По картине В.М. Васнецова «Аленушка»

Разделы:

Цели: формировать умение составлять текст – описания по картине, умение использовать в сочинении образные средства, сравнения, эпитеты, олицетворения; научить читать картину, выделять микротемы в описании; учить составлять план и придерживаться его при написании связного текста.

Материал к уроку:

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовительная работа.

(В.М.Васнецова)

(Написал много картин на исторические темы и сказочные сюжеты, художник – передвижник.)

  • Кто помнит, какие картины он написал? (Баба-Яга, Богатыри, Иван царевич на сером волке, Аленушка)
  • Перед вами на партах лежит стихотворение. Прочитайте его.

(Один ученик читает вслух.)

Девочка в лесу.

“О чем ты плачешь, девочка,

В задумчивой глуши,

У озера, где зыблются

Седые камыши?

Зачем слезинки вспыхнули

И льются на траву!” –

“Я жду к себе русалочку,

Зову ее, зову!

Никто не откликается, –

И скучно мне одной!

Вокруг так неприветливо

И лес такой пустой.

М. Пожарова

(Глушь, зыблются.)

(К толковому.)

(Два человека зачитывают значение этих слов по словарю.)

(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.)

(Оформлена выставка детских рисунков.)

  • Какой вы себе представляете Аленушку из сказки? Выберите из всех рисунков те, которые соответствуют словесной характеристике героини.
  • Как вы представляете себе облик девочки в тот момент, когда случилась беда?

    3.

Рассматривание картины. Беседа о картине.

  • А вот художник В.М.Васнецов по-своему увидел эту героиню.

И сегодня на уроке мы будем писать сочинение по картине “Аленушка”, наша задача описать главную героиню картины и передать ее настроение.

(Дети смотрят.)

  • Кого мы видим в центре картины? Почему художник изобразил героиню на переднем плане картины?

(Она сидит у озера на камне.)

(Худенькая, босая, волосы сбились в беспорядке и т.д.)

3 стр., 1061 слов

По картине Васнецова «Алёнушка»

... Просто так хочется помочь Аленушке, но, к сожалению, это невозможно. Сочинение по картине «Алёнушка» Васнецова Создание картины «Аленушка» было окончено в ... юная, но взгляд достаточно взрослый. Художник создал точный психологический портрет героини и сумел сделать ее образ ... человеческому уху он будет недоступен. Аленушка - это простая и трогательная девочка, которая оказалась в трудной ситуации. ...

(Сидит сжавшись в комочек, обхватив колени руками, опустив голову.)

(О братце, который превратился в козленочка.)

– Аленушка – сиротка. У нее нет родных, никто ее не пожалеет и никто ей не поможет. Вот она и пришла сюда в лес к озеру, посидеть и погоревать в одиночестве. Художник показывает душевную красоту Аленушки. Люди не жалеют сиротку, а вот природа ей словно сочувствует и грустит вместе с ней.

4. Выявление основных микротем.

  • Опишите, что вы видите на заднем плане картины? (Лес.)
  • Какой лес? (Густой, темный, таинственный, загадочный)
  • Что изобразил художник на переднем плане? (Озеро.)

(Темное, глубокое, печальное, холодное.)

  • А какое время года изобразил художник? (Осень.)

(По воде плавают желтые листья, c деревьев опадает листва.)

– Виктор Михайлович не случайно выбрал это время года. Ведь осень – грустная пора. Природа грустит вместе с Аленушкой. Природа помогает нам понять состояние девушки. Лес темный и на душе Аленушки темно. В лесу нет, ни единого лучика и на душе Аленушки нет ничего радостного и светлого.

(Это птички.)

  • На березке сидят ласточки, смотрят на Аленушку, сочувствуют ей, но ничем помочь не могут, скоро они должны покинуть родные края. Ласточка – это символ дружелюбия к добрым людям.

(Грустное, печальное.)

  • Мы с вами уже не раз писали сочинения – описания, какие признаки его вы знаете?

5. Составление плана сочинения.

  • Давайте подумаем о чем будем писать в каждой части. С чего начнем сочинение?
  • Что будем описывать в основной части?
  • О чем напишем в концовке?

(На доске появляется план:

  1. Вступление.

    Художник В.М.Васнецов и картина “Аленушка”.

  2. Основная часть.

    Образ Аленушки. Описание леса. Описание озера и т.д.

  3. Заключение.

    Наше отношение и отношение художника к героине.)

6. Составление устного рассказа по плану.

  • Какие слова можно использовать при описании леса?

(Нет. Изображена не яркая золотая осень, а серый осенний вечер.)

(Серое, осеннее, пасмурное.)

(Холодное, темное, печальное.)

  • Вы знаете, что сочинение можно начать с эпиграфа. Им могут быть слова из песни, стихотворения, пословицы.

Посмотрите на стихотворение М. Пожаровой, какие строки подойдут к эпиграфу?

(Главную мысль.)

(Дети зачитывают строки, которые подойдут к эпиграфу.)

  • На доске слова, которые помогут вам при написании сочинения.

Слова для справок:

  • Найдите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
  • Назовите словарные слова.
  • Найдите и назовите слова с удвоенной согласной.

    7.

Письменное сочинение по картине.

(После окончания работы дети перечитывают сочинение по слогам. Около понравившейся части ставят (!).

Несколько ребят зачитывают свои работы.)

3 стр., 1393 слов

Сочинение сегодняшний день описание природы весной 6 класс

... на красоту весеннего леса. 2, 3, 4, 5, 6 класс Природа весной ... и красоту природы. Природа весной сочинение С наступлением весны природа как- ... Природа весной наполняется жизнью, впитывает солнечный свет и наполняя красками пейзаж. Как умелый художник весна рисует яркими переливами лазурное небо и солнечные блики на ... воробьи. С каждым днем весна становится все ... абрикосовые деревья, перед тем как одеться ...

8. Итог работы.

Понравилась ли картина, какие она вызвала чувства?

Молодцы! Хорошо потрудились! На уроках русского языка мы проходили тему “ Местоимение”. Дома из сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” выписать 3 местоимения и разобрать их как часть речи.