На столах общий план описания предмета:
1. Общие представления об описываемом предмете
2. Описание деталей, частей
3. Отношение автора к тому, что он описывает.
I. Вступительное слово учителя. Знакомство с понятием «натюрморт». На предыдущих занятиях речи мы пробовали описывать различные предметы. Сегодня мы будем учиться описанию «поэтического предмета», изображённого на картине художника. На уроках изобразительного искусства вы наверняка рисовали цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы окружающего мира. Такой жанр называется натюрмортом. Натюрморт в переводе с французского обозначает «Мёртвую природу».
Художник, изображая мир вещей, рассказывает об основных свойствах, присущих предмету окружающих человека. Например: фрукты, цветы, посуда, когда мы видим их в жизни, как будто не заключают в себе ничего особенного. Но те же предметы, перенесённые на холст рукой мастера, привлекают наш взгляд, вызывают чувства. По словам А.Т. Ягодовской, «натюрморт раскрывает перед нами бесконечное многообразие природы. Действительность предстаёт перед зрителями как прекрасная, вновь завоёванная страна, которую мы не только узнали, но и полюбили. А как важно понимать и любить всё, что изо дня в день окружает человека, служит ему, делает его жизнь красивой.
II. Рассмотрите внимательно репродукцию с картины Н.М.Баранова «Рябиновые грозди», послушайте рассказ о художнике.(презентация охудожнике)
Николай Михайлович Баранов – владимирский художник, график и живописец. Он родился 23 мая 1929 года в деревне Мичково Селивановского р-на в крестьянской семье. Учился в художественном училище города Владимира, затем закончил курс ивановского художественного училища. В 1967 году был принят в члены Союзов художников СССР. Ему присвоено звание заслуженного художника России. Работы мастера находятся во многих музеях и художественных галереях страны и зарубежья.
У Н.М.Баранова немало графических работ, портретов, пейзажей, натюрмортов. С большой любовью художник рисует цветы. В них его привлекает буйство красок и мягкие тональные переходы. Цветущие пионы, георгины, флоксы он любит изображать прозрачной акварелью, более всего соответствующий их нежным лепесткам; в некоторых натюрмортах присутствует характерное для всех владимирских художников стремление к декоративности, цветовым контрастам: яркие и звучные краски жёлтых «подсолнуха» зелёными листьями в красной банке на фоне синего неба. Баранов рисует как бы душой и сердцем. Один из натюрмортов «Свежие цветы» был назван писателем В. Акулиным символом творчества художника. Цветы с картин «Букет сирени», «Иван чай», «Рябина с пижмой» и др.так и хочется взять в руки, так чаруют и завораживают они, так полны они света и радости.
Дипломная работа натюрморт
... работу. Предметом исследования выступает именно цветоведческий аспект в живописи натюрморта, его непосредственное воплощение в конкретной живописной работе "Полевые цветы". Выпускная квалификационная работа ... художников - педагогов; выполнение цветовых поисков и этюдов с учетом поставленных задач; сбор материалов для написания эскизов к дипломной работе; выполнение выпускной квалификационной работы; ...
Особенно близки автору полевые цветы, а любимым предметом изображением является рябина, её ветки, грозди. Натюрморты «Дары леса», «Рябиновые гроздья», «Осенняя рябина», «Натюрморт» полны большой любовью автора к родной стране.
III.Беседа по картине Н.М.Баранова «Рябиновые гроздья»
-Какое впечатление произвела на вас картина? (Очень нравится эта картина, ощущение великолепия даже торжественности, пышности осени; хочется протянуть руку и ощутить прохладную тяжесть гроздьев рябины и даже попробовать на вкус сочные ягоды).
— Обратите внимание на обилие, полновесность, яркость гроздей рябины, ажурность тёмно-зелёных листьев. Сумел ли художник показать свежесть букета, его богатство?
(Сумел. Ягоды как влажные, яркие блестящие, как бусинки, сочные листья не поникли, а весело «топорщатся» во все стороны. Большая ваза едва сдерживает тяжесть букета, некоторые кисти склонились к самому столу и лежат на нём. Богатство урожая рябины в том, что она и в букете и в корзине, и на столе.)
-Какого цвета, оттенков великолепные кисти рябины?
(Разного: оранжевого, ярко-красного, рубинового, бордового, янтарного).
-А листья?
(Листья тёмно-зелёные, даже сине-голубые на заднем плане, как будто сквозь них просвечивает небо, слегка побуревшие, желтоватые.)
-Как художник располагает букет?
(В центре сосредоточены самые богатые грозди, они видны и в глубине букета. В левой части тонкие, гибкие ветки наклонились, они не выдерживают тяжести рубиновых гроздьев, наклонились к с толу. Справа кистей рябины меньше, их не видно за листьями, но ветки тоже низко наклонились.)
-Тщательно ли художник выписывает каждую ягоду в гроздьях веточки листьев?
(Нет Н.М.Баранов стремился передать своё впечатление от осеннего букета, поэтому не выписывает ягоды, ветки, листья. Ему важно создать целостный образ.)
-Какие определения уместно использовать, чтобы описать величину и форму ягод, веток, листьев?
(Маленькие ягоды, крупные тяжёлые гроздья, тонкие веточки, ажурные, изящные, разные листья. На фоне их гроздья кажутся ещё тяжелее, крупнее.)
-А пахнет ли рябина?
Природа сама художник 9 класс
... Интересно, что в Русском музее на одном из листов, принадлежащих художнику, есть набросок, очень близкий к композиции первоначального эскиза ... Васильев самозабвенно, делая бесконечные этюды и зарисовки, пытливо изучая природу. В рисовании и живописи с натуры, как замечал ... от простуды, поехал с таким же шальным, как и сам, дружком, учеником Академии Кудрявцевым «перекрикивать» Иматру – шумный водопад ...
(Пахнет свежестью, пряно, терпко)
какими прилагательными можно выразить своё отношение к букету?
(Рябина на картине чудная, восхитительная, чудесная, дивная, великолепная, роскошная, прекрасная, замечательная)
Все ли листья и ягоды одинаково освещены?
(Нет. В центре – наиболее ярко, сзади – тона более тёмные, слева на заднем плане листья вообще имеют голубоватые оттенки, как будто сквозь них просвечивает небо. В верхней части кисти светлее, чем в нижней, этим автор показывает тяжесть гроздьев.)
-В чём состоит букет?, где стоит ваза? Опишите вазу.
(Ваза, похоже глиняная, тёмно-коричневая, почти чёрная, без орнамента, тяжёлая, низкая. Только такая ваза может удержать тяжесть букета. Верхняя часть и левая сторона скрыта за листьями. Ваза стоит на небольшом очень простом деревянном столике.)
-Есть ли ещё предметы на картинке?
(Есть. Плетёная жёлтая корзиночка, полная гроздьев рябины. Рябина не только красивая, но и полезная, вкусная, её заготавливают на зиму. Особенно вкусна она после морозов.)
-На каком фоне изображена рябина?
(На фоне голубого неба и ещё вдали виден краешек осеннего дерева, может быть, это и есть рябина, с которой был сломан этот букет.)
-Почему художник избрал такой фон?
(На этом фоне хорошо выделяются яркие насыщенные цвета, которыми написан букет.)
-Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней?
(Да, конечно. Хочется долго смотреть на этот великолепный букет и любоваться им.)
-Верно. Это чудесная картина создаёт у нас хорошее настроение, ощущение богатства, изобилия, красоты природы. Трудно назвать человека, который бы не восхищался, не любил дерева, которое является символом нашей средней полосы. Рябина воспета в стихах, в песнях, в прозе. Вот какие замечательные слова написал о ней наш земляк В.А.Солоухин в повести «Владимирские просёлки»:
(текст у каждого на столе)
IV. Работа с текстом.
Но есть иное дерево, мы, пожалуй, не замечаем его весной, оно не бросается в глаза в июле. Оно создаётся вместе с другими неяркими деревьями тот нужный зелёный фон, на котором и праздновали своё цветение, и выделялись, и буйствовали пышноцветущие.
Чем ближе осень, тем заметнее и ярче становиться это дерево, и, когда совсем обедняет земля и нечем её будет порадовать глаз человека, вспыхнут среди долины яркие костры рябин, и люди сложит об этом дереве лучшие свои лирические песни. То янтарные, то оранжевые, то ярко-красные проглядывают гроздья сквозь резную филигранную зелень, и, глядя на них, мы изменяем красоте шиповника и жасмина.
Едва пожелтеют ягоды, как дети начинают рвать их на игрушки. В августе все деревенские девочки украшают себя в янтарные бусы из сочных рябиновых ягод.
Осенний букет. Букет из осенних листьев
... выпуклую часть. Теперь заполняем пустоты ягодами рябины так, чтобы джута совсем не было видно. Вот такой нестандартный букет может поместиться и на вазу, а можно предусмотреть петельку и ... сворачиваем его в кулечек, края скрепляем горячим клеем. Оборачиваем вокруг него следующий лист, также пользуемся клеем. Таким образом крепим все листочки, при этом каждый последующий ...
Как красиво бывает….глубокой осенью, когда загорятся рябины красным своим огнём!
Вывод: И писатель, и художник изображают один и тот же предмет – рябину. При этом каждый из них использует разные художественные средства: писатель – слово, художник – рисунок, красоту осеннего дня.
Рябину художника мы видим. Такую работу не мог написать равнодушный к природе человек. Н.М.Баранов восхищён её щедростью и красотой ,он переедаёт свои чувства превосходно.
V.Работа над планом сочинения.
I. Н.М.Баранов- мастер натюрморта.
II. Описание натюрморта Н.М.Баранов «Гроздья рябины»
1)букет рябины (цвет, гроздья, листья, ветки)
2)ваза, корзина.
3)Фон натюрморта.
III. Отношение автора к изображённому предмету, впечатление зрителей.
IV. Написать сочинение – описание натюрморта.