Пейзажно-философская лирика И. Бунина (На примере стихотворения «Последний шмель»)

Сочинение на тему «Основные мотивы, темы и образы лирики Ф. И. Тютчева»

Перед вами сочинение на тему «Основные мотивы, темы и образы лирики Ф. И. Тютчева». Сочинение рассчитано на старшие классы, но может также использоваться в 6 классе при подготовке собственного сочинения.

Основные мотивы, темы и образы лирики Ф. И. Тютчева

настоящим европейцем

Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому большую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.

на философскую, гражданскую, пейзажную и любовную.

14-е декабря 1825

14-е декабря 1825

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена —

И ваша память от потомства,

Как труп в земле, схоронена.

Над этой темною толпой…»

…Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?

Стихотворение « Наш век » относится к философской лирике. В нем поэт размышляет над состоянием души современного ему человека. В душе много сил, но она вынуждена молчать в условиях несвободы:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

По мнению поэта, человек потерял веру, без света которой душа « иссушена », а мучения его невыносимы. Во многих стихотворениях звучит мысль, что человек не справился с возложенной на него миссией на Земле и его должен поглотить Хаос.

Пейзажная лирика Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа мудра и вечна, она существует независимо от человека. Между тем он только в ней черпает силы для жизни:

Так связан, съединен от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества.

Вешние воды

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Из осени поэт перемещается сразу в вечность:

5 стр., 2192 слов

Тютчев — поэт-философ

... лирика Тютчева имеет свою специфику — проблематика стихотворений этого поэта носит философский характер. Если исследовать лирику Федора Тютчева, то можно заметить, что самой важной проблемой для него является проблема единения человека ... на свет. Сочинение: Творчество Тютчева (323 слова) Ф.И. Тютчев – особенный лирик. Его поэзия ... Он потерял не только любимого человека, без которого не представлял ...

А там, в торжественном покое

Разоблаченная с утра,

Сияет белая гора,

Как откровенье неземное.

Продлись, продлись, очарованье

«Я встретил вас…»

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас.

«Денисьевский цикл»,

Любила ты, и так, как ты, любить —

Нет, никому еще не удавалось!

О Господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Лирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.

Надеюсь, данное сочинение по лирике Тютчева помогло вам в написании собственного сочинения.

Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева.

Вслед за Шеллингом Тютчев прозре­вает в природе живую, Божественную сущность мира. Ступени приро­ды от минеральных веществ до явлений органических — органы Ми­ровой Души, Бога. «Природа — это жизнь, — утверждал Шеллинг. — Мертвой природы нет. И в неорганической материи бьется пульс жизни, теплится Мировая Душа. То, что для предшественников Тютчева выступало как поэтическая условность, как художественное олицетворение, для Тютчева стало символом веры в таинственную жизнь, струящуюся в глубинах природ­ного вещества:

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

«Вовсе не высшее знание,

а только собственная слепота и глухота заставляют людей отрицать внутреннюю жизнь природы, — замечает В. С. Соловьев в своей статье о Тютчеве.

Полдень в стихах Тютчева «лениво дышит», небесная лазурь «смеет­ся», осенний вечер озарен «кроткою улыбкой увяданья». Поэтому в его поэзии исчезают барьеры между человеческим и природным мирами: природа живет страданиями и радостями человека, а человек — страда­ниями и радостями природы. Если Пушкин в элегии «Погасло дневное светило…» лишь соотносит волны океана с душевными волнениями ли­рического героя, сохраняя грань, существующую между природой и че­ловеком, то у Тютчева эти грани разрушены:

Тютчев одним из первых в русской литературе, предвосхищая Тол­стого и Достоевского, дает оценку деяний французского императора с религиозно-нравственных, православных позиций. В стихотворении Тютчева «Неман» (1853) горделивые претензии Наполеона терпят крах при столкновении с Россией и ее народом, вдохновляемым не земным, а Божьим пламенем православной веры. Наполеон изображается здесь в момент перехода его войск через Неман и вторжения в русские пределы: «Победно шли его полки, / Знамена весело шумели, / На солнце искрились штыки, / Мосты под пушками гремели — / И с высоты, как некий бог, / Казалось, он парил над ними/ И двигал всем и все стерег/ Очами чудными своими… /Лишь одного он не видал… / Не видел он, воитель дивный, / Что там, на сто­роне противной, / Стоял Другой —

15 стр., 7341 слов

«сходства и различия с лирике тютчева и фета. по лирике тютчева ...

... к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие. Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – ... лирики. Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики. Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, ...

стоял и ждал… / И мимо проходила рать — / Все грозно-боевые лица, / И неизбежная Десница / Клала на них свою печать…»

«Чудные очи» человека, возомнившего себя Богом, слепы, потому что «ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубо­кие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая —

мощного, мгновенного орудия Провидения» (Пушкин).

А Провидение, по Тютчеву, стоит на страже России как страны православно-христианской, сохранившей в чистоте основы хри­стианской веры. Поэтому гражданские стихи Тютчева пишутся как бы от лица Силы, более властной и могущественной, чем сам поэт.

панславистской

идеи. Он настаивает не на племенной, а на

духов­ной

близости славянских народов, основанной на общности националь­ного предания.

Следует сказать, что вера Тютчева в мессианское призвание России тоже подвергалась драматическим искушениям. Надежда на русскую политику Николая I, появившаяся в первые годы его царствования, вскоре показала свою несостоятельность. Крымская война со всей оче­видностью подтвердила ее. Поражение России заставило Тютчева под­вергнуть деятельность умершего государя беспощадной критике: «Для того, чтобы создать такое безвыходное положение, нужна была чудо­вищная тупость этого злосчастного человека»:

Не Богу ты служил и не России,

Служил лишь суете своей, И все дела твои, и добрые и злые, — Все было ложь в тебе, все призраки пустые:

Ты был не царь, а лицедей.

только одна приливающая волна народ­ной жизни в состоянии поднять его

и пустить в ход» Эту приливную волну Тютчев постоянно ощущал с 1844 года, с момента своего возвращения в Россию:

Тихой ночью, поздним летом Как на небе звезды рдеют, Как под сумрачным их светом Нивы дремлющие зреют… Усыпительно — безмолвны, Как блестят в тиши ночной Золотистые их волны, Убеленные луной.

Существенные перемены происходят теперь в поэтическом творче­стве Тютчева: хаос страстей постепенно умиротворяется. В зрелых про­изведениях поэта намечается выход к православной вере, призванной спасти современную эгоистическую личность от душевного опустоше­ния и саморазрушения. Удивительно, что логика развития творчества Тютчева предвосхищает путь духовных исканий героев Достоевского: от сомнений, неверия, душевных метаний к христианскому возрождению падшего человека. Одновременно в лирике позднего Тютчева соверша­ется поэтическое открытие народной России:

Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил, благословляя.

Перемены, случившиеся в лирике поэта, особенно очевидны при со­поставлении двух перекликающихся друг с другом стихотворений — «Осеннего вечера» (1830) и «Есть в осени первоначальной…» (1857).

9 стр., 4244 слов

Описание “Как красива осенняя береза”. Осенние деревья описание. ...

... присущи русскому человеку. Вот почему берёза по праву считается одним из главных символов России. Историческая справка Характерно и достаточно интересно описание березы для детей ... под голубой лазурью осеннего неба, наряжает всю землю потрясающими оттенками, насыщая церемонию прощания до весны неповторимым красочным убранством. Недаром именно осень была любимым временем года нашего великого поэта, ...

В «Осеннем вечере» природа не конкретизирована: «светлость осенних вечеров» не представлена в живой и зримой картине. В позднем стихо­творении она приобретает яркую, живописную изобразительность:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…

Даже время года в этом стихотворении детализируется: не осенний вечер вообще, но «лучезарный» вечер «осени первоначальной».

Если в «Осеннем вечере» образ пространства не заземлен и универ­сально всеобъемлющ — «туманная и тихая лазурь над сиротеющей зем­лею», то в поздних стихах поэтическое зрение Тютчева становится пре­дельно острым. Картина осени имеет тут чисто русскую окраску благодаря мастерски подобранным деталям:

Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.

Наконец, сопоставляя эти стихи, нельзя не заметить эволюции в са­мом душевном состоянии поэта. В «Осеннем вечере» его чувства траги­чески напряженны, в них ощутим некий преизбыток неупорядоченных, хаотических сил, готовых прорваться и разрешиться душевной катаст­рофой:

И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою…

В поздних стихах чувства поэта обретают умиротворенность и нацио­нально-русскую окрашенность. За картиной осени по-прежнему стоит образ склоняющейся к закату человеческой жизни. Но теперь поэт нахо­дит в осеннем увядании особую прелесть и гармонию: отшумели тревож­ные страсти, чувства стали сдержанными, просветленными, очищенны­ми от эгоистических желаний, полными щедрой самоотдачи:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле…