(4 часа)
УРОК № 4
Тема. Сочинение по пословице. Развитие свяВНОй речи
Цель: учить учащихся понимать прямое и переносное значение пословиц и поговорок, уместно использовать их в собственной речи; связывать с жизненными ситуациями; развивать устная и письменная речь, творческое воображение; обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся; воспитывать любовь к художественному слову, способствовать получению эстетического наслаждения от него.
Оборудование: сборники пословиц и поговорок народов мира, иллюстрации к малых фольклорных жанров, сборник произведений за пословицами.
Теория литературы: ученический произведение, пословицы, поговорки, прямой и скрытый смысл произведения.
ХОД УРОКА
— Кому из нас не хочется быть хорошим собеседником, с которым интересно общаться? Кто не хотел бы иметь много друзей? Кто не мечтал достичь успеха в каких-то переговорах? А это в значительной степени зависит от того, насколько хорошо мы владеем языком, средствами выразительности, приемами убеждения. Среди популярных художественных средств — пословицы и поговорки, крылатые выражения, афоризмы. Научиться уместно, тактично и правильно употреблять малые фольклорные формы и является нашей задачей на сегодняшнем уроке и в дальнейшем.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
- Определите недостатки этого высказывания.
Я очень хорошо понимаю, что нужно усердно учиться в школе. Вьетнамцы говорят: «Чтобы быть человеком — учись неустанно». Арабы же отмечают: «Садись ежедневно на коня и добрым всадником станешь». Надо учиться читать книги каждый день, ведь «работящий человек не показывает пальцем на завтрашний день» (венгерская пословица).
Персы в древности говорили, что «одна мудрая книга дороже больше всего богатство», а русские — «будешь книги читать — будешь все знать» и «ум без книги, что птица без крыльев». (Накопление большого количества пословиц.)
Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное ...
... Роль книги в жизни человека велика, переоценить её сложно. Поэтому и мы должны беречь книги, развивать в себе и в каждом из нас любовь к чтению. Каким могло бы быть человечество без книг? ... и фантазии человека, позволит создать собственный образ описываемых событий или героев, наиболее полно сопереживать чувствам автора, погружаясь в воображаемый мир. Вспомним стихотворения С. Есенина, которого ...
- Выясните, что неправильное в этом высказывании.
Однажды мы решили сделать генеральную уборку в своем классе. Дружно взялись за дело. Аленка поливала цветы, так старалась, что даже на полу остались лужи. Петрик вытирал стенд, подпрыгивал, чтобы добраться как можно выше, но упал вместе со стендом. Девочки захотели подметать и поссорились за веник. Пыль до потолка, шум, гам — весело! Мы так гордились собой, что взялись убирать сами и порадовать классного руководителя. Правда, вскоре все устали и пошли домой. А школьной уборщицы тети Гали пришлось еще долго наводить порядок в классной комнате. Недаром же гласит японская пословица: «С добротой одного сердца и тысяча талантов не сравнится». (Это пословица не подходит к данному случаю. Лучше было бы «Где много кухарок, там похлебка недобрая» (турецкое) или «У семи нянек дитя без глаза» (русское) или «Хорошее начало — хорошее дело, и добрый конец — еще лучше» (шведское).)
IV. Формирование умений и навыков учащихся, развитие свяВНОй речи
Памятка
1) Выбери пословицу, которая тебе больше нравится и содержание которого ты хорошо понимаешь.
2) Вспомни ситуации, в которых возможно использование этой пословицы.
3) Придумай вступление, основную часть и заключение.
4) Напиши сочинение на черновике, хорошо проверь его.
5) Перепиши аккуратно сочинение в тетрадь, соблюдая орфографических и пунктуационных правил, точного словоупотребления.
6) Объем произведения — примерно 2/3 страницы.
7) Заголовком произведения будет избран пословица. Оно должно прозвучать во вступлении или в заключении.
2. Пословицы для произведения
Правда — как дерево: всегда из воды вытекает (румынское).
Доброе слово мало стоит, а слышится далеко (португальское).
Не смотри на шапку, а смотри под шапку (болгарское)., Ржа железо ест, зависть — людей (китайское)., Лучшее, что есть у человека,- это верный друг (арабское)., Тот не человек, кто добра не делал (азербайджанское)., Как устелиш, так и выспишься (английское)., Каждая лиска свой хвост хвалит (польское).
(Можно выбрать и другие пословицы.)
3. Образец сочинения по пословицам, НЕ СМОТРИ НА ШАПКУ,, А СМОТРИ ПОД ШАПКУ
Мне очень нравятся пословицы и поговорки народов мира. Они интересные, остроумные, познавательные, их можно применять как аргумент (доказательство) в различных жизненных ситуациях. Пословица подмечает самое существенное в жизни, учат мудрости, честности и порядочности. В этом я убедился, когда к нам в гости во время каникул приехал мой двоюродной брат. Он был в очень модном джинсовом костюме и бейсболке. Рассказывал, что дома имеет компьютер последнего поколения, скоростной Интернет. А игр у него сколько! И во всех он достигает наивысшего уровня! Мне немного аж завидно стало. Пошел разгадывать кроссворд. Как на зло, на два вопроса никак не мог найти ответа. Пришлось обратиться к брата Николая, он же старший на год. Но тот не знал ничего ни о самое большое озеро в мире, ни о спутниках планет, ни о косатках. И самое простое задание по математике выполнить не смог.
Пословицы об общении
... народное творчество. 21. Культурный предприниматель корректен в деловом общении и обладает искусством улаживать конфликты. 24. Сочинение пословицы об общении. 25. Когда не было письменности, люди делали ... это с помощью песен, сказок, преданий. 26. Пословицы об общении. 27. Человек должен ...
Тогда я и вспомнил болгарская пословица: «Не смотри на шапку, а смотри под шапку». Есть еще и русская пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». А вот японское: «Позолота слезла, а Будда под ней деревянный».
Итак, как гласит народная мудрость, человека надо оценивать не только по внешнему виду, материальным состоянием, но и за умом и добрыми поступками.
4. Составление сочинений на черновиках
5. Зачитывание сочинений. Комментарии, замечания учителя
6. Оформление работ в тетрадях
V. Домашнее задание
Дооформить сочинение по пословице в чистовой
VI. Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон», Продолжите фразу.
- По моему мнению, лучшее произведение был в… (лучше всего работал(ла)…)