По картине В.М. Васнецова «Аленушка»

Сочинение

Разделы:

Цели: формировать умение составлять текст – описания по картине, умение использовать в сочинении образные средства, сравнения, эпитеты, олицетворения; научить читать картину, выделять микротемы в описании; учить составлять план и придерживаться его при написании связного текста.

Материал к уроку:

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовительная работа.

(В.М.Васнецова)

(Написал много картин на исторические темы и сказочные сюжеты, художник – передвижник.)

  • Кто помнит, какие картины он написал? (Баба-Яга, Богатыри, Иван царевич на сером волке, Аленушка)
  • Перед вами на партах лежит стихотворение. Прочитайте его.

(Один ученик читает вслух.)

Девочка в лесу.

“О чем ты плачешь, девочка,

В задумчивой глуши,

У озера, где зыблются

Седые камыши?

Зачем слезинки вспыхнули

И льются на траву!” –

“Я жду к себе русалочку,

Зову ее, зову!

Никто не откликается, –

И скучно мне одной!

Вокруг так неприветливо

И лес такой пустой.

М. Пожарова

(Глушь, зыблются.)

(К толковому.)

(Два человека зачитывают значение этих слов по словарю.)

(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.)

(Оформлена выставка детских рисунков.)

  • Какой вы себе представляете Аленушку из сказки? Выберите из всех рисунков те, которые соответствуют словесной характеристике героини.
  • Как вы представляете себе облик девочки в тот момент, когда случилась беда?

    3.

Рассматривание картины. Беседа о картине.

  • А вот художник В.М.Васнецов по-своему увидел эту героиню.

И сегодня на уроке мы будем писать сочинение по картине “Аленушка”, наша задача описать главную героиню картины и передать ее настроение.

(Дети смотрят.)

  • Кого мы видим в центре картины? Почему художник изобразил героиню на переднем плане картины?

(Она сидит у озера на камне.)

(Худенькая, босая, волосы сбились в беспорядке и т.д.)

3 стр., 1061 слов

По картине Васнецова «Алёнушка»

... картины неяркий, преобладают зеленые, серые цвета. Художник пытался понять, выразить русский дух и ему это удалось. Эта картина у каждого человека вызывает чувство жалости и печали. Сочинение по картине «Алёнушка» Васнецова В.М. Васнецов ...

(Сидит сжавшись в комочек, обхватив колени руками, опустив голову.)

(О братце, который превратился в козленочка.)

– Аленушка – сиротка. У нее нет родных, никто ее не пожалеет и никто ей не поможет. Вот она и пришла сюда в лес к озеру, посидеть и погоревать в одиночестве. Художник показывает душевную красоту Аленушки. Люди не жалеют сиротку, а вот природа ей словно сочувствует и грустит вместе с ней.

4. Выявление основных микротем.

  • Опишите, что вы видите на заднем плане картины? (Лес.)
  • Какой лес? (Густой, темный, таинственный, загадочный)
  • Что изобразил художник на переднем плане? (Озеро.)

(Темное, глубокое, печальное, холодное.)

  • А какое время года изобразил художник? (Осень.)

(По воде плавают желтые листья, c деревьев опадает листва.)

– Виктор Михайлович не случайно выбрал это время года. Ведь осень – грустная пора. Природа грустит вместе с Аленушкой. Природа помогает нам понять состояние девушки. Лес темный и на душе Аленушки темно. В лесу нет, ни единого лучика и на душе Аленушки нет ничего радостного и светлого.

(Это птички.)

  • На березке сидят ласточки, смотрят на Аленушку, сочувствуют ей, но ничем помочь не могут, скоро они должны покинуть родные края. Ласточка – это символ дружелюбия к добрым людям.

(Грустное, печальное.)

  • Мы с вами уже не раз писали сочинения – описания, какие признаки его вы знаете?

5. Составление плана сочинения.

  • Давайте подумаем о чем будем писать в каждой части. С чего начнем сочинение?
  • Что будем описывать в основной части?
  • О чем напишем в концовке?

(На доске появляется план:

  1. Вступление.

    Художник В.М.Васнецов и картина “Аленушка”.

  2. Основная часть.

    Образ Аленушки. Описание леса. Описание озера и т.д.

  3. Заключение.

    Наше отношение и отношение художника к героине.)

6. Составление устного рассказа по плану.

  • Какие слова можно использовать при описании леса?

(Нет. Изображена не яркая золотая осень, а серый осенний вечер.)

(Серое, осеннее, пасмурное.)

(Холодное, темное, печальное.)

  • Вы знаете, что сочинение можно начать с эпиграфа. Им могут быть слова из песни, стихотворения, пословицы.

Посмотрите на стихотворение М. Пожаровой, какие строки подойдут к эпиграфу?

(Главную мысль.)

(Дети зачитывают строки, которые подойдут к эпиграфу.)

  • На доске слова, которые помогут вам при написании сочинения.

Слова для справок:

  • Найдите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
  • Назовите словарные слова.
  • Найдите и назовите слова с удвоенной согласной.

    7.

Письменное сочинение по картине.

(После окончания работы дети перечитывают сочинение по слогам. Около понравившейся части ставят (!).

Несколько ребят зачитывают свои работы.)

3 стр., 1393 слов

Сочинение сегодняшний день описание природы весной 6 класс

... на красоту весеннего леса. 2, 3, 4, 5, 6 класс Природа весной ... олицетворяющее жизнь и красоту природы. Природа весной сочинение С наступлением весны природа как-будто оживает после долгой ... художник весна рисует яркими переливами лазурное небо и солнечные блики на поверхности речки. Как же приятно ранним солнечным днём, прийти на ... А вот абрикосовые деревья, перед тем как одеться в лиственное убранство, ...

8. Итог работы.

Понравилась ли картина, какие она вызвала чувства?

Молодцы! Хорошо потрудились! На уроках русского языка мы проходили тему “ Местоимение”. Дома из сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” выписать 3 местоимения и разобрать их как часть речи.