Константин Дмитриевич Ушинский

Константин Дмитриевич Ушинский является основоположником русской педагогики, в частности дошкольной педагогики. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, он считал, что дети с самого раннего возраста должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества.

К. Д. Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам самого народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические и моральные качества- патриотизм, национальную гордость, любовь к народу.

Большое значение, по мнению педагога, имело преподавание «естественной истории». К. Д. Ушинский писал: «По моему убеждению, логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей»’.

В соответствии с этим К. Д. Ушинский считал, что начинать обучение следует с рассказов о временах года, самом человеке, частях его тела, о домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях, минералах, воздухе, воде. Делалась установка на активную работу мысли и чувств ребенка. Педагог стремился систематизировать понятия и представления, «уже существующие в детском уме»2. Основные труды великого педагога и талантливого писателя: «Человек как предмет воспитания» (в 2-х томах, 1868-1869), учебные книги «Детский мир и хрестоматия» (первое издание-1861), «Родное слово» (первое издание — 1864), а также методические пособия для учителей.

К. Д. Ушинский преследовал в своих учебно-методических и учебных книгах не только образовательную, но и художественные цели. «В душе дитяти,- писал он,- с логической мыслью будет срастаться прекрасный поэтический образ, развитие ума будет идти дружно с развитием фантазии и чувства; логическая мысль отыщет себе поэтическое выражение, и, наоборот, поэзия выражения закрепит самую мысль»1.

Учебные книги К. Д. Ушинского энциклопедичны по охвату и многообразию включенных материалов. Здесь начала всех наук: естествознания, географии, биологии, зоологии, логики, истории.

Педагоги выделили в книгах Ушинского тот художественный материал, знакомство с которым целесообразно начать еще в дошкольную пору. Это касается в первую очередь творчества самого Ушинского как автора небольших рассказов о животных.

2 стр., 604 слов

Традиции и инновации в содержании воспитания. По книге Сухомлинского ...

... детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, ... в труде. Целями воспитания младших детей признавались развитие пытливости и любознательности детей, чувства радости ... главными методами воспитательного влияния на детей В.А. Сухомлинский считал организацию общения с природой «школа ...

Животные представлены с характерными повадками и в той жизненной «роли», которая неотделима от их природы.

В небольшом рассказике «Бишка» говорится: «А ну-ка, Биш-ка, прочти, что в книжке написано!» Понюхала собачка книжку да и прочь пошла. «Не мое,- говорит,- дело книги читать. Я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноски тащу — будет с меня и этого». Собака умна, но не настолько, чтобы ей книги читать. Каждому от природы дано свое.

В рассказе «Васька» в столь же простой форме поведано о том, что делает в доме кот. Ушинский ведет речь как настоящий сказочник — в том стиле, который ребенку знаком по песенкам: «Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитер, лапки бархатные, ноготок остер». Однако скоро Ушинский оставляет прибауточно-песенный тон и продолжает рассказ с намерением пробудить в ребенке любознательность. Зачем коту большие глаза? Зачем чуткие уши, сильные лапки и острые когти? Ласков кот, а «попалась мышка — не прогневайся».

В рассказе «Лиса Патрикеевна» объем преподносимых ребенку реальных сведений о зверях еще больше. Он узнает не только о том, что у лисы «зубушки остры», «рыльце тоненькое», «ушки на макушке», «хвостик на отлете», а шубка теплая, но и то, что лисонька красива — «кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек»; что лиса «ходит тихохонько», пригибаясь к земле, будто кланяется; что «хвост носит бережно»; что роет норы и что в норе много ходов-выходов, что полы в норе выстланы травой; что лиса- разбойница: крадет кур, уточек, гусей, «не помилует и кролика».

Писательский глаз Ушинского зорок, взгляд на мир поэтичен: с ребенком говорит добрый наставник, который не прочь и пошутить. Петух разгреб лапками кучу, созвал «курочек-хохлатушек», цыплят — «малых ребят»: «Я вам зернышко припас!» В семье вышел спор: зернышко не поделили. Петя «беспорядков не любит»: «ту за хохол, того за вихор», сам склевал зернышко, на плетень взлетел, «во все горло заорал «ку-ка-ре-ку!» («Петушок с семьей»).

В другом рассказе говорится о растерянности курицы: высиженные ею утята увидали воду и поплыли — заметалась курица. «Еле-еле хозяйка курицу от воды отогнала» («Курица и утята»).

Важное значение придавал писатель языку своих рассказов и сказок. Автор «Детского мира» и «Родного слова» признавался, что «старался излагать избранные… предметы языком простым, не употреблять непонятных для детей слов». При этом Ушинский вовсе не думал подделываться под детский способ выражения мыслей, потому что считал всякого рода подделку под язык народа и язык детей «совершенно неуместной как в книгах, издаваемых для народа, так и в детских книгах» Язык рассказов Ушинского тем и прекрасен, что лишен всяких красивостей и чужд тому, что он сам называл «формальным» украшательством, т. е. пустотой и ложью, прикрытой блестящей одеждой. «Форма мысли,- писал Ушинский,- тогда только хороша, когда человек создает ее сам, вместе с мыслью, когда она органически вырастает из мысли…»1. Ушинский резко осуждал обыкновение педагогов наполнять голову ребенка ловкими фразами, бессодержательными оборотами. Разумная цель воспитания состоит в развитии ума, чувства: «…Одни только положительные, совершенно усвоенные умом знания, преобразившиеся в идеи», развивают ум ребенка, а «язычное учение может воспитывать пустых говорунов»2. Этой цели и служили богатые смыслом и приемами художественного выражения рассказы и сказки Ушинского. Их язык с основанием был признан образцовым, он равно соответствует и требованиям высокого искусства, и принципам педагогики.

6 стр., 2906 слов

Урок русского языка : — описание «Лиса»

... к воровству. Рассмотрим каждое свойство характера Лисы отдельно. Свойство льстивости в характере Лисы мы находим в следующих ... сходного с самим человеком. Поэтому характер Лисы в русских сказках о животных имеет такие типичные черты, которые находим в их описании, как льстивость, хитрость и склонность ...

На долю книг Ушинского выпал необычайный успех — они выдержали бесчисленное количество изданий. В послереволюционные годы рассказы и сказки Ушинского неоднократно издавались- они признаны классическими образцами детской литературы.