I Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь! Улыбнитесь друг другу, подарите мне свою улыбку. А я подарю вам урок развития речи. Давайте уточним, чем отличается урок русского языка от урока развития речи?
-Ребята! На каких еще уроках, занятиях вы развиваете свою речь?
-Молодцы! Речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке.
-Ребята, какие виды письменных работ мы учимся создавать на уроках развития речи?
— А как будет называться работа, представляющая собой создание собственного текста на основе впечатления от картины?
-Верно. Давайте откроем рабочие тетради, запишем число: _______ февраля, Класс ная ра бота и тему сегодняшнего урока: «Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».
II Целеполагание
-Посмотрите ещё раз на тему урока и подумайте, какую цель мы перед собой поставим?
-Молодцы. Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно уметь писать сочинение-описание?
-Вы абсолютно правы. Сочинение позволяет подойти к заданию творчески, создавая свое собственное произведение на данную тему, что развивает творческое мышление, увеличивает словарный запас и помогает улучшить правописание.
III Подготовка к написанию сжатого изложения
1. Словарная работа.
-Сегодня мы будем работать с репродукцией картины «Сирень в корзине».
— Рассмотрите репродукцию картины. Попробуйте определить, к какому жанру живописи относится эта картина.
— Верно. Кто скажет, что означает слово «натюрморт»?
— Молодцы! Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость. После долгих и трудных лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, красоту природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь. Это было время расцвета голландского искусства, и особенно искусства натюрморта. Художники изображали самые скромные, обычные вещи. Но своим мастерством они придавали им красоту и поэтичность. В России натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в XVIII веке.
Уроки развития речи для 9 класса
... сочинения, озаглавить и закончить свою творческую работу в тетради. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 120 города Донецка» Конспект урока-развития речи ... нас зависит, какой будет природа завтра… Послушайте образцы сочинений-рассуждений на экологическую тему: 1. Слово «экология» в переводе ... В начале сочинения могут употребляться обращения: Дорогие ребята! Человек! Люди! Дорогие ...
2. Слово о художнике.
Натюрморт «Сирень в корзине» принадлежит кисти известного русского художника Петра Петровича Кончаловского. Он родился в 1876 году в городе Славянске (ныне Донецкая область, Украина).
Учился в Париже в Академии Жюльена и в Петербургской Академии художеств.
Художник очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из русских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Он писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат.
Любимые цветы П.П. Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество полотен. Наиболее известные из них – «Сирень у окна», «Сирень», «Сирень в стеклянной банке». Перед нами одна из лучших картин Кончаловского, изображающая сирень «Сирень в корзине». Она находится в Москве, в Третьяковской галерее (презентация).
3. Беседа по картине.
А сейчас давайте рассмотрим внимательно картину.
— Что вы почувствовали, когда рассматривали картину? С каким временем года она у вас ассоциируется?
— Как выстроил художник свою картину? Что поместил в центре?
— Обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?
— На что похожи цветы? С чем их можно сравнить?
— Какими вы видите грозди сирени?
— Все ли листья освещены одинаково солнцем? Как от степени солнечного освещения меняется их цвет?
— Мы с вами обратили внимание на цветы, веточки, листья. Тщательно ли их выписывает художник?
— Почему?
— Куда художник поместил букет?
— Почему художник изобразил в корзине, а не в хрустальной вазе?
— На каком фоне изображена сирень?
— Как вы думаете, почему художник выбрал такой темный фон для картины?
— Что хотел сказать нам художник этой картиной? Какие чувства пробудить?
4. Словарно- стилистическая работа.
Чтобы избежать неоправданных повторов в сочинениях, подберем разные слова для обозначения некоторых понятий:
художник – П.П. Кончаловский, живописец, он;
сирень – цветы, букет;
рисует, изображает, показывает.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
‑ Давайте запишем слова и словосочетания, которые вы можете использовать в своих сочинениях:
Цвет : бледно-розовая, тёмно-красная, белоснежная, лиловая, жемчужная, с голубоватым, серебристым оттенком.
Листва : листочки сердцевидной формы, зелёные листочки с тоненькими прожилками, насыщенный тёмно-зелёный цвет.
Форма : соцветия сирени в форме кисти, грозди; пышные, крупные, тяжёлые.
Запах: приятный аромат, душистый, благоухающий, нежный, пробуждающий, напоминающий о весне, невозможно спутать с запахами других цветов.
Впечатление от сирени : восхищение, любование, наслаждение.
Эпитеты: чудесная, прекрасная, очаровательная, роскошная, дивная, восхитительная.
5. Составление плана сочинения.
— Теперь необходимо составить план вашего будущего сочинения.
— О чем можно сказать в начале сочинения?
Например: Мне понравилась картина П. Кончаловского…;
Когда я смотрю на картину П. Кончаловского, я вспоминаю…;
Нельзя остаться равнодушным, увидев такой замечательный букет…
— Какими словами мы опишем букет?
— Как закончим сочинение?
На доске представлен примерный план сочинения, но у каждого из вас он может быть свой. Помните, что в вашем сочинении должно быть три части: вступление, основная часть и заключение.
План: (на доске)
1. П.П. Кончаловский – мастер натюрморта.
2. Чудесный букет сирени.
а) гроздья, листья, ветки, цвет;
- б) описание корзины;
- в) фон картины, его роль.
3. Какие чувства вызывает картина? О чем напоминает?
IV Написание сочинения
А теперь вы можете приступать к написанию сочинения. Напоминаю, что вам нужно не просто описать картину, но и передать чувства, которые вы испытали, глядя на нее.
V Задание на дом
VI Подведение итогов
Спасибо Вам, ребята, за активное участие на уроке. А результатом будут ваши творческие работы. Спасибо за внимание. Урок окончен.
— Изложения, сочинения…
— Сочинение-описание по картине
Ученики оформляют записи в тетради.
Вспомнить, как писать сочинение. Подготовиться к написанию сочинения – описания.
— С помощью сочинения мы можем научиться мыслить и грамотно излагать свои мысли.
— Натюрморт
— Натюрморт – картина с изображением крупным планом цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п. предметов.
Ученики слушают, делают краткие записи в тетрадях.
— Сирень, изображенная на картине, напомнила нам о весне, теплых майских солнечных днях, о первых весенних цветах.
— Сам букет, разноцветные грозди сирени.
— На картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: лиловую, темно-красную, белую, розоватую.
— Звездочки, звоночки.
— Мощные, нарядные, нежные, пышные, развесистые, тяжёлые, крупные, богатые кисти сирени
— Внизу, вверху темно-зелёные, справа светло-зеленые с золотистым оттенком.
— Нет
— Для художника важна не какая-то отдельная деталь, а целостный образ. Он стремился передать свое впечатление от букета.
— В корзину, которая сплетена из прутьев. Верхняя ее часть скрыта свисающими гроздьями сирени и листьями.
— Главное на этом полотне – цветы, и именно к их красоте, свежести, обилию оттенков, прежде всего, привлечено внимание зрителей. Ничто не отвлекает от созерцания прекрасных цветов. Кроме того, в широкой корзине пышные грозди ничто не стесняет, они могут расположиться свободно и выглядят естественно.
-Сирень изображена на желто-зеленом фоне, она стоит у окна, потому что с правой стороны на нее падает солнечный свет.
— На этом фоне хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень.
-Он словно приглашает нас полюбоваться роскошью букета, разделить его восторг, восхититься красотой, которую дарит нам природа.
Ученики вместе с учителем заполняют таблицу (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
Можно начать с того, что художнику очень нравилась сирень, и он посвятил ей несколько картин. Он словно приглашает и нас разделить эти чувства. Можно сразу выразить свое отношение к картине. А можно вспомнить, как сами любовались этими цветами, где и когда это было.
См. ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Можно сказать о богатстве природы, о том, что она радует нас своими красками. Или же выразить свое отношение к картине, если это не было сделано в начале сочинения.
Ученики составляют план своего сочинения.
Ученики пишут сочинение сначала на черновик, потом в чистовик, задают вопросы.