Карта литературы по Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»

1.Организационный момент.

(1 минута)

(1 слайд)

Настрой на работу. Эпиграф к уроку:

(2 слайд)

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

— Кто автор этой строфы? ( ответы детей)

— Как вы понимаете фразеологизм «воду в ступе толочь»? (сидеть на месте)

— Пусть эти строки Н. А. Заболоцкого станут эпиграфом нашего урока.

Подготовка класса к работе.

Чтение эпиграфа

Ответы детей

Личностные УУД: самоопределение, желание и стремление хорошо учиться.

Регулятивные УУД: настрой на работу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

(5 минут)

— Давайте вспомним, кем был Николай Алексеевич Заболоцкий, что вы можете рассказать про этого человека? ( ответы детей)

— Хорошо, ребята! Действительно, трудная судьба выпала на долю поэта. Ему пришлось пережить трагедию. В 1938 году поэт был несправедливо лишён свободы, его сослали в ссылку на 5 лет. Наказание Заболоцкий отбывал в Алтайском крае. Но ничто не смогло сломить его веру в добро, любовь, истину, красоту.

— Кто помнит, с какого возраста начал писать стихи Заболоцкий?

(с третьего класса)

— Ребята, как вы думаете, какими качествами наделен поэт? (эмоциональным, внимательным, наблюдательным, чутким, тонким…каждое стихотворение не похоже на другое, у него есть характер и оно несет эмоции)

— Каждый ли человек сможет выразительно прочитать стихотворение и передать все чувства автора, которые он вложил в это сочинение? (ответы детей)

— Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Я вам буду показывать настроение на рисунке, а вы мне должны его изобразить мимикой, попробуем?

Учитель показывает карточки настроений, а ребята изображают мимикой

— Молодцы, потренировались, а теперь я предлагаю поработать еще и над речевыми навыками — читаем скороговорку с разным настроением: , , .

(чтение скороговорки)

(3 слайд)

Слева пруд и справа пруд, гуси-лебеди плывут.

— Молодцы, хорошо потренировались, а теперь начнем работать.

Участвуют в беседе.

Ответы детей

Показывают мимикой настроение

Произносят скороговорку с разной интонацией и мимикой

Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения.

П. – Строить свои речевые высказывания в устной форме.

3.Определение темы и осмысление материала. Проблемная ситуация.

(4 минут)

(4 слайд)

— Ребята, рассмотрите внимательно серию иллюстраций из знакомых сказок, скажите, что объединяет их? ( в каждой сказке есть лебедь)

— Давайте сформулируем тему урока, в этом вам помогут опорные слова на экране? (стихотворение « Лебедь в зоопарке» Н.А. Заболоцкий)

(5 слайд)

Как вы думаете, как будет звучать цель нашего урока? ( ответы детей)

— Верно, познакомиться с новым произведением Н.А. Заболоцкого. Давайте начнем работу!

(6 слайд)

— Я вам предлагаю сегодня на уроке литературного чтения окунуться в мир творчества этого замечательного поэта, произведения которого восхищают своей неповторимостью и изобилием художественных средств.

Выполняют анализ, мотивируют дальнейшую работу, формулируют тему урока и цель по опорным словам

Р. – целеполагание, планирование, прогнозирование

Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения.

П. — постановка вопросов; анализ объектов с целью выделения признака.

4. Первичное восприятие текста.

(5 минут)

— Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на 106 странице

(7 слайд)

— И так, посмотрите на название стихотворения «Лебедь в зоопарке», дает ли нам автор понять, о чем пойдет речь в стихотворении (Да)

— Пожалуйста, ваши представления, о чем пойдет речь?

— Можно ли не прочитав произведение, а только судя по названию определить какие эмоция нам хочет передать автор? (Нет)

— Что нужно сделать, что точно определить смысл произведения и прочувствовать эмоции? (Прочитать, прослушать произведение)

— Совершенно верно, послушайте стихотворение и постарайтесь после первого восприятия ответить на вопрос – какие эмоции, чувства передает это стихотворение.

Первичное чтение стихотворения учителем

— И так, кто готов ответить на поставленный вопрос? (Ответы детей – спокойствие, восхищение, наслаждение…)

— Оправдались ли ваши первоначальные мысли, которые вызвал в вас заголовок? (Ответы детей)

Открывают учебник

Вступают в беседу с учителем

Слушают стихотворение

Отвечают на поставленный вопрос

Вступают в беседу с учителем

П.Р . – Уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения.

П .- Построение логической цепи рассуждения

К. – Уметь в коммуникации строить высказывания.

5.Осмысление и обобщение материала.

(10 минут)

— В этом стихотворении вы услышали непонятные слова, ваша задача сейчас – самостоятельно «про себя» прочитать это стихотворение и с помощью простого карандаша найти и подчеркнуть одной линией — непонятные для вас слова, а двумя линиями – труднопроизносимые слова. ( Вторичное чтение с карандашом)

— «Одна голова хорошо – а две лучше», и так, сейчас работаем в группах, посмотрите, у каждого на парте свой цвет, организуем группы по цвету.

— У нас должно получиться четыре группы. Берем учебники и занимаем места по группам.

— Послушайте задание, вам нужно обсудить с товарищами в группе непонятные для вас слова и заполнить в таблице первый пустой столбец. – Всем ли словам вы смогли дать пояснительное значение? ( Нет)

Ребята, с этих информационных листов, попрошу заполнить второй пустой столбец в таблице. (Заполняют)

— А теперь, все ли слова вам понятны? Есть еще слова, которые непонятны? (Нет)

Давайте зачитаем, что у вас получилось. (Зачитывают)

Учитель делает акцент на первичные знания детей и знания добытые — вторичные

Теперь работаем над труднопроизносимыми словами. ( Хоровое чтение)

Читают стихотворение и выделяют трудные и непонятные слова

Делятся по цвету на группы, рассаживаются

Заполняют таблицу с помощью информационных листов

Хоровое чтение

К.- сотрудничество в поиске и выборе информации.

Л. — уметь давать верное толкование слов.

Р.П.- Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения.

6.Осмысление и обобщение материала. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

(16 минут)

— Давайте попробуем прочитать это стихотворение вмести – по рядам, стараясь передать своим чтением все эти чувства, эмоции.

Хоровое чтение стихотворения

(8-23 слайд)

Подумайте, на сколько частей можно разделить это стихотворение по смыслу. ( 3 части)

(24 слайд)

— Работая в группе обсудите и установите порядок названий частей стихотворения:

1) Белоснежное диво

2) Зоопарк

3) Песня птицы о счастье весны

— Подходит ли каждой части заголовок? Кто бы хотел изменить заголовок? ( Предложения учащихся)

-Найдите и зачитайте из первой части стихотворения слова, которые помогают читателю и слушателю помогают увидеть дивную красоту птицы?

(В 1-ой строфе: слова красавица, дева, дикарка, эпитет высокая

Во 2-ой строфе: метафора «белоснежное диво», выражение «животное, полное грез», т.е. задумчивое, мечтающее

В 3-ей строфе: эпитет «головка шелковиста», метафоры «мантия снега белей», «дивные два аметиста// Мерцают в глазницах у ней»)

— Хорошо.

— Что вы узнали про зоопарк из второй части стихотворения? ( Попугаи кричат, олени смотрят на воду…)

— Какой город описывает поэт в последней части? ( Москву)

— Как вы думаете, почему? (Жил в Москве, столица России)

— Подумайте, меняется ли настроение автора при чтении каждой части? ( Ответы детей)

— Прочитайте стихотворение в пол голоса, слушая друг друга. Во время чтения, попробуйте передать настроение автора. (Чтение в пол голоса)

— Оцените чтение товарища.

Анализ отметок, выборочное выразительное чтение

— Как вы думаете, почему автор выбрал именно эту птицу? (Ответы детей)

— Ребята, что вы знаете про эту великолепную птицу? ( ответы детей)

— Ребята, посмотрите, перед вами таблица, обсудите в группе эти вопросы и заполните первый пустой столбец. У вас на работу 3 минуты.

Заполнение карты

Сказочно красивая птица — лебедь

Вопросы

Знаю

Узнал

1.Где обитает эта птица

2.Как устроено гнездо этой птицы

3.Чем питается лебедь

4.Интересные факты о этой птицы

— Справились с работай, давайте проверим ваши первичные знания (по одному представителю зачитывают ответы)

— Ребята, как вы думаете, достаточно ли знаний у вас, хотелось бы вам узнать побольше об этой необычной птице? (Да)

— Я предлагаю каждой группе материал, вам необходимо из данного текста найти нужную информацию. У вас есть 3 минуты – работаем.

— Скажите, что интересного и нового вы узнали об этой птице? (Ответы детей)

Учитель анализирует и подвод итог заполнения таблицы – первичные и вторичные знания учащихся.

Хоровое чтение стихотворения

Выполняют задание, обобщают, делают выводы; контролируют выполнение задания товарищами.

Ответы на вопросы, рассуждения, доказательства своей точки зрения.

Подготовка к выразительному чтению.

Упражнение в выразительном чтении стихотворения по частям.

Читают выразительно

Беседа с учителем

Обсуждают, заполняют таблицу

Заполняют таблицу с помощью информационных листов

Р.П.- Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

К.- сотрудничество в поиске и выборе информации.

Л. – Уметь не создавать конфликтов, договариваться, распределяя работу в группе.

Р. – Умение удерживать учебную задачу.

Л. — уметь подбирать верную характеристику личности.

Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения.