Шагал марк «я и деревня» описание картины, анализ,

Шагал Марк

Шагал Марк (сюрреализм)

Знаменитый художник, начавший писать фантастические картины еще до появления дадаизма. Выходец из Беларуси, но жил во Франции.

В картинах Марка Шагала память о его городе юности Витебске сплетается с парижскими впечатлениями. Воспоминания осаждают художника и, словно выйдя из подчинения, самовольно заполняют холст в причудливом беспорядке.

У него многое повторяется: покосившиеся бревенчатые домишки, летающие над землею люди, козы, гигантские петухи, настенные часы, скрипачи, цветущие деревца и многие другие небрежно набросанные, словно сами собою возникшие существа и вещи.

Марк Захарович Шагал — один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. Родился в Витебске, в «местечковой» семье. В 1907 году приехал в Петербург и поступил в частную школу Е.Н.Званцевой, где учился у Л.Бакста. В 1910 голу Шагал уезжает в Париж.

Здесь молодой художник сближается с мастерами французского авангарда, поэтами и живописцами.

Если до приезда в Париж творчество Шагала перекликалось с живописью Ван Гога и было близко экспрессионизму, то теперь оно впитывает сначала влияние фовизма, а затем кубизма и футуризма.

Живопись Шагала тех лет пронизана бунтарским духом, окрашена в эксцентричные тона и вместе с тем неизменно несет в себе ощущение тайны бытия. Мир в его картинах одухотворен и целостен, животные уравнены в правах с человеком, но в то время, как человек подчеркнуто активен, в животных воплощено жертвенное начало.

Так, в картине «Я и деревня» энергичному человеческому профилю противопоставлена загадочная кроткая морда коровы.

Уже в этот ранний период живопись Шагала населена персонажами, которые пройдут через все творчество мастера — радостными и нежными влюбленными, парящими над землей, акробатами и и местечковыми музыкантами, раввинами.

В начале первой мировой войны Шагал возвращается на родину. Он работает в Витебске и Москве, преподает, занимается живописью. В 1922 году Шагал снова уезжает в Западную Европу. С 1923 года постоянно живет во Франции.

Во Франции Шагал открывает для себя красоту природы южной Франции — красочные букеты и цветущие деревья отныне становятся неотъемлимой частью его живописи. Мир в его картинах теперь не ломается на грани, а кажется слитным потоком пространства и времени, рождающим из своих глубин отдельные образы.

2 стр., 602 слов

Марк шагал окно в сад сочинение по картине

... два лица, представленные в профиль внизу картины. Оба профиля несколько напоминают лицо самого Шагала. Тема окна адресует работу к традиции романтизма. Сочинение по картине Марка Шагала — «Окно в сад» №3 Когда смотришь на картину «Окно 1917 года», то ...

С начала 30-х годов в шагаловское искусство входят библейские образы, схожие глубиной персонажей с Рембрандтом.

Накануне второй мировой войны и в сороковые годы в картинах Шагала звучат социальные мотивы, темы войны и разрушения, воплощенные в трагических образах страдающих людей и животных, изображении горящих деревень и символических сцен распятия.

После войны живопись Шагала становится более мягкой, светлой, утонченной и внутренне свободной. Нежнейшие полутона, неуловимые перетекания краски, горение цвета и света, исчезающе-малые детали и контуры, прорисованные тонкой линией — все это призвано передавать не выразимые в словах оттенки чувства и интимные движения человеческой души.

Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. В этой поэме сплавлены личные и мировые события, воспоминания детства и впечатления текущей жизни и собственное «мифотворчество». Хотя искусство художника напоминает волшебную сказку, оно не уводит зрителя в мир чистого вымысла, а истолковывает в глубоких символах саму реальность.

Общая окраска искусства Шагала — жизнеутверждающая.

Искусство Шагала необычайно многогранно. Кроме живописи, он постоянно работает в графике. Им созданы замечательные книжные иллюстрации в технике литографии и офорта. Шагал выполнял ряд монументальных росписей, мозаик, гобеленов, витражей, театральных декораций и эскизов костюмов. В поздний период овладел техникой скульптуры.

В 1937 году Шагал принял французское гражданство. Умер Марк Захарович Шагал 28 марта 1985 года в городе Сен-Поль-де-Ванс в Приморских Альпах (Франция).

Авраам и три ангела

Шагал Марк

Автопортрет с семью пальцами (1913)

Шагал Марк

Библейские сюжеты

Шагал Марк

Декорация к балету «Алеко» (1942)

Шагал Марк

День рождения (1915)

Шагал Марк

Деревенская улица (1930)

Шагал Марк

Дождь (1911)

Шагал Марк

Художник на Луну (1917)

Шагал Марк

Иллюстрация из книги «Марк Шагал», Цирк, Париж (1967)

Шагал Марк

  • Коровник (1917)
  • Купание ребенка (1916)
  • Лежащая обнаженная (1911)
  • Лунник (1967)
  • Моей нареченной (1911)
  • Музыканты (1979)
  • Над Витебском (1914)
  • Обнаженная над Витебском (1933)
  • Обрученные и Эйфелева башня (1913)
  • Париж
  • Париж через окно (1913)
  • Пионы и сирень
  • Поэт с птицами
  • Продавец скота (1912)
  • Прогулка (1917)
  • Радость в деревне
  • Рождение (1910)
  • Синий дом (1917)
  • Сон
  • Три свечи
  • Уличный скрипач
  • Влюбленные
  • Влюбленные над городом (1918)
  • Возлюбленные
  • Я и деревня (1912)

«Я и деревня» (круговорот постов в природе -1)

14 стр., 6619 слов

Искусство Павла Филонова

... художник филонов картина РАЗДЕЛ 1. БИОГРАФИЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОНОВА-ХУДОЖНИКА Подвижник, величайший художник, «смутьян холста» и «очевидец незримого», аскет, всего себя отдававший искусству, ... Осиротевших после скоропостижной кончины матери, брата Павла и трех сестер перевезла в ... недельное пребывание в Париже. В том же году Филонов, вооруженный собственной философией, ...

occupationalist

В оформлении подарочного издания «Москва-Иерусалим» использована работа Марка Шагала «Я и деревня» (1911г).

Шагал Марк Марк Шагал вполне мог вырасти на тех песнях, что записаны на диск, но почему всё-таки именно Шагал? Нравится, наверное, кому-то из тех, кто работал над диском.

Шагал Марк Шагал Марк Шагал Марк

Марк Шагал

После революции назначен комиссаром искусств в Витебске, успел организовать в городе художественное училище, работал и в Москве. В 20-х годах эмигрировал, жил в основном, во Франции (во время Второй Мировой — в США).

В 70-х годах (по приглашению Минкульта) состоялся визит художника в СССР. Марк Шагал прожил почти 100 лет (биография и работы на http://www.marc-chagall.ru/ ).

Картина «Я и деревня»

«Только огромное расстояние, отделявшее мой родной город от Парижа, помешало мне сбежать домой тут же, через неделю или месяц. Я бы с радостью придумал какое-нибудь чрезвычайное событие, чтобы иметь предлог вернуться. Конец этим колебаниям положил Лувр. Бродя по круглому залу Веронезе или по залам, где выставлены Мане, Делакруа, Курбе, я уже ничего другого не хотел.

Россия представлялась мне теперь корзиной, болтающейся под воздушным шаром. Баллон-груша остывал, сдувался и медленно опускался с каждым годом все ниже. Примерно то же думал я о русском искусстве вообще. Нет, в самом деле, всякий раз, как мне приходится размышлять или говорить о нем, я испытываю сложное, невыразимое чувство, замешенное на горечи и досаде.

Как будто русское искусство обречено тащиться на буксире у Запада. Но, при том что русские художники всегда учились у западных мэтров, они, в силу своей натуры, были дурными учениками. Лучший русский реалист не имеет ничего общего с реализмом Курбе. А наиболее близкий образцам русский импрессионизм выглядит чем-то несуразным рядом с Моне и Писсарро.

Здесь, в Лувре, перед полотнами Мане, Милле и других, я понял, почему никак не мог вписаться в русское искусство. Почему моим соотечественникам остался чужд мой язык. Почему мне не верили. Почему отторгали меня художественные круги. Почему в России я всегда был пятым колесом в телеге. Почему все, что делаю я, русским кажется странным, а мне кажется надуманным все, что делают они.

Так почему же? Не могу больше об этом говорить. Я слишком люблю Россию».

(c) Марк Шагал. «Моя жизнь»

Почему корова?

Шагал Марк Сам Марк Шагал писал следующее: «Я много раз говорил: никакой я не художник. А кто же — да хоть корова, не угодно ли? Кому какое дело? Я даже собирался так и изобразить себя на визитной карточке. Похоже, в то время корова была главным действующим лицом в мире. Кубисты рассекали ее на куски, экспрессионисты терзали, кто во что горазд» .

(c) Марк Шагал. «Моя жизнь».

И что это за жанр?

«В картине «Я и деревня» Шагал использовал приемы фовизма (нарушение перспективы и несоответствие размеров), кубизма («угловатость» в окраске коровы при помощи естественных цветов, декомпозиция, деление композиции на сектора), импрессионизма (создание окраски коровы при помощи естественных цветов).

Идея же картины передана символически: реальный деревенский быт вдруг оказывается в каких-то сверхъестественных ситуациях… Символы, воплощенные в этих ситуациях, не теряют связи с бытом… Пространство в картине расширено, создана атмосфера не просто деревенской жизни, а деревенской вселенной.

Создается мысль о единстве малой части с целым… Символы присутствуют везде. Символ-форма (круг — древний символ жизни скотовода и земледельца, привязанных к смене времен года, годовому кругу, и имевший раньше практическое магическое значение).

Символ-размер (корова – символ деревни – самая большая в картине)…

Шагал использовал размытость форм, нечеткость лиц, символическую недосказанность.

(с) http://www.proza.ru/2010/09/09/652

Можно освежить в памяти «Москва-Иерусалим».

Глаз Божий

Марк Шагал. Я и деревня. Описание картины. | Русские художники. Russian Artists

Танаис Галерея

Шагал Марк

Марк Шагал.

Я и деревня.

1911.

Холст, масло.

191 x 150,5.

Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

Благодаря финансовой поддержке столичных меценатов в 1910 Шагал оказался в Париже. Молодой художник, покочевав сначала с квартиры на квартиру, вскоре поселился в павильоне под названием «La Ruche», что в переводе означает «Улей».

В этом деревянном здании располагалось более ста грязных, убогих, но дешевых мастерских, которые снимали живописцы и скульпторы, приехавшие во французскую столицу со всего мира.

В ту пору среди соседей Шагала были в дальнейшем известные художники еврейского происхождения, представители так называемой Парижской школы Амедео Модильяни и Хаим Сутин.

Заходил в «Улей» и Бакст, который с удивлением узнал, что его ученик вслед за ним перебрался в Париж. Здесь же Марк познакомился с журналистом Анатолием Луначарским, который в то время писал об авангардном искусстве.

Общаясь с различными творческими людьми, юноша с упоением впитывал в себя все новые веяния в живописи, которые в ту пору господствовали во французском искусстве.

Он часто посещал Лувр, изучал работы Эдуарда Мане, Эжена Делакруа, Густава Курбе и Жана-Франсуа Милле, бывал в Салоне, стараясь уловить новейшие течения в живописи.

Мастер использовал в своих работах некоторые приемы кубизма, такие как, например, уплощение пространства, наложение друг на друга упрощенных, сведенных практически к знаку форм. Но, несмотря на это, его произведения этого периода можно в большей степени отнести к нео-примитивизму, нежели к кубизму.

Шагал Марк

Я и деревня. 1912.

Холст, масло.

Королевский музей изящных искусств, Брюссель, Франция.

Некоторые элементы кубизма можно увидеть в картине «Я и деревня» (1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США; 1912, Королевский музей изящных искусств, Брюссель).

Она имеет радиальное композиционное построение и поделена на секторы пересекающимися диагоналями. Простое название полотна контрастирует с представленными на нем двойственными бытовыми сценами.

Каждая из них населена людьми, животными или растениями, которые окрашены в яркие естественные цвета, что имеет свое смысловое значение. Бело-голубая голова ягненка, находящаяся в левой части композиции, совмещена с изображением традиционной деревенской сцены — дойки коровы.

Это своего рода светлые лирические воспоминания человека с зеленым лицом, который сжимает в пальцах ствол разноцветного деревца. Между представленным профилем — своеобразным автопортретом горожанина Шагала — и животными находится сама деревня, в которой некоторые дома стоят крышами вниз, а мужчина с косой на плече разговаривает с перевернутой вверх ногами женщиной.

Лиризм в произведении соседствует с юмористическими размышлениями о взаимонепонимании полов даже в таком, казалось бы, замкнутом мире.

Как такового повествования в картине нет. Художник использует хаотичное соседство различных мотивов и просвечивание одних фигур сквозь другие для выражения воспоминаний, облеченных в форму своеобразных символов.

Название этой работе придумал друг Марка, поэт Блэз Сандрар, входивший в литературный круг Гийома Аполлинера.

Последний в свою очередь тоже поддерживал Шагала и однажды даже назвал мир его картин «surnaturel — сверхъестественное, а позже «surreal — сюрреализм, придумав, таким образом, имя новому стилевому направлению в искусстве, которое получит свое развитие только спустя десятилетие и в творчестве совсем других художников.

Главная сайта

Главная

На страницу «Шагал»

«Три шедевра»

Посмотреть картину

Подскажите пожалуйста описание картины Марк ШАГАЛ моя деревня

Ironie Высший разум (262608) 7 лет назад Марк Шагал. Я и деревня. 1911. Холст, масло. 191 x 150,5. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США. Некоторые элементы кубизма можно увидеть в картине «Я и деревня» (1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США; 1912, Королевский музей изящных искусств, Брюссель) .

Она имеет радиальное композиционное построение и поделена на секторы пересекающимися диагоналями. Простое название полотна контрастирует с представленными на нем двойственными бытовыми сценами. Каждая из них населена людьми, животными или растениями, которые окрашены в яркие естественные цвета, что имеет свое смысловое значение.

Бело-голубая голова ягненка, находящаяся в левой части композиции, совмещена с изображением традиционной деревенской сцены — дойки коровы. Это своего рода светлые лирические воспоминания человека с зеленым лицом, который сжимает в пальцах ствол разноцветного деревца.

Между представленным профилем — своеобразным автопортретом горожанина Шагала — и животными находится сама деревня, в которой некоторые дома стоят крышами вниз, а мужчина с косой на плече разговаривает с перевернутой вверх ногами женщиной. Лиризм в произведении соседствует с юмористическими размышлениями о взаимонепонимании полов даже в таком, казалось бы, замкнутом мире.

Как такового повествования в картине нет. Художник использует хаотичное соседство различных мотивов и просвечивание одних фигур сквозь другие для выражения воспоминаний, облеченных в форму своеобразных символов. Название этой работе придумал друг Марка, поэт Блэз Сандрар, входивший в литературный круг Гийома Аполлинера.

Последний в свою очередь тоже поддерживал Шагала и однажды даже назвал мир его картин «surnaturel — сверхъестественное, а позже «surreal — сюрреализм, придумав, таким образом, имя новому стилевому направлению в искусстве, которое получит свое развитие только спустя десятилетие и в творчестве совсем других художников.

Наталья Просветленный (25354) 7 лет назад Марк Шагал. Я и деревня. 1911. Музей современного искусства, Нью-Йорк Шагал Марк 1. Из статьи А. Шатских «Благославен будь, мой Витебск» (2000г) …Тема России, тема Витебска появилась одной из первых в парижские годы у Шагала.. .Витебск — город, но город с вполне ощутимыми деревенскими чертами. Деревня же — место идиллического сосуществования человека и природы, человека и животных, безгрешный, счастливый уголок, Аркадия, земной аналог рая.. .Эта.. .традиция, окрашивая многие полотна Шагала первого парижского периода, в наибольшей степени ощущается в полотне «Я и деревня» . Под «деревней» Шагал подразумевал все тот же родной и любимый Витебск… он был безмятежной «деревней» , но в свете значения «Города с Храмом» он приобретал и дополнительные, амбивалентные обертона, наделявшие его функциями райского, небесного Иерусалима.

http://ec-dejavu.ru/c-2/Chagall_Marc.html

2. Александр Каменский. Поэтика Марка Шагала. 1910 — 1914. Выступление на I Всесосюзных Шагаловских днях в Витебске (стенограмма) …В отличие от полотен, где есть зоны небесной и земной сфер, «Я и деревня» суть мир в себе, соединение макро- и микрокосмоса. В центре композиции помещен служащий ее основой и опорой диск наподобие солнечного. Такой же диск, только в виде сегмента, повторяется в голове коровы и на втором плане, и у самого края полотна. Да и вся она кажется медленно вращающейся, медленно вращающимся кругом. Разумеется, это не прямое отражение действительности. Разные оттенки воспоминаний, представлений, образов то соседствуют друг с другом, не вступая ни в какие непосредственные связи, то ясно смыкаются. Но не как часть единого целого, а как одновременно всплывающий в сознании фрагмент жизни, размышлений, мечтаний. Сквозь голову коровы видна сцена доения. Это естественное продолжение жизни данного образа. Дальше крестьянин словно видит самого себя — он с косой на плечах возвращается домой. Тут тоже есть побочная линия. Возвращаясь, он думает о своей жене, и она предстает перед ним вниз головой — ведь это его мысль, внутренний образ, а не конкретный персонаж происходящего действия. На такой же манер видятся герою избы родной деревни и прочее. Цветущая ветка в центре — это еще один символ, декоративный знак красоты и радости жизни. Итак, картина чрезвычайно многозначна, но обладает полной естественностью целого, аналога жизни и мира. Картина не уходит от всех сложностей бытия в нарочито игровое упрощение, но находит для великого множества аспектов действительности новую, всеобъемлющую простоту художественного изложения.. .

http://chagal-vitebsk.com/node/162

3. «Я и деревня» (илл. 429) — кубистская сказка, в которой причудливо сплелись в единое целое похожие на сновидения образы воспоминания русских народных сказок, еврейские поверья и русский пейзаж. Как и во многих более поздних работах, Шагал воссоздает здесь впечатления собственного детства. Детские впечатления были для него настолько важны, что они сложились в его памяти в устойчивые, очень выразительные образы, которые не утратили своей интенсивности, хотя он варьировал их на протяжении многих лет.

М.Шагал. Париж

(Начало здесь) Четыре года, проведённые М.Шагалом в Париже, станут для него настоящим потрясением: он откроет для себя цвет и свет, впитает и сделает их полноправными героями всех своих картин. Контраст особенно очевиден, если сравнить ранние картины художника с парижскими.

Картины раннего М.Шагала сумрачны и темны. Париж подарил Марку свет и цвет, сделав картины праздничными и яркими, похожими на ярморочно-балаганный русский лубок с веселой и чуть лукавой усмешкой.

Он не отказался от своего образно-поэтического стиля, не ушёл в абстракцию и беспредметность, как многие его современники, а, восприняв идеи импрессионистов, кубистов, фовистов и сюрреалистов, сделал упор на повествовательно-символической стороне.

Картины художника – это сказки, чуть ироничные, чуть игриво-капризные, в которых реальность сочетается со сновидениями и чудом, становясь декоративно-пасторальным раем. Вот, например, одна из лучших и типичных работ того периода – «Я и деревня». В ее основе — абстракция, но она нужна художнику не для анализа, а для украшения.

Здесь корова превращается в романтическую мечтательницу, представляющую, как ее доит молочница. Вдалеке она видит мужчину и женщину, перевернутую вниз головой, символизирующую противоположность полов. Внизу – Древо жизни, намёк, что всё происходит в райском саду. Справа, напротив головы коровы, голова человека.

Это — автопортрет самого М.Шагала, увидевшего деревню как рай, в который превратился его любимый Витебск, изображенный на горизонте.

Две головы объединены нитью взгляда, единым кругом деревенской жизни и крестным знамением: у обоих на шее – крестик.

Но они же и противостоят друг другу, что подчеркнуто не только разведением их по разные стороны картины, но и противопоставлением зеленого и красного цветов.

Так в картине, о которой идет речь, присутствует реальность деревенской жизни, но в ней присутствует множество символов, вызывающих разные ассоциации и интерпретации. Картина – образец того, как Шагал воспринял разные техники и как он их использует в формировании собственной картины мира.

«Я и деревня» разделена на отдельные сектора, что воспринято Шагалом от кубизма. Кубизму с его рациональностью эстетически художник был чужд, но его композиционные идеи помогли достичь перелома в художественной стилистике. Несоответствие размеров и перспективы – отголоски фовизма, а цветовая подчеркнутость – воплощение импрессионизма и постимпрессионизма.

С парижского периода для художника становится характерным колористическое преувеличение и использование цвета в качестве символа, как это принято в русской иконографии, где каждый цвет несет определенный смысл. Зеленый – цвет жизни и Духа Святого, любимый цвет художника, присутствующий почти во всех картинах:

в уже упомянутой «Я и деревня», «Голгофа», «Прогулка», «Над городом», «Белла с белым воротничком», «Зеленые любовники» и т.д.. Красный – цвет жервенности и мученичества, крови и отчаяния, но в то же время цвет царственности и Божественной силы. В этом цвете выполнены картины «Красный еврей», «Слушая петуха», «Падение Ангела», «Голгофа», «Солдаты» и другие.

Синий – цвет Богородицы, цвет мечты и царства Небесного. В нём написаны почти все картины, где присутствует любовь: «Голубые любовники», «Влюбленные у моста», «Сон», «Новобрачные на фоне Эйфелевой башни», «Свадебные свечи», «Окно в сад», «Художник на Луне», «Синий дом» и другие.

Белый – цвет Божественной чистоты и святости, цвет преображения («Белла в белом воротничке», «Белое крещение», «Невеста и Эйфелева башня», «Ворота еврейского кладбища» и другие).

Коричневый – цвет земли («Каин и Авель», «Куда угодно, только прочь из этого мира» и т.д.), черный – цвет зла и одновременно – тайны («Война» и «Еврей за молитвой»), хотя в иконографии, как и у М.

Шагала, черный цвет используется крайне редко.

Таким образом, чтобы понимать картины М.Шагала, надо знать, почему он использует именно эти цвета, а не иные, что они символизируют. Картины Шагала – это своего рода русские иконы, требующие для чтения понимания цветовой символики. Интересно, что когда через несколько лет в парижскую мастерскую своего бывшего ученика зайдет Леон Бакст, который когда-то сказавший, что у юноши есть способности, но он уже значительно испорчен, то в восторге воскликнет: «Теперь Ваши краски поют».

От запада он взял то, что ему не хватало, что было необходимо — цвет. Особенно большое значение для окончательного становления художника сыграли парижские музеи и галереи, расширившие возможности молодого Шагала и совершившие революцию взгляда.

Однако, влечение к разгадкам бытия, движение от реальности к тайному и неочевидному не только не исчезли, а приобрели с помощью цветовой насыщенности большую выразительность. Кроме того, в парижских картинах М.Шагала явно проявилась склонность к примитивизму, идущая от Ларионова, Гончаровой, раннего Кандинского, а также от фовистов, употреблявших упрощенность в рисунке, с помощью которого реальность только обозначалась, но не углублялась в конкретную видимость.

Основным жизненным материалом для художника в Париже остается русская действительность, с которой он был хорошо знаком, но решается она не в рационально-реалистическом ключе, а в необычном ракурсе. Так, в значимой для парижского периода картине «В Россию, с ослами и другими» впервые утверждаются новые правила – правила чуда.

Крестьянка, идущая к корове, летит к ней по воздуху, корова стоит на крыше, у телёнка – человеческое лицо, а голова крестьянки отделена от туловища. Художник впервые и сам в этой картине прорывается в космическое пространство, отрываясь от земли и оказываясь в пространстве Вселенной.

Космизм Шагала, оформившийся в этот период, становится одной из важных характеристик творчества художника. Этот новый мир предстает неустойчивым и сдвинутым с оси, но в нём чувствуется мощная сила («Голгофа») и внутреннее единство. Раздробленность взгляда на мир вносит неопределенность и драматизм, но в конечном итоге в нём преобладает праздничная просветленность, а не угроза.

Вернувшись в Россию в 1914 году, художник ощущает себя после бурного парижского периода блудным сыном, вернувшимся к своим истокам. Витебск с его патриархальным укладом и размереностью кажется М.Шагалу почти землёй обетованной, где царят мир и покой.

Тина Гай

coded by nessus

Известные картины Марка Шагала

Знаковые труды знаменитого мастера в различных направлениях изобразительного искусства.

Картины Шагала

Марк Захарович Шагал (1887–1985) был русско-французским художником, который работал в различных направлениях искусства, но наиболее известен своей карьерой именно в качестве живописца. Многие критики и историки называют его «квинтэссенцией еврейского художника 20-го века». Произведения Шагала поражают воображение и сочетают кубизм, фовизм и другие абстрактные стили.

Белла с белым воротником

Марк неоднократно рисовал свою возлюбленную и жену — Беллу Розенфельд, дочь богатого русского ювелира. Данный портрет является самым известным образом этой девушки, в котором у ног героини изображены две маленькие фигурки. Предположительно, это автор работы и их дочь Ида.

Посвящение Аполлинеру

В 1910 году Шагал переехал в Париж. По мнению историков и биографов художника, это лучший период творчества в его карьере.

Картина «Посвящение Аполлинеру», созданная в это время, вероятно, самая загадочная работа мастера.

Отправной точкой при создании произведения послужило восхищение Шагала творчеством Гийома Аполлинера, чья поэзия часто воплощала в себе традиции и современные идеи.

Скрипач

Картина изображает внутреннюю борьбу человека, его смятенное душевное состояние. Это выражается в ряде элементов, в том числе, в цвете. Картина с подчеркнутым религиозным и культурным подтекстом легла в основу известного и популярного мюзикла «Скрипач на крыше» (1964 год).

Прогулка

Созданная в атмосфере восторга и счастья от свадьбы с Беллой Розенфельд, эта работа преисполнена свободой и оптимизмом, которые испытывает автор. В произведении сочетаются элементы кубизма и футуризма, а созданный волнующий образ делает «Прогулку» одной из самых романтичных картин Марка.

Автопортрет с семью пальцами

Среди ранних автопортретов числятся и первые работы в стиле кубизма. Автопортрет демонстрирует художника, работающего над произведением. Характерной особенностью картины стало изображение художника с семью пальцами.

Возможно, это указание на трудности, с которыми автор сталкивается во время творческого поиска.

В окне изображена парижская Эйфелева башня, в то время как Витебск, родина Шагала, представлена в сюрреалистической манере в творческой студии, что создает некоторый конфликт.

Цирковая лошадь

Марк Шагал любил цирк и говорил, что цирковые артисты помогают двигаться к новым горизонтам. Посещение представлений стало одним из любимых занятий художника с первых лет пребывания в Париже. «Цирковая лошадь» — одна из самых известных картин на цирковую тему.

Париж через окно

Картина, особенно фрагмент с Эйфелевой башней, вдохновлена ранним кубизмом и творчеством товарища мастера — Роберта Делоне. В центре композиции — двуликий человек, наблюдающий из окна за мнимыми и реальными образами, которые отражают жизнь художника во Франции и в России.

Невеста

Поразительным свойством работ Шагала была его способность привлечь и удержать внимание зрителя, захватить его воображение через использование цвета. Героиня картины одета в яркое красное платье, а контраст с холодным голубым и серым фоном создает ощущение того, что она готова покинуть холст.

Белое распятие

Эта работа на религиозную тему является одним из самых критикуемых шедевров Шагала. Картина посвящена страданиям Иисуса Христа и еврейского народа. Белое распятие удивительно отличается от живых и абстрактных работ художника. Интересно отметить, что это любимое произведения папы римского Франциско.

Я и деревня

На пике карьеры Шагал создает необычную картину, которая изображает мужчину и козу, уставившихся друг на друга. Полотно насыщено образами русского пейзажа и связанного с народными сказками символизма. Дерзкий и причудливый стиль, идея произведения делают его заметной новаторской работой того времени, а также знаковым трудом в творчестве Шагала.

Марк Шагал — Искусство — медиаплатформа МирТесен

Марк Шагал (1887 – 1985)

Портрет молодого Шагала кисти его учителя Ю. М. Пэна (1914)

Александр Бенуа о выставке Шагала.

Ну что же? Должен сознаться — c’est captivant. [Это чарующе (франц.).] Ничего не поделаешь. Это то искусство, которое как раз мне должно претить в чрезвычайной степени. Это то, что во всех других сферах жизни я ненавижу (я еще не разучился ненавидеть), с чем я, несмотря на всю свою душевную усталость, еще не могу примириться — и все же это пленит, я бы даже сказал — чарует, если держаться точного смысла этого слова. В искусстве Шагала заложены какие-то тайные чары, какое-то волшебство, которое, как гашиш, действует не только помимо сознания, но и наперекор ему

Шагал удостоился премии Карнеги. Это уже своего рода мировая consecration. [Признание (франц.).] Но и до того он вот уже десятки лет принадлежит к тем художникам, имена которых получили всесветную известность, про которых критики не пишут иначе, как пользуясь готовыми штампованными формулами, а это является выражением величайшего почитания.

Шагал — настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина. И эта признанность может считаться вполне заслуженной. Он действительно подошел к эпохе, он шевелит в людях такие чувства, которые почему-то тянет испытывать.

Можно еще найти в этом искусстве элементы бесовского наваждения или действия сил нечистых, однако об этом говорить не позволяется, а если разрешается, то не иначе как в ироническом тоне, или как о некоей “аллегории”.

Той же чертовщиной увлекались такие великие мастера живописи, как Босх или старший Брейгель, как Шонгауэр и как Грюневальд, — и со всеми ими у Шагала есть, по крайней мере, то общее, что он всецело подчиняется произволу своей фантазии; что он пишет то, что в голову взбредет; что он вообще во власти чего-то такого, что не поддается какому-либо разумному определению. Однако просто от вздора и шалости и от бредового творчества сумасшедших творения Шагала отличаются именно своими подлинными чарами.

Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство), и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение; не снобичен ли Шагал; не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение? Такие вопросы могли вполне естественно закрасться в душу, так как репертуар Шагала все такой же ограниченный, и он только и делает, что повторяет одни и те же темы.

Так и на данной выставке мы снова увидели все тех же летающих бородатых иудеев, возлежащих на диване любовников, белых невест, акробатов, нежных эфебов с букетами, порхающих ангелочков, согбенных жалких скрипачей, и все это вперемежку с какими-то музицирующими козлами, с гигантскими курицами, с телятами и апокалиптическими конями. Да и в смысле фона это опять то же черное небо с разноцветными ореолами светила, те же домишки грязной дыры из ужасного захолустья, тот же талый снег, или же рамы окон, зеленеющие кусты, стенные часы, семисвечники, торы. Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов, и меняется формат картины. Видно, без иных из этих обязательных деталей художник просто не может обойтись, и они нет-нет да и пролезут в его композицию, которая ему кажется незаконченной, пока именно какой-либо такой козел-скрипач или крылатый вестник не нашли себе места.

Я шел на выставку без большой охоты, в предвидении именно этих повторений, успевших за годы моего знакомства с творчеством Шагала сильно приесться.

Но вот эта новая демонстрация “упражнения с ограниченным количеством реквизитов” не только меня не огорчила, но она пленила меня, а, главное, не получилось от этого сеанса впечатления трюкажа или хотя бы до полного бесчувствия зазубренного фокуса.

В каждой картине, в каждом рисунке Шагала все же имеется своя жизнь, а, следовательно, свой raison d’etre. Каким-то образом все это, даже самое знакомое, трогает; не является и сожаление вроде того, что “вот такой замечательный талант, а так себя разменивает, так себя ограничивает”.

Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. Но когда он берется за кисти и краски, на него что-то накатывается, и он делает то, что ему велит распоряжающееся им божество — так что выходит, что вина божества, если получается все одно и то же.

Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения. Нет в них ни стройной мелодичности, ни налаженной гармонии, нет и какой-либо задачи, проведения какой-либо идеи. Все возникает как попало, и невозможно найти в этой сплошной импровизации каких-либо намерений и законов.

Вдохновения — хоть отбавляй, но вдохновение это того порядка, к которому художники, вполне владеющие своим творчеством, относятся несколько свысока.

Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им? Тешимся же мы рисунками детей или любителей, наслаждаемся же мы часто беспомощными изделиями народного творчества — всем тем, в чем действует непосредственный инстинкт и в чем отсутствует регулирующее сознание.

Мало того, этим наслаждаться даже полезно, это действует освежающе, это дает новые импульсы. Но аполлоническое начало начинается лишь с того момента, когда инстинкт уступает место воле, знанию, известной системе идей и, наконец, воздействию целой традиционной культуры.

Это все и почиталось до начала XX века настоящим искусством; с историей этого искусства знакомят нас музеи, и из-за такого искусства эти музеи приобрели в современной жизни значение бесценных хранилищ, чуть ли не храмов.

Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства).

Но странное впечатление будут производить в этих же музеях картины Шагала и других художников, рожденные нашей растерянной, не знающей, a quel saint se vouer [Какому святому поклониться (франц.).] эпохой.

Однако я сомневаюсь, что будущие поколения преисполнятся уважения к нашей эпохе после такого ознакомления с ней, и станут на нас оглядываться так, как мы оглядываемся на разные пройденные фазисы человеческого прошлого — с нежностью, с умилением, а то и завистью. Люди благочестивые среди этих будущих (сколь загадочных!) поколений, вычитывая душу нашего времени из этих типичнейших для него произведений (из живописи Шагала, среди многого другого), скорее почтут за счастье, что подобный кошмар рассеялся, и обратятся к небесам с мольбой, чтобы он не повторялся.

Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала.

Если она не менее кошмарна, нежели прочие, если она и очень характерна для Шагала, если и в ней доминирует импровизационное начало, то все же она, как мне кажется, серьезнее всего прочего, она, несомненно, выстрадана, и чувствуется, что, создавая ее, художник, вместо того, чтобы прибегать к привычному творческому возбуждению, имеющему общее с кисловато-сладостной дремотой, был чем-то разбужен, не на шутку напуган и возмущен. Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события. Однако самый смысл представленного символа мне непонятен. Почему именно бледный труп пригвожденного к кресту Христа перерезает в белом сиянии наискось мрак, разлитый по картине?! Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине. Однако в целом это “видение” поражает и подчиняет внимание. Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды? Или перед нами искупительная жертва? Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед? Считали же иные что все беды, обрушившиеся на человечество за долгие века христианской эры, — прямые плоды того учения, которое, проповедуя милость и любовь, на реальном опыте повлекло за собой более жестокие и злобные последствия, нежели все, ему предшествовавшее.

Как решить задачу, я не знаю. Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными ми к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. В картине “Христос” представлено нечто в высшей степени трагическое и такое, что вполне соответствует мерзости переживаемой эпохи. Это — документ души нашего времени.

И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос! Быть может, эта картина означает и поворот в самом творчестве Шагала, желание его отойти от прежних “соблазнительных потех”, и в таком случае можно ожидать от него в дальнейшем других подобных же откровений. Шагал — художник подлинный, и то, что он со всей искренностью еще скажет, будет всегда значительно и интересно.

  • 1940 г.
  • Автопортрет с кистями
  • Девочка на софе. 1907
  • Дом в Лиозне. 1908
  • Мясник. 1910
  • Портрет сестры художника (Анюта).

    1910

  • Невеста с веером. 1911
  • Я и деревня. 1911
  • Еврейская свадьба
  • Поэт Мазин. 1911 — 1912
  • Солдаты. 1912
  • Торговец скотом. 1912
  • Старый еврей. 1912
  • Понюшка табака. 1912
  • Солдат пьет. 1911 — 1912
  • Еврей за молитвой.1912 — 1913
  • Автопортрет с семью пальцами. 1913
  • Скрипач. 1912 — 1913

Парикмахерская.(Дядя Зусман).

1914

  1. Синие любовники. 1914
  2. Часы. 1914
  3. Давид. 1914
  4. Давид в профиль. 1914
  5. Еврей в зеленом. 1914
  6. Продавец газет. 1914
  7. Лежащая обнаженная. 1914

На носилках. Раненый солдат. 1914

  • Портрет сестры Марьясинки. 1914
  • Автопортрет. 1914

Молящийся еврей. Раввин Витебска. 1914

  1. Зеленые любовники. 1915
  2. Красный еврей. 1915
  3. Солдаты с хлебом. 1915
  4. День рождения. 1915
  5. Окно в деревне. 1915
  6. Война. 1915
  7. Любовники в розовом. 1916

Клубника. Белла и Ида за столом. 1916

  • Белла с белым воротничком. 1917
  • Серые любовники. 1917
  • Художник на луне. 1917
  • Окно в сад.
  • Интерьер с цветами. 1918
  • Над городом. 1918

Автопортрет с музой. Сон. 1918

  1. Прогулка. 1918
  2. Свадьба. 1918
  3. Вечный жид. 1925
  4. Три акробата. 1926
  5. Лев состарился. 1927
  6. Петух. 1929
  7. Женщина и розы. 1929
  8. Аврам плачет о Саре. 1931
  9. Иосиф, пастух. 1931
  10. Моисей распространяет смерть меж египтянами. 1931
  11. Ной получает повеление построить ковчег. 1931
  12. Ной выпускает голубя в окно ковчега. 1931
  13. Одиночество. 1933
  14. Белое распятие. 1938
  15. Весна. 1938
  16. Сон в летнюю ночь. 1939
  17. Ночью. 1943
  18. Слушая петуха. 1944
  19. Дом с зеленым глазом. 1944
  20. Корова с зонтиком. 1946
  21. Букет и летящие любовники.
  22. Синий скрипач. 1947
  23. Любовники у моста. 1948
  24. Древо жизни .1948
  25. Ночь. 1953
  26. Портрет Вавы
  27. Автопортрет с палитрой. 1955
  28. Скотный двор. 1962
  29. Вирсавия. 1962 — 1963
  30. Любовники в небе Ниццы. 1964
  31. Лунария. 1967
  32. Цирк с желтым клоуном. 1967
  33. Гладиолусы. 1967
  34. Волшебная флейта. 1967
  35. Накрытый стол с видом на Сен-Поль де Ванс. 1968
  36. Цирк в деревне. 1969
  37. Перед картиной. 1968 — 1971
  38. Цветной клоун. 1974
  39. Новобрачные на фоне Парижа. 1980
  40. Воспоминания художника. 1981
  41. Букет цветов. 1982