В произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» освещена одна из важных жизненных тем – человеческая любовь и верность. Поэт возвеличил женскую личность, в которой эти свойства играют основную роль, однако в главном герое он их не обнаружил. Исходя из поведения и образа жизни Евгения, можно сделать вывод, что он не может и не умеет любить и хранить верность.
Также автор в своем романе в стихах блестяще изобразил светскую жизнь русского дворянства, традиции и обычаи высшего общества XIX столетия, дворянские семьи и их быт, различные отношения, принятые в свете. На это обратил внимание отечественный критик, современник Александра Пушкина, В.Г. Белинский, назвав произведение автора «энциклопедией русской жизни».
Тему любви в своем произведении «Евгений Онегин» А. С. Пушкин сделал центральной, так как именно вокруг любовных отношений главного героя Евгения Онегина, молодого дворянина, и девушки Татьяны Лариной, дочери провинциального помещика, происходят все основные события и действия сюжета, и именно с ними связаны все наиболее важные моменты книги.
Евгений Онегин не думал о любви с благоговением и трепетом, не считал ее возвышенным и чистым чувством. Он относился к ней легкомысленно и предвзято. Потому что еще до своего отъезда в дядино поместье, молодой человек пользовался успехом в свете, возбуждал интересы и приковывал к себе внимание женщин.
Но светские дамы и девушки, воспитанные в традициях тех времен, были пустыми, фальшивыми, надменными, и всё их общение сводилось к бессмысленному кокетству, лицемерию, к обсуждению слухов и сплетен. И Евгений, вращаясь в светских кругах, общаясь именно с такими людьми, сам стал фальшивить и лгать, разочаровался в искренности и чистоте чувств, и даже в таком чувстве, как любовь.
Хотя популярность Евгения у прекрасной половины повышала его самооценку и делала молодого человека более уверенным в себе, он не мог любить и, тем более, быть верным отношениям.
Возможно, что самому ему еще не приходилось испытывать настоящие глубокие, сильные чувства, или же он уже не был способен на их проявление. Поэтому Евгений был психологически не готов к отношениям и особо не задумывался обо всей их значимости. Он честно и тактично дает отказ на чувства Татьяны в эпизоде в саду, хотя девушка его заинтересовала своей открытостью, чистотой, беззащитностью, смелостью, ведь девушке тяжело признаваться в любви первой, тем более малознакомому человеку, не зная, как он отреагирует на слова признания. Для этого нужна определенная решительность.
«Образ страдающего эгоиста» в романе А. Пушкина «Евгений Онегин
... общества, не востребовавшего эту яркую личность. «Образ страдающего эгоиста» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Чем больше ты себя любишь, тем большим врагом самому себе становишься. М. Эбнер ... притупили его чувства, лишили уверенности в своей способности к искренней любви. Онегин проявляет чуткость и деликатность, отвергая любовь Татьяны, и объясняет свой отказ неспособностью к семейной жизни: ...
Конец произведения оставляет нас теряться в догадках по поводу изменения характера Онегина, ведь он пустился в крайность, пытаясь добиться Татьяны, которая на тот момент была замужней дамой, женой генерала. Но этот порыв едва ли украшает Евгения, потому что, скорее всего, он продиктован желанием Онегина получить запретный плод – он был бы лишен негативных воздействий, поскольку измены в высшем свете были делом обычным, и на них смотрели сквозь пальцы. Скорее всего, Онегин бы насытился близостью женщины и опять ушел бы от нее, как тогда, когда отбыл в деревню.
Однако эту вспышку страсти, которая произошла спустя много лет, вполне можно отнести к любви, ведь послания Евгения отличались особой горячностью и свидетельствовали о том, что его сердце полюбило.
Чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно определиться с трактовкой самой любви. Я считаю, что любовь – это отношения, которые будут долгосрочными и ответственными. А что же следует из поведения Евгения?
Он хотел встречаться с замужней женщиной, что говорит о том, что он не думал о долгих отношениях. Он жил, прикрываясь маской равнодушия и безразличия. Им двигал страх – страх оседлой жизни и зависимости женатого человека, определенности, ответственности.
По-моему, Евгений Онегин не имеет возможности любить, потому что его натура себялюбива и эгоистична, он слишком инфантилен и меркантилен, чтобы возлагать на себя ответственность за судьбу и чувства той, кого он выбрал. У него нет возможности создать семью, в его жизни нет места даже женщине, которую бы он по-настоящему любил.