По картине “Май 1945” А. и С. Ткачевых

Художники братья Ткачевы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность еще в середине прошлого века.

Художники имеют многочисленные награды и звания. Еще с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти – такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.

Военная тема занимает значительное место в твор­чество художников, и это неслучайно: старший из них, Сергей Петрович, рядовым прошел всю Великую Отечественную. Так что многие сюжеты, очевидно, навеяны его воспоминаниями,

он стал прототипом для персонажей многих картин, созданных братьями совместно. Другая, не менее важная тема их твор­чества – повседневная жизнь и быт русской дерев­ни.

Иногда братьев Ткачевых называли “советскими импрессионистами”. Импрессионизм – направление в живописи, в котором главным считается передать настроение, преходящее впечатление от окружающего мира. В целом для живописи Ткачевых характерны радостные мотивы.

На картине “Май 1945” художники изобразили событие, в общем-то обыденное для того времени, но радостное для каждой семьи, которой посчастливи­лось этого дождаться

– возвращение мужа и отца с войны домой. Ведь это выпадало не всем, и в во­енном цикле Ткачевых горе тоже нашло отражение: на картине “Слава павшим героям” боевые товарищи приносят к матери тело ее погибшего сына. Но в “Мае 1945” звучат совершенно иные, радостные мотивы. Естественно, само название уже обязывает показать радость – радость победы.

Но общее ликование вои­нов, торжественные парады художники показывают на других картинах, здесь же – радость частная, семейная, но оттого не менее огромная и значимая.

Вернувшегося солдата встречают жена и двое детей-подростков – сын и дочь. Встреча происходит под цветущими яблонями, на лугу, где они, по-видимому, косили весеннюю зелень на корм скоту – мальчик держит в руках косу, рядом с ним корзина со срезан­ной травой. Наверное, первый момент встречи уже позади, члены семьи уже успели обменяться первыми торопливыми словами.

15 стр., 7337 слов

Петров-водкин «купание красного коня» описание картины, анализ,

... Первая мировая война, художник воскликнул: «Так вот почему я написал «Купание красного коня!» Так что же скрывает в себе картина, которая изначально задумывалась как бытовая? Кузьма Сергеевич Петров-Водкин начал ... хорошо видно по работе «Берег» 1908 года. Кузьма Петров-Водкин. Берег. 1908 г. Русский музей, Санкт-Петербург В те же годы, что «Купание красного коня» Петров-Водкин создаёт картины в ...

Мальчик уже успел примерить военную фуражку отца. Улыбаясь, он переглядывает­ся с отцом. Лицо солдата, фигура которого помещена почти в центре картины, изображено в профиль.

Это суровое, худое, обветренное лицо человека, повидав­шего много страшного, от чего он, как и другие такие же солдаты, всеми силами стремился оградить своих близких.

Девочка прижалась к отцу, обняла его за шею. Но смотрит она не на отца, а на мать, которую художники изобразили в левой части картины. Лица женщины почти не видно, она стоит боком к зрителю.

Она прижимает руки к груди, может быть плачет от радости. А улыбающаяся дочка, может, еще толком не понимает, почему мама плачет, раз папа с ними и война закончилась.

День ясный и солнечный, под стать радости возвра­щения. Луг простирается вдаль, почти до горизонта, над ним раскинулось чистое голубое небо, с кото­рого больше не нужно ждать вражеских самолетов и бомб. Яблоневые ветви в цвету над зеленой луго­виной создают атмосферу покоя, красоты и отчасти даже волшебства.

Ведь это и в самом деле чудо, после 4 ужасных лет войны, что теперь можно снова просто жить, а не сражаться и работать ради победы над врагом, можно снова быть вместе.

Очевидно, что для людей, изображенных на кар­тине, момент, запечатленный художниками – истин­ный праздник, который не сравнится ни с каким другим. Но одеты они очень просто, и это понятно. Возможно, даже знай семья, что именно сегодня муж и отец вернется домой, у них и не нашлось бы на­рядной одежды – в годы войны в тылу тоже было тяжело, хорошо, еды и одежды было мало, все в ос­новном шло для нужд фронта. Женщина в простом синем платье и белой косынке, девочка – в коротком розовом платье, мальчик – в белой рубахе и темных штанах, которые он закатал до середины икр.

Все они босиком, может быть, у них и нет летней обуви, а может, берегут, так как вещей мало и надо, чтобы они прослужили подольше. Солдат в летней военной форме и тяжелых кирзовых сапогах. На груди у него медали, значит, участвовал во многих боях, проявил храбрость.

Художники не использовали слишком много цве­тов, они предпочли вариацию оттенков. Зелень травы и защитного цвета военная форма солдата, голубиз­на ясного неба и синее платье женщины, ее белый платок – и белая пена яблоневого цвета… Ярким пятном на общем фоне выбивается розовое платье де­вочки – словно большой цветок расцвел на лугу.

Да отчасти это и так, ведь радость переполняет сердце девочки – папа вернулся, войны больше нет!.. И хотя члены семьи, по-видимому, еще охвачены некоторой неловкостью – они же так давно не виделись – кар­тина пронизана робкой радостью, которая крепнет в лучах солнца, в тени от цветущих яблонь 1945…