Когда читаешь стихотворения Сергея Есенина, перед глазами невольно возникает образ светловолосого юноши с открытым взглядом и горячим сердцем. Более того — перед нами проходит вся его жизнь, полная радости и невзгод, надежд и разочарований. Перед нами открывается душа поэта. Не скрывая ничего, не приукрашивая и излишне не драматизируя, в своей поэзии он дарит нам всего себя.
Детство Есенина прошло «среди полей и степей», в окружении могучей русской природы, которая наградила будущего поэта самым драгоценным — ощущением гармонии и красоты мира. Но главным наставником стала все-таки великая русская литература — бессмертные произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, где юный Есенин находил отголоски своих чувств и мыслей, открывал для себя волшебные формы выражения собственной души. Опираясь на классические источники, поэт постепенно обретал свой стиль, свою манеру, свой индивидуальный голос.
На редкость сочные, самобытные образы и краски возникали как форма тесной эмоциональной связи между напряженной жизнью автора и воспроизводимыми им явлениями. Этим достигалась особая художественность, какая-то неповторимая поэтическая магия есенинского стиха. Поэт не писал свои стихотворения — в них он проживал жизнь — яркую, насыщенную, тревожную, полную разнообразных чувств, эмоций, настроений.
В ранней лирике Есенина привлекает внимание какая-то особая, ясная, чистая простота и одновременно образная насыщенность:
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.
Здесь особенно заметна тесная связь поэта с окружающей его природой, с которой он ощущает себя единым целым, чьи мысли, чувства, настроения отражают его собственный внутренний мир. Яркие, светлые образы, первые сердечные переживания («Зацелую допьяна, изомну, как цвет»), нежные описания того родного и близкого, что окружало молодого Есенина. И все это не туманно, не призрачно, не намеками — а прямо, откровенно. Жизнь еще неизведанна, она еще не бьет и не калечит юную, чувствительную душу.
Но постепенно порыв в «большую жизнь», жажда познать этот мир во всем его многообразии и противоречивости все больше захватывает поэта. Его тянет прикоснуться к настоящей жизни, насыщенной борьбой, великими идеями, свершениями. Поддавшись этому порыву, Есенин покидает уединенную тишину полей и отправляется в Москву. Но и там, в окружении передовых людей, оказавшийся в самой гуще событий, он все сильнее чувствует какую-то неудовлетворенность. Противоречия в мировоззрении поэта во многом определялись непоследовательностью его взглядов и стремлений, хотя поиски политических и эстетических идеалов были в эти годы очень напряженными. Есенин в первую очередь стремился разобраться в собственной душе, всегда оставаясь открытым и верным самому себе:
Презентация «Роль поэзии и поэта в жизни общества»
... роли и назначении поэта Примерный текст сочинения Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей ... том, что поэзия не должна замыкаться на возвышенных и прекрасных темах, воспевая любовь, природу и красоту. Ее назначение — служить обществу, облагораживая и возвышая человека, формируя его ...
Вот такой, какой есть,
Никому ни в чем не уважу.
Золотую плету я песнь,
А лицо иногда и в саже.
Стихотворения этого периода отличаются неопределенностью и порой противоположностью идей и убеждений,
В них перекликаются «привычные» формы «человеколюбия», восходящие к евангельским мотивам, и взгляды «профессионалиста», т. е. профессионального революционера:
Зажигай сердца пожаром,
Прочь от горя и невзгод!
Закали свои порывы,
Преврати порывы в сталь…
Все сильнее и громче звучит в поэзии Есенина тема родины, ощущение неразрывной связи с родной страной. Проявившаяся еще в ранних стихотворениях связь с Русской землей, которая выражалась тогда в восхищении природой, ее тайной, гармоничной жизнью, в более поздних произведениях раскрывается как боль автора за будущее страны, желание внести свой вклад в ее освобождение.
С началом войны чувство родины еще полнее захватывает душу поэта. Именно в печальные дни империалистической битвы он отказывается от рая во имя России:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Всем сердцем Есенин переживает тяготы военного времени, которые наиболее ярко отображены в стихотворениях «Молитва матери», «Богатырский посвист», «Русь» и некоторые другие. Как обыч-но, образы родины и матери у поэта нераздельны, а все несчастья, страдания народа отражают и личное горе автора.
Философские раздумья о будущем, о судьбе родины навевают Есенину символический образ дороги, влекущей вперед, к пока еще неведомым подвигам. Этот порыв к будущему, желание увидеть его приближение насыщают поэзию Сергея Есенина взволнованным ожиданием, предчувствием близящихся перемен. Особая, щемящая нота возникает в стихотворениях этих лет. Родной край словно таит в себе печаль, тоску по несбывшемуся, неясные мечты, чувства и желания, которые во всем созвучны с настроениями самого автора.
Поэт прощается с прошлыми увлечениями и надеждами, в его душе начинается мучительная переоценка собственной жизни:
Опять передо мною голубое поле,
Качают лужи солнца рдяный лик.
Иные в сердце радости и боли,
И новый говор липнет на язык.
В его творчестве все настойчивее звучат трагические мотивы безысходности, гибели, смерти. Обостренное тягостными раздумьями внимание поэта обращается ко многим явлениям обездоленности и драматическим картинам окружающего мира. В поисках удовлетворенности жизнью, в надежде найти подтверждение прошлым чаяниям, Есенин превращается в некоего «странника». В этом образе наиболее полно раскрывается нелегкая судьба поэта:
Анализ стихотворения цветаевой родина. «Анализ Стихотворения ...
... переплетены: Даль – тридевятая земля! Чужбина, родина моя! На этой странице искали: марина цветаева родина анализ стихотворения цветаевой родина марина цветаева анализ стихотворения родина анализ стихотворения цветаевой родина по плану родина (Пока оценок нет) Сочинения по темам: Стихотворение «Родина» было написано К. Симоновым в ...
Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам, —
Покину хижину мою,
Уйду бродягою и вором.
Поэт все острее чувствует себя изгоем в этом мире. Это ощущение еще больше усиливается в поздних стихотворениях, где автор называет себя разбойником, конокрадом, хамом, шарлатаном, скандалистом. И все же при этом он в душе остается по-прежнему простым русским человеком:
Но живет в нем задор прежней вправки
Деревенского озорника.
«Никогда еще деревня, столкнувшись с городом, не разбивала себе лоб так эффектно и так мучительно», — истолковывал драму жизни Сергея Есенина писатель Максим Горький.
Да, жизнь наносила тяжелые удары, с которыми иногда не могла справиться пылкая душа поэта. И тогда, ненавидя себя за слабость, презирая окружающую его нечисть, он погружался в страшнейшую депрессию, заливал свою боль вином, а когда становилось еще больнее, поверял свою боль листу бумаги. Так появился один из страшных и жестоких по отношению к самому себе циклов — «Москва кабацкая». Единственное, что еще могло помочь поэту, заставить его жить дальше, на время воспрянуть духом, — это любовь.
Чувство любви постоянно сопровождало Есенина. Любовь питала его, давала надежду, являлась движущей силой его творчества. Но даже любовь не могла погасить того трагического предчувствия гибели, что все яснее проявлялось в душе поэта. Он вспоминает свою жизнь, словно уже говорит о чем-то прошедшем, о ком-то, кому уже нет возврата в эту жизнь:
Может в Калуге, а может в Рязани
Жил мальчик
Желтоволосый
С голубыми глазами…
Да, путь лирического героя Есенина — это во многом путь самого автора. Поэтические строки часто совпадают со строками из его дневников. Мир героя и мир поэта слиты воедино.
Сергей Есенин ушел из жизни слишком рано, в тридцать лет, ушел при загадочных обстоятельствах, но ушел, не жалея о прожитом и продолжая любить окружающий мир — «синь, в которую даже умереть не жаль». Единственное, о чем мечтал он в последние минуты, это стать «желтым парусом в ту страну, куда мы плывем».