1.Организационный момент.
(1 минута)
(1 слайд)
Настрой на работу. Эпиграф к уроку:
(2 слайд)
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
— Кто автор этой строфы? ( ответы детей)
— Как вы понимаете фразеологизм «воду в ступе толочь»? (сидеть на месте)
— Пусть эти строки Н. А. Заболоцкого станут эпиграфом нашего урока.
Подготовка класса к работе.
Чтение эпиграфа
Ответы детей
Личностные УУД: самоопределение, желание и стремление хорошо учиться.
Регулятивные УУД: настрой на работу, создание ситуации успеха.
2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
(5 минут)
— Давайте вспомним, кем был Николай Алексеевич Заболоцкий, что вы можете рассказать про этого человека? ( ответы детей)
— Хорошо, ребята! Действительно, трудная судьба выпала на долю поэта. Ему пришлось пережить трагедию. В 1938 году поэт был несправедливо лишён свободы, его сослали в ссылку на 5 лет. Наказание Заболоцкий отбывал в Алтайском крае. Но ничто не смогло сломить его веру в добро, любовь, истину, красоту.
— Кто помнит, с какого возраста начал писать стихи Заболоцкий?
(с третьего класса)
— Ребята, как вы думаете, какими качествами наделен поэт? (эмоциональным, внимательным, наблюдательным, чутким, тонким…каждое стихотворение не похоже на другое, у него есть характер и оно несет эмоции)
— Каждый ли человек сможет выразительно прочитать стихотворение и передать все чувства автора, которые он вложил в это сочинение? (ответы детей)
— Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Я вам буду показывать настроение на рисунке, а вы мне должны его изобразить мимикой, попробуем?
Учитель показывает карточки настроений, а ребята изображают мимикой
— Молодцы, потренировались, а теперь я предлагаю поработать еще и над речевыми навыками — читаем скороговорку с разным настроением: , , .
(чтение скороговорки)
(3 слайд)
Слева пруд и справа пруд, гуси-лебеди плывут.
— Молодцы, хорошо потренировались, а теперь начнем работать.
Участвуют в беседе.
Ответы детей
Показывают мимикой настроение
Произносят скороговорку с разной интонацией и мимикой
Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения.
П. – Строить свои речевые высказывания в устной форме.
3.Определение темы и осмысление материала. Проблемная ситуация.
(4 минут)
(4 слайд)
— Ребята, рассмотрите внимательно серию иллюстраций из знакомых сказок, скажите, что объединяет их? ( в каждой сказке есть лебедь)
— Давайте сформулируем тему урока, в этом вам помогут опорные слова на экране? (стихотворение « Лебедь в зоопарке» Н.А. Заболоцкий)
(5 слайд)
— Как вы думаете, как будет звучать цель нашего урока? ( ответы детей)
— Верно, познакомиться с новым произведением Н.А. Заболоцкого. Давайте начнем работу!
(6 слайд)
— Я вам предлагаю сегодня на уроке литературного чтения окунуться в мир творчества этого замечательного поэта, произведения которого восхищают своей неповторимостью и изобилием художественных средств.
Выполняют анализ, мотивируют дальнейшую работу, формулируют тему урока и цель по опорным словам
Р. – целеполагание, планирование, прогнозирование
Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения.
П. — постановка вопросов; анализ объектов с целью выделения признака.
4. Первичное восприятие текста.
(5 минут)
— Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на 106 странице
(7 слайд)
— И так, посмотрите на название стихотворения «Лебедь в зоопарке», дает ли нам автор понять, о чем пойдет речь в стихотворении (Да)
— Пожалуйста, ваши представления, о чем пойдет речь?
— Можно ли не прочитав произведение, а только судя по названию определить какие эмоция нам хочет передать автор? (Нет)
— Что нужно сделать, что точно определить смысл произведения и прочувствовать эмоции? (Прочитать, прослушать произведение)
— Совершенно верно, послушайте стихотворение и постарайтесь после первого восприятия ответить на вопрос – какие эмоции, чувства передает это стихотворение.
Первичное чтение стихотворения учителем
— И так, кто готов ответить на поставленный вопрос? (Ответы детей – спокойствие, восхищение, наслаждение…)
— Оправдались ли ваши первоначальные мысли, которые вызвал в вас заголовок? (Ответы детей)
Открывают учебник
Вступают в беседу с учителем
Слушают стихотворение
Отвечают на поставленный вопрос
Вступают в беседу с учителем
П.Р . – Уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения.
П .- Построение логической цепи рассуждения
К. – Уметь в коммуникации строить высказывания.
5.Осмысление и обобщение материала.
(10 минут)
— В этом стихотворении вы услышали непонятные слова, ваша задача сейчас – самостоятельно «про себя» прочитать это стихотворение и с помощью простого карандаша найти и подчеркнуть одной линией — непонятные для вас слова, а двумя линиями – труднопроизносимые слова. ( Вторичное чтение с карандашом)
— «Одна голова хорошо – а две лучше», и так, сейчас работаем в группах, посмотрите, у каждого на парте свой цвет, организуем группы по цвету.
— У нас должно получиться четыре группы. Берем учебники и занимаем места по группам.
— Послушайте задание, вам нужно обсудить с товарищами в группе непонятные для вас слова и заполнить в таблице первый пустой столбец. – Всем ли словам вы смогли дать пояснительное значение? ( Нет)
— Ребята, с этих информационных листов, попрошу заполнить второй пустой столбец в таблице. (Заполняют)
— А теперь, все ли слова вам понятны? Есть еще слова, которые непонятны? (Нет)
— Давайте зачитаем, что у вас получилось. (Зачитывают)
Учитель делает акцент на первичные знания детей и знания добытые — вторичные
— Теперь работаем над труднопроизносимыми словами. ( Хоровое чтение)
Читают стихотворение и выделяют трудные и непонятные слова
Делятся по цвету на группы, рассаживаются
Заполняют таблицу с помощью информационных листов
Хоровое чтение
К.- сотрудничество в поиске и выборе информации.
Л. — уметь давать верное толкование слов.
Р.П.- Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения.
6.Осмысление и обобщение материала. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
(16 минут)
— Давайте попробуем прочитать это стихотворение вмести – по рядам, стараясь передать своим чтением все эти чувства, эмоции.
Хоровое чтение стихотворения
(8-23 слайд)
— Подумайте, на сколько частей можно разделить это стихотворение по смыслу. ( 3 части)
(24 слайд)
— Работая в группе обсудите и установите порядок названий частей стихотворения:
1) Белоснежное диво
2) Зоопарк
3) Песня птицы о счастье весны
— Подходит ли каждой части заголовок? Кто бы хотел изменить заголовок? ( Предложения учащихся)
-Найдите и зачитайте из первой части стихотворения слова, которые помогают читателю и слушателю помогают увидеть дивную красоту птицы?
(В 1-ой строфе: слова красавица, дева, дикарка, эпитет высокая
Во 2-ой строфе: метафора «белоснежное диво», выражение «животное, полное грез», т.е. задумчивое, мечтающее
В 3-ей строфе: эпитет «головка шелковиста», метафоры «мантия снега белей», «дивные два аметиста// Мерцают в глазницах у ней»)
— Хорошо.
— Что вы узнали про зоопарк из второй части стихотворения? ( Попугаи кричат, олени смотрят на воду…)
— Какой город описывает поэт в последней части? ( Москву)
— Как вы думаете, почему? (Жил в Москве, столица России)
— Подумайте, меняется ли настроение автора при чтении каждой части? ( Ответы детей)
— Прочитайте стихотворение в пол голоса, слушая друг друга. Во время чтения, попробуйте передать настроение автора. (Чтение в пол голоса)
— Оцените чтение товарища.
Анализ отметок, выборочное выразительное чтение
— Как вы думаете, почему автор выбрал именно эту птицу? (Ответы детей)
— Ребята, что вы знаете про эту великолепную птицу? ( ответы детей)
— Ребята, посмотрите, перед вами таблица, обсудите в группе эти вопросы и заполните первый пустой столбец. У вас на работу 3 минуты.
Заполнение карты
Сказочно красивая птица — лебедь |
||
Вопросы |
Знаю |
Узнал |
1.Где обитает эта птица |
||
2.Как устроено гнездо этой птицы |
||
3.Чем питается лебедь |
||
4.Интересные факты о этой птицы |
— Справились с работай, давайте проверим ваши первичные знания (по одному представителю зачитывают ответы)
— Ребята, как вы думаете, достаточно ли знаний у вас, хотелось бы вам узнать побольше об этой необычной птице? (Да)
— Я предлагаю каждой группе материал, вам необходимо из данного текста найти нужную информацию. У вас есть 3 минуты – работаем.
— Скажите, что интересного и нового вы узнали об этой птице? (Ответы детей)
Учитель анализирует и подвод итог заполнения таблицы – первичные и вторичные знания учащихся.
Хоровое чтение стихотворения
Выполняют задание, обобщают, делают выводы; контролируют выполнение задания товарищами.
Ответы на вопросы, рассуждения, доказательства своей точки зрения.
Подготовка к выразительному чтению.
Упражнение в выразительном чтении стихотворения по частям.
Читают выразительно
Беседа с учителем
Обсуждают, заполняют таблицу
Заполняют таблицу с помощью информационных листов
Р.П.- Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
К.- сотрудничество в поиске и выборе информации.
Л. – Уметь не создавать конфликтов, договариваться, распределяя работу в группе.
Р. – Умение удерживать учебную задачу.
Л. — уметь подбирать верную характеристику личности.
Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения.