Сравнительная характеристика пимена и григория борис годунов. Летописец пимен в трагедии борис годунов пушкина про монаха. Образ в произведении

Образ и характеристика Пимена в трагедии Борис Годунов

Одним из второстепенных персонажей произведения является пожилой монах Пимен, живущий в келье Чудово монастыря, расположенного в Москве.

Пимен представляется поэтом в образе летописца, описывающего важнейшие события, происходившие в стране. Монах изображен в виде поседелого старца в строгой рясе с высоким челом смиренного, величавого облика, напоминающего дьяка, отличающегося смиренным, кротким нравом. В образе Пимена отмечаются сочетающиеся между собой черты младенчества и мудрости, наделенные определенным творческим талантом.

Бурная молодость Пимена проходит в шумном веселье и радости при царском дворе, где юноша успевает насладиться прелестями жизни, даже участвуя в боевых сражениях. Однако ощущает долгожданное блаженство Пимен лишь приняв монашеский обет, понимая всю мелочность мирской суетной жизни.

За свою долгую жизнь Пимен является непосредственным участником многих исторических событий в России, застав период правления царя Ивана Грозного, став невольным свидетелем убийства молодого царевича Дмитрия в Угличе и обвинения Бориса Годунова в покушении на жизнь царевича, участвуя в битвах под казанскими башнями и отражая нападение литовцев во время Шуйского сражения.

Поэт характеризует Пимена как неравнодушного человека, хорошо понимающего последствия злых коварных поступков и считающего благо в качестве величайшего человеческого счастья. Он негативно относится к Борису Годунову, утверждая, что его восхождение на царский престол является деянием, совершенным против божьей и народной воли человеком, переступившим через убийство. Отображая в летописи трагические события, Пимен старается описать их максимально правдиво и сдержанно.

Основа блаженства для Пимена лежит в верной службе божественному началу, размышляя о вечном мире и сосредоточено выполняя работу по написанию летописи, в создании которой он видит свое истинное человеческое предназначение, поскольку православные потомки должны знать судьбу своей родной земли. Свою летопись Пимен создает с особым вдохновением, испытывая необычайную творческую радость.

В образе Пимена поэт раскрывает собирательные черты русских летописцев, характеризующихся простодушием, умилительной кротостью, трогательным добродушием, набожностью, создающих дышащие драгоценные памятники минувших времен для благодарных потомков.

11 стр., 5250 слов

Образы градоначальников в романе «История одного города» (М. Е. Салтыков-Щедрин)

... современников. Эти черты воплотил в себе герой Салтыкова-Щедрина: он имел ... свое право на престол тем, что ее отец был градоначальником. Но ... в Глупове академии. Написал сочинение: «Жизнеописания замечательнейших обезьян». Двоекуров ... прибыл уже новый градоначальник. Все эти события сопровождались многочисленными кровавыми ... кончине. Таким образом, Салтыков-Щедрин смог передать в образе Двоекурова особый ...

Вариант 2

Пимен – важный персонаж произведения Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Это смиренный старец, монах с дворянским происхождением. В молодости Пимен, вероятно, служил в войске Ивана Грозного, так как в драме можно заметить слова о том, что Пимену в свое время довелось видеть «двор и роскошь Иоанна».

Пимен, по всей вероятности, был не простым воином. Образование заметно выделяло его из прочих. Игумен говорит, что Пимен человек грамотный, читающие монастырские летописи, писал каноны святым. Всё это прямо говорит читателю о том, что перед ним человек непростой, образованный, интеллигентный, имеющий писательский талант.

Пимен занят летописью, написание которой он считает своей обязанностью перед Господом. Однако летопись остаётся недописанной, окончившейся сказанием о гибели царевича Дмитрия. Совесть и добросердечность не позволяют монаху писать дальше, так как он мало, по его же словам, «вникал в дела мирские». А доверять слухам Пимен не согласен.

Пимен наполнен любовью к своему труду, благодаря ей он будто бы снова ожил, почувствовал некий новый смысл жизни в свои преклонные годы. И, разумеется, его волнует дальнейшая судьба летописи, ему бы хотелось дать ее в умелые руки для продолжения. И выбор падает на Григория. Пимен дает ему наставления, советы о том, как продолжить его летопись, но Григорий не рад своему положению. Пимен по-отечески успокаивает послушника, мол, роскошь и богатство может пленять людей лишь издали, в мире нельзя найти истинного покоя.

Пимен – человек глубоко религиозный, и это чувство как нельзя хорошо сочетается с его внутренней кротостью. Он ни на кого не злится, никого не осуждает. Во всем видит желание на то Бога. Пимен не порицает грешных царей с их жестокими поступками, он, наоборот, молит Господа о снисхождении к ним. Причиной бедствий, происходящих во времена правления Бориса Годунова, Пимен видит в наказании Всевышнего, мол, не стоило выбирать в правители цареубийцу. Но, вместе с тем, по мнению Пимена, царь является помазанником Божиим, то человеком, выше которого только Бог. А раз так, то кто же посмеет указывать Царю? Царь может делать что угодно.

Пушкин отвел Пимену не самую большую роль. Но автор попал в цель – образ монаха надолго остается в памяти читателя.

Образ в произведении

Герою одной из сцен трагедии, старику Пимену, досталась, казалось бы, незначительная роль. Но этот персонаж выполняет важную функцию в развитии сюжетных линий, в сцеплениях основополагающих образов и идей. В I картине, из рассказа Шуйского становится известно о цареубийстве, которое совершено в Угличе, виновником чего называют Бориса Годунова. Однако сам Шуйский является косвенным свидетелем, заставшим “свежие следы” на месте преступления. Старик Пимен же фактически является единственным реальным очевидцем среди остальных персонажей, который лично видел зарезанного царевича Димитрия.

Факт гибели царевича для Шуйского тривиален, как любое другое убийство, связанное с политикой, ведь в то время таковым не было числа. Оценка же Пимена имеет совершенно иной тон. Старик убежден, что грех убийцы ложится на всех, ибо «владыкою себе цареубийцу мы нарекли».

10 стр., 4930 слов

Ге Н. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе

... по делу Алексея — его подозревали в желании захватить власть. Царевича допрашивал Петр I. Именно этот эпизод и стал сюжетом картины Николая Ге. Перед тем как начать работу, Ге ... ненасытной жаждой деятельности отца было невозможно. На картине Н. Ге всё исторически достоверно, вплоть до композиции. Хотя ... картине всего двое, и оба они находятся в центре сюжета. Никаких внешних эффектов, никакой роскоши, ...

В.Р. Петров, опера «Борис Годунов», фотограф и художник К.А, Фишер

В словах мудрого старца далеко не обычная нравственная оценка. Пимен действительно считает, что ответственность за преступление одного человека ложится на них всех.

Пимен еще даже не знает о последствиях, которое принесет это событие, однако монах обладает уникальной способностью — предчувствовать беду, что делает его смиренным и милосердным. Своих потомков он призывает быть смиренными. Именно здесь проявляется симметрично противоположное отличие от “суда” Юродивого, который отказал Годунову в молитве.

Григорию Отрепьеву Пимен пытается объяснить, что даже для таких людей, как цари, для которых жизнь на земле складывается, казалось бы, наилучшим образом, не могут найти свой покой, и обретают его только в схиме. Рассказ о Димитрии, в особенности, упоминание о том, что он был ровесником Григория, провоцируют мысль, определяющую дальнейшее развитие событий. Пимен производит Григория в самозванцы, причем не имея на это намерений. В результате этой основополагающей перипетии, затягивается в свой драматургический узел завязка произведения.

Пимен

(пишет перед лампадой)

Еще одно, последнее сказанье — И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от Бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем Господь меня поставил И книжному искусству вразумил; Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду — И, пыль веков от хартий 1 отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро — А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренно умоляют. На старости я сызнова живу, Минувшее проходит предо мною — Давно ль оно неслось событий полно, Волнуяся, как море-окиян? Теперь оно безмолвно и спокойно, Немного лиц мне память сохранила, Немного слов доходят до меня, А прочее погибло невозвратно… Но близок день, лампада догорает — Еще одно, последнее сказанье. (Пишет.)

«Борис Годунов». Гравюра С.Галактионова

Пимен

Проснулся, брат?

Григорий

Благослови меня, Честный отец.

Пимен

Благослови Господь Тебя и днесь, и присно, и вовеки.

Григорий

Ты все писал и сном не позабылся, А мой покой бесовское мечтанье Тревожило, и враг меня мутил. Мне снилося, что лестница крутая Меня вела на башню; с высоты Мне виделась Москва, что муравейник; Внизу народ на площади кипел И на меня указывал со смехом, И стыдно мне и страшно становилось — И, падая стремглав, я пробуждался… И три раза мне снился тот же сон. Не чудно ли?

Пимен

Младая кровь играет; Смиряй себя молитвой и постом 5 , И сны твои видений легких будут Исполнены. Доныне — если я, Невольною дремотой обессилен, Не сотворю молитвы долгой к ночи — Мой старый сон не тих и не безгрешен, Мне чудятся то шумные пиры, То ратный стан, то схватки боевые, Безумные потехи юных лет!

Григорий

Как весело провел свою ты младость! Ты воевал под башнями Казани, Ты рать Литвы при Шуйском отражал, Ты видел двор и роскошь Иоанна! Счастлив! а я от отроческих лет По келиям скитаюсь, бедный инок! Зачем и мне не тешиться в боях, Не пировать за царскою трапезой? Успел бы я, как ты, на старость лет От суеты, от мира отложиться, Произнести монашества обет И в тихую обитель затвориться.

16 стр., 7598 слов

По предмету «Литература» Тема «Борис Пастернак»

... Бориса Пастернака. Художник Леонид Пастернак запечатлевал мгновение: он рисовал повсюду – в концертах, в гостях, дома, на улице, – делая мгновенные зарисовки. Его рисунки как бы останавливали время, а портреты ... мир в своей поэзии, лирической и традиционной прозе, в красках и линиях. Пастернак как ... в своей жизни, и в особенности Скрябина, с которым семья дружила в его отроческие годы, Пастернак писал: ...

Пимен

Не сетуй, брат, что рано грешный свет Покинул ты, что мало искушений Послал тебе Всевышний. Верь ты мне: Нас издали пленяет слава, роскошь И женская лукавая любовь. Я долго жил и многим насладился; Но с той поры лишь ведаю блаженство, Как в монастырь Господь меня привел. Подумай, сын, ты о царях великих. Кто выше их? Единый Бог. Кто смеет Противу их? Никто. А что же? Часто Златый венец тяжел им становился: Они его меняли на клобук. Царь Иоанн искал успокоенья В подобии монашеских трудов. Его дворец, любимцев гордых полный, Монастыря вид новый принимал: Кромешники в тафьях и власяницах 6 Послушными являлись чернецами, А грозный царь игуменом смиренным. Я видел здесь — вот в этой самой келье (В ней жил тогда Кирилл многострадальный, Муж праведный. Тогда уж и меня Сподобил Бог уразуметь ничтожность Мирских сует), здесь видел я царя, Усталого от гневных дум и казней. Задумчив, тих сидел меж нами Грозный, Мы перед ним недвижимо стояли, И тихо он беседу с нами вел. Он говорил игумену 7 и братьи: «Отцы мои, желанный день придет, Предстану здесь алкающий 8 спасенья. Ты, Никодим, ты, Сергий, ты, Кирилл, Вы все — обет 9 примите мой духовный: Прииду к вам, преступник окаянный, И схиму 10 здесь честную восприму, К стопам твоим, святый отец, припадши». Так говорил державный государь, И сладко речь из уст его лилася, И плакал он. А мы в слезах молились, Да ниспошлет Господь любовь и мир Его душе страдающей и бурной. А сын его Феодор? На престоле Он воздыхал о мирном житии Молчальника. Он царские чертоги Преобратил в молитвенную келью; Там тяжкие, державные печали Святой души его не возмущали. Бог возлюбил смирение царя, И Русь при нем во славе безмятежной Утешилась — а в час его кончины Сверши лося неслыханное чудо: К его одру, царю едину зримый, Явился муж необычайно светел, И начал с ним беседовать Феодор И называть великим патриархом. И все кругом объяты были страхом, Уразумев небесное виденье, Зане 11 святый владыка пред царем Во храмине тогда не находился. Когда же он преставился, палаты Исполнились святым благоуханьем, И лик его как солнце просиял — Уж не видать такого нам царя. О страшное, невиданное горе! Прогневали мы Бога, согрешили: Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли.

Григорий

Давно, честный отец, Хотелось мне тебя спросить о смерти Димитрия царевича; в то время Ты, говорят, был в Угличе.

Пимен

Ох, помню! Привел меня Бог видеть злое дело, Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич На некое был послан послушанье; Пришел я в ночь. Наутро в час обедни Вдруг слышу звон, ударили в набат, Крик, шум. Бегут на двор царицы. Я Спешу туда ж — а там уже весь город. Гляжу: лежит зарезанный царевич; Царица-мать в беспамятстве над ним, Кормилица в отчаянье рыдает, А тут народ, остервенясь, волочит Безбожную предательницу-мамку… Вдруг между их, свиреп, от злости бледен Является Иуда Битяговский. «Вот, вот злодей!» — раздался общий вопль. И вмиг его не стало. Тут народ Вслед бросился бежавшим трем убийцам; Укрывшихся злодеев захватили И привели пред теплый труп младенца, И чудо — вдруг мертвец затрепетал. «Покайтеся!» — народ им завопил: И в ужасе под топором злодеи Покаялись — и назвали Бориса.

30 стр., 14956 слов

Личность Григория Распутина и его влияние на царскую семью

... на основе широкого круга источников. Цель работы — изучение личности Григория Распутина и его влияния на семью последнего ... Ольденбург в своем фундаментальном историческом исследовании о жизни и деятельности императора Николая II, имея доступ ... политический портрет Распутина. По мнению автора, «основой политического исповедания Распутина» являлась «формула «царь и народ». Распутин был сторонником ...

Григорий

Каких был лет царевич убиенный?

Пимен

Да лет семи; ему бы ныне было — (Тому прошло уж десять лет… нет, больше: Двенадцать лет) — он был бы твой ровесник И царствовал; но Бог судил иное. Сей повестью плачевной заключу Я летопись мою; с тех пор я мало Вникал в дела мирские. Брат Григорий, Ты грамотой свой разум просветил, Тебе свой труд передаю. В часы, Свободные от подвигов духовных, Описывай, не мудрствуя лукаво, Все то, чему свидетель в жизни будешь: Войну и мир, управу государей, Угодников святые чудеса, Пророчества и знаменья небесны — А мне пора, пора уж отдохнуть И погасить лампаду… Но звонят К заутрене… благослови, Господь, Своих рабов… подай костыль, Григорий. (Уходит.)

Григорий

Борис, Борис! Все пред тобой трепещет, Никто тебе не смеет и напомнить О жребии несчастного младенца, — А между тем отшельник в темной келье Здесь на тебя донос ужасный пишет: И не уйдешь ты от суда мирского, Как не уйдешь от Божьего суда.

Вопросы и задания

  1. Пушкин подчеркивает: «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, можно сказать набожное к власти царя, данной ему Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия — дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших… Мне казалось, что сей характер всё вместе — нов и знаком для русского сердца». Как проявились характеры Пимена и Григория (Самозванца) в сцене «Келья в Чудовом монастыре»?
  2. Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?
  3. Сравните:

    Подумайте, что хотел усилить, уточнить поэт в окончательной редакции.

    Почему эпитетам «смиренный», «тихий», «ясный» автор предпочел слова «спокойный вид»?

  4. Почему Пушкин обращается к фольклору и к истории России?

Сочинение Образ монаха Пимена

С самых давних времён на нашей земле водились люди, которые записывали все события, происходящие со страной, а звались эти люди летописцами. Пушкина, по его словам, очень тревожил именно характер этих людей: смиренный, простодушный, искренний характер. Так и попытался он реализовать такого вот человека в своей трагедии «Борис Годунов».

Летописца нашего зовут Пимен. Пимен — старый монах, который давно уже бросил свою прежнюю жизнь и смиренно, как и говорил о характере всех летописцев Пушкин, пишет свои труды. Живёт Пимен в монастыре Чудовом, в Москве. Своим долгом Пимен как раз и считает писать летопись, он пишет её даже по ночам, совсем не засыпая.

Примечательно то, что во внешности Пимена и скрывается характеристика Пушкина, которую он хотел дать: Пимен смиренный, в его лице не понятно, о чём он думает, каких он взглядов и в каком состоянии. Старик-монах настолько, как будто нейтрален ко всему, безучастен, что в нём совсем не видно порывов эмоций, он сам себе на уме.

3 стр., 1375 слов

Жизнь и творчество Бориса Михайловича Кустодиева

... жизни, Кустодиев в основном известен как автор сцен народных празднеств, ярмарок, гуляний, портретов пышнотелых "кустодиевских" красавиц, написанных любовно и немного иронично. На самом деле творчество Кустодиева ... Римского-Корсакова, Серова. 1. Исторический фон, .1 Краткая биография Бориса Кустодиева кустодиев живопись творчество картина Борис Михайлович Кустодиев (см. прил. 5) родился 7 марта (23 ...

Как я сказал ранее, Пимен пришёл в монастырь не с молодых лет, а уже в зрелом возрасте, когда отжил большой кусок своей жизни в «миру». В молодости он отнюдь не был послушником или богословом. Молодость его была напротив, бурной и трепещущей. Монах-летописец служил при царской армии и даже был приближён к царскому двору. Он прошёл войну и военный режим в своей жизни, что часто является ему во сне, как напоминание о прошлых его похождениях. Сам Пимен считает, что в своей прошлой жизни он повидал много благ и наслаждений, но воистину обрёл он счастье тогда, когда пришёл в монастырь, когда бог его привёл в обитель его дальнейший и задал ему вектор в жизни, дал новый смысл этой жизни, позволил прикоснуться к великому — к вере и религии.

Пимен действительно имел бурную молодость, потому как застал и правление Ивана Грозного, о чём горячо рассказывает, и убийство царевича Дмитрия, что является неотъемлемой частью для главного сюжета, ведь именно Пимена назначают наставником Григорию Отрепьеву. Пимен и рассказывает своему ученику, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия со своими подельниками. А Григорий решает этим воспользоваться и в силу того, что он по возрасту был сверстником Дмитрия, объявляется себя выжившим царевичем.

Монах летописец.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Петра 1 в поэме Полтава↑ ПушкинОбраз Москвы в романе Евгений Онегин →