Шрифт: Меньше Аа Больше Аа
Основные положения
Текст – (от лат. ткань, связь, соединение.) – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.
Можно ли придумать заголовок к записи в ПЕРВОМ столбике?
А к предложениям во ВТОРОМ столбике?
Почему?
- В первом столбике все предложения повествуют о разном (придется нарисовать несколько картинок).
Общего слова (заголовка), объединяющего все предложения придумать нельзя.
– Во втором столбике рассказывается только о белке (достаточно воспроизвести одной картинкой).
Даже можно обобщить одним словом, то есть придумать заголовок (Белка).
Значит все предложения на одну тему. Каждое последующее предложение развивает мысль предыдущего. Связывается с ним при помощи определенных приемов. И все они расположены в определенном порядке. Каждое предложение имеет границы, которые нельзя нарушить. Первое предложение в тексте начинают писать с красной строки.
Вывод:
Основные признаки текста:
- заглавие (или возможность его);
- тематическое единство;
- композиционное единство частей;
- наличие грамматической связи между частями;
- смысловая цельность (связность всех частей по смыслу);
- относительная законченность;
- стилистическое единство (подчинение одному стилю речи)
Связный текст разделяется на абзацы.
Абзац – часть текста (мелкий отрезок речи), в котором выражается относительно законченное высказывание. Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой.
Тема текста
Упражнение 1.
1. В гостях у бабушки.
1. Она повезла бабушке большой торт.
2. Таня поехала в гости к бабушке.
3. Бабушка ждала Таню.
4. Ира угощала бабушку тортом, а бабушка угощала свою внучку вкусными пирогами.
5. Она испекла для внучки вкусные пироги.
Урок русского языка с ИКТ «Текст. Предложение» 2 класс
... и выглядят весьма трогательно. Если ребенок еще не освоил навык письма, напишите текст сами, а ребенку предложите нарисовать желание. Написать слова малыш может ... оленей? Пишет тебе ____. Мне ___ лет. Я учусь в ___ классе. Я живу вместе с мамой, папой и младшим братиком. Дома у ... собака ______. Мне уже ___ лет, и я учусь в ____ классе. В этом году у меня получилось отлично учиться и занять первое ...
Выпиши порядок предложений в тексте__________________________
Упражнение 2.
2. Домик для птиц.
1. Они измерили их и распилили на части.
2. Ребята взяли доски.
3. Готов домик для птиц.
4. Вырезали дырку в передней стенке.
5. Ребята повесили его на берёзку.
6. Они быстро заселили домик.
7. Скоро показались первые новосёлы.
Выпиши порядок предложений в тексте__________________________
Типы речи
В зависимости от содержания высказывания по теме текста (о чем мы рассказываем) нашу речь можно разделить на несколько типов. Тип речи – способ изложения, выполняющий одну из задач: изобразить действительность, описать ее (статика); отразить действительность (динамика); отразить причинно-следственные связи явлений действительности. Такими типами речи являются:
- Повествование.
- Описание.
- Рассуждение.
Каждый тип речи обладает отличительными признаками. И здесь важно понимать разницу между этими типами речи.
КАК РАЗЛИЧАТЬ типы речи?:
Повествование и описание показывают нам в основном действия КОНКРЕТНЫХ имен существительных.
Главная задача автора при повествовании
Примеры текста-повествования:
Пришёл, увидел, победил
Однажды подложили утке куриное яйцо. Вылупились птенцы. Повела их утка на пруд. Пошёл с ними и цыплёнок. Утята – в воду, и он за ними. Хорошо, что на берегу были ребята. Еле спасли цыплёнка.
Схема текста-повествования
1. Начало события, явления (событий).
2. Его (их) развитие.
3. Конец события, явления (событий).
Главная задача автора при описании
Выделяются несколько основных видов описания: описание предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и состояния человека.
Пример текста-описания:
Описание объекта
Море сегодня спокойное, ласковое, задумчивое. Оно расстилается перед вами безбрежное, лазоревое. Солнечные лучики, пронизывая соленую воду, достигают дна, кротко затрагивают золотистый песок и яркие сияющие ракушки.