениям в виде обсуждения производятся на уроках внеклассного чтения и на классных часах. Очень важно делать акцент именно на произведения небольших жанров: рассказ, сказку, повесть. Они легко читаются, доставляют учащемуся эстетическое удовольствие, приучают к культуре грамотного и вдумчивого чтения.
Тайны древнерусской литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-teme-nravstvennyie-uroki-literaturyi/
Уже более полувека ведутся споры еще об одном литературном источнике – так называемой «Велесовой книге», обнаруженной русскими эмигрантами в 1950-х годах в Сан-Франциско, куда она могла быть вывезена во время второй мировой войны. «Книга» представляет собой деревянные дощечки, написанные на нескольких диалектах древнего славянского языка. Подлинность ее не доказана, но если допустить, что это не фальсификация, то начало периода древнерусской литературы отодвинется в глубь веков – во времена до нашей эры, и если станет возможным прочитать весь текст, то станут известны исторические события задолго до летописи монаха Нестора.
Нужна ли современному читателю древнерусская литература
Изучение литературы средневекового периода Руси приближает читателя к истокам возникновения русской государственности и к жизни далеких предков. Имена Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского и других героев древности нам хорошо знакомы; образы Петра и Февронии стали символом любви и верности для многих поколений. Автор «Слова о погибели Русской земли» передает потомкам восхищение красотой страны: «О светло светлая и украсно украшена земля Руськая. И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми месточестьными, горами крутыми… зверьми различными, птицами бещислеными…». Даже поверхностное знакомство с древнерусской литературой способно обогатить нашу жизнь новыми красками; внимательное изучение «золотого» наследия приведет к глубоким размышлениям и поиску новых источников информации.