По произведению : Особенности проблематики одного из произведений В.Распутина

Всему миру известны повести и рассказы В. Распутина «Уроки французского», «Последний срок», «Живи и помни», «деньги для Марии» и другие. Повесть «Прощание с Матёрой» — в ряду этих произведений. Она представляет собой печальное слово памяти по сибирской деревне, уходящей под воду. В повести и присутствуют и глубокие личные переживания автора. Сибирская деревня Аталанка, где писатель провел свои детские годы, тоже оказалась на дне Братского моря.

В произведении присутствуют реальные факты. Автор описывает затопление острова и расположенной на нем деревни Матёра в результате строения на Ангаре новой гидроэлектростанции. Писатель ставит в своем произведении важнейшие проблемы:

отношение человека и природы, историческая память, роль и место человека в ряду ушедших и будущих поколений.

Уже с самого начала произведения мы встречаемся с описанием природы: идет весна, несущая вечное обновление жизни. «И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду…» Так было много раз, так было всегда. Но теперь все изменилось, и эта весна – последняя для Матёры.

В напряженных размышлениях и поступках героев автор показывает, как неожиданно ворвавшееся в жизнь людей событие меняет их характеры, открывает самые сокровенные уголки их души. Отношение к затопляемой деревне, к частичке родной земли показывает нравственность в человеке, его чувство к исторической памяти. В этом суть тревожных раздумий писателя. Это событие высвечивает целую гамму характеров. Для людей, которые прибыли на остров с целью вести подготовительные работы к затоплению, эта земля – чужая. У них нет чувства грусти от того, что под воду уходит прекрасная деревня, у них нет и сочувствия к горю стариков и старух, переселяемых с родной земли. Более того, именно с уничтожения сельского кладбища начинается «санитарная очистка» острова.

И сами жители Матёры относятся к ее трагической судьбе по-разному. Пьяница Петруха сам поджигает свою избу, чтобы получить от государства страховку. Недалеко от него ушла и ожесточенная доярка Клавка Стригунова: «Давно пора сковырнуть вашу Матёру и по Ангаре пустить», — в сердцах заявляет она.

Совсем иначе воспринимают судьбу родной деревни ее истинные хозяева и труженики. Эти люди прожили здесь всю жизнь, скромно, подчиняясь законам совести.

2 стр., 694 слов

По картине Утро весны Кудревича (для 5, 8 класса)

... увлекался рисованием. Нетронутая природа всегда вдохновляла художника. Многие работы посвящены именно природе. «Утро весны» показывает ... Одним из таких примеров является картина «Утро весны» Кудревича. Владимир Николаевич Кудревич родился и вырос в белорусской глубинке. С раннего детства Владимир Николаевич ...

Главная героиня повести – Дарья Пинигина. Именно в ее рассуждения автор вложил собственные мысли о духовности и бездуховности современного человека, его отношении к людям, о проблеме смерти и бессмертия. Именно Дарья наиболее тяжело переживает трагедию родной деревни. Она привязана к Матёре, она ощущает свое родство с этой землей. Здесь родились и прожили не одно поколение Пинигиных. Эти просторы передавались в наследство от прадедов к дедам, от отцов к сыновьям. И Дарья всю жизнь стремилась хранить доверенное ей предками богатство. Трагическая судьба родной деревни нестерпима для Дарьи. Для нее очень остро стоит проблема исторической памяти. Она осознает себя наследником прошлого и чувствует свою ответственность перед будущим. «Правда – в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», — убеждена Дарья.

Она с огромной болью воспринимает известие о том, что на кладбище поруганы могилы предков. Для нее подобный поступок – признак одичания человека. Смысл своей жизни Дарья видит в том, чтобы хранить и передавать память людях, честно живших на этой земле. Она считает, что в этом – бессмертие умерших. Перед ними у нее чувство священного долга. А затопление могил и переезд в другое место означает нарушение этой связи. Дарью терзает мысль о том, что они с сыном Павлом так и не успели перенести на другое место могилы своих предков. Сцены прощания Дарьи с могилами близких и родной избой наполнены глубокой поэзией. Свою избу перед поджогом Дарья убирает, белит и обряжает, как обряжают покойника перед похоронами. Она оплакивает ее и прощается с ней всю ночь накануне поджога.

Дарье больно и горько за односельчан типа Петрухи или Клавки, которым безразлична судьба их дома, их малой родины. Они остаются равнодушными к трагедии родной деревни. Но еще больнее и обиднее ей за то, что ее родной внук Андрей не ощущает

зова родной земли, не привязан к ней, лишен чувства единения с природой. Дарье больно от того, что новое поколение непамятливо и разорено духовно. Спор Дарьи с внуком – основной эпизод, направленный на раскрытие еще одной проблемы произведения: человек и научно-технический прогресс. «Человек – царь природы», — гордо заявляет Андрей. «Вот-вот, поцарюет, поцарюет, да и загорюет», — отвечает старуха.

Главную героиню остро волнует ощущение человеком всевластия над природой, которую он при помощи современной техники способен теперь «покорять» без труда. Дарья понимает, что научно-технический прогресс разъединяет человека с природой, губит среду обитания, внушает человеку ложную гордость за его достижения. Повесть «Прощание с Матёрой» — своего рода нравственная исповедь. На это нацелено все ее художественное своеобразие.

Автор использует много средств художественной выразительности: внутренние монологи и напряженные диалоги, авторские лирические и философские отступления, вставные новеллы, фантастические образы,. Молитвы, размышления героев и их видения. Все эти приемы помогают читателю лучше понять переживания героев, пробуждают нравственное самосознание, взывают к сердцу, разуму и совести.