Конспект по русскому языку » — описание по картине «Берёзовая роща» А.И. Куинджи»

Сочинение

«Конспект урока по русскому языку «Сочинение — описание по картине «Берёзовая роща» А.И. Куинджи».»

1

Тема : « Сочинение-описание по картине А. И. Куинджи «Березовая роща».

Тип : развитие речи.

Технология, Цели и задачи, Образовательные, Развивающие:, Воспитательные:, Оборудование:

Ход урока

1.Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке развития речи. Сегодня вы соприкоснётесь с удивительным и неповторимым миром искусства, проявите свои творческие способности, откроете для себя много нового и интересного.

2.Рефлексия.

2.1.Внимательно рассмотрите предложенные картины известных русских художников. (Демонстрация картин И.И.Левитана «Берёзовая роща», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», А.К.Саврасова «Грачи прилетели», А.И.Куинджи «Берёзовая роща», И.И. Шишкина «Летний пейзаж с берёзой»)

 рефлексия  1

2

  • Что объединяет эти произведения изобразительного искусства? ( Относятся к одному жанру – пейзажу. В центре внимания художника берёза.)

  • Чем отличаются данные картины? (Техникой исполнения, цветовой палитрой, созданным настроением, отображением времени года, по-разному создан образ березы.)

2.2.Образ русской берёзки завораживает не только художников, но и поэтов. Прослушайте стихотворение «Гимн берёзе» Татьяны Викторовны Герасимовой.

Если мне воспеть берёзу

Свыше дан наказ,

Я её святые слёзы

Воспою для Вас.

Я её печальный облик

В рифму облеку,

Шёпот листьев, птичий оклик.

Раны на веку…

Как светло-то на просторе.

Дивный свет струит;

  • На высоком косогоре.

Милая, стоит…

Подойду я и, любуясь,

Косоньки ветвей

Соберу-ка в прядь тугую…

Вей же, ветер, вей!

Нe сломить березу в бурю

Коль душа алмаз,

Даже средь осенней хмури

Радуешь ты глаз!

В зимнем сне, в мороз трескучий.

На краю села.

На обрыве-то, над кручей,

Как же ты мила!

А весною… Боже правый!

Красивее нет!

Молодых листочков нежен,

Изумруден цвет!

30 стр., 14904 слов

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ...

... развития связной речи детей дошкольного возрaстa; 2. Изучить особенности восприятия картины дошкольниками; 3. Экспериментальным путем выявить особенности развития связной речи ... осуществл?нной экспериментaльной рaботы по рaзвитию связной речи старших дошкольников посредством картин. Методы исследования: теоретический анализ научно-методической и психолингвистической литерaтуры, педагогический ...

Ты в любое время года

Чудно хороша

И для русского народа

Ты его душа!

  • Какое настроение создает прослушанное стихотворение? Какие слова поэзии помогают передать это настроение? (Слёзы, раны, осенняя хмурь, печальный – эти слова передают грусть; радуешь, мила, красивее нет, изумруден, молодых, чудно хороша — чувство восхищения, наслаждения, радости от прекрасного.)

  • О каких ранах и слезах говорит поэтесса? (На белом стволе берёзы черные полоски, которые называются чечевичками. Они образованы более рыхлой структурой древесины и через них дерево дышит. Слёзы – это капли берёзового сока.)

  • Какое изобразительно-выразительное средство использует поэтесса для создания поэтического образа берёзы? Аргументируйте свою точку зрения. (Олицетворение,

раны, слёзы, косоньки, душа.)

  • Дополните этот образ собственными примерами. (Стонет, шепчет ветру, дрожит от холода, склоняется к земле, стройный стан, нарядилась в белый сарафан, повязала зелёную косынку, украсилась серёжками.)

2.3.А сколько песен сложено об этом прекрасном дереве. Давайте прослушаем песню «Берёзка» в исполнении народной артистки Людмилы Зыкиной и поймём, только ли красота сделала берёзу такой популярной.

Музыка Б. Шиллера

Слова А. Безыменского

Средь сосен суровых, меж темных ракит

В серебряном платье березка стоит.

Склонились деревья, цветы и кусты

Пред гордым величьем ее красоты.

3

И нежна, и стройна, и всегда величава она.

Весела, и светла, и земле родной мила.

Чу, шелестит листва густая…

Это она, березка родная,

Милой земле в ответ

Посылает любовь и привет.

Только лишь встретишься с нею,

Сердце забьется сильнее.

Сердце! Ведь всегда с тобою

Образ березки родной!

Средь сосен суровых, меж темных ракит

В серебряном платье березка стоит.

Склонились деревья, цветы и кусты

Пред гордым величьем ее красоты.

отношение к берёзе?

Вспоминаются слова Олега Шестинского:

Без березы не мыслю России, –

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От берёзы – вся Русь рождена.

3.Целеполагание.

Лист зеленеет молодой.

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны березы,

Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым…

Давно им грезилось весной,

Весной и летом золотым, –

И вот живые эти грёзы

Под первым небом голубым

Пробились вдруг на свет дневной…

(В поэзии Ф.И.Тютчева создан весенний пейзаж, поэтому следует рассматривать полотна И.И.Левитана и А.И.Куинджи. Насыщенный ярко-зелёный цвет листьев создает впечатление свежести, молодости. Такой цвет листьев бывает только ранней весной, пока лист ещё молодой. Если на картине Левитана мы наблюдаем густую зелень, то Куинджи заострил внимание на отдельных веточках, спрятав верхушки берёз и тем самым создав образ подпирающих небо деревьев. Листва берёз на картине этого художника издалека напоминает кружево, создавая впечатление легкости, воздушности. Каждый листочек наполнен солнечным светом, кажется, что свет просто струится сквозь листву. И небо у Куинджи приобретает нежно-голубой оттенок. В стихотворении

2 стр., 576 слов

Конспект развития речи в 9 классе по картине И. Тихого «Аисты»

... картине. Пользуясь планом и подобранными словами, ученики составляют устный рассказ. 1-3 человека выступают со своим рассказом. После прослушивания класс ... слова для описания картины. Ребята, какие слова вы бы использовали для описания картины? Учащиеся самостоятельно записывают слова, ... плана сочинения. Ребята, мы с вами будем рассматривать картину, обсуждать ее и записывать пункты плана сочинения. ...

4

Тютчева берёзы грезят летом золотым, эпитет золотой создаёт цветовой фон в произве -дении, который усиливается близкой по смыслу лексикой « свет дневной». На репродукции Архипа Ивановича очень много жёлтого и золотого цвета, поэтому с уверенностью можно сказать, что с поэзией Ф.И.Тютчева соотносится картина А.И.Куинджи «Берёзовая роща».

Кто уже догадался и может сформулировать тему нашего урока? (Сочинение-описание по картине А.И.Куинджи «Золотая роща».)

4.Актуализация опорных знаний.

  • Давайте вспомним, чем текст-описание отличается от других типов речи? Какую структуру имеет такой текст?

  • Какой стиль речи вы будете использовать в сочинении? В чем особенность этого стиля?

  • Какую роль в русском языке играют имена прилагательные?

  • Как избежать неоправданных повторов в сочинении? (Подбор синонимов)

  • Подумайте, какие слова вам чаще всего придется использовать в своей работе? Подберите к ним синонимы.

Художник-автор картины, живописец, создатель, творец, мастер.

Картина — полотно, произведение искусства, творение, репродукция.

Берёза-дерево, русская красавица, символ России.

4. Слово учителя с элементами эвристической беседы.

Картина «Берёзовая роща» была написана Архипом Ивановичем Куинджи в 1879 году после поездки за границу, которая укрепила его в мысли, что для русского художника ценны родные российские мотивы. Она была показана на седьмой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.Реакция художников и зрителей была единодушной, Куинджи удивил всех необычайностью картины. Ничего похожего не помнили.

(Сумел передать красоту русской природы в простоте, вся роща утопает в солнечном свете.)

  • Куинджи – мастер света. Что помогло художнику создать эффект насыщенности ярким солнечным светом? (Контрастность ярких и тёмных цветов, сочетание бликов и теней, использование палитры жёлтого цвета.)

  • Подберите слова, которые помогают передать яркий свет на картине. (Золотистый, лучезарный, искрящийся, медовый, солнечный, теплый, сияющий, лучистый, сверкающий, горячий; заливает, разливается, струится, золотит, проникает, пронзает, играет, сияет, пробивается)

5.Беседа по картине.

  • Как вы думаете, почему картина называется «Березовая роща»? (Береза – символ России)

  • Какое время года изобразил Куинджи? ( Лето. День удивительно солнечный, тихий, радостный.

  • Какова её композиция? ( Группа берез на переднем плане, залитая солнцем поляна; на заднем плане – густой лес, в который почти не проникают солнечные лучи.

  • Чётко ли прописаны детали? Почему ? (Нет акцента на деталях, главное – создать настроение)

  • Опишите березы. (Деревья привольно растут на поляне, они так высоки, что крон не видно. Солнечные зайчики затеяли игру и прыгают по белым стволам берез.

5

Несколько березовых ветвей на фоне тёмного дальнего леса кажутся прозрачными, светящимися, кружевными. Впечатление ослепительного солнечного света постоянно присутствует).

ми. Обращают на себя внимание три берёзки с изогнутыми стволами, они так близко расположились друг к другу, как будто растут из одного корня. Это три подруги закружились в весеннем хороводе. Недалеко от них пара влюблённых.)

  • Какую роль играет ручей по центру картины? (Ручей уводит взгляд в глубину, к дальнему лесу в легкой дымке).

  • Чем порос ручеёк? (Ряской)

Словарная работа

Ряска — водяное травянистое растение, имеющее форму мельчайших зелёных пластинок и образующее сплошной слой на поверхности стоячей воды.

  • А с чем бы вы сравнили ряску, покрывающую поверхность воды? (С ковром, островками, пятнами, разбрызганной краской, кляксами…)

  • Опишите дальний лес. ( Кроны деревьев обобщены, вырисовываются тёмные силуэты.)

  • А какие силуэты вы увидели? (великанов, богатырей, чудовищ)

  • Подберите эпитеты к слову лес. ( Загадочный, темный, волшебный, сказочный, мрачный, зловещий.)

Прослушивание аудиозаписи пения птиц

Закройте глаза, представьте, что вы находитесь в берёзовой роще, прислушайтесь к её звукам?

(Ритмичный стук дятла, треск сухих сучьев, легкий шелест листвы, соловьиная трель, стрекотание кузнечиков, карканье ворон, трещание сорок, крик сойки, звонкая песня жаворонка, громкий крик кукушки, писк синицы.)

  • Какие запахи можно ощутить в берёзовой роще? (Смолы, свежести листьев и влаги, цветочный аромат.)

  • Какую идею воплотил художник в пейзаже? (У Куинджи она – в безграничной любви к русской природе, к главному символу России, которым по праву считается береза).

6.Физкультминутка.

Проводится в виде конкурса на лучшую миниатюру.

Изобразите стройную берёзку, раскидистую, плакучую, с изогнутым стволом, старую берёзу, красивую.

7.Работа с изобразительно-выразительными средствами .

  • В каких произведениях литературы встречается образ березы?

  • С помощью каких изобразительно-выразительных средств создает образ берёзы В.Солоухин?

Но нет на свете дерева такого белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал.

Березовый лес хорош во всякую пору. И в марте, когда березы освещает солнце, набирающее весеннюю силу.

Хорош березовый лес и в те дни, когда разворачиваются на березе изумрудные листочки.

(В. Солоухин сравнивает берёзу с белым облаком, зимним снегом, полевой ромашкой, подчёркивая редкий цвет ствола берёз, выделяя по этому признаку её среди других деревьев. Восхищение красотой берёз передает с помощью повтора краткого

6

прилагательного хорош, уменьшительно-ласкательного слова листочки и эпитета изумрудный.)

А какие эпитеты к этому слову вы бы подобрали? ( Белоствольная, стройная , зеленокосая , изящная, тонкая, грациозная, кудрявая, родная, величественная, милая, гордая, говорливая)

8.Составление плана.

I.Родная природа на картине А.И.Куинджи.

II. Берёзовая роща –прекраснейший уголок Родины.

1.Солнечная поляна.

2.Белоствольные березы.

3.Живительный ручеёк среди берез.

4.Загадочный лес.

5.Нежно-голубое небо.

III. Безграничная любовь художника к родному краю.

9.Составление устного сочинения по опорным словам.

Дети, используя таблицу опорных слов, по вариантам выполняют задание.

1в.- описать солнечную поляну, 2в.- берёзы, 3в. — ручей, 4в.- лес, 5в.- небо, 6в.- придумать начало и конец сочинения.

берёза

стонет, шепчет,дрожит,склоняется,стройная, нарядилась в белый сарафан, повязала зелёную косынку, украсилась серёжками, закружились в хороводе,белоствольная, стройная, зеленокосая, изящная, тонкая, грациозная, кудрявая, родная, величественная, милая, гордая, говорливая

лес

великаны, богатыри, чудовища, загадочный, темный, волшебный, сказочный, мрачный, зловещий

ряска

изумрудный ковёр, небольшие островки, зелёные пятна, разбрызгали зелёную краску, кляксы

свет

золотистый, лучезарный, искрящийся, медовый, солнечный, теплый, сияющий, лучистый, сверкающий, горячий, заливает, разливается, струится, золотит, проникает, пронзает, играет, сияет, пробивается

звуки

ритмичный стук дятла, треск сухих сучьев, легкий шелест листвы, соловьиная трель , стрекотание кузнечиков, карканье ворон, трещание сорок, кричат сойки, звонкая песня жаворонка, громкий крик кукушки, писк синицы

10.Редактирование сочинений.

11.Итог. Оцените свою готовность к написанию сочинения по картине А.И .Куинджи «Берёзовая роща?»

Готов…, частично готов…, не готов…, потому что

11.ДЗ .

Закончить творческую работу.

12.Орг. конец урока.

Конспект урока в 6 классе по русскому языку, Тема: «Сочинение – описание по картине «Берёзовая роща» А .И .Куинджи »., Составил: учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения «СШ №14 города Евпатории Республики

Крым»

Одинцова Светлана Владимировна