Урок развития речи. по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье». 6-й класс

Сочинение

повторение типа речи описание, композиционного

  • знакомство с приемами речевого логического оформления мысли, использованием синонимов, тропов;
  • закрепление орфографических и пунктуационных правил;
  • формирование навыка обращения к словарям,
  • сбор лексического материала к сочинению,
  • словесное оформление услышанного – написание сочинения-описания.
  • Развивающие:

    • обогащение словарного запаса учащихся;
    • развитие их воображения и эмоциональной сферы;
    • активизация различных видов речевой деятельности;
    • повышение мотивации к обучению;
    • формирование навыков монологической речи (устной и письменной).

    Воспитательные:

    • пробуждение интереса к культурному наследию русского народа и к мировой культуре;
    • формирование эстетической потребности в искусстве;
    • осознание своей национальной идентификации.

    ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА

    • компьютер и мультимедийный проектор: презентация;
    • портрет В.М. Васнецова с краткими биографическими сведениями, книги.

    На доске записана дата, тема урока, оставлено место для плана сочинения.

    ХОД УРОКА

    Подготовка к восприятию

    Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока, записанной на доске: сегодня мы будем писать сочинение по картине В.М. Васнецова “Витязь на распутье”. А потом обо всем увиденном, прочувствованном напишем в сочинении ярко, выразительно, образно.

    Новый материал.

    Виктор Михайлович Васнецов — великий русский живописец. Основоположник особого “русского стиля”, преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом. С 1880 года создавал картины на темы русской истории, сказок, былин. Он одним из первых обратился к русскому фольклору. Стремился в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.

    Смотрим картину Васнецова.

    История написания картины.

    “Витязь на распутье” (1882) – одно из прекраснейших полотен В.М. Васнецова. Картина была написана под влиянием русской народной былины “Илья Муромец и разбойники”. Первые этюды к этому сюжету были созданы в начале 1870-х годов. Сейчас картина находится в государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

    5 стр., 2035 слов

    Васнецов «витязь на распутье» описание картины, анализ,

    ... репродукций, а ее сюжет изображен на надгробии художника. Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье 6 класс На картине Васнецова «Витязь на распутье» изображен крепкий русский всадник на могучем белом коне, который остановился ...

    Картина.

    • Рассмотрите картину, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего и дальнего планов.
    • Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?
    • Кого изобразил художник на картине? (витязя)
    • Кто такой витязь? (витязь – это воин, богатырь).

    • Подберите синонимы к слову “витязь” (ратник, воин, богатырь, герой, рыцарь).

    — Опишем витязя.

    • Одежда: тяжёлый шлем, стальные рукавицы, тяжёлая кольчуга.
    • Оружие: узорчатый меч, щит, богатырский меч, колчан с калёными стрелами, длинное копьё, булава.
    • Поза витязя: задумчивая поза, склонённая голова, усталая решимость.
    • Теперь опишем коня.
    • Внешний вид: мощный боевой конь, бравый конь, крепкие ноги.
    • Поза: уверенно стоит.
    • Единство с фигурой наездника: автор желает показать единство помыслов.
    • Запишите фразу, которая написана на камне:

    “Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни пролётному”.

    • Почему витязь стоит в задумчивости перед камнем?
    • Предположите, о чём он может размышлять в этот момент?
    • Опишем пейзаж.
    • Описание местности: мрачный задний фон, болотистая местность, тощая растительность, чужая сторона, летит чёрный ворон;
    • лежат черепа и камни;
    • много черепов;
    • холодный смертный ветер;
    • пустынное поле, лежат человеческие кости;
    • высохшая трава;
    • множество валунов;
    • холодный смертный ветер;
    • никого нет;
    • видны облака;
    • небо чистое.
    • Какое настроение создаётся при виде картины: запах смерти;
    • душецепляющая картина;
    • грустная.
    • Что могло здесь произойти?
    • Какие краски использует художник, рисуя небо на картине?
    • Какое время суток изображено?
    • Какие мысли у вас вызывает небосклон?
    • Что символизирует светлеющее небо? (Надежду на светлое будущее, на новые победы богатыря).

    Составление плана сочинения.

    Для того чтобы красиво, последовательно написать сочинение, нужен план.

    • Из скольких частей он состоит? (Вступление, основная часть, заключение).

    • О чем вы будете писать во вступлении? О художнике Васнецове как о великом русском живописце.
    • Как перейти от вступления к основной части — описанию картины? “В композиции картины выделяется…”.
    • о чём напишем дальше? (подробнее опишем пейзаж, передний и задний вид картины, затем перейдём к описанию витязя).

    • что мы напишем в заключении? — Чем закончим сочинение? Напишем о воплощение в картине духа русского народа.

    Составление плана сочинения

    1. Виктор Михайлович Васнецов – великий русский живописец, история создания его картины “Витязь на распутье”.

    2. Описание картины В.М. Васнецова “Витязь на распутье”:

    • витязь на коне;
    • роковой камень;
    • пейзаж.

    3. Воплощение духа русского народа.

    7 стр., 3082 слов

    По картине Васнецова «Богатыри» методическая разработка по русскому ...

    ... оружию, которое у всех наготове, богатыри в любую минуту сорвутся с места. Сочинение по картине Васнецова Богатыри 2 вариант В.М. Васнецов написал картину «Три богатыря», вдохновившись русскими былинами. Трое могучих мужчин в ... почти вынул из ножен. Эта угрожающая поза должна спугнуть любого, кто захочет навредить Руси. Описание для 7 класса На картине изображен огромный витязь на коне, а рядом двое ...

    Лексический материал для сочинения

    Тезаурус

    Композиция (изобразительное искусство) — организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.

    Холст — ткань, на которой пишут картины.

    Словарь синонимов

    Художник – живописец, мастер.

    Картина – полотно, изображение.

    Пейзаж – природа.

    Витязь – воин, герой, рыцарь, богатырь, ратник.

    Описание воина

    Одежда: тяжёлый шлем, стальные рукавицы, тяжёлая кольчуга.

    Оружие: узорчатый меч, щит, богатырский меч, колчан с калёными стрелами, длинное копьё, булава.

    Поза витязя: задумчивая поза, склонённая голова, усталая решимость.

    Описание коня

    • Внешний вид: мощный боевой конь, бравый конь, крепкие ноги.
    • Поза: уверенно стоит.
    • Единство с фигурой наездника: автор желает показать единство помыслов.

    Фраза на камне:

    • Описание местности: мрачный задний фон, болотистая местность, тощая растительность, чужая сторона, летит чёрный ворон; лежат черепа и камни; много черепов; холодный смертный ветер; пустынное поле, лежат человеческие кости; высохшая трава; множество валунов; холодный смертный ветер; никого нет; видны облака; небо чистое.
    • Какое настроение создаётся при виде картины: запах смерти; душецепляющая картина; грустная.

    Слова для справок: