Т.Ю.: Значит, какую главную цель мы поставим перед собой?
Цель: Составить алгоритм написания сочинения-описания по портрету и научиться его применять.
М.Б.: Знаем ли мы что-либо о жанре портрета, его типах?
— Нет
М.Б.: Значит, какую цель мы ещё себе поставим?
— Познакомиться с типами портрета.
М.Б.: Какие знания вам сегодня пригодятся?
— Знания, полученные на уроках русского языка, литературы и МХК.
Учебный материал
II . Этап применения знаний и способов действий
ПОРТРЕТ КАК ЖАНР. ТИПЫ ПОРТРЕТА.
Слово учителя:
М.Б.: На портрете, как вы знаете, изображён человек. Если автор изображает себя, то это автопортрет. И самое важное в портрете то, что хочет сказать художник о своей модели. В зависимости от этого выделяют 3 типа портрета: парадный, камерный и интимный. Ваша задача, опираясь на определения, определить тип портрета.
Работая в группах, помните о правилах групповой работы. На работу вам даётся не более двух минут.
Групповая работа.
Учащиеся получают карточки для работы – см. приложение; учитель обращает внимание ребят на то, что все три портрета кисти Кипренского.
Представление работы (промежуточный итог).
Примерные ответы ребят:
«Мы считаем, что портрет Давыдова – парадный, потому что…»
«Мы считаем, что автопортрет Кипренского – камерный, потому что…»
«Мы считаем, что портрет Швальбе – интимный, потому что…»
М.Б.: Как вы думаете, какой из портретов наиболее интересен для описания? Почему вы так считаете?
— Наиболее интересным представляется описание по портрету Давыдова кисти Кипренского, т.к. здесь можно многое сказать не только о самом герое и его характере, но и описать фон и детали.
Контрольная работа: Театр и музыкальная культура России XIX в
... века. И драматический театр представал в огромном разнообразии эстетических направлений, сосредоточивая на себе внимание мировой театральной общественности. Для того, чтобы считать Россию рубежа 19–20 веков ... всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия 19 века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. На ...
Т.Ю.: И сегодня, ребята, вы напишете свои сочинения по портрету Давыдова.
Подготовка к сочинению-описанию по портрету
1. Создание алгоритма
1).
Работа в группах.
М.Б.: Ребята, сейчас, представляя работу группы, вы частично задействовали знакомый вам по урокам МХК алгоритм описания картины.
(появляется на слайде)
-
Автор.
-
Название.
-
История создания.
-
Тема, сюжет.
-
Композиция.
-
Цветовое решение.
-
Основная идея.
-
Впечатление.
Т.Ю.: И на уроках развития речи мы тоже использовали знакомый вам алгоритм описания картины (появляется на слайде).
-
Введение (о художнике и его картине).
-
Основная часть (описание фрагментов картины).
-
Заключение (мысли и чувства, которые тебя переполняют).
Попробуйте совместить эти два алгоритма и составить сложный план к сочинению-описанию по портрету.
Группы получают разрезанные пункты планов двух различных алгоритмов; результат работы дети вывешивают на доску, на слайде – образец. У ребят один пункт лишний.
-
Учащиеся:
Образец:
I. Введение:
1. Автор.
2. Название.
3. История создания.
II. Основная часть:
Тема, сюжет.
Композиция.
Цветовое решение.
Основная идея.
III. Заключение:
Впечатление.
I. Введение:
1. Автор.
51 стр., 25355 словПортрет итальянского Ренессанса
... частью многофигурной религиозной композиции — стенной росписи или алтарного образа. Эта зависимость портрета от монументальной живописи — определяющая черта станкового портрета ... единая типология портрета. 2. Портрет Проторенессанса 3. Портрет Раннего Возрождения Истоки жанра реалистического портрета восходят ... Италии трёхчетвертного портрета[4]. Портрет возникает в эпоху Проторенессанса в результате ...
2. Название.
3. История создания.
II. Основная часть:
Композиция.
Цветовое решение.
Основная идея.
III. Заключение:
Впечатление.
2) Беседа по вопросам (промежуточный итог)
Т.Ю.: Ребята, как вы думаете, почему наши алгоритмы не совпали? Почему пункт «тема, сюжет» не может быть включён в алгоритм написания сочинения-описания внешности человека по портрету?
- Портрет не имеет сюжета, нельзя сказать: «тема этого портрета…»
М.Б.: Скажите, ребята, а какой из этих алгоритмов пригодится вам сегодня (учтите тему урока)?
- Тот, который на слайде, потому что мы пишем сочинение по портрету.
Ученики получают книжечки для работы, содержащие алгоритм.
2. Работа с алгоритмом
Часть ВВЕДЕНИЕ
Т.Ю.: Скажите, ребята, а на что указывают римские цифры в плане?
— Абзацное членение
Т.Ю.: Какие знания вам потребуются для написания 1-го абзаца?
— Информация о художнике, истории портрета и его героя.
На рабочем листе дана информация о художнике и модели, из нее можно выбрать материал для 1-го абзаца. Двое ребят во время работы групп по алгоритму получили индивидуальное задание: выбрать 3 самых главных предложения.
Т.Ю.: Отлично, перейдём к работе над вторым абзацем.
Основная часть
КОМПОЗИЦИЯ
М.Б.:
В чём заключается описание композиции картины?
— Описание её переднего и заднего планов
Кого мы видим на переднем плане?
— Гусара Давыдова
М.Б.: Как изображён Давыдов?
— Давыдов изображён в полный рост.
М.Б.: Как он стоит?
— Он стоит, облокотившись на выступ каменной ограды, левой рукой придерживая саблю и уперев правую в бедро.
М.Б.: Что выражает поза героя-партизана? Что можно понять о характере гусара по ней?
— Гусар уверен в себе и чувствует себя раскованно и непринуждённо.
Т.Ю.: Ребята, что в портрете главное?
— Главное в портрете – лицо.
Т.Ю.: Подберите эпитеты для описания глаз.
Выразительные, карие, горящие, одухотворённые, широко раскрытые, задумчивые.
М.Б.: О чём, по-вашему, может думать герой?
Урок русского языка в 7 классе «Кто он? Портрет интересного ...
... сочинению-описанию по картине-портрету А.М.Шилова «Зацвёл багульник» по теме «Кто он? Портрет интересного человека». Цели урока : 1. подготовить учащихся к сочинению-описанию внешнос- ти человека, изображ ... губы, волосы, характер, одежда, социальное положение. Ребята чертят таблицу в тетрадь, вместе заполняем ... Зацвёл багульник». Рассмотрите картину. Кто на ней изображён? (пожилая женщина). Рассказ о ...
— Его взгляд устремлён в будущее, а может быть, он вспоминает счастливые времена, когда он был нужен, когда пули свистели и бешено скакал его конь.
М.Б.: Какие детали изображает Кипренский?
— Саблю и кивер
М.Б.: Почему они важны?
— Они подчёркивают его бравый вид и военную выправку. Его правая рука крепко сжимает тяжёлую саблю, украшенную кистями. Сабля — первая помощница воина в бою.
М.Б.: Каков задний план? На фоне чего изображён герой?
— Он изображён на фоне пейзажа.
М.Б.: Почему именно такой фон выбрал художник?
— Художник выбрал такой фон, чтобы представить человека на фоне природы, но не только на фоне, но и как бы частью этой природы. Напряжённая страстность героя находит отклик в природе, в тревожном ритме теней и в почерневшем грозном небе, по которому бегут облака.
ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ
Т.Ю.: Можете ли вы назвать элементы гусарского костюма?
— Нет.
Т.Ю.: Проведём словарную работу. В ваших книжечках есть названия и определения всех элементов. Соотнесите названия с элементами одежды. Соедините стрелками элемент и его название. Помогите друг другу, работая в парах (результаты на слайде).
Денис Давыдов одет в (…) ментик, украшенный (…) шнурами и (…) пуговицами. Подол, ворот и рукава обшиты (…) опушкой.
(…) чикчиры (…) контрастируют с (…) ботфортами.
(Денис Давыдов одет в красный ментик, украшенный гарусными шнурами и золочёными пуговицами. Подол, ворота и рукава обшиты меховой опушкой. Белые узкие чикчиры контрастируют с чёрными лакированными ботиками).
ИДЕЯ
М.Б.: Как вы считаете, какие качества человека хотел подчеркнуть Кипренский?
— Он хотел подчеркнуть напряжённую внутреннюю жизнь изображаемого им человека.
М.Б.: Почему всё-таки считают, что это портрет Дениса Давыдова? Что на это указывает, кроме костюма гусара?
— Давыдов — поэт, а не только гусар. Его лицо необыкновенно одухотворено, глаза мечтательны, это соответствует облику поэта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Т.Ю.: Вы говорите сейчас об идее портрета, но важно помнить, что при написании сочинения (как художественного произведения) идея также играет значительную роль. Что такое идея?
Описание ростовщика в повести портрет гоголя. «Портрет», анализ повести Гоголя,
... Гоголем. Образ Ростовщика в повести Портрет Несколько интересных сочинений Главная героиня рассказа Н.С.Лескова «Старый гений». Маленькая старушка-помещица приезжает в Петербург, чтобы найти у местных властей управу на ... о подлинности искусства. Гоголь в своей повести обращает внимание на тему добра и зла. ... есть хорошо. Повесть «Портрет» пытается донести людям одну простую истину. В первую очередь ...
- То, что хотел сказать автор.
Т.Ю.: Правильно, поэтому прежде, чем писать сочинение, вы как авторы должны тоже продумать ту мысль, которую хотите донести до своего читателя. Перед вами две задачи: донести идею Кипренского и донести идею вашего сочинения. Какая часть сочинения раскроет эту мысль?
Заключение, это последний абзац.
III. Итоговый контроль степени усвоения
Проверка усвоения материала.
М.Б.: Итак, ребята, давайте подведём итоги. Что было предметом нашего изучения?
— Портрет Давыдова.
Т.Ю.: А что помогло вам правильно описать этот портрет?
— Алгоритм.
IV. Итог на рефлексивной основе
2) Рефлексия
Т.Ю.: Молодцы, ребята! Нам осталось подвести итог нашему уроку. Понравился ли он вам? Почему?
М.Б.: А справились ли мы с задачами, поставленными в начале урока?
Да, потому что мы:
— Составили алгоритм написания сочинения-описания по портрету и научились его применять.
— Познакомились с типами портрета.
М.Б.: Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке по знакомым вам критериям. Если по всем критериям у вас «+», то поставьте себе «5». За каждый минус вычтите балл из своей оценки.
Наличие индивидуальных ответов
Активное участие в работе группы
Конспект материала урока на рабочем листе
Результат итоговой работы
Итог
Поднимите руки те, кто оценил свою работу на «5», на «4», на «3»…
Т.Ю.: Теперь мы уверены, что вы полностью готовы к написанию сочинения по портрету в художественном стиле!
Спасибо за урок!