Узнаем кто такой Прометей? Образ Прометея в литературе и культуре

Сочинение

Многим знаком образ Прометея благодаря античной мифологии. Герой древнегреческих сказаний вызывает положительные ассоциации, ведь он помогал людям ценой собственной свободы. Образ Прометея в литературе и культуре увековечен во множестве различных произведений. О Прометее сложено немало письменных источников, также его часто изображали художники и скульпторы разных эпох. Чаще всего встречается героический образ Прометея в европейской литературе и культуре.

Кто такой Прометей

Прометей – это один из античных титанов, сын богини правосудия Фемиды, отец Девкалиона. Также Прометей был двоюродным братом великого Зевса-громовержца. Имя его переводится как «предвидящий будущее», «знающий наперед». В отличие от своего кровожадного родственника, Прометей был благосклонен к людям, искренне им сочувствовал и всегда старался помочь. Именно он научил людей строительному ремеслу, добыче пищи, обучил грамоте и даже подсказал, как правильно вести себя с богами. Однажды разъяренный Зевс отобрал у людей огонь. Чтобы несчастные не погибли и не замерзли, Прометей украл горящие угли для них у Гефеста, за что был жестоко наказан громовержцем. Титан был прикован к высокой горе тяжелыми цепями и каждый день страдал от невыносимой боли, причиняемой орлом, клевавшим его печень. Люди восхваляли бесстрашного Прометея, образ его ассоциировался с жертвой, принесенной во имя добра.

Рубенс, «Прометей». За что наказал Зевс?

Зевс назначает наказание: приковать ослушника к скалам, наслать на него орла, чтобы клевал ему печень. А чтобы конца пытке не было — эта печень каждый день отрастает заново.

Почему Зевс так разгневался?

Прометей, смешав землю с водой, вылепил людей и дал им тайно от Зевса огонь… Когда Зевс узнал об этом, он приказал Гефесту пригвоздить тело Прометея к Кавказскому хребту. Там, прикованный к скале, Прометей простоял связанным очень много лет, и каждый день орел, прилетая, выклевывал ему лопасти печени, которые за ночь отрастали вновь. Такое наказание Прометей нес за то, что украл огонь… (Аполлодор, «Мифологическая библиотека».)

9 стр., 4345 слов

Образы солнца, огня в музыке, живописи, литературе

... 2. Образ солнца и огня в живописи Предыстория живописи неотделима от предыстории огня. Так же как, собственно, предыстория многих других сфер современной культуры, хозяйства, быта. Ибо освоение людьми огня, ... При этом, напомним особо, речь идет не только о партии света в «Прометее», а об особой светоносности, которой насыщена именно и прежде всего сама музыка ...

И где после этого справедливость? Прометея без права на защиту осудили на вечные муки! Неужели не было ни одного довода, ни одного доказательства, что кража огня (хотя она и кража) была полезна не только людям, но и богам?

О, если бы Прометею хотя бы дали слово в свою защиту! Исполнителями приговора были Гефест и Гермес. Им-то и выкладывал свои доводы Прометей. Они, в свою очередь, выступали свидетелями обвинения.

Оказывается, не все так просто! Прометей ну очень жестоко обидел Зевса. По какому-то случаю зарезали жертвенное животное. Вот тут и случилась обида:

Когда тебе поручили раздел мяса между тобой и Зевсом, ты прежде всего поступил совершенно несправедливо и бесчестно, отобрав самому себе лучшие куски, а Зевсу отдав обманно одни кости, «жиром их белым покрывши». (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Вот где собака зарыта! Оказывается, Зевсу недодали мяса! Все остальное — вторично, второстепенно, незначительно! Это было первое. А вот и второе обвинение:

Затем ты изваял людей, эти преступнейшие существа, и, что еще хуже всего, женщин. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

И людей не надо было создавать, а тем более — женщин!

…на горе мужчинам Посланы женщины в мир, причастницы дел нехороших. (Гесиод, «Теогония»).

Но женщины принесли еще вот что:

Но и другую еще он беду сотворил вместо блага: Кто-нибудь брака и женских вредительных дел избегает И не желает жениться: приходит печальная старость — И остается старик без ухода! (Гесиод, «Теогония»)

В общем, плохо все равно! Но это как бы далеко от богов, это уже разборки между людьми. Третье обвинение гласило:

Ко всему этому ты похитил ценнейшее достоинство богов — огонь — и дал его людям. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Прометей защищает себя, доказывая, что он хотел ублажить богов:

…так как я всегда думаю об общем благе и стремлюсь увеличить значение богов и способствовать тому, чтобы и все остальное достигало порядка и красоты, то мне пришло на ум, что было бы хорошо, взяв немного глины, изготовить какие-нибудь живые существа и придать им вид, похожий на нас самих. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Прометей слепил людей по образу и подобию богов (так что в каждом из нас — или, по меньшей мере, в греках — есть нечто божественное)!

Мне казалось, что божественному началу чего-то недостает, если ему ничего не противопоставлено. Однако это начало должно было быть смертным, но, впрочем, в высшей степени изобретательным, разумным и понимающим то, что лучше для него. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Замысел у Прометея был отличный: разумные, изобретательные, понимающие существа: «хотел как лучше, а получилось — как всегда»! Далее Прометей обращается к богам:

…в особенности меня сокрушает то, что, обвиняя в создании людей и, пожалуй, главным образом, женщин, вы тем не менее влюбляетесь в них и не перестаете сходить к ним то в виде быков, то становясь сатирами и лебедями, и считаете смертных женщин достойными рождать богов. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

58 стр., 28534 слов

Взаимоотношения богов и людей в древнегреческой мифологии

... людей и богов в мифологии Древней Греции. Определить место человека в данных отношениях. Объяснить, что человек, сделав себя зависимым от воли богов, ... из сохранившихся сочинений эпохи эллинизма автор изображает внутренний мир человека, показывает человеческие страсти, в ... по Прометею. Поэт изображает бога уверенным в своей правоте, ... о превращениях людей в животных, а также в предметы неодушевленной ...

Вот уж, действительно, с больной головы на здоровую: женщин вроде как не надо, а без них невозможно, уж очень они привлекательны! И намеки, намеки! Это же Зевс украл Европу, обратившись в быка, это он же сошелся с Ледой, став лебедем…

Но, может быть, ты скажешь, что нужно было создать людей в каком-нибудь другом виде и не подобных нам? И какой же другой образец лучше этого я мог бы себе представить, какой более прекрасный во всех отношениях? Разве следовало сотворить существо неразумное, звероподобное и дикое? (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Такое невозможно опровергнуть: что может быть лучше образа бога? Тем более, что превращение человека в существо неразумное, звероподобное и дикое произошло само собой.

А что мое создание оказалось даже полезным для богов — в этом ты убедишься, если взглянешь на землю: она изменила свое первобытное и необработанное состояние, украсилась городами, полями и полезными растениями. Море, если посмотришь на него, сделалось доступным для кораблей, острова стали обитаемы, и повсюду встречаются алтари и храмы, жертвоприношения и всенародные праздники:

Все улицы, все площади городов Наполнены Зевсом. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Короче говоря, все люди славят Громовержца, хотя он выступает против них. И о последнем «прегрешении»:

Теперь же, если позволишь, я перейду к огню и к его позорному похищению. Но, ради богов, ответь мне, нисколько не смущаясь, на следующее: разве мы потеряли хотя сколько-нибудь огня, с тех пор как он имеется у людей? Ведь ты этого не мог бы сказать?

Мне кажется, сама природа этого предмета такова, что он не уменьшается, если им будет пользоваться еще кто-нибудь другой. Ведь огонь не потухает от того, что от него зажгут другой.

Следовательно, это одна лишь жадность — запрещать передавать огонь тем, кто в нем нуждается, если от этого вам нет никакого ущерба. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Лучшая защита — нападение: из обвиняемого Прометей превращается в обвинителя. Он во весь голос говорит своим мучителям, что Зевс — жадина!

Вот такие оправдания привел бы Прометей. Но его никто не хотел слушать и услышать. Люди чтили своего заступника (видимо, Гефест и Гермес донесли слова Прометея до народа):

В Панопее, на самой дороге, стоит небольшое здание из необожженного кирпича, а в нем статуя из пентеликонского мрамора, изображающая, как одни говорят, Асклепия, а другие — Прометея; последние в подтверждение своим словам приводят следующее доказательство.

Здесь в овраге лежат два камня; каждый такой величины, что может служить достаточным грузом для одной повозки; цвет составляющей их глины не землистый, но какой бывает в оврагах или песчаных горных потоках, запах они издают очень похожий на запах человеческой кожи.

Говорят, что эти камни еще остались от той глины, из которой Прометеем был вылеплен весь человеческий род. (Павсаний, «Описание Эллады»)

10 стр., 4803 слов

Образ солнца и огня в живописи, литературе, музыке — , , доклад

... Бога. Важнейшим сакральным символом Древнего Египта был глаз Гора, небесного божества, который в образе ястреба взирал на землю. Египтяне ... безбрежно, в запредельность убегая. И меня поймут лишь души, что похожи на меня, Люди с волей, люди с кровью, духи страсти и огня! Солнечный глаз Древние часто считали Солнце оком ...

(Город Панопея, судя по всему, исчез с карты Греции. Может быть, сегодня это настолько небольшое селение, что его не включили в энциклопедию — Б.Р.)

Рубенс написал полотно «Прометей». Орел клюет печень стадальца, прикованного кандалами к скалам, а его лапа стоит на лице Прометея (такая постановка лапы избавила художника от необходимости показать искаженное адской мукой лицо титана).

От боли его тело напряжено, Прометей пытается вывернуться из-под орла, но ему не хватает сил избавиться от цепей, которыми скованы руки.

Прометея освободил Геракл, которому Прометей подсказал, как проникнуть в сады Гесперид и взять там золотые яблоки. Что было потом с Прометеем? Похоже, что он находится в царстве мертвых. Попытка вырваться оттуда ему не удалась — он не смог подкупить Харона (перевозчика на мертвой реке Стикс в мертвом царстве).

Пусть все это — выдумки досужих рассказчиков, но Прометея помнят как избавителя человечества от непроглядной тьмы.

Теги: мифология, древний мир, художники, мифические существа, картины, легенды, живопись, боги, люди, мифы, огонь

Предсказатель

Очень долго Прометей терпел телесные и душевные муки. Несмотря на мольбы и уговоры его матери Фемиды, Зевс не хотел прекращать страдания титана. Его съедало любопытство. Ведь Прометей знал судьбу великого громовержца. Зевс подослал к Прометею Гермеса, чтобы тот выведал тайну о своем будущем. Гермес пообещал освободить Прометея от оков, как только тот поведает свое предсказание. Титан согласился. Но было слишком поздно: предсказание уже почти сбылось. Он предупредил Зевса, чтобы он не связывал свою судьбу с богиней морей Фетидой, потому что у них родится сын, который будет сильнее и беспощаднее своего отца. Но Гераклу суждено было появиться на свет и побороть своего отца. Будучи неподалеку от места заточения Прометея, греческий герой, узнав о мучениях титана, поднялся на гору и освободил страдальца. После освобождения вражда Зевса и Прометея не прекратилась, но владыка Олимпа был наказан самой судьбой за свой суровый нрав.

Мифы и легенды

Древние мифы и легенды касаются как минимум нескольких вариантов повествований, описывающих Прометея, его подвиги, его вечное наказание Зевсом. Зная о страшных испытаниях, уготовленных ему за сочувствие и любовь к людям, титан жертвует собой, проявляя свое мужество в борьбе с тиранией и благородство своих духовных исканий.

Прометей — образ титана, бога второго поколения. Это он украл огонь с горы Олимп и отдал его людям, что вызвало гнев Зевса, и тот велел приковать непокорного титана к горной вершине на Кавказе. В некоторых мифах он был освобожден Геркулесом, в других Зевс освободил Прометея, когда тот раскрыл опасность того, что Зевс женится на Фетиде, и она родит сына более могущественного, чем его отец. В мифах существует одна версия рождения Прометея и несколько вариантов его подчинения воле Зевса.

Образ Прометея в литературе

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-kartine-rubensa-prikovannyiy-prometey/

3 стр., 1256 слов

Образ Прометея в трагедии Эсхила «Прикованный Прометей

... древнегреческого поэта является образ титана Прометея, без которого сейчас трудно представить себе ряд великих образов мировой литературы. Трагедия «Прикованный Прометей» занимает особое место ... сочинений дошло очень немногое. Трилогия Эсхила основывается на древнем мифе, согласно которому Прометей — защитник людей от произвола и несправедливости богов. Ради спасения людей от гибели, он похитил огонь ...

Что можно сказать по этому поводу? Фигура великого титана Прометея, образ которого любили воспевать поэты и писатели всех времен, была весьма значимой в литературе. В мифе, написанном Геосидом, Прометей выступает как хитрец, похитивший огонь очень изобретательным способом. Титан соорудил посох, полый внутри, и отправился к Гефесту. Когда тот отвлекся, Прометей положил несколько угольков внутрь посоха и удалился. У Эсхила образ Прометея проникнут драматизмом, он полон любви и сострадания к нуждающимся людям. У Аполлодора Афинского Прометей выступает как создатель. Гете же наделяет творческим началом и духом творца образ Прометея, античного героя, который несет в себе свободу и духовное величие.

Литературные произведения

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-kartine-rubensa-prikovannyiy-prometey/

Образ Прометея является предметом многих литературных произведений. Трое крупных греческих трагиков, Эсхил, Софокл и Еврипид, уделили в своем творчестве место мифу о Прометее. Выжившие пьесы и фрагменты трагедии Эсхила в отношении Прометея сохраняют особое место в современной литературе. Большинство пьес, написанных трагиками из Афин, были утрачены, в том числе многие из их произведений о Прометее. До наших дней дошли произведения: «Прометей прикованный» Эсхила и «Освобожденный Прометей» Шелли.

Как во время Ренессанса, так и после него образ Прометея снова становится главным источником вдохновения. Он всплывает в литературе и поэзии, вдохновляя новые поколения писателей, поэтов и драматургов. Так, Иоганн Вольфганг фон Гёте, великий мыслитель XVIII века, посвятил свое стихотворение герою-титану, в котором передает непокорность и бесстрашие главного героя, идущего наперекор Зевсу. Байрон также в своем творчестве обратился к образу Прометея. В стихотворении он описывает поступок, который является образцом для подражания у рода человеческого. Выдающаяся украинская поэтесса Леся Украинка тоже отметила духовные искания свободы, истины, просвещения Прометея в поэме «В катакомбах».

Прометей в музыкальных произведениях

Композиторы, сочинявшие свои шедевры, часто обращали внимание на героев античного эпоса. Образы титанов покоряли своей силой, величием и красотой. Венгерский композитор Ф. Лист создал цикл симфонических поэм на античную тему, среди которых «Прометей», написанная по мотивам драматического произведения Гердера «Раскованный Прометей». А. Скрябин создал свою симфоническую поэму «Прометей» под впечатлением духовной силы и свободы героя античной мифологии. Танцмейстера Вигано образ Прометея побудил на создание балета, состоящего из двух актов и поставленного на музыку Бетховена.

3 стр., 1061 слов

«Моё отношение к Печорину» — характер, образ и черты героя

... само отношение автора к Григорию больше отрицательное, несмотря на то что он часто пытался выставить Печорина как нейтрального героя с ... к рассуждению о том, какой должен быть человек в современном мире. Михаил Лермонтов писал свой роман в надежде создать собирательный образ ... «…приходи ко мне по большой лестнице; муж мой уехал в Пятигорск…» (Печорин встречается с замужней женщиной Верой); «…ни в ...

О происхождении богов

В своей поэме «Теогония или о происхождении богов» Геосид рассказывает о происхождении Прометея. В поэме говорится о том, что Прометей — сын титана Япета, одного из океанидов. В трюке в Меконе Прометей обманывает Зевса, требуя несъедобных частей коров и быков для жертвенных церемоний богам, одновременно уступая питательные части людям ради вечной пользы человечеству. Два оставшихся центральных эпизода относительно Прометея, написанные Гесиодом, включают в себя его кражу огня с Олимпа на благо человечества против воли Зевса и вечное наказание, которое Прометей будет терпеть за эти действия, определенное ему судом Зевса. Каждый автор избирательно высвечивает в своем произведении некоторые истории, связанные с Прометеем.

Прометей в живописи

Ярким мастером в изображении античных фигур, а конкретно, самого Прометея, является известный фламандский художник, основатель стиля барокко, — Питер Пауль Рубенс. Он написал множество потрясающих работ, среди них «Прометей, несущий огонь на Землю» и «Прометей прикованный». Картина под названием «Прометей поверженный» есть еще у одного талантливого фламандца Якоба Йорданса. Художник является последователем Рубенса. Это прослеживается в его манере письма: яркой, сочной, полновесной и живой. Еще один художник с похожим стилем письма – Ян Коссирс. Его работа «Прометей, несущий огонь», где титан изображен в алом античном одеянии, с горящим факелом в руке, выглядит очень живо. Также образ Прометея был увековечен Тицианом. Он создал картину под названием «Наказание титана».

Главное и самое поверхностное объяснение происходящего в фильме — безумие.

«Роберт Паттинсон согласился на участие в фильме, сказав мне: “Я не хочу сниматься в кино про волшебный маяк. Я хочу кино про наглухо поехавшего человека» — Роберт Эггерс в интервью.

А чего вы ждали от истории про смотрителей маяка? Осталось понять, кто именно и когда сошел с ума. Уэйк довел до безумия Уинслоу? Или они оба съехали с катушек в едином порыве? И вообще, кто эти «оба»?

4 стр., 1974 слов

Контрольная работа: Происхождение искусства и его основные функции

... контрольной Задачи : Происхождение искусства и его основные функции Важнейшим видом духовного производства является искусство. Существует народное искусство — народные песни, танцы, музыка и т. д. и профессиональное искусство — творения специалистов (художников, поэтов, музыкантов) ...

Самая простая версия — о доведении до безумия Уинслоу. Он появляется на острове впервые; Уэйк допекает его с самого начала — даже за обеденным столом, где обязывает его бухать и травит байки, не говоря о несправедливом разделении обязанностей; рассказывает жуткую историю про прежнего помощника; до Уинслоу докапываются чайки, ему мерещаться русалки и всякая дичь; ему не дает покоя загадка самого маяка — почему Уэйк не пускает его наверх? Алкогольные (а затем керосиновые) возлияний усугубляют ситуацию. Финальными аккордами становятся неприбытие корабля, который должен забрать Уинслоу с острова, и явное намерение Уэйка пресечь его попытки к бегству. Возможно, для Уэйка все это вообще обычное дело — сживать со свету своих напарников — просто на этот раз все пошло не по плану.

Но с другой стороны, на самом ли деле на острове все это время было два человека? Или все это был один и тот же безумец Уинслоу, придумавший себе сварливого морского волка в начальники со всеми вытекающими последствиями? Такая версия имеет право на жизнь.

Прометей в скульптуре

У европейских скульпторов фигура Прометея вызывала живой интерес. Многие мастера посвятили свой труд созданию скульптур по мифологическим сюжетам. Ф. Г. Гордеев создал скульптуру под названием «Прометей», где герой страдает от нападения огромного орла. Фигура находится в горизонтальном положении, что делает сюжет живым и динамичным. Работа наполнена экспрессией, хорошо передает зрителю ощущения героя. Примечательной является работа французского мастера Н. С. Адама «Прикованный Прометей». Данная работа выполнена в стиле неоклассицизма, акцентом в ней служит тщательная проработка деталей. Образ Прометея вдохновил многих скульпторов на создание своих нетленных шедевров. Для немецкого мастера Арно Брекера античный герой послужил эталоном человеческой красоты, силы, воли несгибаемого духа.

Рецензии

Широко известен цикл фильмов Александры Снежко-Блоцкой по мифам древней Греции. В содружестве с художником Александром Трусовым они представили зрителям своё видение богов, античных героев, медуз, Минотавра и других до этого времени непривычных для зрителя персонажей. В этом жанре Снежко-Блоцкая тоже стала первооткрывателем и успела снять пять картин: «Возвращение с Олимпа» (1969), «Лабиринт» (1971), «Аргонавты» (1972), «Персей» (1973), «Прометей» (1974).

— Сергей Капков[1]