Презентация » по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»» 5 класс

подготовиться к написанию сочинения по картине.

  • ► Задачи урока:
  • познакомиться с художником;
  • узнать, что такое колорит картины;
  • палитра картины;
  • тон картины;
  • полутон картины;
  • передний, средний, задний план картины;
  • научиться правильно и последовательно описывать картину.
  • Федор Павлович Решетников (1906-1986) «Опять двойка!» (холст, масло, 1952) Слово о художнике

    • Фёдор Павлович Решетников – замечательный художник, родился в 1906 году. С юных лет он увлекался рисованием. Ещё студентом Московского художественного института он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины.
    • Возвратившись на Большую Землю, написал несколько картин, посвящённых Арктике.
    • В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь. По окончании войны он вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Широко известны его картины «Прибыл на каникулы», «За мир», «Переэкзаменовка», «Опять двойка!»

    История создания картины

    • Художник вспоминал:
    • «Мысль написать картину родилась у меня в школе, когда я сидел на уроке, наблюдая за учеником, который не мог решить у доски задачу. Я живо представил себе, как дома встретят мальчика, если он получит двойку, и решил написать об этом картину».

    Картина Ф.П.Решетникова «Опять двойка!» выставлена в Москве в Государственной Третьяковской галерее.

    • Картина Ф.П.Решетникова «Опять двойка!» выставлена в Москве в Государственной Третьяковской галерее.
    • Зрители, особенно школьники, подолгу останавливаются перед ней и с большим интересом рассматривают это полотно. Взрослых трогает отчаяние матери, а школьников, конечно, интересует герой картины.
    • Одни зрители улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, быть может, вспоминают и свои злополучные двойки.
    • Каждый по-своему читает полотно художника, и никто не остаётся равнодушным.

    Какое название является наиболее подходящим?

    • «История двойки», «Опять двойка!», «Как Митю подвели коньки».

    Лексическая работа

    • Эскиз – предварительный набросок картины.
    • Натурщик – человек, который позирует художнику для написания портрета.
    • Композиция – построение произведения, расположение предметов, людей.
    • Колорит – сочетание красок.

    Работа по вопросам

    12 стр., 5829 слов

    Богданов-бельский «у дверей школы» описание картины, анализ,

    ... Jean Geoffroy (French, 1853 — 1924) «Compulsory education» 05.12.2018 У дверей школы Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Николая Богданова-Бельского. Вы можете выбрать и купить ... К. Терентьев «Герои в школе» Александр Алексеевич Коробов «Первокласник» 1948 Фёдор Павлович Решетников «Прибыл на каникулы» 1948 Фёдор Павлович Решетников «Опять двойка» 1952 Фёдор ...

    • Кто изображён на переднем плане?
    • Какими эпитетами вы можете описать выражение лица мальчика?
    • Почему он отвернулся от мамы и от младшего братика?
    • Что у него в руках?
    • Что находится в портфеле?
    • О чём говорит «бывалый», потрёпанный вид портфеля?
    • Как вы думаете, что делал мальчик после школы?

    Вопросы-помощники

    • 1.Ученик – главный герой картины.
    • Какой возраст школьника?
    • О чем говорят его внешний вид, одежда,
    • поза, выражение лица?
    • О чем говорит его «бывалый» портфель?

    Вопросы-помощники

    • 2.Мама получившего двойку ученика.
    • Что говорит о том, что мама – домохозяйка?
    • О чем говорят ее поза, выражение лица?
    • Какой вопрос читается в глазах мамы?

    Вопросы-помощники

    • 3. Младший брат мальчика.

    Вопросы-помощники

    • 4.Сестра «виновника событий».
    • Что говорит о том, что девочка хорошо учится?
    • О чем говорят ее поза, выражение лица?
    • Из-за чего она переживает больше всего?

    Вопросы-помощники

    • 5. Бело-рыжий пес.

    6. Комната – отражение быта 60-х годов прошлого века.

    • 6. Комната – отражение быта 60-х годов прошлого века.
    • Синий цвет стен, на стене висят часы с маятником, календарь.
    • Ковер на полу.
    • Через дверь в другую комнату видны фикус на подоконнике и картина на стене.

    1.Средства живописи – способ раскрытия замысла картины.

    • 1.Средства живописи – способ раскрытия замысла картины.
    • Каким переживанием связаны все действующие лица? Как об этом говорят их позы, выражения лиц?
    • Почему художник выбрал приглушенные тона (голубовато-серые стены, коричневый пол, болотного цвета пальто ученика и т.д.)?
    • 2.Мои впечатления (Какие мысли возникли у вас о картине «Опять двойка»?)

    Белобрысый, хохолок на макушке, пухлые губы, румяное лицо, наверное, долго был на улице.

    Виноватые, огорчённые, грустные, брови сдвинуты, ему стыдно за очередную двойку.

    • Глаза девятилетнего третьеклассника

    Портфель: потрёпанный, «бывалый», видавший виды, перевязан бечёвкой

    • Одежда: пальто с лисьим воротником, тёмные брюки, чёрные ботинки

    Молодая, но усталая женщина, сцепленные руки; будничная одежда, красное пятно передника; лицо грустное, смотрит с упрёком на сына.

    Стоит в глубине комнаты, на заднем плане, аккуратная, смотрит осуждающе, полная противоположность брату.

    Встречает брата с усмешкой, злорадствует, он как будто хочет сказать: «Ага, попался?!»

    2 стр., 649 слов

    Описание картины Портрет сына художника Тропинина (7 класс)

    ... нашего народа. ` Описание картины Портрет сына ... стиля, показывает мечтательную внешность сына, как бы мягким бризом обнимают фигуру. Художник Тропинин, чутко и ступенчато, выводит ... внешность Арсения. Фон, который выхватывает из темноты лицо парня, ослаблен, хотя и через него замечена ... вокруг себя. Кудрявые русые волосы нежно лоснятся по румяному лбу и затылку, орнаментируя профиль, дополняя ...

    • Шестилетний братишка

    Четвероногий друг с радостным визгом бросается навстречу мальчику.

    • Верный пёс

    Чистая, уютная, белая скатерть с жёлтой каймой, большой ковёр, географическая карта на стене в смежной комнате.

    Каждый персонаж, находясь на своём месте, хорошо виден, и в то же время все действующие лица связаны общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.

    • Композиция

    Скромный, неяркий. Ведь художник рассказывает не о праздничном событии, а об обычном, будничном дне. Используются приглушённые тона (голубовато-серые стены, коричневый пол).

    Главный герой картины – мальчик, он, третьеклассник, озорник. Художник – автор произведения, он, Ф.П.Решетников. Рисовать – изображать, создать, написать. Смотреть с укором – с упрёком, виновато, грустно.

    • Синонимы

    П

    о

    ртфель, с

    о

    бака, в

    е

    л

    о

    сипед, к

    о

    л

    о

    рит, к

    о

    мп

    о

    зиц

    и

    я, из

    о

    бр

    а

    зить, к

    а

    ртина п

    о

    л

    о

    тно.

    • Орфографическая работа

    План:

    • 1. Ф.П.Решетников – известный художник.
    • 11.Описание картины:
    • 1)Основная мысль картины «Опять двойка!».
    • 2)Главный герой произведения – девятилетний мальчик.
    • 3)Мать.
    • 4)Сестра.
    • 5)Шестилетний братишка.
    • 6)Четвероногий друг.
    • 7)Композиция.
    • 8)Колорит.
    • 9)Отношение художника к изображённому.
    • 111.Какой впечатление картина произвела на меня.

    Список использованных источников

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-kartine-reshetnikova-opyat-dvoyka-klass-urok/

    • 1. Решетников Ф.П. Сатира и дружеские шаржи. [Альбом] / [Авт. текста и сост. Г. Н. Павлов]. – Л.: Художник РСФСР, 1982
    • 2. Выставка произведений Народного художника СССР Федора Павловича Решетникова. К 70-летию со дня рождения. – М.: Изобразительное искусство, 1976
    • 3. Федор Решетников. [Альбом] / Авт.-сост. Б. В. Вишняков – М.: Изобразительное искусство, 1982.

    Список использованных источников:

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-kartine-reshetnikova-opyat-dvoyka-klass-urok/

    • 4. Деготь Е. Русское искусство XX века. – М.: Трилистник, 2000
    • 5. Ф.П. Решетников. Альбом. – М., 1954
    • 6. Русская живопись. Энциклопедия. – М.: Астрель, 2003
    • 7. Степанян Н. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999
    • 8. Тагрин С. Мир в открытке. М.: Изобразительное искусство, 1978