Уроки развития речи в 5 классе
Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»
Обучающая цель : обучить словесному описанию картины, продолжить знакомство учащихся с художественными достоинствами картин ведущих художников России, формирование образовательных компетенций обучающихся через работу над созданием текста по картине
Развивающая цель: стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся, совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком
Воспитывающая цель: формирование эстетических потребностей и художественного вкуса при восприятии произведений искусства; формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
Задачи урока:
1. Выработка умения писать сочинение по картине, представляющей собой портрет, постараться увидеть внутренний мир того, кто изображен на картине, понять мысли, владевшие художником, осознать то, что он хотел выразить своим произведением; отработать умение описать внешность человека как проявление его сущности; как отражение его внутреннего «Я»; .
2. С формировать умение создавать высказывание определённого типа (описание картины) в устной и письменной форме с учётом стиля высказывания,
3. Развитие культуроведческой компетенции учащихся через интеграцию с уроками искусства, провести стилистический разбор произведения В.А. Серова «Девочка с персиками
Планируемые результаты : умение писать сочинение-описание по картине
Типы уроков: комбинированные с использованием ИКТ
Оборудование: мультимедийная установка, ПК, раздаточный материал, папки с методическими материалами по работе над сочинением по картине, контрольные листы, м/м презентация «Картины В.А. Серова», репродукция картины В.А. Серова «Девочка с персиками»
По картине Серова «Девочка с персиками»
... классов придумывают свои варианты сочинения по картине Серова «Девочка с персиками», описывая свое видение полотна. Сочинение для старших классов Пример сочинения по картине «Девочка с персиками» для 7, 8-го ... композиционное построение. Они отображают внутреннее видение мастера. Сочинение для средних классов Варианты по картине Серова «Девочка с персиками» для 5, 6-го классов можно посмотреть ниже. ...
ЭОР, используемые на уроке
Технологии : аудио сопровождение (музыкальные композиции, голосовая запись), сенсорно-резистивная технология (интерактивная доска), гиперссылка, визуальная фиксация информации (графические изображения), текстовая визуальная поддержка, создание графических сообщений, создание структурированных сообщений
Структура урока (план-конспект):
1. Погружение в тему
2. Мотивация и целеполагание
3. Подготовка к восприятию картины. Беседа о художнике В.А.Серове
4. Рассматривание картины В.А. Серова «Девочка с персиками»
5. Беседа по содержанию картины
6. Составление плана работы над сочинением
7. Оценивание себя.
8. Рефлексия
9. Итог урока.
10. Домашнее задание
Ход урока
Всюду он оставался самим собой,
но в то же время он говорил языком современности.
Н.К.Рерих
Погружение в тему
Мы с вами создали уже много собственных текстов, перо ваше стало более уверенным, более крепким, более выразительным
-Какой прием выразительности я употребила, заменив слово сочинение на наше перо? (Метафору)
— Работу над описанием внешности мы начнем с описания портрета, выполненного живописцем В.А. Серовым «Девочка с персиками».
— Мы будем описывать портрет, а для этого вы вспомните все, что знаете о портрете из уроков изобразительного искусства, и постараемся эти знания применить на нашем уроке.
Ответы учеников:
— Портрет – один из распространенных и популярных жанров живописи. Восприятие портрета выходит за рамки простого узнавания определенного, конкретного человека, изображенного на полотне. Воспроизведя индивидуальный облик, художник раскрывает внутренний мир, чувства, характер человека через внешние признаки: мимику, жест, манеру.
Содержанием портрета является не только воспроизведение подлинной сути личности портретируемого, но и отношение художника к изображаемому, его личная симпатия или антипатия, любовь, преклонение или сострадание. Создавая образ, художник ищет наиболее удачный фон, интерьер, органически связанный с изображаемым лицом, его характером, а также композицию портрета, которая в наибольшей степени помогает раскрыть внутренний мир и психологическое состояние личности.
Мотивация и целеполагание
— Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Какова цель таких уроков?
Конспект русского языка «Подготовка к сочинению- рассуждению ...
... осталось, а я как собачка Павлова – текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!» Вот такие проблемы волную ваших сверстников А вас?. …Да, ... урока. Назовите ее … Добавим - по тексту Л. Н. Андреева . Запишите тему урока : « Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева» 4 .Формулирование учащимися цели урока. Мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали цель урока…. (Цель урока ...
(развивать свою речь; учиться составлять свой текст, учить излагать отобранный материал, использовать выразительно-изобразительные средства языка в речи; учить получать моральное удовлетворение от создания авторского текста).
— Предметом нашего обсуждения на данном уроке развития речи будет картина Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками».
Чему мы будем учиться на данном уроке?
(Мы будем учиться рассматривать картину и составлять свой собственный текст).
(На доске запись: Цель урока: учиться рассматривать картину; составлять текст.)
Что мы должны сделать, чтобы достичь этой цели?
(Внимательно рассмотреть картину и понять её сюжет; определить, какой текст будем составлять: описание, повествование или рассуждение; обдумать содержание каждой части; написать сочинение по составленному плану).
(На доске появляются высказывания учащихся по мере из называния:)
Рассмотреть картину.
Составить план сочинения.
Обдумать каждую часть.
Написать сочинение
Проверить сочинение.
Подготовка к восприятию картины. Беседа о художнике В.А.Серове
— Отправляемся в картинную галерею нашего учебника, чтобы познакомиться с репродукцией В.А.Серова «Девочка с персиками». Первое впечатление зрителей, увидевших ее в усадьбе Абрамцево, принадлежащей промышленнику и меценату (покровителю искусств) Савве Мамонтову, было: «Какая красивая картина!».
— Ребята, что вы знаете об авторе удивительного портрета Валентине Александровиче Серове и его картинах?
(В.А.Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Его отец – известный композитор. С детства Серову прививалась любовь к искусству. С пяти лет рисование стало его любимым занятием. Девятилетним ребёнком Серов приехал в Париж, где начал заниматься с известным художником И.Е. Репиным. В.А. Серов писал портреты.)
— Ребята, откуда вы узнали эту информацию?
(Учитель рассказывал, в классе читали и рассматривали книги, самостоятельно читали, на уроке русского языка работали с текстом).
«Один из крупнейших русских реалистических живописцев В.А. Серов, подобно Репину, учеником которого он являлся, вошел в историю русского искусства как художник исключительной глубины и многосторонности, с блеском испытавшим свои силы почти во всех жанрах живописи и графики. Но высшие его достижения принадлежат области портрета» — вспоминал И.Э. Грабарь.
— Посмотрите презентацию «Галерея портретов В.А. Серова. Прослушайте «Отзывы современников о Серове»:
-Каким вы представили себе художника?
По картине В.А. Серова «Девочка с персиками». методическая разработка ...
... картина известного русского художника В.А. Серова «Девочка с персиками». Это портрет Веры Мамонтовой.) - О ком и чем вы будете писать в основной части ? (Мы будем описывать сюжет картины.) - Озаглавим основную часть. (Описание картины.) ... и оборудование для учителя и учащихся: УМК: Образовательная система «Школа России», «Русский язык», авт. Горецкий В.Г., Канакина В.П. (раздел «Картинная галерея»). ...
-Ваше впечатление о портретах.
-Что должно быть важно в портрете?
«Серов всегда нов, правдив и художествен». И.Репин
«У него душа художника, глаза художника, руки художника». В.Брюсов
«Он сумел через лицо подсмотреть душу. Портреты Серова почти всегда — суд над современниками… Портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя, и обличают сокровенный смысл лица, созданного всей жизнью, всеми тайными помыслами, всеми утаенными от других переживаниями» В.Брюсов
«Всего сильнее Серов в портрете. С первого взгляда он умел определить в изображаемом им лице его духовную сущность. Серов был художником человеческого «Я». (из журнала «Нива»)
«В. Серов пишет живых людей, пишет их в спокойных позах. Глядя не его холсты, вы видите всегда живого человека, готового с вами заговорить. Вы понимаете, где он, что делает, иногда даже кажется, что можно сказать, что он думает и, уж во всяком случае, кто это» Н. Кравченко
«Человеческое лицо не было для него лишь сочетанием линий. Он обладал удивительной способностью уловить в лице отражение внутреннего мира человека, самых сокровенных глубин души его с большим мастерством передавал это в своих картинах, оживляя полотно и заставляя краски служить проводниками наблюдательности и таланта. Реализм Серова сочетался в нем с особой, ему лишь свойственной искренностью. (из «Всеобщей газеты»)
Рассматривание картины В.А. Серова «Девочка с персиками»
Сообщение ученика: В 1887 году, живя в имении своих друзей, Серов написал портрет 12-летней дочери известного русского мецената С.И. Мамонтова – Веры Мамонтовой. Художник писал портрет более месяца. Первоначально работа называлась «Портрет В.М.», но И.Э. Грабарь – известный художник, увидев эту работу на выставке воскликнул: «Девочка с персиками!!!» Это название принял и сам Серов.
Прошло уже много лет, но и сегодня яркий солнечный свет заливает знакомую столовую в музее-усадьбе «Абрамцево». Нет здесь только обеденного стола, за которым некогда сидела, позируя своему любимому старшему другу, милая Веруша. Все остальное сохранено таким, каким оно было при Серове и у Серова: под окном то же кресло красного дерева со спинкой в виде лиры, в углу на подставке стоит фигура гренадера — игрушка работы сергиевских кустарей, раскрашенная Серовым, над ней — майоликовая тарелка. В окно светит солнце… Картина находится в Третьяковской галерее.
— Всмотритесь внимательно в картину, постарайтесь увидеть её не только глазами, но и душой проникнуться в её содержание.
Вглядываясь в портрет, мы его «читаем», «читаем» особый язык художника: композицию, колорит. Но сегодня мы попробуем «прочитать» портрет Верочки Мамонтовой, идя другим путем… Ибо отыскивать композиционный центр не нужно – в центре портрета всегда изображаемый человек. Попробуем войти в картину через художественную деталь.
Информация на слайде
Художественная деталь – мелочь, подробность, на которую падает значительная смысловая и эмоциональная нагрузка. В ней фокусируется суть картины как живописной, так и литературной. «Никакой мелочью, — писал Л.Н. Толстой, — нельзя пренебрегать в искусстве, потому что иногда какая-нибудь полуоторванная пуговица может осветить известную сторону жизни данного лица».
Беседа по содержанию картины
— Какие художественные детали, то есть «мелочи», «подробности», можно назвать нейтральными, то есть не работающими на главную мысль картины, а какую главной?
Ответы учащихся: Нейтральные: керамическая тарелка на стене, спинки стульев, открытая в соседнюю комнату дверь, цвет волос девочки. Главная деталь – персики на столе: даже в названии картины они присутствуют.
— А теперь рассмотрим персики, чтобы понять, как они связаны с изображением девочки.
Ответы учащихся: Лежат живописной кучкой два поодаль, а один на кленовом листочке, как в уютном гнездышке или в колыбельке. Золотисто-розовые, с шелковистой кожицей. Два с зеленоватыми бочками, как в бархатных кафтанчиках. Самый спелый, оранжевый, в руках у девочки. От персиков падает на стол тень, от чего они кажутся объемными, крупными, сочными, напоенными солнцем.
— А теперь представим, что на картине нет персиков, а руки девочки просто лежат на белой скатерти. Что изменится на картине?
Ответы учащихся: Она не станет менее солнечной, яркой, но приобретет документальный характер: вот какой была дочь Мамонтова в свои 12 лет.
— Авторская мысль другая. Попробуем ее понять, а для этого рассмотрим, как главная художественная деталь – персики – перекликается с портретом девочки – лицом, костюмом.
Ответы учащихся: Смуглое, с проступающим сквозь загар румянцем, лицо Веруши оттеняется на картине общим колоритом голубоватого тона, который смягчается теплыми тонами фруктов и листьев и звучным тоном красного банта на груди. Живая, загорелая, с большими темными лучистыми глазами, шапкой непокорных густых волос, она пристально смотрит на зрителя, вся залитая светом, врывающимся через окна и играющим разноцветными отблесками на стене, на майоликовом блюде, повешенном в простенке, на спинках стульев, на столике у окна, на подсвечнике, на серебре ножа и лежащих на столе бархатистых плодах.
— Какой момент из жизни девочки запечатлён?
Ответы учащихся: Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно. Она лишь на минуту уселась за столом, искоса поглядывая на нас своими карими глазами, в которых притаился огонек. У нее чуть раздуваются ноздри, точно она не может отдышаться от быстрого бега. Ее губы серьезно сжаты, но в них столько детского беззаботного и счастливого лукавства!
— Какого цвета краски использует художник?
Ответы учащихся: Удивительные краски использует художник. Розовый цвет кофточки удачно оттеняется черным цветом бантика и красной гвоздикой. Легкие (светлые, радостные свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, предают радость жизни. Красиво изображены и предметы обстановки: белоснежная скатерть, бархатистые плоды и серебряный нож. Элементы натюрморта и пейзажа, как бы сливаются и обогащают образ Веры Мамонтовой.
— Художник на картине не нарисовал солнце, но между тем мы понимаем, что изображен солнечный денек. Чем вы можете подтвердить это?
Ответы учащихся: Радостный, необыкновенно бодрящий солнечный свет, падая из окон, насыщает все пространство большой светлой комнаты, скользит по лицу Веруши, порождая изысканную игру сиреневого и голубого тонов на розовой блузке, переливаясь перламутром, скользя разноцветными бликами, играя цветными пятнами на скатерти.
— Во всем портрете продуманная композиционная завершенность. Фигура вписана в окружающую обстановку, как в естественную жизненную среду, что превращает портрет в картину, а мастерски написанное, насыщенное воздухом пространство не только столовой, но и парка за окнами — делает эту картину живой и привлекательной. Сформулируйте главную мысль произведения Валентина Серова.
Ответы учащихся: Все – нейтральные и главные – художественные детали картины выражают очарование отрочества и юности: свежесть, чистоту, полноту чувств и красоту естественности и простоты
Составление плана работы над сочинением
План |
Рабочий материал |
I. Серов — русский портретист |
художник, живописец, портретист. |
II. Описание картины. 1. Кого изобразил художник на переднем плане? — персики на белой скатерти как главная художественная деталь |
девочка за столом Золотисто-розовые, с шелковистой кожицей. Два с зеленоватыми бочками, как в бархатных кафтанчиках. Самый спелый, оранжевый, в руках у девочки |
2. Какой увидел девочку художник? |
смуглая, черноволосая, кудрявая, большие черные глаза, яркая розовая кофточка, темный бант в белые горошки, быстрая, стремительная, как мотылек |
3. Что изображено на заднем плане картины? |
Комната, светлые окна, стулья черного дерева, все залито светом, на стене декоративная тарелка, скатерть на столе |
4. В каких тонах написана картина? |
Яркие, теплые, сочные розовые |
III. Какую мысль выразил художник? |
Радостное, прекрасное, безмятежное чувство девочки. очарование отрочества и юности: свежесть, чистоту, полноту чувств и красоту естественности и простоты |
Образец сочинения
Передо мной картина «Девочка с персиками» — одно из первых произведений В. А. Серова.
На картине изображена общая любимица художников, гостивших в то время в Абрамцеве, Вера Мамонтова, дочь Саввы Мамонтова. Глядя на картину, мы видим очень живую и загорелую девушку. У нее большие темные глаза, в которых затаился какой-то огонек. Н а щеках нежный румянец. Ее кожу можно сравнить со спелыми и бархатистыми персиками . Вся залитая светом, врывающимся через окно, она пристально смотрит на зрителя. Этот необыкновенно бодрящий солнечный свет насыщает все пространство большой и светлой комнаты. Он играет разноцветными отблесками и на стене, и на повешенном в простенке блюде, и на спинке стульев, и на столике у окна. Притаившийся на столе и виднеющийся справа подсвечник тоже отражает этот радостный свет. Серебряный нож, который лежит на столе, ярко сверкает на фоне белоснежной скатерти. Не задерживаясь на окружающих предметах, свет скользит по лицу девочки, рождает на ее розовой блузке игру сиреневых и голубых бликов.
На белоснежной скатерти мы видим бархатистые персики. Солнечный свет скользит по стенам, падает на скатерть и фрукты. Он заливает всю фигуру девочки. Удивительные краски использует художник. Розовый цвет кофточки удачно оттеняется черным цветом бантика и красной гвоздикой. Легкие (светлые, радостные свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, предают радость жизни. Красиво изображены и предметы обстановки: белоснежная скатерть, бархатистые плоды и серебряный нож. Элементы натюрморта и пейзажа, как бы сливаются и обогащают образ Веры Мамонтовой.
Когда смотришь на картину, чувствуешь, как от нее веет свежестью, молодостью и одновременно каким-то благородством. Обстановка изображенной на картине комнаты такая уютная, что рождает чувство защищенности от невзгод окружающего мира. Поэтому не удивительно, что картина «Девочка с персиками» поразила тогдашнюю Москву и стала одним из перлов русской портретной живописи.
Оценивание себя.
— Как я работал на уроке?
- Как я готов к написанию сочинения?
Рефлексия: Что понравилось Вам в уроке? Что Вы узнали нового?
Итог урока.
Домашнее задание: закончить работу над сочинением.
Список информационных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-kartine-devochka-s-persikami-klass-urok/
1. В.Б Розенвассер. Беседы по искусству. М., Просвещение, 1979.
2. Проект «Энциклопедия малыша»: Г.Е. Ветрова «Сказка о правдивом художнике. Валентин Серов», 2011.
3. Журнал «Художественная ГАЛЕРЕЯ» № 75, 2006.
4. Великие художники. Серов. Том 11: ООО «Издательство «Директ-Медиа», 2009.
5. Репродукция картины, карточки для парной и индивидуальной работы учащихся.
6. Т.О. Скиргайло. Сочинения разных жанров/ Казань: ИПКРО РТ, 2001г
7. Г.П. Лазаренко. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки. М.: Дрофа, 2004
8. Большой справочник сочинений и изложений. Русский язык: 5-11 классы/авт-сос. Л.В. Мельникова, Г.Н. Король. – Изд.7-е. – Ростов н/Д: Донецк: ООО ПКФ «Бао», 2012г